Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Архетипы природы в поэзии В.Вітмена и Б.-І.Антонича

 


В истории США видное место занимает творчество Уолта Уитмена, поэта, который своим талантом и безграничной любовью к природе завоевал звание «певца природы». Единственный сборник с красноречивым названием «Листья травы» передает связь художника с природой, которая была для него не только творческим материалом, фоном «действия персонажей или композиционным фактором, но и выразителем состояний» [10, 6].

Философичностью отличается и поэзия Богдана-Игоря Антоныча, которого Павел Тычина поставил в один ряд с такими фигурами как Шевченко, Уитмен, Верхарн. «Стремительным и полным внутреннего напряжения» был охарактеризован талант молодого поэта М.Ільницьким. Несмотря на острую классовую борьбу на западноукраинских землях (когда жил и творил поэт), Антонич оставался «аполитичным» писателем. Он понимал глубокий смысл своего таланта: утверждение и «врастания» в природу.

Неповторимость Антонича заключалась в том, что в его образах воссозданы народные символы и образы фантастические, которые достигают далеких языческих времен. Украинский поэт творил свои образы-символы через «поэтическое реконструкции первоначальной сферы народной традиционности» [1, 11]. Для творчества Антонича традиционным было обращение к фольклорно-этнографических образов (солнце, земля, растения и т.п.). Сам художник в своем романе «На другом берегу» отмечал: «Надо уметь смотреть на мир. Это первая заповедь будущих поэтов».

В художественном мироощущении и американского и украинского поэтов образы природы трансформируются в образы-архетипы, которые, по К.-Г.Юнгом, возникших в сфере «коллективного бессознательного» и отражаются в сознании современного человека как своеобразные символы, архетипы, «знаки памяти» прошлых поколений и выступают в виде «общечеловеческих первообразів, которые в значительной степени конкретизированы-предметными сгустками ощущений, переживаний и представлений из давно минувших, прапервісних времен» [2, 35].

Именно праобразы стали основой для Уолта Уитмена в создании архетипічної модели американского мира. Через архетипические образы поэт преодолевает временной барьер и существует вне пространства и времени. Их повторяемость, цикличность помогает Уолту Вітмену «слиться» с Вселенной. Они являются символом бесконечности, звеном между прошлым и будущим.

Над всеми архетипами доминирует образ земли. Это закономерно, ибо «земля и состояние человеческой души, да и сама судьба человека - понятия синонимичные», - по мнению Н.Овчаренко. Для Уитмена земля была одним из основных средств познания природы вообще, помогала слышать «голос» природы и воспроизводить его в стихах. Земля была для него источником существования, формирование любой личности, что живет в окружении природы. В многомерности архетипа земли Уолта Уитмена чувствуется космическая обусловленность: Земля наряду с другими стихиями являются одним из главных источников мироздания. Еще в древности люди задумывались над тем, что Небо и Земля являются родителями всего мира и живых существ, его населяющих. Часто Земля олицетворенная в образе богини-матери, которой отведена роль женского воспроизводящему ведению начала», - отмечает Н.Овчаренко.

Концептуальность этого утверждения становится понятной, когда глубже вчитываешься в стихи Уитмена. Восстанавливающей функцией Земли, ее неувядающей красотой художник не переставал очаровываться. Уолт Уитмен чувствовал радость, блуждая по земле, утверждал, что природу надо уметь «слушать» и тогда она раскроет свою тайну и красоту:

Сначала неприветлива, молчалива, непонятна

земля,

Неприветлива и непонятна Природа,

Но иди, не унывая, вперед, дивные скрыты там

вещи,

Клянусь, не сказать никакими словами, какая красота

в этих дивных вещах [7, 275].

Аналогичные ощущения наблюдаем и в поэзии Б.-І.Антонича, который тонко чувствовал природу, красоту, мир в их космических измерениях, увлекался не только «весной, не просто солнцем, а незглибною красотой дочасності» [3, 10]. У него природа антропоморфизированная, она живет, движется, думает, чувствует:

Языков папоротник, перед глазами

Становится прапервісність твоя:

Ты растение, ты еще

камень,

тебя закручивает змея [3, 123].

В каждом новом стихотворении художников образы природы, земли имеют свое продолжение. Для Уитмена земля была тем «высшим божественным порядком, что управляет судьбой человека - исполнителем ее воли» [9, 122].

