Статья
Творчество Григория Косынки
«Имя и дело Косынки прочно вплетены в венок славы украинской литературы». Бесспорность этих слов известного художника Василия Касияна сейчас очевидна. Однако за короткую жизнь Григорию Стрельцу, который выбрал себе литературный псевдоним народное название цветков - красных угольников, выпало собственные новеллы слышать основном несправедливые упреки и мрачную «классовую» критику.
Он, как и многие украинцы его поколения, верил в жизненную высвобождения революции, в национальный и духовное развитие, в «свободу, равенство, братство» и увлеченно работал для этого развития. Однако закономерно приходило горькое прозрение. «Мы становимся не инженерами, а милиционерами человеческих душ», - провозгласил Косынка на одном из писательских собраний в 1934 г. Подобных заявлений сталинский режим не прощал. Вернуть Григория Косынку читателю позволили в 1962 г.
Григорий Михайлович родился 29 ноября 1899 г. в селе Щербанівці Обуховского района Киевской области. Родители - малоземельные крестьяне - пробовали однажды улучшить свою нищенскую жизнь в дальневосточных краях, но быстро вернулись обратно в село и перебивались родительским подработкой на сахарном заводе. Будущий писатель с детства подрабатывал, работая в помещичьих экономиях. Он окончил сельскую двухклассную школу, а в 14 лет отправился на заработки в Киев. Работал чистильщиком сапог, канцеляристом и закончил вечерние гімназіальні курсы. Участвовал в гражданской войне, сидел три месяца в тюрьме, а в течение 1919-1922 гг. учился (через материальное положение окончил только три курса) в Киевском институте народного образования.
11 февраля 1919 г. он дебютировал в газете «Борьба» небольшой заметкой «Из рабочей жизни», а впоследствии опубликовал еще ряд журналистских материалов - «Отрывки из дневника», «Картинки жизни», «Письмо из деревни», «Поповская грязь», «Маленький фельетон», «Неньковці» - с довольно типичным в то время идеологически-революционным содержанием, но уже в них явственно ощутимы элементы того неповторимого авторского стиля, который затем будет характерным для его прозы (склонность к точному вырисовывания реалистических картин из жизни, точный подбор и эффектное изображение ситуаций живым украинским языком, привлечения к тексту элементов диалогичности). Все эти материалы уже были не подписаны настоящей фамилией Стрелец, а псевдонимом Косынка. Надо заметить, что «боротьбисты» - партия украинских социалистов-революционеров - сыграли немалую роль в жизни Григория Косынки. в 1919 г. был весьма знаковым в его судьбе. Он снова столкнулся с нищетой, будучи не в состоянии найти работу в Киеве. Выручили именно «боротьбисты», время от времени печатая в своем партийном органе, газете «Борьба», его материалы.
4 мая 1919 г. в той же «Борьбе» Григорий Косынка напечатал свой первый собственно художественное произведение - новеллу «На свеклу». Новелла имеет подзаголовок «Воспоминание из детских лет» и словно переносит читателя во времена Косинчиного детства, когда он, будучи еще мальчишкой, ходил полоть свеклу на барском лану, чтобы заработать хоть какую-то копеечку, преодолевая неописуемые страдания. Ребенку еще не под силу работать наравне со взрослыми, и эконом давал ему полоть только одна строка, за который, конечно, и платили вдвое меньше. В новелле рассказывается именно про тот день, когда задобрений «полбутылки» эконом-таки разрешает пареньку эти «две строчки», и малыш старается изо всех сил. Это произведение прежде всего о «самосознания взрослости», то есть знаковый в жизни ребенка время, когда она будто одномоментно становится взрослым. Такое, очевидно, происходит с каждым человеком - в свое время, и зависит от целого ряда факторов, среди которых, бесспорно, важен и социальный аспект, и любовный, ведь в новелле «На свеклу» они неотделимы друг от друга: «Какая она добрая и хорошая... Но: две строки - тридцать пять копеек, синяя рубашка... Я был счастлив». Человеку для счастья совсем не много надо - материальный мир и духовный беспокойство; очевидно, именно такова главная идея этой новеллы, если рассматривать ее как целостное произведение.
