Статья
Особенности интерпретации І.Костецьким темы двійництва
Игорь Костецкий (автонім его Игорь Вячеславович Мерзляков) - один из самых оригинальных писателей ХХ века. Эмигрант скорее по призванию души, чем через принуждение судьбы, он выписался в самостоятельного автора только в Германии, в рамках деятельности МУРу получил признание как критик и активный пропагатор модерністичних течений. Творчество І.Костецького стоит на пересечении многих литературных движений, которые играли роль ведущих в ХХ веке. Через это однозначно определить стилевую и напрямкову принадлежность писателя является невозможным. Характеризуют творчество І.Костецького, С.Павличко употребляла термин "нигилистический модернизм" [23, 345], а Ю.Шерех, современник и хороший знакомый писателя, отмечал, что он, І.Костецький, со временем должно перейти из лагеря модернистов до лагеря органистов [30, 176]. Многие исследователи творческого наследия писателя отмечают присутствия в его произведениях элементов экспрессионизма[2, 41], [31, 530], [22, 57],
экзистенциализма [21, 171] сюрреализма[31, 530], [3, 189], [6, 423] дадаизма [31, 530], формализма [27, 20], драмы абсурда[21, 170], [8, 13], [5] и других направлений. Некоторые исследователи говорили также о наличии в его произведениях элементов постмодернизма[8, 13], [21, 176] и о том, что ключевым понятием в творчестве І.Костецького есть полистилизм [3, 197]. Сам писатель определил свое творчество как моральную, дидактическую, основополагающий религиозную [26, 39] и среди своих сознательных и подсознательных воздействий называл произведения и авторские стилевые приемы Дж.Дос Пассоса, Э.хемингуэя, Г.Броха, Д.Джойса, ю. яновского [13, 144-145], Н.гоголя, Г.Кайзера,
Штернгайма [7, 136]. Творчество писателя, которая хоть и подверглась влиянию большого спектра модерністичних движений, оказалась в центре пересечения двух направлений - экспрессионизма и экзистенциализма, которые определили темарій, средства создания характеров персонажей, структуру, стиль.
Предметом анализа в статье мы избрали особенности интерпретации І.Костецьким мотива двойника как в прозаических произведениях (на примере текстов "Тебе принадлежит целый мир", "Перед днем грядущим", "Поезд то и дело останавливался", "Шесть фонарей и седьмой месяц", "Повесть о последняя спичка", "Цена человеческой названия", "Божественная лжа"), так и в драмах (таких как "Близнецы еще встретятся" и "Искушения несвятого Антона"). Нашей задачей является выявить основные черты мотива двойника в экспрессионистической традиции и выяснить особенности интерпретаций его І.Костецьким.
Появление мотива двойника в экспрессионистической литературе была обусловлена интересом экспрессионистов внутренним миром индивида [20, 74] и представляла собой особый вариант проекции личностного "я" человека [29, 81], отделение "я" от "оно" для установления связей с внешним миром и другими элементами психики [29, 82]. В конфликте между героем и его двойником четко вырисовывается ситуация "маска - самость" [29, 82-83]. Традиции мотива раздвоение человеческого "я" на экзистенциальном, буттєве и на "я" видимости, иллюзии [29, 81] были, с одной стороны, продолжением традиции литературы XIX века, которые реализовались в творчестве таких писателей, как Э.-Т.-А.Гофман, А.Шаміссо, Г.-Х.Андерсен, И.-В.Гьоте, Г.Гайне, Г.Мопассан, О.Вайлд, Е.По т.д. А, с другой стороны, мотив двойника достигал своими корнями и теории психоанализа, в частности работы З.Фройда ("Неуютная") и его последователя О.Ранка ("Двойник") [29, 81]. Последний, в частности, указывал на общие признаки тех историй, которые имели в своей основе мотив двойника [29, 82]. Так, субъект всегда является мужчиной. Он обязательно противоречит со своим двойником, и эта конфронтация чаще всего начинается с исчезновения тени персонажа или отражение в зеркале. Как правило, видеть своего двойника может только субъект. С одной стороны, двойник прогнозирует ряд ситуаций, имеющих негативные последствия для субъекта, а, с другой стороны, выполняет его скрытые и сдержанные желания, делает то, на что субъект никогда бы не решился, и в этом плане двойник выступает в роли обольстителя. В конце произведения протагонист убивает своего двойника, вместе с тем убивая и себя. Особое распространение упомянутый мотив имел в драме экспрессионизма. Репрезентативными относительно этого есть пьесы "Человек из зеркала" Ф.Верфеля, "Коралл" Г.Кайзера, "Бедный кузен" Е.Барлаха т.д.
