Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИСКУССТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Искусство - высшая форма эстетического освоения действительности. И это не удивительно. Дело в том, что в искусстве эстетическое - самоцель. Художник не ставит перед собой других целей кроме как создать эстетическую ценность, в то время как в других видах человеческой деятельности эстетическое происходит от этих видов деятельности. Деятельность рабочего, ученого, общественного деятеля и т.д. является реализация специфических производственных, научных, общественных, спортивных целей, но каждая имеет эстетическое значение в той мере, в какой в них проявляется творческая сущность человека, его способность творить в сопоставимости с общим уровнем достижений человеческого рода и приобретений в каждом виде предметов и явлений действительности. Будучи высшей формой проявления эстетического, искусство занимает особое место в эстетике. Оно содержит в себе огромный арсенал художественных произведений разных видов и жанров, исторических эпох и направлений. И задачи эстетики в том, чтобы дать понимание общих законов искусства.
ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА
Предметом искусства, как и предметом науки, есть действительность, реальный мир, природа, общество, человек. Задача заключается только в том, чтобы установить, в чем состоит отличие художественного познания от научного. Однако в отличие от физика и химика, биолога и геолога художник познает природу в ее соотнесении с человеком, в ее ценностном значении.
Природа под кистью художника раскрывается таким, какой он видит ее, эмоционально воспринимает и духовно осмысливает живописец. Михаил Пришвин писал, что он понимал природу как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаке только человек дает свой образ и смысл. Отсюда задача художника - искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека.
Таким образом, разница в предметах познания искусства и науки нужно видеть не в том, что познаются различные объекты, разница здесь в самой природе познания. Наука безэмоциональная, и ее безэмоциональность обусловлена абстрактно-логической, теоретической сознанием, которое способно решать свои задачи лишь при условии отвлечения от стихии эмоциональной жизни человека.
Формой, в которой искусство отражает действительность, является художественный образ. Принципиальное отличие художественного образа от образа-представления состоит в том, «что художественный образ является результатом познания того ценностного аспекта бытия, метафорически принято называть «очеловечиванием» мира, тогда как способ представление есть отпечаток объекта как такового, освобожденное от его идейно-эмоциональной интерпретации и оценки».
Художественное познание отрієнтовано на познание духовной жизни человека и общества как на главную и конечную цель, тогда как познание материального бытия природы и человека является лишь средством для достижения этой цели. Закономерно возникает вопрос: что интересует художника в том чей портрет он пишет? Внешность изображаемого человека или его внутренний мир, физическое его бытие или его духовная жизнь? Целью портрета является познание внутреннего, духовного, психологического, познание же внешнего искусству необходимо лишь постольку, поскольку без этого искусство не открывает новые законы, не устанавливает новые факты. Это задача науки. Но если искусство и открывает факты научного знания, то это не цель, а побочный результат. Бальзак для ученых сделал важные наблюдения, связанные с социальной природой человека. Писатель Стринберг в романе «Капитан Коль» высказал мнение о возможности получения азота из воздуха. Живописец Лиотар в картине «Шоколадница» интуитивно розклалав свет по законам, что физики открыли позже.
Искусство дает другие знания. Однако интерес к ним объясняется не нашим стремлением понять методику научного эксперимента или расширить знания о конкретную область науки. Благодаря искусству мы понимаем нравственную природу науки, разных по характеру людей, занимающихся ею. Искусство открывает нам внутренний мир человека во всем его богатстве и открывает в нем новое, неожиданное, не замечено нами.
Искусство дает знания о жизни, про сложные человеческие отношения. Оно учит понимать других людей и самого себя, учит жить, будит в человеке человеческое. Короче говоря, предметом искусства является человек. На это неоднократно указывали еще русские революционеры-демократы. Так, например, Н.Г. Чернышевский говорил о воспроизведении действительности в искусстве, «главный предмет которого - человек». Человеческая жизнь он называл «единственным коренным предметом, единственным существенным содержанием поэзии». Аналогичные высказывания есть и у В.Г. Белинского, А.Н. Добролюбова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Известно, что М. Горький говорил о литературе как о человековедение.
Однако утверждение, что предметом искусства является человек, требует некоторых дополнительных разъяснений. Дело в том, что существуют жанры и виды искусства, в которых нет непосредственного изображения человека. Музыка, например, начисто лишена возможности изображение телесного вида" человека, не находим мы такого изображения и в пейзаже, натюрморте, декоративно-прикладных искусствах, архитектуре. Но это не мешает музыке воспроизводить глубинные процессы жизни человеческого духа, в пейзаже передать определенное настроение, хотя такого настроения нет ни в поля, ни в щелочи, ни в реки. Оно свойственно только человеку.
