Статья
Иван Багряный
«Тигроловы» или «Людоловы»? Тоталитарная система как она есть (за творчеством Ивана Багряного)
Иван Багряный - литературный псевдоним Ивана Павловича Лозов'яги, одного из самых ярких и драматичных представителей украинской литературы XX века.
Он родился 2 октября 1906 г. в с. Кузьмині на Полтавщине (теперь Сумская обл.) в семье каменщика Павла Лозов'яги. Про свои детские годы и начало литературной деятельности, пожалуй, лучше всего сказал сам писатель, который в письме Дмитрия Нитченко вспоминал: «Литературой начал заниматься очень рано, если иметь за литературный труд детское писание стихов. Стихи я начал писать (и то по-украински) еще в российской церковноприходской школе. Начал их писать с протеста против учителя и учительницы, которые меня злобно называли «мазепинцем», потому что я считал (считал) в арифметике не так, как они велели, а так, как научила мать: один, два, три, четыре... шесть... восемь... и т.д. Это было упорное соревнование. И вот под влиянием басен Глебова и «Катерины» Шевченко, которые я получил нелегально (это было при царе), я начал писать воинственные стихи во втором классе церковноприходской школы восьмилетним мальчишкой, в 1915».
В 1916-1919 гг. продолжал образование в Высшей начальной школе м. Ахтырки, Где был редактором школьного журнала «Надежда», что выходил на украинском языке.
На всю оставшуюся жизнь в памяти запечатлелась страшная своей жестокостью, кровавая картина 1920 г.: на глазах у четырнадцатилетнего Ивана чекисты и бойцы истребительных отрядов, ворвавшись на пасеку, замучили его однорукого деда-пасечника и дяди за принадлежность к армии Симона Петлюры. Впоследствии на Соловки загнали и второго дяди, откуда тот не вернулся.
Три года - с 1926 г. до 1929 г. - Иван Багряный учился в Киевском художественном институте. Окончил институт, однако из-за политической «неблагонадежности» его не допустили к защите диплома, потому что имел еще и другой «специальность» - литературу, в которой обнаружил свои антирежимные, освободительное, антикоммунистические установки.
В жизненной и творческой биографии поэта, прозаика, драматурга, публициста, общественного и политического деятеля Ивана Багряного осталось еще много «белых пятен» во многом может помочь Григорий Костюк, которому Багряный передал на хранение часть своих рукописей еще во Львове 1944 p., словно предчувствовал, что его другу из харьковских двадцатых придется вслух жалеть за ним и писать, что украинская литература потеряла «в расцвете творческих сил прежде всего оригинального, уникливого, перманентно беспокойного писателя, поэта большого воображения, взволнованной общественной и душевного напряжения, самобытного поэта образно-художественного видения мира».
Григорий Костюк определяет четыре, хоть и неравномерных, этапы творческого пути Ивана Багряного: 1926-1932 гг. - начало литературного пути до первого ареста; 1932-1940 гг. - период заключений и концлагерей; 1941 - 1945 гг. - период Второй мировой войны и оккупации Украины; 1945-1963 гг. - послевоенная эпоха и эмиграция.
Сам писатель вспоминал о драматических событиях периода ареста, заключений, концлагерей, побегов: «В 1932 году был арестован за политический (самостоятельное украинский) уклон в литературе и политике и заключенный в Харьковской т. н. «внутренней тюрьме ГПУ, где пробыл 11 месяцев в камере одинокого заключения, а затем был осужден на 5 лет концлагерей. Приговор отбывал в лагерях т. наз. БАМЛАГу. Срок не добыл, потому что в 1937 году бежал. Был повторно арестован в начале 1938 года и сидел в Харьковской тюрьме УГБ - НКВД на Холодной горе. Сидел 2 года и 7 месяцев. Был освобожден в 1940 году осенью под надзор в связи с тяжелой болезнью легких, а главное, согласно формуляру временного увольнения - «за недостаточностью материалов для повторного осуждения». Условное освобождение было ограничено местом пребывания, по которому не имел права уехать, это м. Ахтырка, где и застала меня война. До войны несколько месяцев работал в Ахтырском государственном театре декоратором. После взрыва войны был на фронте как «народный ополченец» и остался в немецком заполье. За немцев работал редактором украинской газеты «Голос Охтырщины». В 1942 году должен был быть расстрелян, согласно немецкого курса по украинской национальной интеллигенции, но случайно спасся...» За каждым этим фактом - неописуемые переживания, которые органично «вжились» в драматические судьбы героев его произведений.