В творчестве І.Костецького очерченный нами экспрессионистическое вариант мотива двойника подвергается значительной интерпретации. В своих прозаических произведениях писатель сохраняет противостояние двух персонажей, однако заменяет антагонизм субъекта и его тени или отражения в зеркале на противопоставление героя и антигероя, двух отдельных личностей. Необходимо заметить, что использованное выше понятие "антигерой" нами не вкладывается никакого негативного смысла. Имеется в виду антагонист персонажа, человек, противостоящий главному герою по ряду признаков. Единственным исключением из представленной нами схемы является произведение "Тебе принадлежит целый мир", самим автором назван притчей [17, 138]. Построен по законам указанного жанра, произведение содержит в себе противопоставление не двух персонажей, а героя "превращения" и "после".
Объединенные общими чертами, герой и антигерой не сходятся в главном: если герой, проходя через определенную ситуацию, переживает катарсис, то антигерой, попадая в той самой или очень подобной ситуации, не меняется. Есть все основания говорить о том, что в результате указанного хода событий, главный герой, выбирая собственную сущность от существования переходит к бытию [25, 438], тогда как антагонист оказывается неспособным к изменению через экзистенциальную ситуацию.
Между героем и его антагонистом время существует недоразумения (например, произведение "Поезд раз-у-раз останавливался": Арина Федорова хочет, чтобы Пилипенко сидел рядом с ней, но он не может этого сделать, потому что мир рухнет), иногда - неприязнь (например, в произведении "Шесть фонарей и седьмой месяц": Леся не чувствует глобального изменения, которое произошло со Стецем Германовичем и не может победить в себе подсознательную антипатию к внешности героя). Однако ни ненависти, ни желания избавиться друг друга между героем и антигероем нет. Более того, в произведениях І.Костецького антигерой может относиться к своего антагониста с сочувствием (например, в произведении "Цена человеческой названия": Павел Палий понимает всю неприятность положения Павла Павлий-Карпиги), может пытаться ему помочь (например, в произведении "Перед днем грядущим": профессор стремится спасти Ярослава Левицкого от неминуемой гибели и идет ради этого на определенный риск) или восхищаться его поступками (например, произведение "Повесть о последнем спичка": Хосе Оттава отдает должное Джефри Мельнику). Кроме того, если пол героя І.Костецьким фактически не меняется: как и персонаж експресіоністичних произведений, он мужчина, то на место антигероя писатель кое-где позиционирует женщину (Арина Федорова в произведении "Поезд то и дело останавливался", Леся в рассказе "Шесть фонарей и седьмой месяц", Валюшка из новеллы "Божественная лжа").
Опираясь на принципы так называемого "мессианского экспрессионизма", который проповедовал идею нового человека [9, 43], І.Костецький видел главным героем своих произведений сильную личность [4, 30], которая стремится абсолютных ценностей [24, 38] и является носителем божественного
начала [1, 119]. Эти качества и помогают персонажу преодолеть кризисную ситуацию, победить негативные факторы, подняться над обстоятельствами. Мы уже говорили о том, что, пережив критический момент, персонаж начинает ставить перед собой значительную цель - спасти страну, защитить человечество, удержать на плечах вселенную, открыть истину о человеке, донести правду до каждого на земле.