Что же касается архитектуры, декоративно-прикладных видов искусства, то здесь сущность человека может быть художественно познана через освоен общественным человеком предметный мир. Это обстоятельство подчеркивалось еще Л. Фейербахом: «... Тот предмет, с которым субъект связан по существу, в силу необходимости, есть не что иное, как собственная, но объективная сущность этого субъекта». «Человек самого себя познает из объекта: сознание объекта есть самосознание человека. По объекте мы можем узнать лик века и его сущность. В объекте проявляется сущность человека, его истинное объективное «Я». Это относится не только к умственным, но и к чувственным объектам».
В произведениях декоративно-прикладного искусства, в архитектурных способах раскрыты характеры, чувства, мнения людей и через них - суть общественной жизни той или иной исторической эпохи. Даже натюрморт (что; означает мертвая природа) всегда говорит нам не только о вещах, но и о живом человеке, его отношение к миру. Примером этого является искусство голландских мастеров Яна Ван Гейсума, Питера Класа, Балтазара ван дер Аста и др. Изображая природу, в жанре натюрморта, они раскрыли типичное для того времени отношение к этой природы, сложившееся в общественной практике.
Произведения искусства рассказывают нам не только об образе жизни, мыслях, чувствах отдельного человека, но и о мировоззрении, мироощущении общества, его идеалах. Поэтому предметом искусства является не человек вообще, а духовный смысл его социального бытия».
Искусство - одна из форм общественного сознания.
Искусство - специфический вид отпечатка и познания действительности в конкретно-чувственных образах. Но если именно это понятие - абстракция, то реальное бытие искусства - художественное произведение. Таким образом, произведения искусства и художественный образ диалектически взаимосвязаны и с необходимостью предполагают друг друга. Художественный образ идеальный и возникает только в сознании воспринимающего, становясь частью субъективной эстетического сознания, в то время как произведение искусства материален и существует вне общественным и индивидуальным сознанием. Но возникнуть художественный образ может только благодаря произведению искусства, его эстетическим качествам, особым способом организованной материальной структуре произведения искусства. Соотношение между художественным способом и формами объективной реальности показывает, что здесь имеет место момент тотожністі и разногласия. Понятно, что степени сходства или подобия образа объекта отображения зависит узнавания, а следовательно, отношение к способу субъекта восприятия. Но поскольку содержание способа значительно шире объекта отображения, то художественный образ должен отличаться от отображаемого объекта.
Искусство реалистическое, когда оно глубоко проникает в действительность и отражает ее в динамике, в единстве объективного и субъективного. То есть в нем вполне субъективное должно быть одновременно вполне объективным. Только в этом случае субъективное "может быть эстетически передано и воспринято, потому что здесь объективное и является одновременно вполне субъективным. Такая диалектика субъективного и объективного есть только тогда, когда реалистическое искусство понимается как единый процесс, как единство создания и восприятия искусства. Творческий субъективный элемент в сознании творца произведения повторяется в сознании зрителя, читателя.
Художественный образ как идеальное образование возникает тогда, когда восприятие «повторяет» в своей духовной структуре моменты создания художественного произведения, когда зритель, читатель воссоздает для себя картину мира, аналогичную той, что изображена в произведении искусства. Возникающая картина как бы создана самим читателем, является его достижением и собственностью.
С самого начала действительность осваивается человеком через его конкретную деятельность, ощущение, что имеют чувственный характер. Ощущения вызывают у людей эмоциональную, что приводит их в волнение реакцию. Даже самый термин «эмоция» в переводе с латинского «етоуєге» обозначает движение, волнение. Однако нельзя не заметить, что эмоциональный момент в разной степени проявляется в различных видах человеческой деятельности. Так, например, в деятельности ученого он существенно способствует работе, но не лежит в самой природе логических выводов и научных истин. Положительные переживания, волнения, которые возникают в процессе работы и в результате научного успеха, есть только важные психологические стимулы в деятельности ученого. В то время как художник, выражая в произведении свои симпатии и антипатии, свои эмоциональные переживания, стремится как можно полнее передать их публике, ученый в своих научных доказательствах, открытиях - нелицеприятный. Научное открытие призвано влиять в основном на разум, а не на чувства читателя, оно не имеет целью представить эмоциональное отношение автора к объекту исследования.
В искусстве же эмоции являются необходимой составной частью, одним из компонентов содержания, органично окрашивает его и что выражает заложенную в нем мысль. Эмоциональностью отличаются способы всех искусств. Так, Г. Роллан говорил, что музыка без эмоциональной насыщенности превращается в чередование гармоник, лишенных жизни. А театр становится обычным, хорошо отлаженным механизмом, если в спектакле нет высокого эмоционального напряжения. Сама природа художественного освоения жизни такова, что в способах художник, по выражению поэта, должен положить на музыку не только слова, но и свое сердце.
