Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Роман В.Домонтовича «девушка с мишкой»: апробация теории «неправдоподобных истин»




В последнее время в украинском литературоведении особое внимание сосредоточивается на анализе мотивной структуры художественного произведения. Целью такого анализа является раскрытие тайной, глубинной сущности текста сквозь призму энергетически насыщенных слов-маркеров, которые представляют собой своеобразный компонент произведения - мотив. Как известно, мотив имеет повышенную значимость, ведь не находится непосредственно на поверхности продукта литературного творчества, а углублен в его подтекст [12, 301-302]. Поэтому попробуем с помощью такого структурного элемента сюжета, как мотив, проанализировать один из интеллектуальных романов 20-х гг. ХХ ст. - роман В.Домонтовича «Девушка с мишкой». Центром внимания нашего исследования является мотив абсурда, что имеет чисто философский, экзистенциальный характер. Стоит отметить, что ученые неоднократно указывали на наличие этого мотива в художественном мире художника [6; 7 и др.], однако он не стал объектом специального научного исследования.

В философии экзистенциализма, начиная от С.Кіркеґора к А.Камю и Ж.П.Сартра, абсурдным называется человеческое существование в условиях потери смысла, что связано с отчуждением личности от общества, от истории, от самой себя и т.д. Такими отчужденными, одинокими личностями, которые порой не знают, «что делать и куда приткнутись» [8, 49], в романе В.Домонтовича предстают главные герои - Ипполит Николаевич Варецкий и Зина Тихменева. Их страдания от осознания своего абсурдного состояния автор часто передает через пейзажные детали, которые естественно сочетаются с душевным настроением героев. В данном контексте символическое звучание приобретает картина пребывания Ипполита Николаевича и Зины посреди морской пустыни» в одиночестве. Этот эпизод свидетельствует, что В.Домонтович, подобно западноевропейских философов-экзистенциалистов, сосредотачивает свою писательскую внимание на том, что человек в этом мире «покинутая» и напоминает одинокого в бескрайнем «море жизни» пловца, которому не на что и на кого надеяться: «Я люблю заплывать далеко, далеко, как сейчас, - признается Зина Іполіту Николаевич, - чтобы еле видно было берег и чтобы чувствовать вокруг себя только небо и море и знать, что ты сам в себе несешь свою судьбу и, когда потопатимеш, то уже никто не спасет» (курсив наш. - И.К.) [8, 101]. Таким образом, ощущение безграничного пространства, большой одірваності, полного одиночества можно трактовать как глубокие экзистенциальные ощущения человеческой незащищенности в мире абсурда.

Мастерски раскрывая «абсурдное сознание» персонажей, то есть их переживания разлада с миром, В.Домонтович прибегает к различным художественным приемам, в частности использует прием игры. Игра как фактор моделирования абсурдных ситуаций заметна уже в самом названии произведения, которая оправдана не только сценами из второго, третьего и десятого разделов, где главная героиня (Зина) играет с мишкой - детской игрушкой, но приобретает и другой, метафорического смысла. Как известно, в религиозно-мифологических представлениях человечества образ медведя является «мужским символом, который воплощает силу» [4, 164]. Следовательно, этот образ-символ как олицетворение мужского начала можно спроектировать на психику Ипполита Николаевича Варецкого, который после закрытия завода, где он работал инженером-химиком, берется за преподавательскую деятельность. По просьбе своего руководителя, инженера Александра Владиславовича Тихменева, он начинает давать частные лекции двум его дочерям - 18-летний Леси и 16-летний Зине. Однако отношения Варецкого с девушками складываются так, что скорее он сам становится их покорным учеником, даже послушной игрушкой, которой манипулирует одна из сестер - Зина: «Сердце мое, - говорит Ипполит Николаевич, - ( - серый лохматый мишка в руках маленькой девочки - ) задрожало, замоталося ( - синеглазая девочка в длинных чулочках, схватив мишку за ногу, размахивает им из стороны в сторону)» [8, 109]. Таким образом, образ игрушечного медведя приобретает в романе и метафорического значения мужчины, с которым играет в любовь главная героиня.

Важную семантическую роль в контексте поэтики абсурда выполняет также подзаголовок романа - «неправдоподобные истины» (его встречаем только в первом издании 1928 года), дешифрует идейно-тематический смысл произведения. Сам по себе высказывание «неправдоподобные истины» в логическом смысле и есть абсурд, ведь в нем имеющееся утверждения и отрицания
одновременно [11, 10]. Однако за этой внешней (логической) абсурдностью скрытая внутренняя (экзистенциальная), что характеризует человеческое бытие. Наличие данного подзаголовка словно свидетельствует о недостаточности первой названия произведения, словно настраивает читателя на восприятие сюжета, в основу которого положена история любви Зины и Ипполита Николаевича как неправдоподобного (или нежиттєподібного, абсурдного). И это действительно так. История любви главных героев, изображенная В.Домонтовичем в романе, не вызывает впечатления действительно реальной, такой, что могла иметь место в жизни. Она, как справедливо подчеркивает Т.Белімова, «скорее смахивает на определенную схему, математический алгоритм, его рассчитал добросовестный ученик, чтобы найти новый способ решения давно существующего уравнения» [2, 13]. Такой авторский подход к изображению и анализу интимных отношений героев объясняется прежде всего тем, что в начале ХХ века «естественность чувств и натуральность взаимоотношений потеряли свой смысл» [9, 144].
А значит, потеряли свой смысл и те вековые морально-этические традиции, согласно которым женщина считалась «вторым полом» [5], зависимым существом по отношению к мужу - ее владельца. Эта зависимость, по словам французского философа-экзистенциалиста Ж.П.Сартра, ограничивает женскую свободу, за что проектирует личность на «отвоевание» в «Другого» своего собственного бытия, своей свободы [10, 208].