Во время учебы в КИНО (Киевский институт народного образования, нынешний Киевский университет), Косынка погружается в бурный водоворот литературной жизни. Уже в 1920 г. он становится членом литературно-художественной группы «Гроздь». Гронівці хоть и провозглашали модные в то время идеи «пролетарского искусства», однако взгляды их на самом деле не отмечались «гипертрофированной революционностью». Наоборот - свои критические усилия они сосредоточили на жестокой полемике с «пролеткультівцями», которые призывали творить новое, «пролетарское искусство», так сказать, с «чистого листа», никоим образом не смотря на классические достояние и вообще все, сделанное предшественниками. Гронівці, и среди них молодой новеллист Григорий Косынка, ратовали за современное осмысление достижений мирового и украинского искусства, выступали на страницах своего альманаха за скорейшее издание украинской классики, в частности произведений Леси Украинки, Василия Стефаника, Ольги Кобылянской. «Позиция «гроністів», - отмечает Михаил Наєнко, - базировалась в основном на тезисе Льва Толстого о том, что искусство является мостом между человеческими душами, орудием для отношений людей в сфере чувств. Искусство должно быть понятным для самого широкого круга, читаем в «Кредо» альманаха, но оно не должно идти теми путями, которые шумят пролеткультівці». Члены этой группы декларировали свое стремление синтезировать все возможные стилевые методы и художественные течения, называя такую идею «спіралізмом». Впрочем, на практике в ближайшие для них были футуризм и импрессионизм, причем Косынка откровенно склонялся к последнему.
На страницах альманаха, который имел такое же название, что и группа, Григорий Косынка опубликовал три свои произведения - «Мент», «Под воротами собора», «За земельку», которые вместе с первой его опубликованной новеллой «На свеклу» привлекли молодого писателя внимание критики и читателей, ведь в те годы в украинской прозе было немного произведений, в которых нашло бы отражение современной жизни, изменения, которые повлекли революция и не полностью завершена Гражданская война. Эти произведения свидетельствовали, кроме того, что автор блестяще владеет стилем и мастерски изображает своих героев. В конце концов, героем первых произведений Косынки был фактически он сам - автобиографический элемент во всех этих текстах очень заметен.
Эскиз «Под воротами собора» и этюд «Мент» - дань писателя самодостаточным импрессионистическим поетикам. Первое произведение о взаимоотношениях между нищими, представителями общественного дна, которые складываются по принципу доминирования грубой физической силы. Второй - образок «живого чувства» между «канцелярских болота» - вынесен, пожалуй, с впечатлений во время службы Косынки в земской управе. Стилистически оба произведения тяготеют к подражанию раннего украинского модерна. Эти произведения нехарактерные для Косинчиної творчества (хотя бы уже тем, что их темой является городская жизнь), но они - свидетельство поисков автором «своей» - ближайшей по мироощущению и світоусвідсмленням - традиции, к которой Косынка намерена присоединиться.
Этот закономерный для начала творческого пути период поиска «своей традиции» продолжается новеллами «За земельку» и «В доме Штурмы», в которых использованы сюжеты, уже хорошо известны из классической украинской литературы: первая новелла - о трагедии «брака по землицу», вторая - о нищета, шо надвинулись на семью Штурмы с того времени, как ему на сахароварне отбило пальцы. В этих произведениях уже заметнее авторский стиль Косынки: он не столько повествует, как накладывает густые мазки, очень метко и точно выхватывает из круговерти событий знаковые детали, чрезвычайно эмоционально насыщенные, которые часто могут сказать гораздо больше, чем простое повествование.