Действие таких прозаических произведений - чаще всего небольшого объема [28, 106] - происходит в условиях современных писателю Германии ("Поезд то и дело останавливался", "Цена человеческой названия", "Божественная лжа", "Шесть фонарей и седьмой месяц"), Латинской Америки ("Повесть о последнем спичка") или Украины времен Второй мировой войны ("Перед днем грядущим"); никаких отступлений от реальности, фантастичности или готической вычурности [4, 32] в текстах писателя нет. В центре каждого своего прозаического произведения І.Костецький ставит превращение индивида, который, внезапно почувствовав некоторое влечение, по собственной воле принимает на себя ответственность за весь мир, свою страну или всех людей на земле. Воплощение этого преобразования требует определенной художественной конструкции, которая должна раскрывать характер героя через ряд ситуационных моментов, призванных выявлять в персонажи скрытые стремления и возможности. І.Костецький строит большинство своих произведений таким образом, что главный герой попадает в определенную ситуацию, которая требует от него немедленного действия и в корне меняет его. Такая экзистенциальная ситуация становится ключевой для всех произведений писателя. Проходя через нее (или, переживая ее), герой познает свою истинную сущность, находит смысл своего бытия.
Каждый рассказ І.Костецького, написанное по указанной схеме, имеет различия в характере кризисной ситуации, однако ряд "требований" к ее построения остаются стабильными. Основными среди этих требований является коренное изменение образа жизни персонажей, их взглядов на свое существование, мир и самого себя. Большинство из таких ситуаций можно назвать кризисными лишь условно, поскольку тяжелыми и проблемными они исключительно для человека, которая в них попала, а для масс могут оставаться незаметными. В некоторых произведениях І.Костецького такие кризисные ситуации разворачиваются на фоне глобальных мировых событий: революции ("Повесть о последнем спичка") и Второй мировой войны ("Тебе принадлежит целый мир", "Перед днем грядущим"), но важность ее оценивается исключительно влиянием на судьбу отдельного человека, а не общей группы, общества или даже народа. За своими абстрактными масштабам эти ситуации часто не являются равноценными, объединяет их исключительно результат: кардинальное изменение индивида.
Основными кризисными ситуациями в прозе І.Костецького становятся:
1) внезапное ощущение собственной ответственности за судьбу людей и родины ("Перед нем грядущий");
2) наличие необходимости уступать место в поезде ("Поезд то и дело останавливался");
3) отсутствие заботы о человеке со стороны его родных ("Шесть фонарей и седьмой месяц");
4) исчезновение спичек за забастовки сірникарів ("Повесть о последнем спичка");
5) появление человека с идентичным фамилией ("Цена человеческой названия");
6) сон про великое предназначение и важность собственной судьбы для родины ("Божественная лжа").
Такая кризисная ситуация всегда возникает в жизни человека неожиданно. Каждый персонаж предлагает индивидуальное решение кризисной ситуации. Так Григор Печеный, главный герой "Божественной лжи", чувствует необходимость покинуть свою жену и пойти на войну во время короткого сна брачной ночи [11, 142]. Павел Палий-Карпига, главный персонаж "Цены человеческой названия", приходит к необходимости возвращения к своему настоящему имени также во время короткого сна после отказа настоящего Павла Палия отступиться от своего имени и пользоваться псевдонимом [18, 122-123]. Джефри Мельник, главный герой "Повести о последняя спичка", находит смысл своей жизни и свое предназначение, блуждая по городу в день своего рождения [14, 125]. Пилипенко, главный персонаж новеллы "Поезд то и дело останавливался", размышляя о необходимости уступить место женщине в поезде, приходит к мысли о зависимости существования вселенной от доброй воли каждого человека, в частности - от его собственной
свободы [15, 124]. Фриц Мюллер, главный герой новеллы "Тебе принадлежит целый мир", становится другим человеком после двух сильных ударов по голове [17, 138, 141]. Ярослав Левицкий, главный персонаж новеллы "Перед днем грядущим", просто начинает чувствовать свою ответственность за те события, которые происходят в стране, в которой он живет [12, 148]. Стець Германович, главный герой новеллы "Шесть фонарей и седьмой месяц", не застав дома знакомого, которому стремился рассказать анекдот, начинает чувствовать предельную одиночество индивида во вселенной и свою ответственность за судьбу каждого человека на земле [19, 138-139].
