Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Василий Пачевский
Модель мира-Украины сквозь призму мифологемы "Хаос - космос" в драматургии В.Пачовського




Миф стал одним из ведущих факторов формирования современного мировоззрения, что создавал новую модель эстетического вселенной. Именно модернисты привлекали к своему творчеству национальную міфосимволічну поэтику, переосмысливая етнофольклорний материал. В свои произведения они вводили символы, имели мифологический подтекст, тем самым возвышая значение образов к наиболее универсальных контекстов.

Как определенный художественный прием міфологізм сформировался в литературе раннего модернизма еще в конце ХІХ ст. Именно ранний украинский модернизм заложил основная подоплека художественной мифотворчества, уделяя внимание национальной истории, мифологии, связывая национальную ментальность и психику с найглобальнішими парадигмами человеческого бытия.

В творчестве В.Пачовського как одного из представителей раннего модернизма, что принадлежал к литературной группы "Молодая муза", каждая поэма, каждая сборник стихов основывается на мифологической основе. Автор мастерски трансформирует и интерпретирует художественные образы как мировой, так и славянской мифологии, в частности украинской. Именно через мифологические образы, мотивы В.Пачовський воплощает свое видение истории Украины, строит свою художественную модель мира.

Творчестве В.Пачовського потерпела скромной рецепции, которая была вызвана рядом противоречий в подходах к наследию художника, непониманием его мыслей и стремлений, заангажированностью литературной критики. Это создало определенный вакуум вокруг фигуры поэта, который начал постепенно заполняться лишь в последние десятилетия. Анализируя произведения писателя, такие исследователи, как Е.Балла, Волкова Т., Голомб Л., Ильницкий М., Кононенко О., Нахлик Е. и другие, кроме глубокого лирического личностного основу творчества писателя, отмечают націотворчі, государственнические мотивы его произведений; обращается внимание на усиленный міфогенний пласт его поэтического наследия.

Задачи статьи: исследовать авторская трактовка образов славянской мифологии сквозь призму оппозиции "хаос-космос"; проследить онтологические измерения экзистенциальной проблемы любви и смерти; проанализировать трансформации мифологемы "хаос-космос" как основного художественного способа изображения трагедии истории исторического бытия Украины.

Фактически все драматические произведения В.Пачовського структурированные мифологической оппозицией "хаос-космос", "добро-зло", которая выступает своеобразной моделью мира-Украины. Художественные произведения поэта своеобразно структурированы не только на уровне композиции и сюжета (мистический эпос "Золотые ворота", "Сон украинской ночи"), но и на уровне образной системы ("Золотые ворота", "Большой Роман" и др.).

Так, в поэме В.Пачовського "Золотые ворота" художественный мир произведения резко разделен на две части: добра и зла, божественного космоса, порядка и хаоса, противостоящего божественному началу. Такая мифологическая оппозиция структурирует художественный мир его произведения: все, что было до измены Марка Проклятого (главного героя произведения) - это первозданный, сакральный мир, золотой период истории украинского государства. По мнению В.Пачовського, это почти идеальный мир. После измены Марком князя Мишу и своего государства начинается период хаоса. "Метафизическое зло рождается в душе человека и способно разрушить ее мир, - отмечает автор. - Это и призван доказать Марко Проклятый, воплощенная душа массы" [5, 21]. Однако, как это в целом характерно для міфоструктур, и мир космоса и мир хаоса в В.Пачовського имеют тенденцию к повторению, сменяя друг друга в процессе художественного осмысления автором истории развития Украины. Период космоса или приближения к нему писатель связывает с периодами княжения Владимира, гетманства Мазепы, правление Скоропадского и с желанным будущим, которое писатель планировал описать в третьей части поэмы "Небо Украины". Однако эту часть, как отметил сам автор, он мог бы вполне написать только тогда, когда увижу Украину в новом виде. Может придется при конце жизни" [5, 55]. Следовательно, по мнению художника, сакральный мир, космос - это утверждение своего государства, самостоятельности Украины, что связывается прежде всего с национальной идеей.