Иван Багряный вписал свое имя в историю как выдающийся политический представитель первой эмиграции из Советского Союза, Дело в том, что у писателя - узника сталинских концлагерей по войне был единственный путь - эмиграция. Европой еще катились волны тысяч и тысяч пленных, изгнанников, «перемещенных лиц», а Иван Багряный вместе со своими коллегами уже создал (осенью 1945 г.) литературно-художественное объединение украинских эмиграционных писателей - Мистецький Український рух (МУР), которое впоследствии превратилось в США на Объединения украинских писателей «Слово» с центром в Нью-Йорке. С этого времени началась активная публицистическая деятельность Багряного - политического деятеля. В послевоенные месяцы он написал памфлет «Почему я не хочу возвращаться в СССР?», в котором обращался к европейской общественности: «Я не хочу возвращаться к своей Отчизне именно потому, что я люблю свою Отчизну. А любовь к Отчизне, к своему народу, то есть национальный патриотизм в СССР является тягчайшим преступлением. Так было целых 25 лет, так есть теперь. Преступление это называется большевистской языке - на языке красного московского фашизма - «местным национализмом».
В 1948 г. Иван Багряный основал Украинскую революционную демократическую партию (УРДП), газету «Украинские вести» и много лет был ее редактором. Он был также избран председателем Украинской Национальной Рады, позже - вице-президентом Украинской Народной Республики в изгнании. В то время Багряный напечатал много статей политического содержания, направленных, естественно, на разработку стратегии и тактики борьбы с коммунистической системой за «демократическую, независимую украинскую державу»
В литературном творчестве Ивана Багряного 1940-х гг. произошел окончательный переход к беллетристического и драматической прозы. И первым на этом пути стал роман «Тигроловы».
История написания «Тигроловів» берет начало с 1933 p., когда Ивана Багряного был осужден на пять лет ссылки и вывезено на Дальний Восток. Сначала был «висланцем» (ему запретили в течение трех лет проживать в Украине), затем два года - каторжанином БАМЛАГу (лагерь Байкало-Амурской магистрали). В 1942-1943 гг. автор оказался на Западной Украине для налаживания связей с украинским подпольем. С началом охоты гестаповцев на активистов украинского резистансу Ивану Багряному пришлось законспірувати свое пребывание в ареале действий УПА. Нашлась квартира, которая была вне подозрений немецкой власти. И в ней, почти не выходя на прогулки, писатель написал свой первый роман.
Круглосуточная работа, только несколько часов сна - и через две недели роман был закончен. Работа захватывала Багряного: «Мне ничего не надо было придумывать. Жизнь толпится в моей душе и вырывалось, как Ниагара. Страну, о которой я писал, я любил как свою вторую: родину, хоть и попал в нее невольником. Я люблю ее людей. Я люблю животных, ее зоофауну, орнитофауну, ее флору - прекрасный растительный мир (что теперь, в моем воображении, был прекрасный особенно). Я знал ту фауну и флору, ее географию, как, может, ни один профессор, потому что я ту географию прошел собственными ногами, а флору и фауну пощупал не только собственными глазами, но и собственными руками... Я не просто писал, я - жил! И упивался жизнью, повторенным с такой страшной силой, превышающей силу реальности на много раз».
В 1944 г. во Львове в Литературно-художественном клубе Багряный выступал с докладом «Украина у Тихого океана», в которой поделился своими впечатлениями о жизни украинцев на Дальнем Востоке, в частности в Зеленом Клине, где он несколько лет находился в ссылке. Выражал сожаление, что ни один вид искусства художественно не исследовал, не сказал до сих пор слова правды об их жизни и борьбе против суровой природы за освоение земель и национальные проблемы тех наших людей...»
