Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Василий Стус
Символика поэтического мира В. Стуса




Василий Стус - один из наиболее поэтов XX ст. В новейшей украинской поэзии его имя стоит на первом месте не только потому, что светлый образ этого человека стал символом несокрушимости человеческого духа и национального достоинства. Это самобытный поэт, склонный к философскому углубление и высокого уровня самодостаточности поэтического слова и одновременно - к синтезу глубинных источников традиционного украинского искусств и поэтического языка XX в.

Поэзия В. Стуса - это прежде всего творчество великого таланта, незаурядного дарования. Глубокая искренность и тяга к добру обусловили появление поэта Канона, поэта на все времена, или, как говорил Дайте о такое творчество, поэта навсегда.

Поэзия В. Стуса доходит до нас, как свет далекой звезды. Его имя вошло в жизнь нашей страны на мощной волне национального возрождения и государственного становления Украины. Познания Стуса широким целом его земляков происходило параллельно с разрушением идеологических табу и открытием залежей нового знания о прошлое и настоящее Украины, в экстазе митингового самоутверждения, в радостном майві сине-желтых знамен, в величественной скорби траурного похода и переховання поэта и его собратьев в родной земле... Эта незабываемая страница нашей истории освящена именем Стуса.

Первое восприятие Стуса как поэта неотделимо от героики его Судьбы и Чина - и это закономерно. И время идет, праздники сменяются буднями, жизнь неумолимо ставит перед нами свои жесткие прагматические задачи, общие лозунги, какими бы справедливыми они не были, и художественное явление предстает во всей сложности, в своих реальных измерениях, в исторической перспективе. Общее восприятие Стуса исчерпывает себя и может свестись к штампу. Надо сделать все, чтобы не превратить дорогу для нас фигура на новый офіцизм, не создать нового культа и нового мифа.

В. Стус - поэт лирического склада, у него почти нет сюжетных произведений, преобладают медитации, обозначены філософізмом и интеллектуализмом. Характерна метафоричность образного мышления является несколько необычной, поэтому его произведения воспринимаются иногда трудно. Но после глубокого анализа поэзии мы вполне способны сознательно усвоить творчество В. Стуса. Наименее исследованной является символика его поэзии. Итак, попробуем проследить, какие символы использует в своей поэзии В. Стус и совпадают ли эти образы с образами-символами народной поэзии.

Символ - это многозначный образ, который объединяет между собой различные планы художественного воспроизведения действительности на основе их существенной общности, родственности. Символ - это всегда образ, а образ может стать символом лишь при определенных условиях. Сейчас уверенно можно сказать, что в поэтическом сознании украинцев последовательно прослеживаются одни и те же образы-символы (или их варианты). Они уходят корнями в глубину национального мировоззрения и мировосприятия. До какого бы направления, метода, школы не принадлежал тот или иной писатель, набор базисных символов в его поэтической ячейке имеет народнопоэтические корни. Общая основа в употреблении основополагающих символов в народной поэзии, поэтическом мире украинских романтиков Тараса Шевченко, Леси Украинки, Василя Стуса является очевидной и природною. ее оригинальность связана с национальным мышлением, заглубленным в народную мифологию.

В народных произведениях очень распространенным является символ ночи. Согласно представлениям наших предков ночь - это наиболее важная для жизни человека временная эпоха. Но позднее под влиянием христианства ночь стала ассоциироваться с темными силами, стала опасной. То есть ночь становится черной, злой и одновременно мощной. Древние украинцы верили, что именно ночь дарит жизнь и приносит выздоровление больному. Она также часто ассоциируется со сном, смертью, символизирует обнищание, общественную стагнацию.

Для символического понимания воды в народной поэзии важную роль играет ее состояние. Если вода чистая и прозрачная - это добро, а если грязная, мутная, то это означает перспективу плавать по бурному морю. Поэтому часто поэт - это лодка, который смело пытается противостоять многочисленным невзгодам и препятствиям, которые встречаются в бурном море жизни. Также может означать определенную грань, что лежит между долей и недолей. Из-за моря приходят всевозможные беды, несчастья, но именно там и ищут Судьбу.