Объективность художественного письма и острота воспроизводимых им конфликтов вызвали недоумение у критиков, а наиболее вульгаризаторські из них обвиняли писателя в поэтизации вражеских новой действительности сил, в апологетизації кулачества, бандитизма и др. В. Коряк писал, что из новелл Косынки не ясно, с кем он и против кого. Савченко казалось, что из всех современных писателей Косынка «самый кровавый»; О. Слисаренко будто между прочим забросил, что автору «Политики» все равно, кто кого бьет, а С. Щупак и А. Полторацкий квалифицировали Григория Косынку как кулацкого агента в советской литературе. Зато высокую оценку произведениям писателя давали М. Ирчан, М. Рыльский, С. Ефремов и др. М. Рыльский, например, отмечал, что новеллы Косынки, слившись с тем в определенную гармонию, дадут эпопею революции, а С. Ефремов писал, что Косынку интересует не просто ход революционных событий, а бытие народа.
Творчество Косынки всегда была тесно связана с проблемами послереволюционного села. Идейно-стилевые особенности формировались под влиянием традиций современной украинской новеллы рубеже XIX-XX вв. Уже первый сборник новелл «На золотых богов», которая вышла в 1922 p., не только подытожила его ранние творческие поиски, но и показала, что в литературу пришел действительно самобытный прозаик, выработав собственный стилистический почерк, прозаик, который удачно освоил классическую традицию и сквозь ее призму способен осмысливать современные проблемы. Эта сборка показала, кроме того, что молодой талантливый новеллист не собирался быть представителем какой-то одной политической тенденции. Ему больно, и раны бедного обворованного крестьянства («На свеклу»), и месницькі действия заблудшего «бандита-дезертира» и кровь убежденного партийца («Десять», «Темная ночь»), и дремучая беспросветность деклассированных спекулянтов и «вечных» мещан («Лунный смех», «Троєкутний бой»).
«Троєкутний бой» - еще одно исключение из преимущественно крестьянской тематики новеллиста. Он описывает реальные исторические события, которые произошли в Киеве С августа 1919 г. Объединенные подразделения армии Украинской Народной Республики и Украинской Галицкой Армии этого дня после изнурительных боев взяли наконец-Киев. Но случилось так, что сразу же после этого в столицу Украины вошли русские белогвардейские войска генерала Деникина. Украина на то время нуждалась в международном признании, и руководители наивно надеялись на западную поддержку, поэтому руководство старалось не ссориться с белогвардейцами, за которыми стояли страны Антанты. Но население и рядовые воины воспринимали белогвардейцев как чужаков. Григорий Косынка очень отчетливо, в экспрессионистической манере, запечатлел эти события в новелле. Рваная ритмика его фраз и двуязычные диалоги создают эффект нагнетания. При помощи различных поэтических средств - метафор, сравнений - Косынка мастерски передает перепады настроений, изменения эмоциональной тональности в процессе развертывания «троєкутного» противостояние, в результате которого родной Киев становится потичинівськи «сторозтерзаним». При этом автор практически не комментирует, не оценивает прямо описываемых им событий, но его глубокая симпатия к «уенерівців», «Зеленой Буковины» неизменно читается между строк (так же, как и органическое отвращение к наглым золотопогонних пришельцев).
Новелла «На золотых богов» также повествует о бой, но победный. «Золотые боги» - это та же русская добровольческая армия, наступающая на украинское село Медвин. «Старый и малый вышло из села навстречу непрошеному врагу... Бьется красная крестьянская воля, умирает на своих осьмушках и обніжках, но защищает телами, кровью свои жилища от армии «золотых богов». Погибают лучшие, и среди них пулеметчик Сенька, погибают в підпаленій врагами доме трое его младших братьев. В конце новеллы писатель передает горе матери за помощью фрагментов народных песен, и этот искусно использован художественный прием делает образ матери символическим образом «сторозтерзаної» Украины, чьи лучшие сыновья, чье будущее теряется на полях страшных войн.