Имеем основания говорить о том, что предпосылки для появления кризисной ситуации изначально заложены в сознании персонажа и раскрывают душевные способности и глубочайшие тайны главного героя, опираются на приобретенный им жизненный опыт и апеллируют к его подсознанию. С одной стороны, такой предпосылкой может быть ощущение человеком вины за свой поступок, который с точки зрения традиционной морали не всегда оказывается отрицательным. Такие наказания не просто заставляют человека искупить свой грех, но одновременно и меняют привычный ход ее жизни, возвращает ей утраченную сущность. Так, Павел Палий-Карпига за вину имеет то обстоятельство, что когда-то, начиная творческую карьеру, отказался от своего настоящего имени, приобретя вместо него псевдоним и, так образом, не только заменив свою истинную сущность другой, чужой и ненастоящей, но и, прожив вместо своей чужую жизнь. Вина Фрица Мюллера серьезнее: он поддался соблазнительным обещаниям Райха о том, что ему как представителю высшей расы - принадлежит весь мир. Наказание находит персонажей соответственно вины: Павел Палий должен заново превратиться в Павла Карпигу, и став самим собой, прожить аутентичное жизни: "Я еще имею много чего сделать... Мы начнем все сначала, не здесь... на новых землях, где нас никто [не знает] " [18, 127], а Фриц Мюллер - завоевать мир, только уже не силой, а стремлением будить людей тихими глазами: "На дне всего лежит простая формула: откажись от себя, и все достанешь... Вообще говоря, твой закон, друг: буди мир тихими глазами" [17, 143].
С другой стороны, такой изначально заложенной в душу человека предпосылкой может быть исключительно повышенная чувствительность персонажа. Именно такими являются Григор Печеный, Ярослав Левицкий, Джефри Мельник, Пилипенко, Стець Германович. Коренные изменения в их жизни не связаны с искуплением, а вызваны способностью чувствовать малейшие движения определенных субстанций - назовем их условно "запрос судьбы". Они, как и искупление, влияют на человеческую душу и судьбу, переворачивая и в корне меняя их. Жизненные ценности и ориентиры человека, которая отвечает на запрос судьбы, становятся другими. Характер изменений в жизни всех пятерых указанных персонажей имеют одинаковый масштаб, но разное направление. Если смысл жизни и будущее Григора Печеного и Ярослава Левицкого после "откровения" связываются с войной за Украину, то Джефри Мельника, Пилипенко и Стеця Германовича судьба приводит к необходимости беспокоиться о мире вокруг них и каждого человека на земле, защищать ее от равнодушия и жестокости общества.
Судьба Григора Печеного одним сном післяшлюбної ночи заставляет его "сменить жизнь, что обещает столько утех, на жизнь, что не обещает ничего, кроме внятной перспективы попробовать шара" [11, 144] и покинуть жену, ведет к полковнику Дробота, на фронт, превращая на лесного щезника с обсмаленими волчьим именем [11, 142]. Цель новой жизни Григора Печеного - война, причем не за "Украину песен" [11, 144], а за "Украину грязной черной работы" [11, 144].
Неожиданное прозрение связывает с войной и судьбу Ярослава Левицкого. Почувствовав необходимость борьбы за будущее страны, персонаж оставляет свою беременную жену, будущую славу и поэтическое творчество. Романтика в этом случае также хоть и имеет место, но не играет определяющей роли. Действительность, как реальная, так и будущая, не представляется персонажу в розовых красках: "Ступайте вперед только те, кто не боится быть уничтоженным рукой врага и кто не боится быть оббріханим языком друга" [12, 151].