На первый взгляд, «Тигроловів» можно считать социально-бытовым романом про охотников в Уссурийской тайге. Однако в основу его было положено впечатления писателя от пребывания в лагерях ДСК (Дальневосточного края). Поэтому привлекает внимание политическую сторону «Тигроловів», идеологический конфликт - завязка романа, что берет начало из. советской молодости Багряного - между человеческой единицей и тоталитарной системой.
Сюжетная канва романа построена на охоте майора НКВД Медвин - новейшего «тигролова», за гордым, не прирученным тоталитарной системой молодым «тигром» из Украины, который в тайге нашел земляков, друзей, любовь... Внешняя построение произведения четкая и симметричная, способствует панорамном развертыванию боя между добром и злом. Роман состоит из двух частей по шесть разделов, каждый из которых имеет название и является отдельным рассказом.
Главный герой романа Григорий Многогрешный - потомок украинского гетмана Демьяна Многогрешного - «юноша 25 лет, русый, атлет, авиатор... Суженый на 25 лет...» Такой портрет Григория обрисовано в телеграмме-молнии, что улетела во всех пограничных заставах после его бегства из поезда - «гигантского двоокого циклопа», который мчался в своих шестидесяти рыжих гробах заключенных на Колыму. На каждой остановке майор Медвин проверял присутствие Григория среди заключенных. И не подчинился гетманский потомок, не смирился со своим положением. Вырезав в вагоне отверстие, он выпрыгивает из брюха страшного дракона и оказывается на свободе. Своим отчаянным поступком Григорий вселяет в души узников уверенность в победе над миром тьмы, удостоверяющий, что даже обречена на смерть человеческая непобедима, когда она исповедует высокую духовность и превыше всего ценит человеческое достоинство.
В тайге Григорий находит тепло, уют и любовь в семье полтавских переселенцев Сирков. Добрый душой старый Сирко, его кроткая жена, искренняя в любви Наталья отогрели изболевшееся сердце и раненую душу бывшего узника, вернули его к жизни. Однако Григорий знал, что Медвин не оставит его в покое, будет искать и в тайге. Так и случилось. При первой возможности Григорий поквитался со своим обидчиком. И не только со своим. Такие драконы, как Медвин и их приспешники, уничтожали миллионы людей, достойно представляя систему сталинского террора.
Диким и непокоренным зверем вгадається Медвину Григорий Многогрешный. И в то время, как верноподданный зверь советской системы из всех сил пытается поймать такого «ценного экземпляра», Многогрешный, охотясь на тигров, составляет план другой охоты - битвы с системой. На узкой тропинке происходит поединок Медвина и Григория, война миров - национального космоса украинца и тоталитарного советского. Разрешение конфликта позволяет понять, кто зверь в этом произведении действительности.
Бесконечная вера в человека, восхваления надежды в тупике и преодоления экстремальных ситуаций определяют буттєвий оптимизм произведения. Для Багряного - человека и художника - главное убедить читателя в том, что при любых обстоятельствах человек может и должен быть человеком. Поэтому его Григорий Многогрешный победил. Победил отчаяние и безысходность, физическое изнеможение и подлость сталинских тигроловів, выпрямился величественно и гордо, остался Человеком, утвердился в убеждении, что человек - величайшее из всех земных существ. Григорий Многогрешный победил прежде всего потому, что не признал себя нулем в истории, не озверел, не проникся озлоблением и ненавистью к людям, зберігу себе человечность, доброту, способность сочувствовать, сопереживать и верить, что человек может и должен бросить вызов целой системе - и выстоять. Победа Григория над «людоловом» Медвиним символизирует борьбу гордого и свободолюбивого украинского народа против жестокого тоталитарного режима, калечил людей физически, но не смог преодолеть их духовность, ибо, как говорит один из заключенных, «лучше умирать, бежав, чем жить, гниючи!»
Привлекает внимание также поэтика произведения. Багряный-писатель сочетает элементы символизма, неоромантизма, импрессионизма, необарокко.