Определяющим признаком хаоса есть беспорядок. В поэме беспорядок присутствует в душе Марка Проклятого, и этим объясняется его мощная разрушительная сила, что приводит героя к небытию. Влюбленность в свою сестру Звонке, невесту князя Мишу, усиливает раздвоенность души Марка, ее смятение. И, как следствие, предательство товарища, убийство матери и Звонки, то есть, разрушение первоначального порядка. Проклятие героя на пожизненное жизни, совершенное матерью и отцом вследствие его поступков, и обусловило небытие, на которое обречен он за свои действия.

Однако человек стремится к жизненной гармонии, мира, покоя, то есть космоса. Именно поэтому Марко пытается вырваться из беспорядка, что царит в нем и вокруг. Он ищет равновесия для себя и для окружающего мира, что в произведении выступает одним из условий проявления сакрального. Центром для Марка, в смысле В.Пачовського, должна стать семья, дом как ячейка государства, а центром для окружающего мира - национальная идея: свое государство, семья как отражение государства.

Обозначенную оппозицию несет также и образ Световида. По народным представлениям Световид был богом двух противоположных начал: войны, разрушения и плодов, созидания.

В отдельных мифологических концепциях хаос отождествлялся с водой (мировым океаном), с которой поднимается земля (космос). В поэме Световид появляется из воды (хаоса) как воплощение созидательного начала:

Аж кажется встает из реки Збруча

Столбом над ним извечный Световид,

Бог плодов и войны - как ясное круча [6, 2, 71].

В украинской мифологии водная стихия отождествлялась с царством умерших, и именно в реку, то есть в царство мертвых, был сброшен когда идол бога Световида, а в художественном времени поэмы он снова возрождается. Все это напоминает земледельческий миф о погребение и воскресение зерна. Вспомним фригійський миф о Кибелу и Аттиса: "молодой бог убит, все за ним сокрушаются, кричат, плачут. И вот он воскресает в виде зеленых деревьев и цветов", или же нашего Кострубонька, которого ищет девушка, "сокрушается по ним, плачет, а тем временем Кострубонько "выдохся", "лежит", "умер" ...", а потом Кострубонько воскресает, и начинается всеобщая радость" [2, 93]. Можно предположить, что В.Пачовський уподобил в своем произведении образы богов Световида и Кострубонька. Время жизни Световида - становится сакральным временем, возвращается в течение поэмы, вытесняя хаос.

В сборнике "Строе и Марені терновый огонь мой" душа лирического героя - также представляет собой поле борьбы двух начал, над которыми он должен вознестись. Душа героя движется по синусоиде, где есть своеобразные точки поднятия и падения. Так, точки поднятия можно фиксировать сюжетными движениями, связанными с вдохновенным поиском близкой, родной души (цикл "Онілля"), пониманием греховности связи с замужней женщиной, осуждением брака с выгоды (циклы "Раиса", "Хризанта"). А точками падения есть смертельная погибель девушки из-за любви к нему (цикл "Леїля"), связь с замужней женщиной. Постоянное балансирование между поднятием и падением, верхом и низом, жизнью и смертью представлено в сборнике через образы языческих богинь Лады и Марены.

Лада - богиня весны - для В.Пачовського - символ светлого начала. Марена - "богиня зла, темной ночи, страшных сновидений, призраков, болезней, смерти" [10, 37], предстает олицетворением чего-то непостижимого темного, демонического. В каждом цикле сборки есть стих, где автор вспоминает об одной из этих богинь, или же вводит обоих сразу. Так, в цикле "Гелєна" есть стихотворение "Две подруги поссорились", где автор изображает двух богинь в образах ангела и демона, которые соревнуются за душу лирического героя. Но ни одна из них не побеждает, потому что в душе лирического героя они соединились в одно целое: радость сменяет грусть и наоборот, отделить друг от друга он не в силе: "Мое сердце - шар земной - / В ней змінюєсь ночь и день" [7, 79].