В кризисную ситуацию, только в мирные времена, попадает Пилипенко. Проблема, которая встает перед ним, характерна для любого человека, который вынужден пользоваться услугами общественного транспорта: уступать место незнакомому человеку. Однако для Пилипенко дилемма "стоять или сидеть" превращается в поиск сначала высшей инстанции, которая должна отвечать за справедливость того, что происходит в мире: "некому контролировать выполнение дневных приказов по бюрках совести, всем не интересно, и человек портится потихоньку. Нет никого. Сам" [15, 124], а, с другой стороны, через выяснение отсутствия высшей инстанции, ощущение собственной ответственности за все, что в мире происходит: "Когда никого нет, и ты сам и контролируешь себя. В конце концов, никого больше и не надо" [15, 125]. Существование или уничтожение мира становится фактом, зависящим исключительно от человека, его чуткости и способности принять на себя моральный долг: "Сам себе не даешь испортиться, и абсолютно безразлично, одарит тебя теплом в ответ. Но вот далеко не безразлично, когда рухнет мир" [15, 125].
Стець Германович также, как и Пилипенко, начинает искать кого-то, кто должен быть ответственным, но уже не за весь мир, а за каждого отдельного человека. И оказывается, что таким ответственным должен быть он сам-за то, что в жизни любого человека часто нет никого, кто беспокоился бы ее существованием в мире, похожем на океан, в котором человека на каждом шагу подстерегает опасность, часто даже смерть: ". Я имею право приказать себе не успокоиться, никак не успокоиться, никогда более не успокоиться судьбой человека, вышла из дома и не вернулась, хоть он, человек, мне никакой не родственник и никакой не друг, просто знакомый, просто человек, с ней приятно иногда поменяться остротой, просто человек, никакая не близкий человек, просто человек" [19, 139].
Образ Руслана Мельника алюзує к Библии, в частности к образу Иисуса Христа, что предопределяет особенности перевоплощения персонажа. Основным стремлением Джефри Мельника является легализация чудаков: "Я хочу, чтобы на чудаков говорили: это нормальные люди. А так называемых нормальных - наоборот: звали уродами" [14, 148]. Причиной этого является то, что "Чудаки это недовольные люди" [14, 148]. А мир всегда держится именно на таких недовольных людях, именно они ищут смысл бытия, подлинную человеческую сущность, берут на себя ответственность за мир и людей, зато обычный, нормальный человек этого не делает. Однако, потратив много времени на пропаганду своих идей, на приближение революции и построения страны на указанных принципах, Джефри Мельник отказывается стать во главе новой страны, которая возникнет после победы повстанцев.
Мы уже говорили о том, что в прозаических произведениях І.Костецького противопоставлены два антагониста - условные герой и антигерой. Упомянутые персонажи имеют определенное количество определяющих общих черт, которые в некоторых случаях навязчиво подчеркиваются автором, становятся способом создания видимой зеркальности героя и антигероя. Оба персонажи переживают подобную (а порой и ту же) кризисную ситуацию. Такой сюжетный ход и такое композиционное расположение образов является типичным для всех прозаических произведений писателя.
В произведении "Цена человеческой названия" героем является Павел Палий-Карпига, его антагонистом - Павел Палий. Автором навязчиво подчеркивается исходная сходство обоих персонажей: у них одинаковое имя, они оба с востока, послевоенные эмигранты, оба художники, оба учились в академии. Первый, Павел Палий Карпига, начинает чувствовать, что настоящее имя человека - не просто набор букв и право на него не может быть удостоверено паспортом, поскольку единственный способ утвердить ценность собственного имени - найти свою настоящую сущность, прожить аутентичное и надлежащее жизни - и из этого выводит необходимость начинать все с начала, прожить жизнь Павлом Карпигою. А настоящий Павел Палий, хоть и отказывается продать свое имя за две тысячи, считает его честным и гордится им, но не понимает его истинной цены. Для этого Павла Палия имя так и остается надписью в паспорте - кстати, паспорт становится для него единственным способом аргументировать свое право на это имя [18, 120-121].
