|
11 КЛАСС
(70год)
Школьные сочинения 11 класс по украинской и зарубежной литературе + сочинения по развитию речи
Всего - 70 ч. В неделю - 2 ч.
Резервное время - 8 ч.
Текстуальное изучение произведений - 62 ч.
Кол-во час.
|
Содержание учебного материала
|
Государственные требования к уровню
общеобразовательной подготовки учащихся |
Приложения:
Художественный контекст. Межпредметные связи |
(35)
1 |
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-30-х годов ХХ ст.
ВСТУПЛЕНИЕ Сложные общественно-исторические условия развития украинской литературы ХХ ст., основные стилевые направления (модернизм, соцреализм, постмодернизм). Украинская литература ХХ в. как новый этап в ист
ории национальной культуры. Актуализация проблем: художник и власть, свобода творчества. Стилевое разнообразие искусства 20-х годов. Понятие "Расстрелянное возрождение", доминирование соцреалистической эстетики в 30-е годы.
ТЛ: "Расстрелянное возрождение". |
Иметь представление о исторические и общественные условия развития литературы в ХХ ст., о стилевые направления, стилевое разнообразие искусства 20-х годов. Вспомнить имена и произведения писателей ХХ ст., изучавшиеся ранее. Уметь пользоваться справочными изданиями и словарями. Называть основные литературные организации, группировки 20-х годов. Знать и уметь рассказать о массовые репрессии писателей в 30-е годы, о вмешательстве власти в художественный процесс. Уметь объяснять понятие "Расстрелянное возрождение".
Развитие любознательности, умение искать необходимую информацию. |
Украинская живопись 10-30-х годов XX ст.
Зарубежная литература этого периода. |
(9)
3
|
ПОЭЗИЯ
Ведущая роль поэзии в 20-е годы XX века. Мощное лирическое самовыражение, эмоциональное переживание послереволюционной эпохи, ее духовных катаклизмов.
Павел Тычина. "Арфами, арфами...", "О панно Инно...", "Вы знаете, как липа шелестит...", "Открывайте двери...", "Памяти тридцати" Крупнейший модернист 20-х годов (сб. "Солнечные кларнеты", "Вместо сонетов и октав", "Плуг"). Трагизм его творческой судьбы - "феномен эпохи". С
возврат к "вечным" темам, культура віршування, мощное лирическое "Я" как символ нового человека, сочетание различных стилевых тенденций символизма, неоромантизма, экспрессионизма, импрессионизма. Феномен "кларнетизму". Сквозная оптимистическая тональность, жизнеутверждающая настроєвість (сб. "Солнечные кларнеты").
ТЛ: витаистичнисть, экспрессионизм, кларнетизм. |
Понимать основные тенденции развития украинской поэзии 20-х годов XX ст., ее "витаистичнисть", уметь это объяснить. Называть ведущих поэтов 20-х годов. Развивать навыки анализа лирических произведений.
Знать и уметь рассказать о трагизм творческой судьбы П. Тычины. Назвать его ранние сборки. Анализировать основные мотивы и стилевые тенденции раннего творчества. Развивать навыки анализа стихотворений, выделение основных мотивов, признаков индивидуального стиля. Уметь давать собственную оценку творчества П. Тычины.
Выучить наизусть: "Арфами, арфами..."; "О панно Инно...". Развитие эстетического вкуса, культуры образного видения. Осмысление связи внутренней свободы художника с процессом его творчества.
|
Творчество поэтов Ш. Бодлера,
П. Верлена, А. Рембо, Т. С. Элиота, Г. М. Рильке; художники И. и Ф. Кричевских, М. Жука, А. Петрицкого и др. Малярные работы П. Тычины, музыка в его жизни.
Музыка Б. Фільца, М. Вериковского, П. Синицы, Г. Ляшенко и др. на слова П. Тычины. |
2 |
Михайль Семенко
(Михаил Семенко). "Желание", "Город", "Приглашение" По
эт-футурист, смелый экспериментатор, впроваджувач авангардные тенденции в украинской поэзии 20-х годов. Урбанистические мотивы его лирики, их содержательная новизна, деструкция традиционной формы стиха. ТЛ: авангард, футуризм, деструкция.
|
Иметь представление о авангардные эксперименты поэзии 20-х годов, их инновационный, поисковый характер, уметь рассказать об этом. Шлифовать умение выразительно и осознанно читать стихи, выделять основные мотивы, главную мысль, характеризовать настроение, ритм. Объяснить понимание терминов авангард, футуризм, деструкция, значение творчества М. Семенко для развития украинской поэзии.
Развитие поисковых экспериментаторских способностей. |
О. Архипенко, "Карусель Пьеро". Итальянский и русский поэтический футуризм. Украинский малярный футуро-авангард.
М. Семенко - скрипач. |
2 |
Максим Рыльский.
"Молюсь и верю...", "Когда все в тумане жизненном...", "Сладкий мир!..", "Запахла осень вялым табаком..."
Разногранный творческий путь художника. Раннее творчество. Принадлежность к группе киевских "неоклассиков". Их творческое кредо, ориентация на традицию, классическую форму стиха. Философичность, афоризмы лирики поэта, "прозрачность" ее формы. Мотивы поисков душевного равновесия, красоты в жизни и в душе человека, витаизм, исповедальность.
ТЛ: философичность. |
Иметь представление о киевских "неоклассиков", рассказать о них. Знать основные сведения из творческой биографии М. Рыльского, рассказать о раннем творчестве.
Развивать навыки выразительно и осознанно читать, анализировать поэзии, их ведущие мотивы и настроения, определять основные признаки индивидуального почерка. Прокомментировать эстетическое кредо художника ("Когда все в тумане жизненном"). Уметь объяснить смысловую и настроением значимость художественной детали, образа. Высказать собственные мысли по поводу поэтического мастерства, философичности стихов М. Рыльского.
Выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор). Развитие чувства эстетики поэтического образа. Осознание значения уравновешенности и философской самоуглубленности при столкновении с жизненными проблемами.
|
Традиция Ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена.
|
2 |
Евгений Плужник.
"Для вас, историки будущие...", "Учись у природы творческого покоя...", "Ночь... а лодка - как серебряная птица!.."
, "Летний песок..." Один из ведущих поэтов "расстрелянного возрождения". "Гражданский интим", исповедальность, лиризм, философичность лирики. Уравновешенность душевного состояния лирического героя, мотив тоски по м
инущістю красоты, гармонии мира и человека. Пошлинь и вечность в чувственном, образном выражении. ТЛ: углубление понятия о лирического героя.
|
Зн
аты творческую биографию Является. Плужника, иметь уясоответствует его основные произведения (сборника стихов, поэмы, пьесы, роман "Недуг"). Рассказать про по
ета, его трагическую судьбу. Проанализировать вирші, выделить основные мотивы, настроения, определить в них роль метафоры и других художніх средств. Уметь сравнить поэзии Есть. Плу
щества должника с творамы М. Рыльского, П. Тычины, определить общее и отличное. Обдумать и высказать собственные суждения по поводу вопроса потери душевной гармонии и способов ее возвращения.
Выучить наизусть:
одно из стихотворений (на выбор). Осознание внешнего спокойствия, уравновешенности как признаков душевного стоицизма, сопротивляемости неприемлемым жизненным обстоятельствам. Развитие умения воспринимать явления, события в сопоставлении, сравнивать их.
|
Герметичная поэзия В. Свидзинского.
Импрессионизм в украинской живописи 10 - 20-х годов XX ст. (П. Нилус, Д. Бурлюк, М. Бурачек, А. Мурашко и др.).
|
(21)
4 |
ПРОЗА
Жанрово-стилевое разнообразие. Новые темы, проблемы. Частичная идеологическая ангажированность, ее экспериментаторские модернистские поиски, опора на национальную и европейскую традиции. Связь с поэзией.
Микола Хвылевой (Фитилев). "Я (Романтика)", "Иван Иванович"
Жизненный и творческий путь. Ведущая роль в литературной жизни 20-х годов. Романтичность мировоззрения. Тематическое и стилевое разнообразие его прозы. "Я (Романтика)" - новелла о добре и зле в жизни и в душе. Проблема внутреннего раздвоения человека между гуманизмом и обязанностью. "Иван Иванович" - сатира на новый советский быт. Психология "вечного" обывателя.
|
Иметь представление о развитии украинской прозы 20-х годов XX ст., ее представителей.
Розповісти биографию М. Хвылевого, о йогв роль в литературной жизни 20-х годов. Рассматривать содержание произведений, уметь их анализировать. Определен
ты стилевые особенности, проблемы, объяснить посвящение к новеллы "Я (Романтика)", символичность образа матери, прокомментировать выбор героя. Уметь определить жанр произведения, отличить реальное и воображаемое в нем, охарактеризовать образ лирического "Я". Комментировать идейно-художественную роль элементов сюжета повести "Иван Ив
анович", анализировать сатирические зображуваприемная средства; характеризовать образы. Выразить собственное понимание мнения О. Белецкого о М. Волнового как "основоположника новой украинской прозы".
Осознание преимуществ гуманизма в контексте других идеологий, сложностей морально-этического выбора, умение предвидеть его последствия. Осмысления явлений искусства как элементов культуры определенного времени и определенного народа.
|
Типологический связь и влияние прозы К. Гамсуна, М. Пруста, С. Пшибышевского.
Влияние Ф. Достоевского, А. Белого, Б. Пильняка, Максима Горького, французского модернизма на М. Волнового. |
3 |
Григорий Косынка
(Стрелец). "Во ржи", "Фавст" Трагическая судьба художника. Изображения пестрой картины жизни сквозь призму судьбы и души человека. Преимущество импрессионизма в стилевой палитре. "Во ржи" - остановленное мгновение, поиски нарушенной гармонии. Вітаїстичний пафос, импрессионистическая настроєвість. Европейская идея бунта, активное противодействие внешним обстоятельствам ("Фавст").
ТЛ: углубление понятия о импрессионизм. |
С
наты творческую биографию писателя. Понимать позаідеологічність его произведений, психологизм художественной детали в них. Развивать умение переказывать сюжет новелл, комментировать их сми
ст, определять основные мотивы, комментировать показ преимущества общечеловеческого над классово-идеологическим. Уметь выделять и комментировать зрительные и слуховые образы, художественные детали. Охарактеризовать образ Прокопия Клевера ("Фавст"). Находить в тексте художественные средства, которые передают отношение автора к герою.
|
Традиция В. Стефаника, В. Винниченко. Влияние К. Гамсуна.
Украинский импрессионизм 20-х годов (М. Быурачек, О. Мурашко и др.). |
|
|
Пр
ищеплення стремление к гармонии души и мирв. Понимание великой силы сыновних чувств. Осознание альтернативы: активная жизненная позиция при любых обстоятельствах терпеливость и пассивное ожидание.
|
"Вечный" образ Ф
ауста (И. В. Гете) и его новейшая интерпретация Г. Косынкой. |
3 |
Юрий Яновский.
"Двойное кольцо", "Детство", "Шаланда в море" Творческая биография художника. Романтичность мироощущения и стиля. "Двойное к
оло", "Детство", "Шаланда в море" - новелли с соцреалістичних "Всадников" ("реабилитационного двойника" "Четырех сабель"). Историческая правда, жизненные реалии как толчок к художественному обобщению. Условность изображения ("Двойное кольцо"), идея противопоставления общечеловеческих ценностей классовым. Проблема распада рода, семьи как трагедия народа. Идея нетленной стоимости национальных основ бытия, преемственности поколений, духовной памяти, верности ("Детство", "Шаланда в море").
ТЛ: роман в новеллах, художественное время и пространство, условность изображения. |
Знать творческую биографию писателя, иметь представление о его основных произведениях, о Ю. Яновского и украинское кино 20-х годов. Знать содержание произведений, пересказывать их. Развивать навыки анализа текстов, определение основных проблем. Шлифовать умение объяснять худо
жни средства (отыскивать реалистичное и умовне изображения, элементы фольклора, поэтические приемы в эпическом описании). Понимать "открытость" финала (новеллы). Выделить эпизоды и художественные детали, которые воплощают национальные атрибуты. Выразить собственное отношение к проблеме сохранения родовых корней, опасности их утраты.
Осознание важности сохранения родовых, семейных связей, духовного опора на общечеловеческие, гуманистические ценности. |
Ю. Яновский и Г. Волновой. Влияние европейского
кого неоромантизму (Г. Киплинг, Джек Лондон, Дж. Конрад).
Типологическая родственность новелл Ю. Яновского с поэтикой украинского народного эпоса.
|
4 |
Валерьян Пидмогильный.
"Город" Автор интеллектуально-психологической прозы, переводчик. Мировой мотив покорения человеком города, идея самоутверждения, интерпретированы на национальном материале. Изображение "целостного" человека в единстве биологического, духовного, социального.
ТЛ: экзистенциализм, маргинальность, психологизм, ирония. |
Зн
аты самые основные вехи творческой биографии мытця, о его трагической гибели. Понимать влиянияв цивилизационных процессов на человека, психологическую мотивацию поступков Степана Радченко и других персонажей, ироничность авторского повествования. Характеризовать маргинальный образ украинского интеллигента. Уметь анализировать мировоззренческую эволюцию и психологическую мотивацию проявлений его характера, объяснять роль женских образов в романе. Высказать собственное мнение о способах самоутверждения человека.
Осознание моральных, психологических аспектов самоутверждения человека. |
Влияние А. Франса, Г. Флобера, Ги де Мопассана, О. де Бальзака, философии Ф. Ницше,
А. Шопенгауэра, С. Кіркегора. |
4 |
В. Домонтович
(Виктор Петров). "Доктор Серафикус" Тематическая (философия любви), жанровая (романізована биография) новизна прозы художника ("Романы Кулиша", "Девочка с мишкой" и др.). Доктор Насекомое (Серафикус) - воплощение человека рациональной, новейшей "человека в футляре". Проблемы личности и общества, рационального и чувственного, мужского и женского начал. Новизна и динамизм сюжета, виртуозность и простота повествования.
|
Иметь представление о произведениях В. Домонтовича. Знать и понимать содержание модерністичного романа "Доктор Серафикус". Уметь прокомментировать особенности сюжета, повествования. Развивать умение осмысливать проблемы, затронутые в романе. Интерпретировать имя главного героя, расшифровать его символический смысл (пользуясь справочной литературой). Шлифовать навыки анализа художественных образов. Высказывать суждения (дискутировать) по поводу новейшей "человека в футляре".
Понимание сложности, загадочности и непредсказуемости человеческой психики, готовности умеренно воспринимать других людей. |
"Человек в футляре" А. Чехова.
|
3 |
Остап Вишня
(Павел Губенко). "Моя автобиография", "вот Так и пишу", "Сом", "Как варить и есть суп из дикой утки"
, "Бенгальский тигр" Трагическая творческая судьба украинского юмориста, большая популярность и значение его улыбок в 20-е годы. Оптимизм, любовь к природе, человеку, мягкий юмор как черты индивидуального почерка Остапа Вишни.
ТЛ: улыбка. |
Понимать, что юмор - одна из ведущих черт характера украинцев. Знать юмористическую, сатирически-обличительный традицию украинской литературы (фольклор, С. Руданский, Л. Глебов, И. Нечуй-Левицкий, И. Карпенко-Карый, В. Самойленко). Уметь анализировать улыбки, художественные средства, портрет, пейзаж, средства характеротворення, использование народных примет, пословиц, поговорок. Сравнивать охотничьи улыбки Остапа Вишни с пейзажными описаниями в произведениях других писателей.
Осознание оптимистичной роли юмора в жизни человека. Развитие самокритичности, способности проводить уместные аналогии. |
|
(4) |
ДРАМАТУРГИЯ
Развитие национального театра"Березиль" Леся Курбаса, Харьковский театр им. Шевченко), драматургии 20-30-х годов (от идеологических агиток до психологической драмы). Пьесы В. Винниченко, М. Кулиша, И. Днепровского, И. Кочерги, Я. Мамонтова на пересечении традиций "корифеев", зарубежной классики и современной драматургии.
|
Иметь представление об особенностях развития драматургии и театра 20-х годов. Уметь рассказать об этом. Ориентироваться во вспомогательных материалах по истории искусства. Уметь проводить аналогии с другими явлениями культуры.
|
Национальный и зарубежный театр 20-30-х годов.
|
4 |
Николай Кулиш.
"Маклена Граса" Самое главное о художнике. Национальный материал и общечеловеческие, "вечные" мотивы, проблемы в пьесах ("Мина Мазайло", "Народный Малахий", "Патетическая соната").
"Маклена Граса" - социально-психологическая драма. Условность времени и места действия, условность ситуации.
Показ человека и общества в трагическом противостоянии. Тревога за мир и человека - ведущий мотив пьесы.
Актуальность пьес М. Кулиша сегодня. |
Знать и уметь рассказать творческую биографию драматурга, о его связи с театром Леся Курбаса. Знать и понимать содержание пьесы "Маклена Граса". Понимать условность в ней времени и места действия. Анализировать сюжет, определить и комментировать проблемы, затронутые в произведении, характе
ризувати образы действующих лиц, пояснити символичность отдельных эпизодов и образов (Игнаций Падур в собачьей конуре, пьяные гуси и т.д). Обсуждать актуальность проблем, затронутых в пьесе М. Кулиша.
Развитие гибкости и логичности мышления, умение применять сведения, полученные гранее. Осознание "вечного" противостояния человека и общества, "вечной" необходимости стремления к гармонии.
|
Родство с драматургией Г. Ибсена, Б. Шоу, Б. Брехта.
|
(6) |
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗА ПРЕДЕЛАМИ УКРАИНЫ
ЛІТЕРАТУРА В ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ (до 1939 г
.) Автономность, открытость зарубежным традициям и новейшим процессам, высокий уровень развития, внеидеологичность. Яркое поэтическое гроздь: Б.-И. Антоныч, С. Гординский, Ю. Липа. Проза В. Стефаника, О. Кобылянской, И. Вильде, О. Туря
нського. Историческая проза Б. Лепкого, Ю. Впільського, Катри Гриневичевой. |
Развитие и закрепление навыков творческого использования справочных материалов, словарей для углубления знаний по определенной теме. Иметь представление о развитии украинской литературы за пределами советской Украины.
|
Западная Украина до 1939 года (история Украины).
|
3 |
Богдан-Игорь Антоныч.
"Автопортрет", "Вишни", "Зеленая евангелия", "Дороги", "Рождество" Коротко о художнике.
Аполітизм, сквозная життєствердність, метафоричность и міфологізм стихов. Лемковская конкретика как источник образных ассоциаций. Сочетание языческих мотивов с христианскими; мифологичность образа, экзотика лемковского края в контексте общечеловеческих мотивов.
ТЛ: міфологізм, ассоциативность. |
Знать творческий путь художника, уметь рассказать о нем. Развивать умение давать общую характеристику творчества. Выразительно и осознанно читать стихи. Шлифовать умение определять главные мотивы, идеи, комментировать их, давать собственную оценку. Объяснить роль народнопесенных тропов в "Вишнях", специфику пейзажа, символику образов ("Дороги").
Выучить наизусть 2 стихотворения (на выбор). Развитие умения находить необходимую информацію, сравнивать и сопоставлять различные явленияа, сп
риймати и понимать эстетику образного слова, его значение для развития эстетического вкуса человека. Осознание связанности эс
тетичних ценностей из морально-этическими. |
Традиции В. Уитмена, Г. Тагора, Г. М. Рильке.
Раннее творчество П. Тычини. |
3 |
Осип Турянский.
"Вне границ боли" Коротко о писателе. Исторический материал Первой мировой войны как предмет художественного обобщения. Поэма в прозе, что волнует, объединяет человеческие сердца, освобождает и пр
освещает душу. Условность изображения (подей вне конкретного времени и пространства). Общечеловеческие мотивы и гуманистические ценности. Биологические инстинкты и духовная воля к жизни. Идея победы духа над материей. Гуманистический, жизнеутверждающий пафос поэмы в прозе, его вселюдська значимость и всеохватность.
|
Понимать и уметь объяснить условность изображения, создание иной, художественной реальности на конкретном материале. Рассматривать идейно-художественное содержание отдельных фрагментов произведения, уметь их прокомментировать. Выделить основные идеи.