О страшные, кровавые события Гражданской войны рассказывается также в новеллах «Темная ночь», «Десять», «Лунный смех» (из сборника «На золотых богов»). Во время Гражданской войны, разрухи и многочисленных смен власти, когда крестьяне просто не могли понять, кому верить, и поэтому не верили никому, получило распространение явление атаманства - стихийных вооруженных отрядов под предводительством местных главарей. В ряде произведений Косынки имеющиеся попытки проанализировать это сложное явление, но автор никоим образом не навязывает своего собственного отношения, дает читателю возможность самому разобраться в том, кто прав, а кто виноват. К примеру, в новелле «Десять» речь идет о том, как отряд атамана Божко перехватил коммуниста Рубля, который направлялся «для организации комбедов в район Черкасского уезда». Его могли бы просто расстрелять, но Рубль из страха готов поступиться своими «убеждениями», поэтому происходит «десятью шомполами». Такой образ коммуниста не мог понравиться критике того времени. И это запоминается Угольники надолго. Собственно, именно такие произведения, а также несколько более поздние («Выстрел», «Во ржи», «Анархисты», «Председатель ходе») вызвали необычайно резкую критику в адрес писателя. Но после книги «На золотых богов» его новеллы, как бы их не оценивала тогдашняя критика, стали пользоваться необычайной популярностью у читателей. Одна за другой выходили новые книги - «Во ржи» (1926 p.), «Политика» (1927 г.), «Избранные рассказы» (1928 p., 1929 p.). Косынка стал членом литературной организации «Звено», которая была переименована в «Марс» - «Мастерская революционного слова». Критики от этого только прибавилось, поскольку «Марс», наравне с ВАПЛІТЕта «неоклассиками», считался партийным ортодоксом или главным врагом украинской литературы.
В 1920-х pp. Косынка для заработка пишет в различные издания, работает в редакциях журналов, ответственным секретарем фотокиноуправление, сценаристом на Киевской кинофабрике (впрочем, ни один его сценарий так и не был реализован). Но главным остается, конечно же, литература. Он активно развивает жанр новеллы, лишь мечтая когда-нибудь создать большие по объему произведения. Но зато в жанре новеллы он достиг немалых успехов. Новелістика Косынки представляет собой показательный образец художественных исканий и находок, которые подтверждали переход украинской прозы первой трети XX в. от «старого» реализма до современных форм эстетического мышления. Наибольших успехов здесь достигли, Стефаник и О. Кобылянская, В. Винниченко и В. Подмогильный и другие, среди которых и Г. Косынка. Форма его произведений приобретала реалистической чистоты, а содержание их, вырастая из отдельных жизненных мотивов, становился всеобъемлющим. Это особенно заметно в тех новеллах, где на первый план выступала драма украинцев, которые отдали себя на алтарь коммунистической идеи. Углубляясь в описание характеров сельских большевиков, писатель показывает, что цель у них вроде благородная - покончить с нищетой и эксплуатацией, но способы достижения ее почему-то ведут не к гармоничности, а до новых кровавых репрессий.
Послереволюционная эпоха со своими проблемами и крестьянин, который живет верой в светлое будущее - это то, на чем Косынка обостряет свои поиски ответов на вопросы о смысле жизни и судьбе своих литературных героев. Правда жизни, правда характера крестьянина - стержневая признак наследии Григория Косынки. Крупнейшими достижениями новеллиста ныне признанные произведения «Разукрашенный сон» (1923 p.), «Фавст» (1923 p.), «Во ржи» (1925 p.), «Мать» (1925 p.), «Политика» (1926 p.), «Сердце» (1931 г.), «Гармония» (1933 г.), в которых он, стремясь актуализировать общечеловеческие ценности - добро, мораль, справедливость, показал радости, боли и стремления украинского народа.