В произведении «Перед днем грядущим» героем является Ярослав Левицкий, антигероем - профессор. Искусственно противопоставленные І.Костецьким («Мы с вами в двух сферах, сказать бы. Я никогда не пойму вашей психики, а вы.» [12, 149]), они на самом деле имеют много общих черт. Профессор проходит почти тот же путь, что и поэт, только гораздо раньше: когда, за молодого возраста, он, отбросив пассивную позицию, выбрал подпольную борьбу и принужден был заплатить за нее изгнанием: «Я тоже в свое время рисковал жизнью, и был на очень далеком ссылке. В тысяча девятьсот шестнадцатом году» [12, 149]. На сегодняшнем этапе жизни профессор, как и поэт, негативно относится к немцам [12, 149], видит в них угрозу всей стране: «. Они каждый сопротивление в зародыше здушать, и за друга расстреливают тысячами. Это не противник, это просто массовый истребитель» [12, 149], но уже не собирается рисковать своей жизнью: «Здесь, возможно, можно же жить сегодня, нюхать этот месяц.» [12, 149] и пытается отговорить от такого поступка Ярослава Левицкого.
В произведении "Божественная лжа" героем является Григор Печеный, а антигероем - его жена Валюшка. І.Костецький показывает их взаимная любовь [11, 137], их сходство во вкусах и привычках, их полное взаимопонимание во время короткого, но почти идиллического совместной жизни и реальную возможность счастья. Однако если Григор во время короткого сна присоединяется к "доблести
сердца" [11, 129] и принужден идти, бросив все [11, 142], воевать за далекую, совсем не романтическую Украину, то его жена будет спокойно спать до утра, не испытывая никакого веяния.
В произведении "Поезд то и дело останавливался" героем является Пилипенко, антигероем - Арина Федорова. Элементом, что их объединяет, есть вагон поезда, которым они едут, непосредственная наличие свободных мест, раздражение из-за нежелания пассажиров уступать место тем, кто в этом нуждается. Однако Пилипенко поднимется, давая место сначала немки с девушкой, а потом немецкой монахини, и почувствует собственную необходимость заботиться о мире, а Арина Федорова, которая ни разу не уступила место, ничего не почувствует, а поэтому не изменится и только будет удивляться желанию Пилипенко.
В сочинении "Шесть фонарей и седьмой месяц" героем является Стець Германович, антигероем - Леся, директорова дочка. Оба они проходят через ситуацию, которая заставляет их почувствовать ответственность за другого человека. Леся, узнав о том, что поэт Роман Дробот бедствует, начинает проникаться его судьбой, ищет для него мед, которого он очень нуждается. Изменения в душе Стеця Германовича происходят после того, как он узнает о том, что редактора Вереса, обычного его знакомого, долго нет дома, а его сестра не беспокоится за его отсутствие. Если забота Леси так и остается заботой на уровне собственных предпочтений, то Стець Германович начинает проникаться судьбой каждого человека. Общее изменение во внешности и поведении происходит с обоими героями: В Стеця Германовича "...Крепко рассажены скулы совпали и в сговоре с глазами выстрелили смішинку, маленькую, тоненькую и тепленькую смішинку, впервые в жизни" [19, 142], красивее становится и Леся. Однако, как мы уже говорили, директору дочь, проявив чуткость к человеку, проходит первый этап преобразования, но не меняется полностью.
В "Повести о последняя спичка" противопоставляются Джефри Мельник и Хосе Оттава. Их всхожесть поразительная, а разница хоть и незначительная, но принципиальная. Эти персонажи являются друзьями, носителями одинаковых убеждений, строителями одной будущей государства, взаимозаменяемыми на разных этапах жизни; оба признаны как опасные преступники, на них обоих охотится власть, заинтересована в их смерти, идеи Джефри Мельника легли в основу борьбы Хосе Оттава, за которую персонаж вынужден был заплатить пребыванием в тюрьме [14, 158]. Объединяет их и формальный момент наименование: если имена обоих персонажей иностранные (Джефри и Хосе), то фамилии у обоих украинские (Мельник и Отава). Если украинская форма фамилии одного из них (Оттава) - это случайность, то другой (Мельник) имеет подлинное украинское происхождение, на которое автор указывает намеком: "... Языком, что теперь стала на свой гребень, на котором смерть или огромное бытия. Одна неизвестная или очень мало известная в мире язык" [14, 173]. Однако Джефри Мельник откажется от поста президента в новой стране, которую будут строить по его замыслам, хотя на эту должность он заслуживает больше всех. Причиной такого отказа является понимание Мельником важности собственного пребывания в стороне от событий, которые будут происходить [14, 157]. Зато новым президентом страны станет Хосе Отава, который ничего из названного не почувствует и не поймет.