Каждый из нас несет в себе вечные цели земли,

Каждый из нас в равным мере божественен [7, 269].

Б.-І.Антонич считал образ земли одним из важнейших «полюсов Вселенной», населенного «конкретными вещами и предметами» [8, 12], что помогал поэту раскрыть и осмыслить сущность этих вещей:

Ты поклоняйся лишь земли,

Земли стобарвній, словно сон этот! [3, 121]

Поэзия Б.-І.Антонича, в частности его книга «Три перстня», показала «приземленность» поэта, стремление понять землю, которая для него - «сон, воображение, она имеет дуальный характер и содержание: реальный и метафизический» [8, 12]. Следовательно, может меняться, то абстрагируясь, то конкретизуючись в новых образах (леса, сада, города).

Архетип земли в поэтике американца также синтезирует в единое макрокосмос некоторые образы, в частности, травы и дороги. Мысль о тайном родстве человека и растительного мира побудила автора «Листьев травы» до создания выпуклого и красноречивого образа травы. Этот обычный, скромный творение природы становится для Уитмена и символом веры, символом надежды, и очевидным знаком единства мира. Трава, по Вітменом, является символом вечной жизни, ее гармонии и бессмертия, непрерывного движения. Слова «трава», «листья травы», «ветка», «дерево», «зеленый» встречаются почти на каждой странице вітменівської сборки, потому что поэт делает образ зеленой травы, зеленых листьев животворной силой, силой, которая вдохновляет, помогает преодолевать страхи, сомнения, беды, является отрадой человеческому телу и душе. Уитмен считал, что образ травы является одним из сильнейших символов сочетание человека, ее сущности и природы, ибо человек - это и есть трава:

Я завещаю себя грязной земле, пусть я

вырасту моей любимой травой,

Если снова захочешь увидеть меня, ищи меня

                               у себя под подошвами [7, 241].

«Благородная» родство человека с растительным миром - травой, деревьями - характерна и для творчества Б.-І.Антонича:

Вростем в землю, как будто сосны

(шепчет леса коругов).

Нальется в наши жили томный

Растительный сок - зеленая кровь [3, 122].

В Б.-І.Антонича переход «человеческого мира в зелень растительного космоса интерпретируется оптимистично как путь познания, а не как путь исчезновения человека» [6, 37]. Затрагивая такую высокую философскую тему, Бы.-І.Антонич стремится побороть стереотип «бренности» бытия и уверить в бессмертии всего сущего, в том числе и человека.

В своей поэзии Антоныч пытался распознать активное и «потустороннее» бытия человека через ее превращение в растение и, таким образом, включение ее жизненных сил в силы семян, пыльцы, бледного кильчика, не скореного асфальтами зародыша дерева» [6,38], т.е. включение человека в искомый ею абсолют, которым является сама природа, присущие ей циклические процессы, «способность к бесконечному самообновлению» [4, 6]. Именно в такой способ Б.-І.Антонич утверждает неуничтожимость человеческой жизни.

Для Уолта Уитмена и Б.-І.Антонича еще одной из основных черт мировосприятия и миропонимания была дорога. Образ дороги в поэтике художников является не только «значением дальше, исторического прогресса, но и символом необратимости времени, его текучести и невблаганності лету, вечности человеческого порыва к познанию мира и своего места в нем» [2, 38]. Они видели в пути бегство от повседневной жизни, от общественности, от общепринятых норм; этот образ помогал им оторваться от настоящего и нырнуть в прошлое и будущее, в потустороннее. Образ дороги выступал для художников своеобразным «вектором беспредельности», который давал возможность глубже воссоздать экзистенциальное состояние человека, для которого постоянное движение становится источником энергии, постоянным поиском истины. У Уолта Уитмена «Песня о широкий путь» свидетельствует своеобразное землепоклонництво и становится своеобразным гимном дороге:

Пешком, с легким сердцем, выхожу на большую дорогу,

Я здоров и свободен, весь мир предо мной,

Эта длинная бурая тропа ведет меня, куда я хочу [7, 270].

В Б.-І.Антонича находим:

Развернулась земля, словно книжка

(дороги, дороги, дороги).

Зашумела трава и притихла,

Простелилась нам юным под ноги.

Ибо в дорогах звабливая красота

(в зелень! о юность! а мечтает!)

Наша молодость, как природа,

Колосистим еще летом созреет [3, 117].