Объясниты особливість и роль композиции, пейзажа, художественных средств для воплощения главных мыслей. Осмысливать стоимость искусства, денег, чувств человека, опираясь на текст, высказывать собственные соображения, проводя аналогии с современной жизнью.
Осознание важного преимущества в жизни духовного над материальным. Развитие умения распознавать и понимать настоящую стоимость вещей, явлений, чувств. |
Джек Лондон, "Воля к жизни", Е. Хемингуэй, "Старик и море" (зарубежная литература).
|
(10) |
ЭМИГРАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Организация МУР, "пражская поэтическая школа" украинской поэзии и ее представители. Проза И. Багряного, В. Самчука, Т. Осьмачки, Д. Гуменной, Наталены Королевы.
|
Иметь представление и уметь рассказать об исторических условиях развития, функционирования украинской литературы за рубежом, о "пражскую школу" украинской поэзии и ее представителей.
|
Эмиграция украинцев за границу в 20-40-е годы (история Украины).
Роман "Тигроловы" И. Багряного, в
ивчений раньшее. |
3 |
Евгений Маланюк.
"Под чужим небом", "Существенное", "Стилет или стилос?..", "Земная мадонна" Коротко о писателе.
Художественное осмысление бытийных проблем, ностальгические мотивы, философичность стихов одного из "пражан". |
Рассказать о Есть. Маланюка как одного из "пражан", анализировать его поэзию, определить ее основные идеи, мотивы, объяснять их. Интерпретировать смысл образов-символов. Шлифовать умение высказывать собственные соображения, оценку явлений искусства.
Воспитание патриотических чувств, которые проявляются на расстоянии осознание их искренности и непосредственности. |
|
4 |
Тодось Осьмачка.
"Старший боярин" Трагическая судьба писателя, условия творческой жизни за рубежом. Его творческое наследие. Повесть "Старший боярин" - модерністична повествование-размышление об Украине и украинцев в ХХ ст. Автобиографичность, экспрессивная виражальність стиля, символика, психологизм, эволюционность характеров в повести.
|
Пересказывать основные вехи биографии Т. Осьмачки. Иметь представление о его творческом наследии. Знать содержание повести "Старший боярин", уметь комментировать ее сюжет, пересказывать самые напряженные моменты. Развивать умение анализировать художественные особенности произведения, обращая внимание на пейзаж, образы-символы, роль метафоры. Характеризовать образы главных героев, психологическую мотивацию автором их поступков и действий. Раскрыть символический смысл финала. Высказывать собственные соображения об идейно-художественные особенности индивидуального почерка художника.
Воспитание и утверждение оптимистичной, уверенной позиции, целеустремленности, несхитної воле к победе на пути самоутверждения, достижения поставленной цели.
|
Прозаическая наследие В. Самчука, И. Багряного, Д. Гуменной.
|
3 |
Олег Ольжич.
"Господь богатый нас благословил...", "Захочешь - и будешь" (из цикла "Неизвестному солдату") В
лена Телига. "Современникам", "Радость", "Пломінний день" Украинские национальные герои, рыцари духа, воспитанные за пределами Украины. Романтический максимализм, сила духа, жизнерадостность, благородный патриотизм, высказанные образным словом. Идея оптимизма и жизнелюбия через художественное слово. Нравственное завещание потомкам.
|
Знать об ОУН, иметь представление об Украине периода Второй мировой войны. Рассказать о жизни и героической гибели Олега Ольжича и Елены Телиги. Выразительно и осмысленно читать их поэзии. Развивать умение анализировать стихотворения, определять их основные мотивы, выделять основные идеи. Высказывать собственные раздумья (дискутировать) о смысле человеческой жизни, формирование себя как личности.