На литературном конкурсе в Львове эта книга вышла под названием «Звероловы» (сокращенный вариант «Тигроловів»). Роман сразу было переведено на английском, немецком и голландском языках, что свидетельствует о его популярности за рубежом и внимание иностранного читателя к тогдашней советской действительности. Как отмечал в 1963 г. критик Ю. Лавриненко, «Тигроловы» сделали большое дело. Они содрали шкуру зека, оста, «советского человека» и показали под ней несокрушимую гордое человека, полную жизненной силы, воли к жизни и борьбе.
Вслед за «Тигроловами» вышли другие произведения, удостоверяющих жанровую мастерство и неординарность автора: роман «Люба» (1944 г.), восстановлена по памяти сборник «Золотой бумеранг» (1946), виспівана в камере смертников повесть «Море-туре» (1947 г.), в которой раскрывается трагическая судьба узников сталинских тюрем, комедия-сатира «Генерал» (1948 p.), повесть-вертеп «Разгром» (1948 p.), посвящена памяти поэта Михаила Пронченко, расстрелянного фашистами в Кривом Роге в 1943 p., роман «Сад Гефсиманский» (1950 г.)
«Сад Гефсиманский» - не «обычная библейская история», как может показаться на первый взгляд, это тюремный роман, в основе которого документальные факты. Иван Багряный снова бросает человека в огненную пасть дьявола, «выбирая» для этого нечеловеческого экзамена на человечность молодого парня Андрея Чумака. Рассказывает о четырех сыновей уже умершего Якова Чумака, который духовно не отходит, а наоборот - живет, укрепляет силы своих сыновей, «сопровождает» младшего - Андрея - по лабиринтам внутренней тюрьмы НКВД, в которой он, очерненный чьей-то подлой наущению, вынужден пройти все «дантові круга» пыток, ночных допросов, оскорблений, издевательств, провокаций кровавой єжовської эпохи. И снова, как за Григорием Многогрешным, так и за Андреем Чумаком, возвышается фигура их создателя, который наделил своих героев собственными переживаниями, а главное - воспоминаниями, впечатлениями, надеждами. В романе автор подчеркивает: «Человек - это величайшая из существ. Человек - найнещадніша из всех существ. Человек подлейших из всех существ. Как тяжело из этих трех рубрик выбрать первую для доведения примером».
«Сад Гефсиманский» не имел такой популярности, как памфлет «Почему я не хочу возвращаться в СССР?», но пресса почтила произведение восторженными отзывами: это был, по сути, первый в мировой литературе художественное произведение о страшном второй мир «шестой части мира» - мир внутренних тюрем НКВД, концлагерей, этапов, допросов, провокаций Багряного-гуманиста. Современный польский историк Юзеф Лободовський отметил: «С одной стороны, книга Багряного является поразительным документом советской действительности, который превышает силой выражения всего, что до сих пор на эту тему было написано, а с другой стороны - является выразительным свидетельством глубокого гуманизма автора, что на самом дне ада сумел разглядеть человеческие черты даже в найозвіріліших лицах». Критики также отмечают эмоционально-упругий, экспрессивный, Поэтический стиль.
После «Гефсиманского Сада» увидели свет повесть «Огненное кольцо» (1953 p.), в Которое попала под Бродами во Вторую мировую войну украинская патриотическая молодежь, стихотворный памфлет «Антон Беда - герой труда» (1956 г.), роман «Маруся-Богуславка» (1957 г.) - первая часть задуманной трилогии «Буйный ветер» - о судьбе украинской молодежи в сталинской системе, роман «Человек бежит над пропастью» (1965 г.), произведения для детей, которым автор придавал особого значения, - «Казка про лелек та Павлика-мандрівника» (1947 г.), «Телефон» (1960 г.).
Немалую ценность в творчестве Ивана Багряного имеет его повесть «Огненное кольцо», которая повествует о трагедии под Бродами, об «одной из самых тяжелых тем всей нашей освободительной борьбы» - так охарактеризовал ее сам автор в обращении-послесловии к читателю. Художественное полотно выходит за рамки повести. Это не только повесть, но и трагедия, и мистически-психологический триллер, в основе которого - кровавые события недавней украинской истории. Он - о трагической гибели украинской дивизии «Галичина», сформированной в структуре немецких войск и розтерзаної двумя могучими и жестокими армиями - фашистской и советской - на территории Львовской области летом 1944 г.