У Уолта Уитмена дорога толкуется глубже: в ней аккумулируются основные стремления поэта - достичь полной идентификации с природой. По большой, широкой, бесконечной дороге человек идет самостоятельно, но это не значит, что она одинока: каждый камень или земля, затрагиваемых нога путешественника, - это материя, которая несет в себе смысл, некую закодированную информацию, адресованную каждому человеку лично. Розкодувавши ее, люди смогут проникнуть в тайну прошлых поколений и передать свой опыт потомкам:

Ты, серый булыжник нескончаемых мостовых! вы, перекрестки,

исшарканные ногами прохожих!

Много прикосновений вы впитали в себя и втайне передаете

ых мне. [7, 271]

Главной целью вітменівського путешественника есть движение навстречу той силе, которая бы могла объединить все идеалы прошлого и настоящего, все продукты творческой деятельности человека. Где и когда состоится эта встреча - неизвестно, но она должна стать постоянной. Поэтому неслучайно отношения человека с миром природы и Вселенной вообще Уитмен изображал как встреча двух самых масштабных понятий, что в любом случае будут надлежащим образом проверены опытом дороги:

Здесь я проверю сейчас все религии и философии,

Может быть, они хороши в аудиториях, но никуда не годятся

под широкими тучами, среди природы, в бегущих ручьев [7, 273].

Жизнь «на дороге», как хотелось бы Вітмену, «счастливо сочетает целеустремленность с культом Возможности, осознание индивидуальной автономии и причастности совместном потока - движения, романтическую идею вибранництва и демократическую идею всеобщего равенства» [5, 116]. Поэт утверждал, что, с одной стороны, дорога - это давно проторений и известен людям путь, у которого, по пространственным отношением, есть начало и конец: став на дорогу, человек возвышается на фоне этого пространства, вдыхая опыт прошлого и приобретая собственного. С другой стороны, образ дороги в Уитмена носит проблемный характер: это «великий путь» познания, «путь» в бессознательное. Именно здесь земля и дорога у поэта сближены через сэму безграничности, бескрайности, проецируемой на экзистенциальное состояние человека, который до конца жизни находится в постоянном поиске. Впоследствии лирический герой В.Вітмена выделит себя от общей массы путешественников, отталкиваясь от дороги и преодолевая условные барьеры и уже не пойдет, а полетит над главной дорогой жизни, которая ведет к свободе:

Отныне я провозглашаю себя свободным от мнимых преград и уз,

Иду, куда вздумаю, сам себе полный хозяин.

Большими глотками и я глотаю пространство,

Запад и восток - мои, север и юг - мои [7, 272].

Одно слово, космос архетипічного мира Уолта Уитмена и Богдана-Игоря Антонича аккумулированный вокруг образов, которые являются одними из первоисточников Вселенной (земля); акцентированный на цикличности человеческого бытия (трава) и бесконечности возможностей и стремлений человека (дорога). Все образы несут на себе знак возрождения, «вечного повторения», что придает нации шанс для очередного воскрешения.

 


Литература

1. Андрухович Ю.И. Б.-І.Антонич и литературно-эстетические концепции модернизма: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Ивано-Франковск, 1996. - 23 с.

2. Анисимова Н.П. Мифологические источники поэзии Оксаны Лятуринской. - Запорожье, 2005. - 172 с.

3. Антонич Б.-И. Поэзии. - К., 1989. - 454 с.

4. Свекла О.Ф. Міфологізм художественного мышления Б.-І.Антонича и І.Калинця: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Кировоград, 2001. - 15 с.

5. Венедиктова Т.Д. Уолт Уитмен // История литературы США: В 4 т. - М., 2003. - С.74-134.

6. Весны розспіваної князь. Слово о Антонича. - Львов, 1989. - 430 с.

7. Литература XX века: Библиотека всемирной литературы. - М., 1976. - 529 с.

8. Махно В.И. Художественный мир Б.-І.антонича: Автореф.дис. . канд. филол. наук. - К., 1995. - 25 с.

9. Овчаренко Н.Ф. Мифологема земли в канадской и украинской прозе. - К., 1996. - 200 с.

10. Петрухіна Л.Е. Образы природы как состояние экзистенции в поэзии (теоретический аспект): Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Львов, 2000. - 19 с.

11. Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов / Сост. В.И.Менжулин. - К., 1996. - 384 с.

12. Юнг К.-Г. Человек и его символы. - М., 1997. - 386 с.