Показ казацкого рыцарства и любви к Украине в романе
Пантелеймона Кулиша "Черная рада"
П.кулиш - человек энциклопедических знаний,
удивительной работоспособности. Он восхищал своих современников исключительной
плодотворністю и одновременно раздражал частыми изменениями своих взглядов, оценок, политических
платформ. И.франко называл Пантелеймона Кулиша "одним из корифеев нашей
литературы", ее "первой звездой". В то же время он замечал, что
Кулиша "вторая половина мысли бьет первой в морду". Это высказывание было
обусловлено непоследовательностью П.кулиша, противоречивостью его натуры, что сказалось
на его творчестве.
Наибольшую обнаружил непоследовательность в трактовке п. кулиш
казачества: он то возвышался, то обливал грязью,
считая, что оно не только "буйным цветом, а иногда и колючим чертополохом
среди нашего дикого степу". Примером тому является его роман "Черная
совет".
С одной стороны, "на Запорожье воля никогда
не умирала", там равенство почиталась, а потому Запорожжє испокон веков было
сердцем украинским".
И это так. В произведении автор показывает казацкую
старшину, которая выступает как воплощение государственной мудрости, патриотизма, исторической
справедливости, рыцарства и любви к Украине. И именно через образы, их характеры,
поступки писатель высказывает свои взгляды на историческое прошлое Украины, на
отношения между казацкой старшиной и массой, мещанами и крестьянами.
Петр Шраменко - рыцарь, добрый казак, смелый,
упорный, мужественный. Его храбрость и преданность родине удивляет бывалых
казаков: "Не каждый способен под пулями большую реку переплыть".
По-рыцарски отражает он у Кирилла украденную девушку, защищает ее честь.
Полковник Шрам - это добропорядочная, уважаемая
человек, отважный воин, настоящий патриот.
А "сечевой дед" Филин - охранник
казацких обычаев. Он мечтает, чтобы в Украине установилась правда, чтобы не было
"ни попа, ни мужика, ни богатого,ни бедного".
Сомко выступает в романе болельщиком за судьбу
народа, за судьбу Украины, не хочет, чтобы через его личные интересы начались
распри. Благородно ведет себя он в последний час жизни, отказывается спастись
ценой смерти Кирилла Тура, который пришел освободить его из тюрьмы.
Кирилл Тур. Чем не казацкий рыцарь.
Самый колоритный персонаж "Черной рады". Он окутан романтикой запарозьких
подвигов сечевого братства. Он чем-то напоминает героев народных дум. Отважный и великодушный,
он готов отдать жизнь за боевое побратимство, казацкие обычаи. Так, перед
тем, как стать с Петром на смертный бой, он спасает ему жизнь. Приходит к заключенному
Сомка, чтобы ценой своей жизни спасти его. Не сморщился и не застонал от
заслуженной казни запорожцев, потому что глубоко и хорошо понимал смысл казацкой жизни: "А
у нас превыше всего - честь и слава, военное дело... которая никогда не умрет, не ляжет,
рыцарство всяком расскажет".
Именно эти рыцари казацкие привлекают читателя
большой энергией, храбростью, рыцарством, любовью к родине,
бескорыстием и преданностью Украине.
С другой стороны - противоречие: "Запорожжє
первое было гнездом казацкого рыцарства, а теперь выводит только хищных волков
и лис", запорожцы - "вражьи сыны", "проклятые
сиромахи", "разбойники", которые, "чтобы не делать дела на
хозяйстве", шли на Запорожье, чтобы "п'янствовать да баглай бить, а
не лицарювати!..".
Именно такая постановка проблемы неоднозначности
казачества, как и неоднозначности народа, "трезвого" читателя заставляла
задуматься. Ведь Брюховецкий обрисован в романе підлотним, способным на
преступление и ложь. Он изображает из себя смиренного и послушного перед казаками,
обещает народу льготы и улучшения, но обманывает всех.
Конечно, не удивительно, что такое неоднозначное трактование
запорожских казаков не только раздражало украинское гражданство, но и вызвало
сокрушительную критику в адрес П.кулиша.
Прошло более 170 лет со дня рождения Кулиша.
С течением времени пороки и недостатки писателя теряют свою остроту, а настоящие
научно-художественные ценности, оставленные им в наследство народа, становятся более отчетливыми.
История остается историей. Собственные взгляды
писателя его собственными взглядами. А "Черная рада" - шедевром в
наследии украинской классической литературы, первым историческим романом, в
котором предстают картины героического прошлого народа, который является примером казацкого
рыцарства и любви к родной Украины.
Пантелеймон Александрович Кулиш, при всех его
противоречиях мировоззрения, вынашивал в сердце идею государственности Украины. И пусть
пути реализации этой идеи были ошибочными, однако ненависть к царизму и
крепостничества, желание поднять сознание и образование народных масс, идея единения славян
- это то, что свидетельствовало прогрессивные позиции Кулиша. Ему вообще " не
дано было гармонии", как сказал о нем иван Франко. Подтверждением является и его
роман "Черная рада" со своими противоречиями относительно взглядов на казачество.
Проекция романа на современность очевидна. История
не раз учила украинцев объединяться в обретении независимости, в защите
государственности, но они всегда оказывались плохими учениками и, к сожалению, до сих пор мало
чему научились.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Высказывания о писателе:
"Наделенный большим талантом, но еще
большей амбицией, Кулиш в течение своей долгой жизни проходил самые разные изменения,
топтал самые разные следы, выступал в самых разных ролях и оставил после себя богатое литературное
наследство, в которой, рядом ценного, было много помешанного, много противоречий, а
почти ничто не викінчене так, как бы можно было надеяться от его большого
таланта (и.Франко).
Кулиш такой человек, который почти каждой минуты
имела особый портрет и особый духовный учет. Будто калейдоскоп, он
сменяющийся под малейшим дыханием жизни (Д.Сумцов).
Возможен вариант вступления:
Должное место П.кулиша в истории украинской
литературы и культуры в целом вырисовывается. Однако многогранная деятельность
великого подвижника украинского слова и духа была основанием для высоких оценок
выдающихся людей разных литературных эпох. Переводческая деятельность - это лишь
одно из проявлений Кулішевого подвижничества, путь к целостному осмыслению которого кроется
в познании его философии. А она основывается на взаимосвязи двух ведущих
для всего творчества художника начал - духовного и национального.
Таким образом, п. кулиш - это целая эпоха в украинской
литературе, оригинальной и переводной, которая ждет на глубинное осмысление.
Было что-то в Кулеше такое, что отличало его
от, в общем "милых малороссов". И, скорее всего, что именно это
"что-то" остается в его наследстве и по сей день. И по сей день раздражает и
отличает.
Кулиш - то жадный историк (Евгений Маланюк).
Стоит присмотреться, сколько творческих починків
оставил нам Кулиш в наследство, сколько начинаний с телескопической, почти,
перспективой. А сколько глубоких мыслей разбросано в его не обязательно систематических
(тем более - систематизированных потомками) писаниях с разных участков и на разные
темы, мыслей, унятих временем в настоящую бронзу, что выдержит века, мнений, бросают
яркий свет в найтьмяніші закутки націопсихології или націоісторіософії.