В художественной интерпретации В.Домонтовича право на женское самовыражение и свободу «отвоевывает» Зина, выбирая для этого слишком нетрадиционный способ - потеря девственности вне брака. Зине казалось, что самая суровая патриархальная запрет, найнепорушніше табу на женскую сексуальность, сакралізованість девственности как раз и закрывают женщине путь к свободе. В связи с этим абсурдная сознание героини девальвирует устоявшиеся правила, принципы, нормы и мораль с целью уничтожения всего, что для других было неприкосновенным и незыблемым. От любви девушка надеется не порабощения, а освобождение: «Для меня, - говорит она, - любовь есть способ освободиться от брака, женитьбы, семьи - всего, что связывает и может связать меня и волю [8, 125]. Зато самоутверждения, освобождение от зависимости за любви оказываются для Зины невозможными. Драма ее любовь заключается в том, что оно не приносит ожидаемой свободы, обрекает на однообразие и косность. «Она надеялась, что любовь есть нечто большее, чем любить, что наша любовь испепелит попельність будничных дней и недель, что в любви расцветет голубой сон неизвестного будущего», но «прошел месяц. и от любви остался только холодный пепел, горький аромат полыни» (курсив
автора. - В.Д.) [8, 126]. Предложение законного брака от Ипполита Николаевича окончательно разрушает иллюзии девушки, вызывает у нее отторжение, отчуждение, вражду. Такая с первого взгляда абсурдное поведение героини находит свое екзистенціалістське объяснение в работе «Второй пол» Симоны де Бовуар. По словам французской писательницы-екзистенціалістки, «брак является чем-то неприличным, поскольку вводит понятие прав и обязанностей в отношениях, в основе которых должно лежать свободное порывы» [5, 38]. Руководствуясь подобными соображениями, героиня В.Домонтовича осознает, что, во-первых, чувство любви может быть свободным при условии, если оно не зависит от никаких правил, а, во-вторых, взяв брак, она непременно попадет в зависимость мужа, то есть потеряет свою свободу. В связи с этим бесконечные настаивать на браке со стороны Ипполита Николаевича провоцируют Зину сделать два удивительные шаги - сначала она отдается дворнику, а впоследствии становится дешевой ресторанной проституткой. В соответствии с философией С. де Бовуар, отдаваясь многим мужчинам, женщина до конца не принадлежит ни одному, а следовательно, достигает успеха в получении относительной независимости [5, 216]. Можно предположить, что Зина Тихменева как свободная от постулатов морали личность в своем выборе все-таки возвышается к редкой свободы духа. Однако самая большая трагедия героини заключается в том, что ее ложная независимость как своеобразная попытка порвать с патриархальной женской несвободой является обратной стороной тысячи зависимостей, на что обращает внимание В.Агеєва, анализируя феминистический дискурс украинского модернизма [1, 233]. Путь к освобождению, по мнению исследовательницы, следовало искать где-нибудь. Видимо, сознательная этого была и сама героиня В.Домонтовича, поскольку заканчивает свою жизнь самоубийством. Как пишет Н.а.бердяев,
«самоубийство - это прежде всего потеря свободы, которая ведет к победе над миром» [3, 135]. А когда «ничего не достигнуто, ничего не побежден» [8, 126] и желанная свобода несет лишь отрицательный заряд, то для такой типично екзистенціалістської героини, как Зина, ее надо отречься, даже когда это противоречит стремлению до конца сохранить свою независимость.

Как видим, мотив абсурда в романе В.Домонтовича «Девушка с мишкой» реализуется, во-первых, на уровне художественных приемов (пейзажная деталь, игра), во-вторых, на уровне слов-маркеров («отчужденность», «одиночество», «свобода», «самоубийство»). Выделение этого структурного компонента из сюжетной канвы анализируемого произведения позволяет углубиться в его сложный философский подтекст, а следовательно, доказать экзистенциальное мировоззрение украинского писателя.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева В. Современная героиня в романистике В.Домонтовича // Агеева В. Женский пространство: Феминистический дискурс украинского модернизма. - К.: Факт, 2003. - С.227-245.

2. Белімова Т. Литература украинского модернизма: «Девушка с мишкой» Виктора Домонтовича // Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2004. - №7. - С.12-15.

3. Бердяев Н. О самоубийстве // Бердяев Н. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды /
Ред.-сост. Л.Новикова и И.Сиземская. - М.: Флинта, 1999. - С.118-136.

4. Бидерман Г. Энциклопедия символов / Пер. с нем. - М.: Республика, 1996. - 335 с.

5. Бовуар С. Второй пол: В 2-х т. / Пер. с фр. - К.: Основы, 1995. - Т.2. - 391 с.

6. Василишин И. Виртуальный мир украинского экзистенциализма (Ю.Косач и В.Домонтович) // Слово и время. - 2003. - №6. - С.70-75.

7. Горбик Г. Снятие масок, или Письмо в вечность: Виктор Домонтович и мировой контекст // Отечество. - 2001. - №11-12. - С.136-143.

8. Домонтович В. Девушка с мишкой // Домонтович В. Девушка с мишкой: Роман. Болотная Лукроза: Рассказы и очерки. - К.: Критика, 2000. - С.21-177.