Мотив двойника является показательным и в драматических произведениях І.Костецького. Однако в пьесах он приобретает другую окраску, направляясь в направлении антидрами и актуализируя такие проблемы, как абсолютное опустошение индивида, человеческое одиночество, загубленість личности в безграничном пространстве жизни. Перечисленные особенности характерны для таких драм И. Костецкого, как "Близнецы еще встретятся" и "Искушения несвятого Антона". В указанных произведениях используется писателем и мотив близнецов, и мотив парности людей, объединенных именами, взаимозаменяемости людей за ссылками и предпочтениями. В общих чертах средства выражения мотива двойника в обеих драмах очень похожи: писатель строит определенные коррелятивные пары персонажей, которые в одиночку теряют свою целостность, сущность и значение [21, 170], однако есть и определенные різнобіжності, которые дают возможность очертить перечисленные конфликты с разных сторон.
Так, в драме "Искушения несвятого Антона" персонажи объединены писателем попарно с именами: Валентин - Валентина, Антон - Антонина. Такое распределение определенно указывает на противостояние с полами "мужчина - женщина", "другой мужчина, другая женщина" [21, 171]. Эта условная бинарная оппозиция скрывает и глубже противостояние двух миров: упорядоченного(настоящий брак, взаимопонимание, счастье), в котором живут Антон и Антонина, и хаотического (фіктивнй брак, взаємонепорозуміння, постоянный поиск собственной сущности), в котором существуют Валентин и Валентина. Хаотичный мир упорно стремится разрушить мир упорядочен. В течение пьесы имеются постоянные попытки Валентины соблазнить Антона, тем самым разрушив покой, в котором он живет с Антониною: "Вот я им покажу" [21, 37]. Однако устоявшийся мир, показанный в паре Антона и Антонини, также стремится нестабильности. Изменить свои семейные отношения жаждет и сам Антон [21, 41]. Психологически "классическая женщина" тянется к упорядоченности и устойчивости, "классический человек" - к изменениям и преобразованиям. Это правило осуществляется в "правильной" паре-оппозиции: Антонина является хранителем домашнего очага, от которого пытается убежать Антон. Зато в "неправильной" пари-оппозиции Валентин хочет постоянства, а Валентина - изменения, соблазнение, уничтожение тихого покоя семьи Антона и Антонини. С Валентина, Валентины, Антона и Антонини постоянно образуются неустойчивые коррелятивные пары: в начале произведения такими парами являются Антон - Антонина, Валентин - Валентина. В середине произведения они меняются между собой: Антон и Валентина образуют одну пару, Антонина и Валентин - другую. В конце произведения нарушенный порядок восстанавливается: Антон возвращается к Антонини, Валентина к Валентину. Постоянная смена партнеров открывает поиск каждого из персонажей как собственной сущности, так и образа жизни, который бы мог максимально удовлетворить все его потребности и требования. Однако ни один из героев драмы не находит счастья в новых отношениях и вынужден вернуться к старой жизни.
