Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Роль искусства в формировании культурологического подхода к воспитанию учащейся молодежи психолого-педагогический аспект

Искусство и мораль имеют единственную цель - совершенствование личности. По своей природе сущность искусства глубоко гуманистическая так как в центре его интересов всегда стоит человек. Потребность в самопознании и самоопределении характеризует отношение молодого человека к внешней действительности: в окружающей среде она непременно ищет материал для построения своего мировоззрения. Одним из таких материалов и является искусство - одна из форм познания действительности, которая обеспечивает разностороннее и благодетельное влияние на сознание человека, то есть выступает как источник познания, духовного обогащения и формирования ее мировоззрения.

Безусловно, такой сложный процесс требует поисков оптимальных методов и форм работы в привлечении школьников к ценностям мировой художественной культуры. Поэтому справедливо звучит критика, что работа в школе в направлении художественного воспитания средствами искусства опирается скорее на информационный анализ произведений, который не дает полноценного восприятия искусства и не способствует развитию духовно-нравственной сферы молодого человека.

Известно, что один и тот же художественное произведение не может создавать одинаковую художественную сознание и не становится условием появления абсолютно идентичных чувств, восприятий, предпочтений, отношений. Зависимость заключается прежде всего в особенностях жизненного опыта, моральных убеждений, уровня эстетического вкуса и потребностей, наконец, от личностных качеств самого человека. Поэтому, условием совершенствования воспитательного процесса средствами мировой художественной культуры, с целью формирования нравственно-эстетических качеств личности является наличие знаний об уровне естетичноі подготовленности учащихся определенного возраста. "Каждый педагог, - считал В.О.Сухомлинський, - должен глубоко знать . индивидуальность каждого ученика, источник его умственного, нравственного и эмоционального развития [8].Виходячи из потребностей нашего исследования, объектом изучения было определено процесс эстетического вихованя школьников юношеского возраста, в котором предмет исследования - формирование нравственно-эстетических качеств личности средствами мировой художественной культуры .

Согласно выводам философов, результатом активной духовной деятельности суб'єкта. художественное восприятие выступает как процесс отображения произведений искусства Особенность такой деятельности и заключается в формировании эстетических эмоций и вкуса и поэтому требует напряженной духовной работы и сотворчества.

Во время педагогического исследования (декабрь 2004 - февраль 2005 года) в г. Суходольске, анализируя программу из курса мировой художественной культуры как целостную систему художественно-эстетического воспитания учащейся молодежи, на основе разработанных тестовых заданий для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательной школы № 14 мы пришли к выводу, что Внедрение этого предмета позволяет учащимся создавать условия для овладения миром художественных ценностей разных эпох и направлений, пробудить и развить собственные эстетические чувства и переживания.

Анализ научной литературы по вопросам воспитательных возможностей искусства в общем развитии учащихся выявил наличие противоположных точек зрения. Одни подчеркивают важность привлечения различных видов искусства в школьной практике, особенно в старших классах, где пробелом в обучении является отсутствие художественно-эстетических дисциплин. Другие считают, что развитость в восприятии, даже одного из искусств, будет влиять на качество предпочтений к другим.

Так, искусствовед Б.В.Алєксєєва аргументирует свою точку зрения тем, что занятия одним видом искусства - музыкой, живописью, театром и т.д. - закладывают достаточный фундамент для всего дальнейшего эстетического развития личности. "Сложно, или даже невозможно владеть всеми искусствами равномерно. И даже не нужно, ведь их пути ведут к одному миру ценностей. К тому же человек с развитым художественным восприятием все равно обращается к смежным искусств по собственному желанию" [10, с. 145].

Однако, следует подчеркнуть, что каждый вид искусства влияет на личность по-разному; по-разному способствует развитию его разнообразных способностей и вызывает разный уровень художественного восприятия окружающего мира.

Для активизации процесса нравственно-эстетического познания искусства достаточно двух элементарных условий: потребности и ситуации ее удовлетворения [4, с.23]. Такая установка придает ему направленный характер, что имеет важное значение для формирования нравственно-эстетических качеств., поскольку процесс нравственно-эстетического познания искусства впитывает эмоционально-чувственную сферу, оценочную деятельность, осознание идеала и т.д.

Так, на исключительные воспитательные возможности искусства, его специфические качества постоянно обращает внимание в своих работах художник и педагог Б. М. Неменский: "Ничто, кроме искусства, не способно воссоздать чувственный опыт многих поколений. Произведение искусства может передать унижение раба или боль старой одиночества и остаться при этом молодым человеком настоящего времени. Поэтому именно такое воздействие искусства формирует душу, обогащает человеческий личный опыт гигантским опытом человечества." [6].

Поскольку чувственная сфера является основой художественного восприятия, возникает необходимость ее развития. Б. М. Теплов считал, что "художественное воспитание всегда включает в себя воспитание способности восприятия", причем, "художественно полноценное восприятие искусства - это "умение", которому надо учиться" [12, с.98]. Но спроможнісь к восприятию искусства и познания его не дается человеку от природы, она формируется и развивается в процессе длительного системного воспитания. Так, Л. С. Выготский подчеркивал, что для восприятия искусства необходимо "творчески преодолеть свое личное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства проявится полностью" [1,с.237-238].

Опираясь на методологические основы теории Л.С.Виготського, современные педагоги и психологи углубляют и расширяют исследования проблемы художественного восприятия.