В народных произведениях разных жанров одним из самых распространенных символов является месяц. С одной стороны, это ночное божество, Бог глаз, в заговорах - полновластный князь ночного мира, связан с миром мертвых, а с другой (в свадебной обрядности) - это молодой. Чаще всего упоминается в народных легендах новолуние (новолуние).

Смыслом жизни. Стуса была любовь к Украине. Поэт жил, бредил и снив на чужбине Родиной: Киевом, Днепром. За каждым помыслом, каждым словом - Украина:

За мной Киев тянется в снах.

Зеленая хвоя и темная червінь

спелых черешен. Не изменяйте, нервы -

впереди - твой страх, твой крах, твой прах

Прослалася дорога - вся в снегах

и просторы - горбатые и бескрайние -

подвигнуть отчаяние. В любимый край,

ты словно приданое мой - в головах!

Даже в мрачных северных пейзажах Стусу виделась Украина:
На колимськім морозе калина

зацветает рыжими слезами.

Необъятная осонцена денек,

и собором звонким Украина

написалась на стенах тюрьмы.

(«На колимськім морозе калина»)

Земля, небо, море, степь, поля и леса, животные и растения выступают как неотъемлемые атрибуты Украины, так и пейзажи, и животный мир все равно воспроизводят флору и фауну нашей Родины, а не далеких чужих краев:

На Колыме запахло чабрецом

и руто-мятой и крапивой.

В раздумьях над судьбой Украины, над собственной судьбой поэт часто прибегает к бинарной оппозиции «ночь-день». Особенно эта оппозиция присутствует в сборнике «Зимние деревья», в которой Стус вспоминает 17 раз про ночь и 16 раз про день:
А что было - большие напасти

непогоды, ночи без свечей,

и каждый день - враждебные нападки,

а то, что есть? - о том молчок.

Ночные кошмары - это не мифические существа, а «нечистая сила» новейшего времени. Ночью лирического героя Стуса мучает бессонница, приходят тяжелые думы, ночь «протовпиться, как пьяница, по комнатах, стенах шныряет». Но лирический герой Стуса уверен, что ночь не позволит ему окончательно потерять связь с Родиной:

Ты уже не погибнешь, ты двожилава,

земля, рабована веками,

и не скарать тебя душителям

сибірами и соловками.

В сравнении с народной поэтикой, вода как символ упоминается в Стуса 9 раз. И почти никогда не находится в спокойном состоянии. Она символизирует жизнь самого Стуса, жизнь человека вообще, жизнь поэта, художника. Творениях часто говорится о реку, скованную льдом, то есть общественное устройство мешает поэту наслаждаться жизнью, двигаться вперед. Поэт отождествляет себя с лодкой, которая плывет в поисках своего берега:
А лодка убивается об здвигни

Восставших волн, твердых, словно столбце.

(«Приснилось, с разлуки наверзлося...»)

Берег - это символ высокодуховной Родины, где человеческий дух получит долгожданную свободу, возможность самовыражения и совершенствования. Его лодка стремится добраться туда первым, не страшась покинуть родной берег, направляясь «на течение, водоворот, начорториї, весна правдує сердцем, как веслом весна, сбегает, и сбегают годы...» Заброшен в тюрьму, В. Стус изображает свое душевное и физическое состояние в виде символического образа нового необжитого лодки (поэзия «Проходит время моих детских верь»). Берег здесь становится символом далекой Родины, семьи, и неизвестно, удастся к ним вернуться («ничто не скажет о тебе возвращение»). Вместе с тем поэт чувствует себя оторванным от самого себя, то есть берег является также символом возможности получить свое «Я» целостным, найти себя:

Давно забыто, что есть - жить,

И что есть мир и что есть - ты.
В собственное тело войти

Дано лишь невменяемым.

В Стуса, как и в народной поэзии, присутствует бинарная оппозиция «солнце - месяц». Месяц - только атрибут ночи и упоминается один раз:

Куріють вигаслі костра,

Собаки воют к звездам,

А в реке луна, словно кувшинки,

Дорос до полнолуния и мнений.

(«Куріють вигаслі костра...»)