Образ, несущий идею, убедительный, если за ним стоит художник, для которого главное в жизни, по словам Родена, быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить.
В каждом художественном произведении точно и строго рассчитано, что должно подействовать, когда и каким способом. Гармония выверена алгеброй чувства, умом, эмоционально-рационально обдуманно. А иначе... иначе плачущая на сцене актриса вдруг размыло бы слезами грим и стала смешной. Изображение человеческого горя и страдания на живописном полотне или в скульптурном портрете вызвало бы только жалость.
Эмоциональная сила искусства возникает не спонтанно. Это результат глубокой мысли и чувства. Создавая свое произведение, художник учитывает, как все показанное и описанное им будет влиять на людей.
Важнейшей особенностью художественного образа является также его индивидуальная определенность. Искусство всегда зштовхує человека с конкретными жизненными фактами, событиями, переживаниями. В.И. Ленин неоднократно обращал внимание на то, что явления так или иначе всегда богачи закона. Богаче именно в том смысле, что оно конкретно индивидуально имеет множество единичных и особенных, ему одыха присущих черт, в то время как в законе отражены только общие и существенные стороны, которые присущи всей группе данных явлений. В художественном образе воплощена конкретно чувственная полнота, индивидуальное богатство каждого явления, что изображается.
Реалистичный способ несет в своей индивидуальной форме обобщения жизненных явлений и не тождественно отдельному индивиду, а фиксирует, благодаря творческой силе художника, неповторимость мысли, чувств, поступков многих людей. В индивидуальной судьбе, в живом неповторимости облика героя-персонажа заложены те мысли и чувства, характеризующие эпоху, класс, народ, нацию и т.д. В реалистическом искусстве типизация понимается как выявление и художественное воплощение самого существенного и значительного в окружающей жизни, в человеке, что определяет силы прогрессивного развития. «Реализм,- указывал Ф. Энгельс,- предполагает помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» .
Процесс обобщения и индивидуализации, проникнутое глубоким демократизмом, полным слиянием художника с народом, обогатил искусство этих художников, показал, что на основе общего метода реалистического обобщения, общих принципов реалистической типизации возможны самые различные образцы талантливой творчества. Личностью художника, природой его таланта, глубиной проникновения его в жизни современного общества определяется качественный уровень типизации и индустриализации художественных способов.
Рассматривая способ как диалектическое единство субъективного и объективного, рациональное и эмоциональное, типичного и индивидуального, необходимо отметить, что он как идеальное образование не смог возникнуть в процессе восприятия, если в структуре произведения отсутствует хоть один из этих признаков. Специфика способа состоит в том, что эти признаки проникают друг в друга; рациональное и эмоциональное, типичное и индивидуальное оказываются через субъект.
Взгляды Шиллера на роль искусства в структуре человеческой жизнедеятельности.
Взгляды Шиллера на общество и культуру были значительно глубже, чем взгляды, скажем, Руссо; он признает, что разделение труда дает негативные последствия, но рассматривает этот процесс как закономерный, ибо общество, культура могут развиваться только в борьбе противоречий. В то же время Шиллер не склонен идеализировать буржуазную цивилизацию, которая основывается на «антагонизме сил», и далек от того, чтобы рассматривать ее как конечную цель человеческого существования. Неравномерное развитие человеческих способностей, распад гармоничного общественной жизни, говорит он, оправданы исторически лишь потому, что служат предпосылкой для нового, более совершенного общества.
Для сохранения жизни, своей индивидуальной сущности, человек, утверждает Шиллер, может и должна мириться даже с внешним давлением, чтобы только духовно она чувствовала себя свободной, ибо рабство в рабских условиях не имеет в себе ничего постыдного, наоборот - низкое положение в сочетании с высокими помыслами может перейти в возвышенное. («Мысли об использовании пошлого и низменного в искусстве»).
Бегство в сферу искусства вызвана не только разочарованием в революции, но и другими факторами. Капитализм в Германии уже обнаружил стихийный антагонизм сил, разрушителен для человеческой личности характер буржуазного разделения труда. При этих условиях Шиллер только в искусстве видит средство гармоничного, всестороннего развития человека.
Искусство, по его мнению, способно выполнить эту великую миссию потому, что оно основывается на «эстетической игре», в процессе которой уничтожается противоречие между чувственным и умственным, физическим необходимостью и нравственной свободой. Очень важно, что Шиллер нигде не отрицает целесообразности социальных, политических преобразований, он лишь утверждает, что эстетическое воспитание должно предшествовать этим преобразованием: когда искусство перевиховає человека в духе гуманизма субъективно, изнутри, наступит время для успешной перестройки объективного исторического жизни, создание действительно свободного гуманистического общества .