Так, в конкретно-историческом и социальном аспектах рекомендует рассматривать обозначенную проблему Б.С.Мейлах, обращая внимание именно на его историческую подвижность [4]. В свою очередь, А. О. Мелик-Пашаев[5] считает, что художественное восприятие - это способность постичь произведение искусства как зрительный образ неповторимого идейно-эмоционального содержания. По мнению Б. П. Юсова «восприятие и анализ художественных произведений объединяет способность к сопереживанию, то есть к эмоциональной отзывчивости; наличие определенного объема знаний и представлений об искусстве; способность понимать форму художественных произведений; переносить оценки и художественные суждения на восприятие явлений действительности и других видов искусства»[10].

Таким образом, анализ научной литературы относительно проблем художественного восприятия на уровне философских и психолого-педагогических исследований дает общее представление об данный процесс, как способность личности к восприятию произведений искусства, что в свою очередь требует от человека умения включать к процессу освоения художественных произведений эмоционально-чувственную сферу, собственный духовный и интеллектуальный потенциал, осознавать условность и життєподібність искусства. При этом, следует подчеркнуть еще одну особенность процесса художественного восприятия, а именно, - наличие индивидуального характера восприятия.

Во многих психолого-педагогических исследованиях ( Бутенко В.Г., В.А Ива, Л.С. Выготського, Н.В. Гончаренко, Кагана М.С., Корнейчука А.Е., Л. Т. Левчук, В.Н. Липского,Б.Т. Лихачева, А. Мелик-Пашаева, А. И. Фортовій, С. В. Шинкаренко, Юсова Б.М. и др.) отмечено, что путь развития каждой личности своеобразный, хотя и существуют общие для той или иной возрастной группы признаки. Старший школьный возраст - это период интенсивного физического и нравственного развития, социального определения, включения человека к активной жизни государства

Анализируя результаты нашего научного исследования в процессе эстетического воспитания на примерах произведений искусства мы отметили, что в самосознании ученика реализуется воображение, которую он составляет о себе как о индивидуальную целостность, отличную от других: возникает желание видеть себя лучше, современнее. Так, по наблюдениям С.В.Бондаревської [10], старшеклассники стремятся утвердить свою внутреннюю независимость, подчеркнуть свою самостоятельность в принятии жизненно важных решений и способны к самовоспитанию и самообразованию В процессе знакомства с разными видами искусства, в них создаются благоприятные внутренние и внешние предпосылки для формирования научного мировоззрения, познавательных возможностей, интеллекта, выявление творчества в различных областях науки, искусства, общественной деятельности и т.д.

Надо отметить, что овладение учащимися художественных произведений разных видов искусства позволяет изменить характер художественно-педагогического общения, направляя его на подробное отображение своей национальной художественной культуры в контексте культурологических явлений мира, в развитии творческого потенциала учнівськоі молодежи на основе художественной деятельности, учитывая достижения передового педагогического опыта в области художественно-эстетического образования: ”...художественную культуру необходимо рассматривать как совокупность духовных ценностей, созданных человечеством..., следует раскрывать гуманистическое, объективно человечное отношение к культуре, ее значимость и ценность не только с позиций создателей, но и потребителей”[11, с.58].В свою очередь І.С.Кон подчеркивает, что " . ценнейшие приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, который означает для юношества настоящую коперниковой революции" [2, с. 56].

Таким образом, согласованность чувственной и интеллектуальной сторон в восприятии старшеклассниками художественных произведений разных видов искусства способствует постижению их морально-эстетической ценности. "Понять художественное произведение, - отмечает Б.М.Теплов, - это, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этой почве подумать над ним" [9, с.99].

И действительно, анализ теоретических предпосылок, результатов нашего научного исследования с точки зрения повышения эффективности знаний по искусству, а также внедрение в учебно-воспитательный процесс дисциплины „Мировая художественная культура” показали, что восприятие различных видов искусства способствует развитию внимания старшеклассников, смысловой памяти, росту ее объема, развития теоретического и аналитического мышления, что касается анализа художественных образов и произведений вообще. У учащихся более ярко намечаются способности абстрагировать понятие от действительности, делать предметом анализа собственную мысль, находить и ставить проблемы, то есть, производить нестандартный подход к уже известным вопросам, развивая при этом способность включать собственные проблемы к общим, а интегративный подход на основе формирования синтетических образов во время восприятия художественных произведений дает возможность в воспитательном процессе сделать установку на духовный, нравственный подтекст через чувственные художественные образы как части целого. Такой подход принесет в каждую деятельность творческое начало и поможет сформировать чувственное отношение к миру как основы духовно-нравственного смысла.

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573с.

2. Кон И.С. психология старшеклассника. - М., 1980. - 191с.

3. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. - М., 1985. - 318с.

4. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981. - 96с.

5. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1984.

6.Нравственное содержание искусства и современный идеологический процесс / под рук. Левчук Л.Т. - К., 1990.

7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека // Выбр. произведения: В 5т. - К.:Рад. школа, 1976. - Т.2. - 473с.

8. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2т. - М., 1985

9 Фрмирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987. - 181с.

10. 10. Щелокова А.П. Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами мировой художественной культуры: - К., УГПУ, 1993.

11.Эстетическое воспитание молодежи средствами искусства / под ред. Бутенко В.Г. - М., 1991. - 242с.

12. Юсов Б.М. Проблема художественного воспитания и развития школьников. - М., 1984. - 158с.