Зато заря 8 раз согревает лирического героя среди зимы, холода и снега, спасает от мороза настоящего и символического, который стремится уничтожить все живое в человеческой душе:

Мне звезда сияла в окно. И благодать -

Такая ясная легла мне на душу

Смиренную, что я понял наконец:

Та заря - то только осколков боли,

Что вечностью протятий, словно огнем.

(«Мне звезда сияла сегодня утром...»)

Солнце - это любовь, огонь, молния, вдохновения, их поэту удалось сохранить и в Сибири.

Вода, река символизирует в Стуса, как и в народнопоэтических произведениях, течение времени. Поэтому упоминания о нашей истории часто сопровождаются описаниями течения, потому что украинская судьба никогда не была легкой и спокойной:

Несутся стремниной

Размашистые славянские челны...

Символику времени и пространства в поэзии В. Стуса нельзя рассматривать в каком-либо одном смысловом ключе, поскольку хронотоп осмысляется поэтом и переживается его лирическим героем как явление очень сложное, многоплановое, что проявляется как невнятная, неопределенная сущность. Поэтому мы обратим внимание на главные аспекты этой проблемы. Прежде всего привлекает внимание то, что для лирического героя Стуса вообще не существует пространства и времени в их обычном понимании. Ни пространство, ни время не стоят пригодными для измерения какими-то величинами. Время неопределенное, его нет в нашем согласованном общепринятом измерении. Время не появляется через минуты, часы, дни, месяцы, годы:

...человеческая жизнь, хоть надеждой

довжу его веки.

Время делится на существования и несуществования чего-то очень важного для лирического героя:

Я избавился от тебя, моя тривоже.

Нет мира. Я существую .сам.

В связи с этим важными становятся понятия жизни и смерти как возможных способов пребывания в мире.

Так называемое несуществования обозначается понятием ночи, то есть одним из временных измерений, однако действительность, в противовес, не названа днем. Итак, дня как такового не существует, как не существует действительности, она только кажется. Таким образом, наличие смерти вовсе не означает существования жизни, то есть без жизни не существует смерти, а без смерти - жизни.

Ночь, смерть, несуществование выступают как сущности наиболее реальные, актуальные. Дни же встают сумасшедшей чередой, где ни один отдельный день ничего не весит, поскольку самостоятельно не существует.

Итак, размытость всего существования, всех важнейших сущностей доходит до крайнего предела, угнетает. И кажется, наконец найденное хоть как-то обозначено временное понятие, представление. Оно возникает через слово «вечность». Именно вечность реальна, но неизмеримым. Она становится критерием самого существования времени.
Пусть путь - в рай, ад или плена -

все пройди и вынести сумей.

Тори свой путь - тот, что назвался твоим,

тот, что выбрал тебя навеки-возраст.

Следует заметить, что вечность - это полное отсутствие границ, измерений, временных единиц. Однако в художественной эстетике В. Стуса понятие приобретает не присущего ему символическое значение - единственно возможный и реальный измерение сущности бытия.

Таким образом, можно выделить несколько символических аспектов восприятия времени в поэзии В. Стуса. Ночь - несуществование, смерть; вечность - понятие незаурядной сущности, несомненной и неоспоримой. Именно вечность является позитивным символом. В ней не существуют понятия «несуществования», «живой смерти», «немоты», «безумие».

Время является чем-то космическим, бесконечным, не измеряемым, тем, что не подлежит толкованию и восприятию органами чувств.

Так же сложным и многоплановым предстает у поэта понимание пространства. Он может существовать как категория субъективная. Лирический герой существует в воображаемом пространстве, из которого вынужден возвращаться в реальность:

Приснилось, с разлуки наверзлося, С мороза закоченело, с тоски - аж трещит.

В целом мир - это размытое в космическом пространстве самошукання, он не имеет определенных границ.
В бездне - ты. А погорою -

Веселый пир божевіль.

Пространство в поэзии Василия Стуса определенно моралізується, то есть приобретает морального, оценочного окраску. Возникает символическое пространственное противопоставление «Украина - Сибирь», где Сибирь - это ограниченное пространство, тесноват для лирического героя, пространство его страдания. Украина становится морально-пространственной и временной квинтэссенцией. С одной стороны, это положительный символ, с другой стороны, именно ее болезненное существование порождает внутреннее страдание лирического героя, продуцирует бесконечное пространство и время его страданий. Украина находится вне реальным пространством и временем.