Шиллер пытается совместить эстетическое с социальным, трактуя красоту и человечность как равноценные синонимы, только красота, пишет он в «Письмах об эстетическом воспитании человека», возвращает напряженном человеке гармонию, а ослабленной - энергию, следовательно, делает ее завершенной в самой себе целостью Акт, благодаря которому уничтожу ется противоположность умственного и чувственного, нравственной свободы и физической необходимости, Шиллер называет «эстетической игры» Все другие виды деятельности делают человека односторонней, стимулируют развитие лишь одной способности или силы, тогда как красота, побуждая нас к «эстетической игры», дарит нам свободу, целостность и гармоничность «Игра» в интерпретации Шиллера-не обыденное, утилитарное занятие, но и не буйство фантазии, что поднимается над реальной действительностью, это свободное проявление всех наклонностей и талантов Поскольку «игра» лучше совершенствует человеческую личность, то идеал красоты той или др шего человека, выводит Шиллер, необходимо искать в этой самой сфере, в которой она удовлетворяет свою побуждение к игре, потому что «человек играет только тогда, когда он является человеком в полном смысле слова», а «полным человеком она становится лишь тогда, когда играет» (167)
Эстетический, или свободное настроение есть, по определению Шиллера, средним состоянием между чувством и мышлением, находясь «в котором дух не испытывает ни физического, ни морального принуждения, хотя и действует в обоих направлениях» (184) Эстетический настрой составляет предпосылку для равномерного и одновременного проявления каждой отдельной способности в противовес других занятий, которые направляют нас исключительно в одно м направлении, он сохраняет человеческую природу в первозданной чистоте и неприкосновенности, защищает ее от малейшего воздействия внешних сил Эстетическая культура, отмечает Шиллер, «не дает отдельно ничего нет розсудкові, ни воли, не ставит перед собой ни интеллектуальных, ни моральных целей, не открывает никаких истин, не помогает в выполнении каких-либо обязанностей, не способна ни сформировать характер, ни просветить ум», и «нисколько не определяет личную стоимость человека или ее достоинство», зато она позволяет нам делать из себя все, что нам только заблагорассудится, и именно в этом похожа на природу, что также дарит человеку лишь потенциальную способность, оставляя все остальное на усмотрение нашей свободної воли (185)
С позиции своей эстетической утопии Шиллер намечает покли касания и цель поэта, художника будучи сыном своей эпохи, он, однако, не должен стать ее воспитанником, а тем более любимцем, пусть созревает под далеким небом Греции, чтобы затем, возмужав, вернуться к своей суток и беспощадно очистить ее от пороков Если материал для художественного произведения почерпнутый из современности, то его форма непременно должно исходить из совершенного века, шляхет нішої эпохи, или же с вневременной сферы, с абсолютной и неизменной единства существа художника, в «демонічній природе которого, по выражению Шиллера, содержится «поток красоты, не зараженный зіпсованістю поколений и эпох» (141)
Форма художественного произведения, утверждает Шиллер, тривкіша от его содержания, потому что не зависит от капризов времени из богов уже давно смеялись, но их храмы все еще были священными для глаза, благородный стиль дворца наносил стыда позорным поступкам Нерона, хоть и правил последнем за жилье Когда человечество потеряет свою достойность, предвещает Шиллер, то только искусство спасет ее, сохраняя истину в заблуждении, то есть в форме, в красноречивом камни Чтобы не поддаваться духу эпохи, художник должен презирать ее суждения, стремясь совместить в своем произведении возможно с необходимым, иллюзию с правдой, фантазию с серьезностью, ибо настоящий идеал рождается только в результате такого сочетания (142) Знакомство с реальностью выдается Шіллерові весьма рискованным для художника, если его сердце еще не исполнилось идеалом, благородным порывом и неспособно опереться непосредственной современности Жить со своим веком, продолжает он, не значит быть его творением Необходимо подняться над современностью и делать не то, что она хвалит, а то, что ей нужно Окружайте своих современников, Шиллер обращается к художникам, благородными,, величественными и одухотворенными формами, символами совершенного, «пока видимость не преодолеет действительность, а искусство-природу» (144)
Учение о художественном творчестве как «эстетическую видимость» и «эстетическую игру» - центральная проблема философских размышлений Шиллера.
Искусство и красота - особое государство, где человек снова становится цельной, освобождается от оков реальных отношений, от всего, что составляет принуждение как в моральном, так и в материальном мире, в «эстетическом государстве» человек для человека только образом, объектом свободной игры и, руководствуясь высшим и благороднейшим законом, дарит свободу-за свободу, только здесь осуществляется идеал равенства, что его мы не находим в реальной жизни.
Использована литература.
1. Эстетика: учебник под ред. проф Левчук Л.Т., К. 1991г.
2. Шиллер Фридрих. Эстетика. - К., 1974г.
3. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде.