Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Метафоричность языка произведения

Сделаем попытку раскрыть особенности восприятия учащимися начальных классов метафоричности поэтического языка

Прежде всего выясним, что означает «метафоричность».

Метафора - это художественный прием, состоящий в переносном употреблении слова или выражения на основе аналогии, сходства или сравнения, а также слово или выражение, употребленные в такой способ. Явление метафоричности привлекает большое внимание исследователей не случайно. Это объясняется, прежде всего, общим интересом к изучению текста в широком смысле этого понятия (изучение всех функциональных стилистических разновидностей литературного языка, изучение языка художественной литературы), стремление дать лингвистическое обоснование и толкование различным стилистическим приемам, которые создают экспрессивность текста.

Метафора со времен античной риторики и философии была и есть в центре внимания ученых-лингвистов, философов, психологов, писателей и поэтов, а не только учителей. Не смотря на то, что изучение метафоры восходит еще от Аристотеля, до сих пор нельзя сказать, что существует общепринятая система взглядов на это явление. При попытке добраться до сути метафоры, исследовать ее природу и механизм такого производительного процесса, как метафоризация, высказываются разные мнения относительно того, чем является метафора, которая лежит в ее основе - сравнение, аналогия, тождество или сходство. Проработка специальной литературы убеждает нас в том, насколько сложным и різноаспектним явлением является метафоризация, насколько разветвленной и многомерным является метафора как троп.

Искусство слова - это особая организация художественного времени и пространства, что раскрывает человеку мир средствами эпических, поэтических и драматических произведений. Художественный смысл слова реализуется в языке художественной литературы, которая способна воспитать личность. Способы вызвать впечатление в душе читателя И. Франко определял как поэтику произведения литературы. Именно поэтика помогает уйти от предметности буквального смысла слова, осуществлять воздействие на читателя. Поэтому задача слова в художественном тексте заключается не только в донесении содержания до читателя. Она способна влиять на внутреннее состояние того, кто его воспринимает.

В психолого-педагогической литературе достаточно подробно охарактеризованы психологические особенности детей младшего школьного возраста. Так, исследователи возрастных особенностей младших школьников отмечают, что восприятие детей этого возраста малодиференційоване, лишенное оранізованого и целенаправленного анализа.

Художественное восприятие понимается как результат развития личности, которое не дается ей от рождения. Ребенок воспринимает художественное произведение как произведение искусства не сразу - на начальных стадиях для нее характерен действенный характер восприятия. Решающая роль в формировании этой способности отдается обучению и воспитанию.

Отметим, часть психологов отмечают, что младшие школьники во время изучения художественных произведений занимают позицию «внутри произведения», им присущ так называемый «наивный реализм», то есть детям трудно отстраниться от конкретных деталей, образов, событий, проникнуть в суть произведения. Часто они отмечают случайные детали, а существенное, важное остается вне их внимания.

Особенно заметной у учащихся начальных классов является преобладание конкретно-образного мышления в отношении к произведениям искусства. Однако постепенное накопление знаний об отдельных абстрактные и конкретные понятия влияет на повышение уровня развития познавательных процессов.

Восприятие художественного языка - это познание эстетического смысла слова, которое имеет существенные особенности и отличия в сравнении с процессами познания окружающей действительности. С высшим, самым ярким проявлением речи учащиеся встречаются в художественном тексте, где слово переливается всеми красками, высвечивает всеми гранями, приобретает способность выражать эстетическую функцию, выступает в такой роли, к которой его может подвигнуть только настоящий художник, мастер и его ценитель - писатель. Именно в художественном тексте дети встречаются со словом-образом, что уже является сферой речи, а не явлением языка.

В учебниках для чтения в начальной школе значительное место отводится произведениям, в которых изображена природа. В этих произведениях раскрываются ее поэтические картины, которые значительно влияют на настроение, чувства и переживания детей. Знакомство с лирикой помогает ученикам научиться выражать свое собственное отношение к прочитанному, к окружающему миру.

При изучении лирических произведений на первый план выносится углубленная работа над словом, его значением и различными оттенками этого значения. Традиционная работа над языком художественного произведения в начальной школе сводится к словарной работы, в ходе которой объясняется лексическое значение непонятных детям слов. Такой подход способствует расширению их словарного запаса, но полноценное общение с искусством требует восприятия слова как средства создания художественного образа, то есть восприятия слова в соответствии с той функцией, которую выполняют в данном художественном произведении изобразительно-выразительные средства языка. Важно научить школьников адекватно воспринимать те средства, с которыми они встречаются в процессе чтения, проникать в структуру высказываний, предложений, фраз, осознавать авторский выбор слова и на этой основе воспроизводить в воображении художественный образ.

Особенность работы над пейзажной лирикой заключается в определении идеи художественного произведения, выявлении силы и динамики чувств поэта, воздействия произведения на читателя, восприятии и оценке средств художественной выразительности, с помощью которых автор создал художественный образ природы, и формировании у младших школьников умений использовать соответствующие средства в собственных суждениях.

Восприятие лирики требует значительной подготовки учащихся: понимание роли ритмического построения стихотворного текста, прямого и переносного значения слов, особенностей поэтического синтаксиса, эмоциональной палитры. При этом важно учитывать, что дети младшего школьного возраста еще не имеют достаточного жизненного опыта, необходимого запаса представлений для возникновения нужных ассоциаций, а также читательского опыта. В литературном произведении младшего школьника интересует прежде всего яркий захватывающий сюжет, события, происходящие с героями. В произведениях пейзажной лирики такой сюжет отсутствует. Процесс ознакомления с пейзажным произведением требует от ребенка образного воображения и, что самое важное, восприятия переданных в нем чувств.

Среди многих поэтических произведений украинских авторов особенно привлекают внимание стихи Лины Костенко и Николая Винграновского. Эти произведения отличаются эмоциональной виразностю, красотой поэтического слова, яркой индивидуальностью авторского стиля. В произведениях Лины Костенко встречаются индивидуально-авторские прикметникові эпитеты, например, метільна метла, день глазурованная и т.д. Писательница выбирает оригинальные формы для выражения эпитетов, которые по своему характеру метафорические («гусей лебединая низочка огибает струны берез»). Необычная сочетаемость слов придает дополнительные оттенки в значениях понятий «худесенький», «заслуженный» («А я был юнцом, был худесеньким серпком», «Может, он заслуженный воробей?»).

Природа родного края в большинстве стихов Лины Костенко, приведенная в описаниях-пейзажах, напоминает картинки-миниатюры. Этому способствует использование цветовой гаммы из таких красок: желтой, янтарной, золотой, красной, розовой, серебряной, зеленой, сине-голубой, серой. С помощью этого поэтессе удается изображать яркие картины природы, используя различные виды метафор.

Например, в стихотворении «Красивая осень вышивает клены...» картинам осени добавляется зеленая краска, которая является символом живой природы летней поры.

Красивая осень вышивает клены
Красным, желтым, серебряным, золотым.
А листья просят: Вышей нас зеленым!
Мы еще побудем, еще не облетим.

В стихах сборника для детей «Бузиновый царь» времена года, явления природы персонифицируются. Они наделяются свойствами действовать, мыслить, чувствовать: «август выпустил серп», «уже врата лета замыкает осень». Метафора Лины Костенко «приоткрывает завесу» к пониманию ее поэзии, постоянно требует додумывание, разгадывание текста, улавливать логику движения поэтического образа. Метафора как путь к подтекста и идеи произведения помогает понять произведение, расшифровать его.

Николай Винграновский по-своему подходит к проблемам пейзажной лирики. Его стихи для детей имеют свою вполне выразительную палитру. Поэту всегда хватает таких эмоциональных тонов и полутонов, которых больше нигде и ни у кого не найдешь. В стихах М. Винграновского сказка не исчерпывается, она перекликается с жизнью.

Под рябыми кустами вухатими,
Где стерня босые ноги колет,
Зайцы катят передними лапами
По городу капусту в поле.

Понятие в стихах М. Винграновского очень конкретные, имеют свое особое значение. Он никогда не скажет случайно «наша хата», «наша река», «наш двор» и др. За этими словами стоит олицетворение характерных национальных качеств человека, его мироощущение. Такие стихи носят патриотический характер. Например: «Ласточка возле окна, Ласточка нашего дома». Изображен пейзаж в его стихах согретый, пронизанный человеческой лаской.

У ласточки - ластовенятко,
У шелковицы - шовковенятко,
В роще у тропы - стеженятко,
В облака в небе - хмаренятко,
В заре над садом - зоренятко
Уже родились.
Лишь приуныли
Старая скала над обрывом
И дуба засохшее стовбурище.

Такая пестлива лексика и слова-новообразования играют в стихах М. Винграновского значительную роль. Для писателя важны неповторимые оттенки чувства, состояния души, они высказываются по своим законам, говорят по-своему.

Таким образом, поэзии Лины Костенко и Николая Винграновского не только воспроизводят картины окружающего мира в интересных художественных образах, но и приобщают детей к восприятию литературного языка, развивают творческое воображение и мышление, помогают формировать эстетический вкус, чувство литературного стиля. Но пониманию такой поэзии - поэзии необыкновенной красоты и совершенства - маленьких читателей необходимо обучать.

Автор: А. Терещенко