«Разукрашенный сон» - один из наиболее метафорически насыщенных произведений Григория Косынки, сравниться с ним в украинской литературе может разве что «Intermezzo» Михаила Коцюбинского. Внутреннее пространство этой новеллы построен на грани сна и реальности. Нет никакой внешней мотивации того или иного события. Например, не совсем понятно, почему арестовывают Аленку, хотя внутренне это событие воспринимается как вполне логичная. Аленка теряет главный смысл своей жизни - Андрея, печаль окутывает ее душу, следовательно, арест не делает ее горе более глубоким. Он только подчеркивает его. Мир в снах остается гармоничным и чистым, зато реальная жизнь наполнена страданием, болью, несправедливостью. Непонятно, или жизнь реальная, или оно является сном, или тем, что было в прошлом, или в настоящем. Четкого ответа нет, как нет и четкой грани между этими двумя формами существования в новелле.
Новелла «Фавст» - это, по меткому определению О. Хоменко, «текст-апокриф, текст-знак, текст-легенда», мог быть опубликован только после смерти писателя. Это произведение повествует об одном из эпизодов стихийной крестьянско-большевистской войны 1921 - 1923 гг. «Подольский Фауст» - Прокоп Клевер, как и персонаж Гете, сделал смыслом своей жизни поиск истины. Эта истина - национальная человечность, глубинная укорененности в родной земле, ее правічну народную культуру. Она не позволяет гнуться перед агрессивными чужаками, которые руководствуются лишь животным инстинктом «права грубой физической силы», а тем, кто не признает такого права, прежде всего пытаются сломать хребет. Клевер погибает, но своей смертью он побеждает не просто каких-то временных пришельцев - он побеждает смерть. Кроме того, это произведение, в связи с которым нет необходимости отдельно говорить о художественных средствах, писательское мастерство и другую чисто эстетическую атрибутику творческого мышления Косынки. Все в ней на своих местах, даже в незавершенном варианте, и каждая деталь так называемой формы так отчетливо «работает» на раскрытие содержания, что полностью растворяется в нем.
Новелла «Во ржи» - один из найліричніших произведений писателя, в котором передано чрезвычайно тонкие душевные движения, созвучные с глубинным ощущением природы. Дезертир Корней случайно встречает «во ржи» свою любовь - Ульяну, которая за время его блужданий и укрываемых стала женой другого. Это произведение Косынку часто просили читать на литературных вечерах, а писатель читал свои произведения наизусть с незаурядным артистизмом, что имело огромное влияние на публику.
«Мать» - одно из вершинных достижений всей украинской прозы, произведение глубоко символического звучания. Большевистско-польская война 1920 г. Оккупанты делят Украину между собой. Андрею Романюку не до них, у него есть. значительно важнее дело - умирает мать. Он должен прорваться сквозь две линии фронта к зеленогаївської больницу, чтобы привезти врача. Конечно же, это ему не удается. Мать умерла. Украину снова разделены. Везде царит смерть...
В конце 1920-х и в начале 1930-х pp. Косынку активнее обвиняют в «поэтизации кулачества» и других «смертных грехах», хотя в его поздних произведениях - «Политике», «Сердце», и, особенно, «Гармонии» - уже нет той беспристрастности, что в новеллах из первых книг, где автор не дает «идеологической оценки» поступкам своих персонажей, только емотивно подводит читателя к выводам, в сути своей гуманистических, а не идеологических. Тут уж коммунисты - «правильные», кулаки - враги и т. п.
Показ безжалостной правды двух сторон баррикад, на которых оказались люди села, осуществленный через героев новеллы «Политика». На примере трагедии Мусия Швеи, прозванного в народе Политикой через паразитическое употребление этого слова (а он действительно пытается «делать политику» организует «комбед», отбирает земли у богатых крестьян), писатель показал трагедию народа, который теряет одну из главных моральных ценностей сохранения рода. Жена Швеи Марьяна - дочь кулака, но все время, несмотря на все перипетии, как настоящая украинская женщина поддерживает своего мужа, хотя ее семья придерживается других «политических» убеждений. Акцентируя внимание читателя на художественной детали, Кочерга искусными штрихами воссоздает нагнетание тревоги, предчувствие беды, что произойдет в семье, расколотой идеологическими разногласиями, в рождественскую ночь. Противоречия настолько глубоки, злость настолько свежая и горячая (одного из родственников своего времени «коммуна за Петлюру убил»), нервы настолько напряжены, что ужин заканчивается убийством. Украинский народ за лет бездержавництва был идеологически, социально и национально разрознен, поэтому такая развязка несет глубокое символическое нагрузки. И хоть главный герой обрисован автором якобы с симпатией, у читателя появляются мысли не только о «хороших коммунистов» и «плохих кулаков».
Так же и в новелле «Сердце» пограничник Трохименко «красный» лишь по форме. Он, не колеблясь, расстреливает обезумевшую польскую шовіністку, которая на его глазах ни за что убивает девочку, он так же расстрелял бы и русский шовіністку или любую другую за такое преступление, потому что, как он сам говорит: «Пусть будет кара, пусть суд военный... Сердце... такое...»
Итак, новеллах Григория Косынки - воспроизведение общечеловеческих проблем периода Гражданской войны. Писатель стремился помочь крестьянину в понимании ценности человеческой жизни. Ни кулак, ни бедняк в Косынки этого не поняли, они в поисках. Герои его новелл узнают драмы, трагедии, надежды и разочарования. Моральные ценности не дали людям ожидаемого блага. Рисуя кровопролития, вражду, человеческую ненависть и подчеркивая трагичность сподіяного, Косынка помогает понять, что настоящую ценность должна составлять согласие, любовь, материнство, человеческая жизнь, полная гармонии и мира. Даже последнее произведение писателя - совсем уже идеологически выдержанная «Гармония», герой которой не желает работать на господ, ворует барские снопы, отбывает наказание в деникинской тюрьме и наконец решает вступить до большевистского войска, - полон жиеого понимание крестьянской психологии и выполнен чрезвычайно талантливо. Но совсем не талант и даже не лояльность были нужны сталинскому режиму. Травля писателя только усиливаются.
4 ноября 1934 г. Григория Косынку арестовывают. Обвинения, как на то время, - типичное: якобы принадлежность к якобы организации, которая якобы готовила якобы террористические акты против руководителей партии и правительства. Вместе с Косынкой по делу проходят Алексей Около, Дмитрий Фальковский, отец и сын - Антон и Иван Крушельницкие. Украинские писатели для российско-большевистского режима были не кем иным, как «террористами». Мучили их в лукьяновской тюрьме недолго - уже 18 декабря газеты сообщили о том, что «террористов» расстреляли.
Смерть Григория Косынки стала настоящей потерей для украинской литературы: практически лопнуло в украинской прозе художественное направление сугубо реалистического, драматического осмысления жизни. Его возрождение начнется только через три десятилетия в творчестве отдельных писателей (прежде всего - Григора Тютюнника).
Только 19 октября 1957 г. имя Григория Косынки-Стрельца было посмертно реабилитирован. Время доказало, что главным «преступлением», который привел Григория Косынку на скамью подсудимых, был его талант, который не позволял ему стать послушным иллюстратором придуманных властью и критикой побед революционных идей в пожовтневій Украине, а заставлял объективно писать об очень противоречивое насильственное их воплощения в жизнь.
Во времена «хрущевской оттепели» было выдано 14 его новелл, что по смыслу показались издателям достаточно «нейтральными». В 1970-х гг. постепенно увидели свет «Троєкутний бой», «Анкета», «Темная ночь». И лишь в 1988 г. изданы все произведения писателя. Так Григорий Косынка вернулся к читателю. Тогда же начался процесс постепенного осмысления роли и места произведений писателя в становлении украинской и мировой литературы.
С высоты лет можно только еще раз с горечью пожалеть, какой могучий талант в лице Григория Косынки потеряла украинская проза. Отчасти утешает то, что его «стефанивскому» эстафету в новеллистике своего времени подхватил Г. Тютюнник, а не за горами, видимо, уже в то время, когда появится на нашей земле еще их младший собрат. Ведь не зря повторял Прокоп Клевер: «полягут Сотни, тысячи взамен станут к борьбе».
|
|