Итак, размытость и временных, и пространственных измерений доходит до того, что герой вообще зневірюється в существовании самой реальности.

Таким образом, можем прийти к выводу, что пространство в стихотворениях В. Стуса возникает через противоположные символы, самым главным из которых является символ вечности, символ наиболее положительно определенный, бесспорный.

Наиболее активно символы проявляют себя на емотивному уровне. Эмоции влияют на созидание смысла и актуализацию образов.

Емотивний уровень - это фон для сплошной метафоризации, а следовательно, и к сквозной символизации.

Эмоции грусти, печали, тоски, отчаяния, тревоги, безнадежности с соответствующими символами - это из константы индивидуального стиля В. Стуса:

Думой тоску развею,

Чтобы был я всегда такой...

Сквозь боль и тоску все же пробивается луч надежды, вера в высокие обращение:

...каким меня мать родила

и благословила в миры.

И хорошо, что не сумела

Меня от беды уберечь.

Сквозь горечь просвечивается и надежда, что передается поэтикой обращений к Господу:
Господи, гнева пречистого

Умоляю - не имей за злое.

Где не буду - выстою.

Спасибо за то, что малое

Человеческая жизнь, хоть надеждой

Довжу его в века.

Заметим, что Бога как символ человеческой совести, веры в добро и справедливость Стус вспоминает довольно часто. Поэт обращается к Богу во времена, когда ему невыносимо тяжело, он ищет в нем опоры, смотрит на свою жизнь сквозь призму Божьих заповедей:

О Боже мой, такая мне печаль,

И одиночество моя такая безграничная,

Нет - отечества. Глаз осторожно

Ощупывает дорогу - между провалов:

Вот - мой путь возвращения.

Иногда Бог в поэзии выступает как символ кары за содеянное зло.

Амплитуда настроений художника огромна, она достигает катастрофической перенапряжения. Все чаще в его стихах («Во мне уже рождается Бог», «Сто зеркал направлено на меня») появляются религиозные образы, звучат молитвенные интонации, стихи-исповеди перерастают в клятвы-заверения: выстоять, преодолеть уныние, удостовериться в силе духа, завоевать для себя надежду на свою правоту, утвердиться в стоїчності этого противостояния, своего каждый раз посилюваного сопротивления власти как силе, что ограничивает его свободу, ущемляет возможности выбора.

Как видим, в воображении поэта сознании постепенно утверждается мысль о высшем целесообразность страданий, ибо горькие переживания и резкие смены настроений, мечтаний, воспоминаний викрешували искры поэзии. Поэтом пишет боль, а не закована в систему мировоззренческая основа, ненависть или злоба. Поэтому, чтобы воспринять поэзию В. Стуса без предубеждения и без нарочитой идеологизации каждого образа или символа, необходимо выйти на соответствующий масштаб чувственности и воображения. Более того, следует учитывать, что доминирующим лирическим самочувствием поэта были вера и трагизм. В целом творчество художника следует рассматривать на историческом фоне отражаемой им реальности, в системе его поэтики и художественном контексте творчества В. Симоненко, Л. Костенко, М. Винграновского и И. Драча.

Феноменальність Стусовой авторской манеры заключается еще и в том, что у него практически нет неудачных поэтических ходов, нет «плохих» слов, слов тривиальных - все на своем месте, каждый элемент текста вписывается в целостную структуру. Каждая поэзия, каждое слово - это знак, который символизирует определенное настроение, определенные чувства и мысли поэта. Большинство стихов отмечается разнообразием рим, интонационной и мелодической гибкостью, они исчерпывающе передают движения души и открывают новые грани поэтической мысли. Стихи рождаются на тех уровнях душевных взлетов и изломов, которые соответствовали его внутренним состояниям. Мы не потерпели ни голода, ни репрессий, тоже должны отдавать все силы на защиту и сохранение духовного наследия современной Украины.