На пороге своего преждевременного угасания от болезни вимореного сердца и розшматованих туберкулезом легких Иван Багряный пытался завершить написан в 1948-1949 гг. роман «Человек бежит над пропастью». Характеризуя это произведение, известный украинский литературовед Василий Гришко отмечал: «Это - бесспорно выдающийся вклад в современную украинскую литературу, потому что это у нас таки первый, синтетически-художественный, а не просто мемуарно-хроникальный, произведение великопрозового жанра о трагически-героическую судьбу обреченной на гибель, но упорной в своем противопоставлении враждебным силам украинского человека в ситуации чужой войны на ее «не своей» земле. И главное - это также первое произведение такого характера, что трактует в нашей литературе эту тему не в распространенном в нас этажном «ура-патриотически-м», а в чисто человеческом и общечеловеческом плане, хотя, конечно, в украинской конкретизации общечеловеческого. Причем сам жизненный материал, на котором построено произведение, как видно, является в большой степени даже автобиографический, но он настолько художественно обобщенный и возвышен до уровня исторической типичности и философско-символической значимости, приобретает в произведении время эпически-поэтического звучания, достигая в кульминационных местах вплоть до мифотворчества. Собственно, именно это произведение является едва ли не самым ярким образцом художественного воплощения типично «багрянівськими» средствами типично «багрянівської» темы-идеи - победы человека на экзамене человеческого в ней в межевой для нее ситуации». ,
Багряный был еще и поэтом, который больше всего интересовался общественно-политическими проблемами родного края и народа, так и к литературе подходил с общественно-политической точки зрения, трактуя ее как средство достижения определенной цели, то есть распространение общественно-политических идей и взглядов. Его стихи, как и вся литературная и публицистическая творчество, имеют отчетливое идейно-политическое и патриотическое направление. Багровый стремится ошеломить читателя, увлечь его и заставить идти за ним или принять его мысли и взгляды. Для этого он пользуется различными поэтическими средствами, тропами и фигурами, которые делают его стихи «говорящими». У них много публицистики и декларативности, потому что поэт стремился выразить в них свои патриотические мысли и стремления наиболее громко. Поэзия Багряного бодрая и оптимистичная.
Богдан Романенчук, оценивая творчество Багряного, отмечал, что тот «...был, без сомнения, талантливым писателем, но в нем спорили две противоположности: поэзия и политика. Он пошел по зову политики и отдал ей на растерзание поэзию... Но такова уж природа политического писателя, в частности такого, как Багряный, который смотрел на поэзию глазами суспільника, для которого поэтическое произведение должно быть отражением природы или действительности и выражением или иллюстрацией общественно-политических идей и потребностей...»
Писатель никогда не имел покоя, душевного строя для творчества ни в Советской Украине, ни в эмиграции, среди таких же изгоев, как и он, потому что имел чувствительную, романтично окрилену душу художника («моя душа от природы - душа поэта и художника»), раненую душу и тело виморене, имел уйму творческих замыслов, питал большие надежды на творческое уединение и душевный покой. Еще в сентябре 1961 г. он писал Григорию Костюку: «Столько задумок лежит не осуществленных, уже выношенных, уже розпрацьованих, но не доведенных до завершения вещей! И смогу ли я их завершить...» увы, не суждено. 25 августа 1963 p., так и не одолев тяжелой болезни, Иван Багряный умер. Было ему 56 лет.
Иван Багряный всю жизнь «бег над пропастью» с верой в человека, стремясь зажечь в ней неугасимую искру, которая бы осветила путь из черной пропасти разочарования, унижения и обезличивание в бессмертие. Он спешил, боролся отчаянно, обессиливал и снова духовно окрилювався, воспламенялся гневом - и страдал, охваченный состраданием к человеку, жаждой милосердия и невыразимой болью сердца, поднимал ее до высот божественного творения, ибо верил в триумф человеческого достоинства на грани борьбы и страданий.
В Украине жизненный подвиг писателя было оценено уже после обретения независимости: в марте 1992 г. Ивана Багряного посмертно награжден высшей наградой нашего государства - Государственной премией Украины имени Тараса Шевченко.
|
|