Выучить наизусть два стихотворения (на выбор). Всвідомлення духовной красоты личности, наділеної умом, талантом, верной гуманистическим убеждениям. Воспитание стремления стать личностью. Осознание активной жизненной позиции как проявление европейскости.
|
Сведения о ОУН, Украина в период Второй мировой войны (история Украины).
|
(5) |
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 40-50-х годов
Участие украинских писателей во Второй мировой войне. Активизация патриотической тематики, героического пафоса, усиление философичности в литературе этого периода. Засилье соцреализма в искусстве послевоенного периода.
|
Иметь представление о литературе военного и послевоенного периодов. Пользоваться справочными изданиями, энциклопедиями. Учиться находить необходимую информацию.
Развития умение находить необходимую информацию и творчески, компетентно ее испо
ы. |
События Второй мировой войны на территории Украины (история Украины).
|
5 |
Александр Довженко.
"Украина в огне", "Зачарованная Десна" Известный в мире кинорежиссер, основатель поэтического кино. Романтическое миропонимание художника. Соцреалистический канон и новаторский эстетический поиск. Национальные и общечеловеческие проблемы. Сочетание лирико-романтического, выразительного начала с публицистикой. Судьба народа сквозь призму авторского видения и оценки ("Украина в огне"). История написания. "Зачарованная Десна": автобиографическая основа, исповедальность повествования. Сочетание прошлого и современного. Два лирические герои: маленький Саша и зрелый человек. Морально-этические проблемы, затронутые в киноповести.
ТЛ: киноповесть, публицистичность. |
Зн
аты творческую биографию художника, понимать ее трагізм. Уметь рассказывать о Довженко-кинорежиссера, основные события его творческой жизни. Снаты тексты произведений, понимать особенности же
анру киноповести, специфику публицистического текста. Пересказывать историю написания и опубликования "Украины в огне". Вдумчиво читать текст, комментировать самые фрагменты, публицистические отступления. Шлифовать умение выделять ведущие мотивы, проблемы, обсуждать их с позиций сегодняшнего дня, дискутировать об их актуальности.
Комментировать текст "Зачарованной Десны", выделить основную идею, ведущие мотивы и проблемы. Характеризовать образы-персонажи, объяснить роль пейзажных описаний и средств индивидуализации героев. Высказывать собственные соображения о творческом наследии художника.
Развитие умения воспринимать жизненные явления, события, людей в контексте общечеловеческих понятий и ценностей, понимать взаимосвязь конкретного с общим. |
Вторая мировая война в зарубежной и украинской литературах (Г. Белль, В
. Твардовськии
, Г. Тютюнник и др.).
Малюнок "Олександр Довженко" А. Горской, Автопортрет О. Довженко периода войны (изобразительное искусство).
|
2
|
ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ
Ознакомление с писателями-земляками и их произведениями. |
Знать о писателях-земляках и их произведения, прочитать образцы, выражать собственную оценку.
Воспитание уважительного отношения к людям творческих профессий. |
|
3
|
Н
ОВИНКИ СОВРЕМЕННОГО ЛІТЕРАТУРНОГВ ЖИЗНИ Ознакомление с наиболее интересными произведениями современных писателей.
Понятие массовой литературы, ее жанры (детектив, "женские романы" и т.п.), и элитарной. ТЛ: массовая литература, элитарная литература. |
Иметь представление о новинках современной литературной жизни. Понимать и различать понятия массовой литературы и элитарной, знать об их наиболее распространенные жанры. Читать и обсуждать произведения современных писателей (на выбор).
Развитие эстетического вкуса, умения отличать высокое искусство от массового, популярного. |
|
1
|
УРОК-ИТОГ
Беседа (дискуссия) о любимые произведения украинской литературы ХХ ст., изученные в течение года. Сосредоточение внимания на вопросах их художественной особенности, художественной полноценности, национальной и общечеловеческой значимости.
|
Провести дискуссию вокруг проблем: литература и научно-технический прогресс, проблема глобализации, литература элитарная и массовая (на выбор). Высказать собственные соображения и суждения о произведения, изученные в течение года.
Закрепление умения компетентно, аргументированно, толерантно высказывать собственные соображения, уважать мнение другого (оппонента). |
|
|
|
|