В драме "Близнецы еще встретятся" к общности по именам добавляется внешнее сходство. В этом произведении фигурируют два брата - близнецы, разлученные в детстве Святослав Тогобічний и Святослав Здешний, их матери, тоже абсолютно похожи между собой и их помощники-близнецы Петр Тогобічний и Петр Здешний. Имеющееся количество персонажей такого типа дает писателю возможность построения большого количества пар: Святослав Здешний и Петр Здешней как товарищи и единомышленники, сторонники террора, Святослав Тогобічний и Петр Тогобічний как товарищи и единомышленники, сторонники ненасилия, Святослав Тогобічний и Святослав Здешней как братья-близнецы и представители совершенно противоположных теорий, Петр Здешний и Петр Тогобічний как помощники и представители Свястолавів Тогобічного и Здешнего соответственно, ожесточенные враги по назначенной ролью. Однако эти пары также не являются постоянными, они постоянно уничтожаются и возрождаются. Причиной тому является то, что постоянный поиск персонажами своей сущности, спасения от одиночества, назначения жизни. В отличие от драмы "Искушения несвятого Антона", в пьесе "Близнецы еще встретятся" поданы две целостные личности - Полковник и Тереса, противопоставлены не только всем раздвоенным персонажам, но и друг другу. Тереса представляет собой тип современного опустошенной личности: она не имеет собственных убеждений и собственной души, и радостно соглашается с совершенно противоположными утверждениями обоих Святославів. Полковник представляет собой целостную личность: человек старой закалки, он понимает нецілісність современного общества и собственное душевное единство: "Между вами, дорогая Тересо, и мной - тысяча лет. Ваше поколение делится на две половины" [10, 122]. Интересным и показательным в этом плане является тот факт, что Полковник - отец обоих Святославів, и именно с его раскола мира возникает раздвоенность обоих Святославів: "Одна не признает убийства полностью. Вторая признает, но только с идейной целью. Ни та, ни другая половина не имеют малейшего представления о том, что означало убийство для нас, кто были офицерами старых империй... Мы не имели ничего общего с пацифизмом... Но мы никогда и не пачкались и ни в какую идею убийства" [10, 122].
Таким образом, можно говорить о том, что І.Костецький не просто художественно переработал экспрессионистическое вариант классического мотива двойника, но и создал собственную редакцию указанного мотива, дал ответ на глобальные вопросы современности. Реализации мотива двойника в драме и прозе писателя имеют разный характер. В прозаических произведениях (рассмотренных нами "Шесть фонарей и седьмой месяц", "Божественная лжа", "Повесть о последняя спичка", "Поезд то и дело останавливался", "Перед днем грядущим", "Цена человеческой названия") мотив двойника помогает выделить, проследить и подчеркнуть становления новой, сильной и целостной личности, которая имеет положительные идеалы и цели жизни. Условно противопоставлены персонаж и антагонист самом деле не представляют собой непримиримых врагов или идейных противников, они скорее представляют собой образцы двух миров, которые существуют по собственным законам. В драматических произведениях І.Костецького (рассмотренных нами пьесах "Близнецы еще встретятся" и "Соблазна не святого Антона") упомянутый мотив двойника, отделан в традициях драмы абсурда, фиксирует опустошенность, раздвоенность и загубленість индивида, отсутствие у него стремлений и будущего как прогнозируемого явления.
Литература
1. Баб Ю. Экспрессионистическая драма // Экспресионизм. Сборник статей. - М. - П., 1918. - С.109-131.
2. Барка В. Експресіоністична проза І.Костецького // Современность. - 1963. - №5. - С.40-46.
3. Белая А. Полістилістика И. Костецкого в контексте послевоенного авангарда // Актуальные проблемы украинской литературы и фольклора: Наук. зб. - Донецк: Дон НУ, 2004. - Вип.9 - С.185-204.
4. Бургардт А. Экспрессионизм в немецкой литературе // Жизнь и революция. - 1925. - №8. - С.29-33.
5. Донерветер К. А стоит ли встречаться близнецам? // www.aup.iatp.org.ua
6. Галич А., Назарец В., Васильев Является. Теория литературы: Учебник. - К.: Лыбидь, 2001. - 488 с.
7. Залесская Онишкевич Л.М. Переписка с Игорем Костецким // Современность. - 1998. - №6. - С.130-150.
8. Залесская Онишкевич Л. Игорь Костецкий // Антология украинской модерной драмы / Ред. Л.М.Залеська Онишкевич. - К.: Таксон, 1998. - С.10-15.
9. Кемпер Г.-Г. Между Дионисом и распятым: Георг Тракль и экспрессионизм // Экспрессионизм: Сборник научных трудов / Сост. Т.Гаврилів. - Львов: Классика, 2002. - С.42-75.
10. Костецкий И. Близнецы еще встретятся // Театр перед твоим порогом. - Мюнхен: На горе, 1963. -
С.115-166.
|
|