Кроме того, что Лада и Марена в художественном мире В.Пачовського являются символами света и тьмы, они еще представляют две основные женские типы. Лада - женщину как объект платонической любви, символ чистоты, а Марена - образ роковой женщины-грешницы. С последней связывался определенный эротизм, что имел четко выраженную демоничность (такая черта в целом является характерной для творчества В.Пачовського и заслуживает отдельного внимания).

Мифологическую оппозицию Лада-Марена встречаем и в трагедии "Большой Роман". В художественном мире трагедии Світляна выступает в роли богини Лады, а Мария - богини Марены. Отождествление начинается уже с портретной характеристики героинь. Так, Світляна, "стройная, золотоволосая красавица, с большими черными глазами. Одета в плащи краски грома и молнии, с дубовым венцом на голове" [8, 12], она верная жена своему любимому мужу, именно она приносит радость Роману, рожает ему сыновей как надежду на хорошее будущее. Создан В.Пачовським образ Світляни полностью совпадает с народными представлениями об образе богини Лады - это олицетворение весны, любви, веселья, счастья. Слово "лада" означает верная жена, любка, любимая. Она имела мужа Ладо, вместе они были богами верного супружжя. Лада имела двух сыновей Леля и Полеля, символом которых стало созвездие Близнецов. Світляна тоже имела сыновей - Даниила и Василия.

Образ Марии в трагедии изображен как полная противоположность Светящиеся. Она "необыкновенная красавица, черноволосая, чернобровая, кручоволоса, с большими, черными глазами. Шея, грудь и Ромена обнажені, белые как лебедь отбивают от кармазинової платья с длинным шлюпом" [8, 116]. Она действует на благо Польши и Литвы, пытается соблазнить Романа, любовь ее является неверным. Вспомним, что Марена тоже спереди красивая красавица, а сзади чудовище. Именно Марена перерезает рубец жизни человека, а в трагедии Мария, предав Романа Великого, стала причиной его смерти.

В мистерии "Золотые ворота" Роксоляна-Вызова является олицетворением Лады, а Рахиля - Марены, грешнице, соблазнительницы. В.Пачовський накладывает языческий сюжет библейский. Рахиля танцует перед Юр Туром, другом Марка Проклятого и защитником Украины, требуя от него женитьбы и Украину, и делает это по наущению матери, так же, как и библейская Саломея.

Полной противоположностью Марка в поэме "Золотые ворота" выступает князь Миша. Он появляется как предостережение Марку и одновременно как тотемное существо, которое охраняет героя. Однако вследствие целого ряда преступлений Марко теряет своего охранника. Автор описывает князя Мишу как мертвого:

Край них Миша. Рыцарь, крылья,

А везде горели глаза с тех крыльев -

По его лицу было видно вечная сила.

Весь в серебряной оружия, как князья из могил

Червленый щит с трезубцем руч носила... [6, 2, 64]

Сравним с описанием могилы вельможи, датируется вторым тысячелетием до Р.Х.: "В могиле возле Майкопа обнаружено большое могильную яму, в которую некогда была установлена деревянная кладовка, разделена перегородками на три части. В наибольшей лежал на спине с подогнутыми ногами мужской костяк, окрашенный красной охрой. На нем и возле него было много золотых, серебряных и других предметов, две золотые диадемы-чільця, ожерелье из золотых, серебряных, сердолікових, лазуритовых и из морской пены бусин, золотые глотка из грубой проволоки и украшения из частей балдахина, укрывающего покойника" [2, 170]. На наш взгляд, описывая князя Мишу, В.Пачовський умышленно так подробно придерживается фольклорных источников. Серебро и золото на одежде и об лаштунках вельмож, князей должно было свидетельствовать об их принадлежности к божеского начала. То есть, они должны были нести на землю добро, мудрость, свет. Именно поэтому главными героями своих драматических произведений В.Пачовський делает преимущественно князей. Князь Миша не является исключением.

Кроме того, сам В.Пачовський называет князя Мишу архангелом и шестикрилом, тем самым подтверждая его принадлежность к Раю. Традиция считать князя сверхчеловеком, земным божеством берет свое начало еще со времен сумерійських царей, которые еще при жизни обожествлялись и вшановувались как боги и после смерти. Итак, если князь - это воплощение Бога на земле, то он не умирает, как обычные люди, а переносится на тот свет. А потому становится понятным описание автором поэмы князя Мишу как архангела и охранника государства. Еще одним признаком божественности князя есть тотемные звери, которые вместе с ним охраняют Золотые ворота - это медведь, тур и лев. Кроме того, что они изображены на гербах разных регионов Украины, они также изображались и на различных предметах, которые клались в могилу покойного. Медведь, тур, лев по архаичными представлениями, которые сохранились до наших времен, считались тотемними предками - хранителями рода, и именно как охранники рода-народа Украины изображены они В.Пачовським в поэме "Золотые ворота".

Архангел открыл ему Ворота.

Медведь, и тур, и лев из них гаркнул:

"Не бойся тутч, ни громов, ни болота!" [6, 2, 65]

Кстати, позже мы узнаем, что князь действительно мертв, ибо его, предав, убил Марко Проклятый. Однако князь как лицо, что нашла Бога в себе, прощает измену и убийство, и становится побратимом Марка Проклятого.

Князь Миша и Марко Проклятый изображены В.Пачовським как мифические герои-демиург, иногда враждуют. Однако они не являются братьями по крови, они именно собратьями через принадлежность к одному государству, к Украины. Все действия Марка - это результат неудачного подражания: князь Миша защищает золотые ворота, заботится о своем народе, а Марко - наоборот: изменяя князя, отдает ворота врагу, позволяет уничтожать украинцев и Украину. Марко постоянно действует по схеме: "Вместо ставит - должно все валит!" [6, 2, 69]. Они являются воплощением "разумного" и "неразумного", то есть позитивного и негативного вариантов культурных героев. Князь Миша создает все лучшее и ценное для народа: свое государство, язык, традиции и обычаи, а Марко - все негативное: отсутствие своего государства, подчиненность другим народам, уничтожение традиций и обычаев.

Князя Мишу В.Пачовський сравнивает с Прометеем, подарившим людям огонь и тем самым спас их. Имя Прометей в переводе с греческого означает "предусматрвающий", "смотрящий вперед", "прозріваючий". Пламя его не уничтожает все вокруг, а, наоборот, освещает, дает разум. Огонь Прометея - это "божественная искра", огонь-логос, творческий огонь, что рождает и просвещает [12, 28]. Золотые ворота (государственность) и является тем огнем, по мнению автора, без которого погибнет украинский народ. Это клад, который спрятан от украинцев, потому что они еще не готовы его принять. Как считает В.Пачовський, украинцы слепые в своем неверии, и поэтому не видят света золотых ворот, и лишь князь Миша способен открыть глаза слепцам, вернуть Украине потерянный рай как символ единства и соборности государства:

Как князь Миша с Золотых ворот

Раскроет сокровище государства Прометеем -

Он станет нашим фавством в утробах лет.

 

Миша феникс воскресения рая,

Что с миту предков спрятал сезам -

Собирает кровь пролитую в родном краю [6, 2, 67].

Характеризуя образ Прометея в поэзии В.Пачовського, ссылаясь на его стихотворение "А я проклял бы Прометея", О.Турган отметила, что этот "мифический образ отождествляется с огнем, "солнцем-адом", "проклятым солнцем", что сжигает все. Прометей-огонь олицетворяет зло, он удерживает в себе дьявольское, поэтому лирический герой и шлет ему проклятия, вынеся свой категорический вывод в заголовок произведения" [12, 40]. Однако творчестве В.Пачовського, как это в целом характерно для всех модернистов, отличается двойным, неоднозначной трактовкой одного и того же образа, что помогает автору раскрыть все символические оттенки. В поэме "Золотые ворота" В.Пачовський называет Прометеем князя Мишу, подчеркивая его позитивное начало. То, что сделал для человечества Прометей, равноценное осуществлением князя Миши для украинского народа.

Итак, если князь Миша изображен автором как Прометей, то понятно, что Марко ассоциируется с Епіметеєм. По греческой мифологии Епіметей был родным братом Прометея и старался повторять подвиги брата, но у него все получалось наоборот. Так и Марко Проклятый, пытаясь помочь народу, все уничтожает, разрушает, что приводит к новому круга страданий и к продолжению проклятие безгосударственности.

Образы князя Миши и Марка Проклятого в художественном пространстве драматургии В.Пачовського является воплощением извечной оппозиции "хаос-космос", что помогает автору точнее воссоздать всю историю Украины.

В общем структурирования произведения и оппозиции "добро-зло", "земля-небо", "жизнь-смерть", "прошлое-настоящее-будущее" является характерным для творчества В.Пачовського. Так, в поэме "Сон украинской ночи" художник использует оппозицию "настоящее-будущее", которая является своеобразной трансформацией оппозиции "космос-хаос", "зло-добро" и структурирует художественный мир произведения: метафоры ночи, могилы, слепоты главной героини и Марка Проклятого, а также образы мифических представителей демонических сил - это хаос, зло и, по мнению автора, это современный мир художника; а метафора рассвета, желанного прозрение, образы представителей украинского рыцарства (гетманы, казаки, писатели), чудесное прозрение - символизируют порядок, добро, будущую государственность Украины.

Могила в художественном мире поэмы "Сон украинской ночи" - это не просто место захоронения, а еще и отражение мифического представления народа о потустороннем мире, это символические ворота в страну мертвых. Но мертвые здесь не отдыхают, а, наоборот, работают, создавая золотой венец Украины, прообраз символического единения разрозненного украинского народа, установление государственности. В смысле В.Пачовського, могила становится "символом объективной воли, она начинена - парадоксальный оксюморон! - "вольным трупом", то есть трупом, который "волив" (субъективно)" [4, 131]. Образы мертвецов являются классическими "заложними мертвецами, которые должны исполнить определенную миссию в этом мире, а до того не отойдут к Богу. Задачей, которую должны выполнить мертвые гетманы и поэты, является установление самостоятельности Украины. А то, что они не умерли, а стали "заложними мертвецами, является противоестественным, является воплощением мира хаоса.

Кроме того, автор называет могилу "хрустальною пещерой" и это не случайно. Вспомните, в сказках герой отправляется на тот свет (за тридевять земель), чтобы достать живую и мертвую воду, средства, исцеляющие от слепоты, болезней и т.п. "Одной из древних форм такого чародійного средства, добываемого в мире и применяется для всех видов чародійних действий" [1, 290], и является распространенным во многих мифологиях мира. Художественно переосмысливая мифический образ "хрустальной" пещеры, В.Пачовський в поэме "Сон украинской ночи" характеризует как волшебное средство от всех недругов и невзгод уже не саму "хрустальну пещеру", а те предметы, которые спрятаны в ней - золотой венец и меч. Именно за этими предметами спустились в могилу три студента, три представителя украинского народа. Именно эти предметы - золотой венец и меч, идеал и сила духа украинского народа - должны передать будущему поколению (в образах студентов) "заложні мертвецы (гетманы, поэты) и тем самым освободиться от проклятия. И именно эти предметы, по мнению В.Пачовського, способные помочь исцелить Украину от греха безгосударственности.

Еще одним признаком принадлежности к загробной жизни есть золотое окрас: золотой венец, огнистий меч, золотые ворота - все они сверкают, горят на солнце. То есть, золотое окраска является синонимом огненности. А зная, что очень часто потустороннего ассоциируется с небесным, солнечным царством, мы можем сделать вывод, что золотой цвет этих
предметов - это признак их сакральности, солнечности, божественного духовного света.

В художественном пространстве поэмы "пещера" является в определенной степени олицетворением Священной Горы, "центра мира", местом, где встречаются Небо и Земля. Это место входа и на Небо и под Землю, в ад. Это сакральная территория абсолютной реальности, где находятся своеобразные переосмысленные поэтом символы абсолютной реальности: так золотой венец олицетворяет Древо Жизни и Бессмертия Украины, а огненный меч - источник молодости. Дорога до могилы / пещеры сложная, насыщенная трудностями, потому что это дорога, в первую очередь, к себе, к "центру"
своего я. И Марко Проклятый из мистерии "Золотые ворота", и студенты из поэмы "Сон украинской ночи" должны пройти сложный путь от смерти духа к его возрождению, а поскольку в художественном видении В.Пачовського они являются олицетворением украинского народа, то это, по мнению автора, именно народ должен пройти по дороге, которая по сути своей "является переходом от профанного к сакральному; от эфемерного и иллюзорного к реальности и вечности, от смерти к жизни; от человека к божеству" [3, 32]. Результатом этого пути, в художественном видении В.Пачовського, является осознание себя самодостаточным народом, установление самостоятельности Украины, провозглашения Украины государством. Этот путь можно сравнить с ініціаціями, которые должны пройти студенты и Марко Проклятый, а через них и весь народ.

Для Марка дорога к священной могилы-пещеры лежит через искупление своих грехов и познания самого себя:

Пока не спасешь своих жертв,

Вплоть докажешь свой народ на вершину;

Решишь загадку бытия для всех [6, 2, 178].

Студенты должны выковать огненный меч и золотой венец Украины:

... венца соединение первых обеспечь,

чтобы люд вела какая-то заря в борнї,

такая заря - народом делает народ! -

для нас зарей той - сей венец!..

А меч - меч? Покажет врагов [8, 51].

Меч и венец становятся символами рождения нового государства с умным, свободным народом.

Мы выковали золотой венец,

Что людови сияти-е по возраст!

Венец тот - царство украинских масс,

Тех бедных масс, в гору поднялись -

Это счастье всех, это мир всех сердец!

А как заблисне всем такая заря,

Как мы покажем им такой венец -

Народ увидит, свергнет царя,

Увидит цель и ударит в одну сторону! [8, 57]

Таким образом, В.Пачовський воплощает в своих произведениях идею веры в лучшее будущее: как только Марко Проклятый искупает свои грехи, а студенты выкуют огненный меч и золотой венец (то есть, украинцы осознают себя самодостаточным народом, который, по мнению автора, должен осуществить космическую миссию: "создать мир яснее от брилианта, / Где восток и запад спарится в любовь!" [6, 2, 140]), именно тогда безгосударственное, иллюзорное существование Украины сменится новым, реальным, долгим и плодотворным существованием государства.

Рождения и смерти в мифах многих народов мира ассоциируется с востоком и западом, и в связи с мифологическими представлениями, которые закрепились в религиозных культах, страна мертвых лежит на западе или под землей. Золотые ворота в одноименной мистерии В.Пачовського является олицетворением государственности, а через свою окраску, как мы уже отмечали, расцениваются автором как солнце Украины. Поэтому их исчезновение является символом заката солнца, а, следовательно, и смерти государства.

Если внимательно перечитать поэму, то можно увидеть, что все события в произведении происходят преимущественно ночью, а солнце восходит (или светит) лишь в отдельных эпизодах, когда появляется надежда на установление государственности. То есть, на самом деле Марко Проклятый не спускался в подземный мир: мир мертвых (ад) - это мир вполне реальный, художественно мотивирован как потеря Украиной государственности.

В трагедии "Сон украинской ночи" ночь продолжается в течение почти всего действия и лишь в конце произведения "на небесах солнце всходит и осьвічує все кровавим блеском" [9, 289]. Кровавое солнце является предвестником беды, несчастий, кровопролития, кстати, так же как и в "Слове о полку Игореве", где "Тогда глянул князь / На яснеє Солнце - и увидел, / Что тьмой оно покрыло..." [11, 4]. Такое перекличка мифического времени с историческим является характерным для творчества В.Пачовського, ведь времена имеют тенденцию к повторению, цикличности.

Еще одним проявлением метафоры ночи есть слепота Марка Проклятого. Ночь присутствует не только в художественном пространстве произведения, но и в душе Марка, а поскольку ночь ассоциируется со смертью, то фактически героя можно считать мертвецом - духовно он мертв. Однако такую смерть героя автор рассматривает как временную. В поэме "Золотые ворота" Марко обречен на вечное скитание, пока не искупит свои грехи и не вернет Украине самостоятельность. Итак, автор, опираясь на характерные для мифического мировоззрения восприятие цикличности времени, отражает свое представление о периодичности создания мира. Для В.Пачовського мир - это Украина, а моменты сакрального мифического времени Першотворення в художественном мире поэмы "Золотые ворота" - это апокаліпсисні первые десятилетия ХХ ст., когда на фоне исторических событий разворачивалась шістсотлітня духовная история украинской нации. Это моменты прощение, очищение и возвращение, когда по народным представлениям "мертвые имели возможность вернуться в мир живых, надеясь при новом творении на вполне конкретное длительное возвращение к жизни" [4, 56] . Именно поэтому в художественном пространстве поэмы действуют и мифологические (Световид, Ресниц, Миша), и исторические (Владимир, Гоголь, Шевченко), и мистические (Марко, Роксолана) фигуры, что, по мнению автора, в историческое время
с 1917 по 1922 гг. (а в мифологическом плане это сакральный время Першотворення) получили еще одну возможность исполнить высшую цель - построить собственное государство.

Другое проявление "временной смерти" - пребывание в пещере, представлен в драме "Сон украинской ночи", где такие исторические фигуры, как Мазепа, Богун, Орлик, Зализняк, Гонта, Боян, Шевченко, Драгоманов и др ожидают сакрального времени Першотворення - это клич Б.хмельницкого до восстания - в пещере, виковуючи золотой венец и огнистий меч.

Еще одним символом потустороннего мира стала река, которая в поэме "Сон украинской ночи" отделяет могилу-пещеру от берега. Она является своеобразной границей между мирами: миром живых и миром мертвых. Там, в могиле-пещере, находятся "заложні мертвецы" (гетманы, полководцы, общественные деятели, писатели, поэты), которые ждут свое новое рождение, чтобы искупить грехи, а до того они не могут освободиться от проклятия.

Модель "временной смерти" предусматривает непременное возрождение и обновление героя, а вместе с ним и возрождение разрушенного космоса, то есть победы жизни над смертью. Однако преодолеть смерть, по мнению В.Пачовського, может рождение совершенно нового, а не возрождение старого.

 
ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев А.И. Живая вода и вещее слово. - М.: Сов. Россия, 1998. - 512 с.

2. Гуменная Д. Благослови, Мать!: Сказка-эссе. - репринт. изд. - К.: RM Academia, 1994. - 288 с.

3. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. Пер. с фр. - Санкт-Петербург, 1988. - 256 с.

4. Забужко О. Шевченків міф України. Попытка философского анализа. - К.: Факт, 2001. - 160 с.

5. Пачевский В. Автобиография // Пачевский В. Собранные произведения: В 2 т. Т.1. - Филадельфия - Нью-Йорк - Торонто, 1985. - С.21.

6. Пачевский В. Золотые ворота // Пачевский В. Собранные произведения: В 2т. Т.2. - Филадельфия - Нью-Йорк - Торонто, 1985. - С.63-398.

7. Пачевский В. Строе и Марені терновый огонь мой... - Львов: Новейшая библиотека, 1913. - 193 с.

8. Пачевский В. Роман Большой. Трагедия в пяти действиях. - 1918. - 288 с.

9. Пачевский В. Сон украинской ночи. - Львов, 1903. - 294 с.

10. Плачинда С.П. Словарь древнеукраинской мифологии. - К.: Укр. писатель, 1993. - С.37.

11. Слово о полку Игореве. Поэма-эпос. - Одесса: Печать, 1999. - 40 с.

12. Турган Е.Д. Украинская литература конца ХІХ - начала ХХ в. и античность (Пути восприятия и
усвоение). - Киев, 1995. - 175 с.