Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 70-90-х годов XIX века

Панас Мирный (1849-1920 гг.)

«Разве ревут валы, как ясли полные?»



История написания, источники

Раскрытию социальных условий жизни украинского села посвятил свой роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» корифей украинской литературы Панас Мирный.

Автор широко отразил тяжелую жизнь украинского крестьянства в дореформенный и послереформенный периоды. Произведение гневно разоблачает антинародный характер реформы. Писатель убедительно показывает, что реформа 1861 года была явным обманом трудящихся, она не улучшила их положения, а только изменила формы эксплуатации и гнета.

Классовые споры после реформы еще больше обострились. Бесправный, разоренный и жестоко эксплуатируемый народ искал выход из тяжелого положения. Трудящиеся крестьяне начинают протестовать, бороться против несправедливого общественного строя. В аллегорической названии «Разве ревут волы, как ясли полные?» звучала главная идея произведения: волы - символический образ порабощенного крестьянства - не выли бы, если бы было что кушать и пить.

У1872 г. Панас Мирный выехал по служебным делам из Полтавы до Гадяча, где когда-то работал в уездном суде. Интересной была история написания произведения. Прошло несколько месяцев после того, как Панас Рудченко переехал в Полтаву, много времени отнимала работа, поэтому необходимо для знакомство художника с окружающей действительностью времени почти не было. Поэтому Мирный очень любил служебные командировки, которые предоставляли такую возможность. Во время поездки из Полтавы в Гадяч весной 1872 г. мальчик-извозчик рассказал ему ужасную историю про крестьянина Василия Гнедко, который вырезал семью зажиточного казака, за что был приговорен к каторжным работам.

Лицо Гнидки так заинтересовала художника, что он все время в своих мыслях возвращался к услышанному. Под впечатлением этого рассказа он пишет очерк «Путешествие из Полтавы до Гадяча». Писатель предполагает, что «...Гнедко есть несчастная ребенок своего Возраста, искалеченный урод своего быта, и угнетенного всяким барином... И где все стало и стоит неподвижно на одном месте, стоял, пока начало гнить в самом корне...»

Иван Рудченко, известный литератор, фольклорист, критик посоветовал социально мотивировать поступки главного героя произведения. Советы были дельными, братья взялись за усовершенствование произведения. Было осуществлено несколько редакций, а в 1875 г. под названием «Разве ревут волы, как ясли полные?» подано до цензуры»

Однако роман не был напечатан за полный запрет печати произведений на украинском языке (вступил в действие Эмский акт 1876 г.). Он увидел свет лишь в 1880 г. в Женеве. До революции роман печатался во Львове в 1887 г., а в Киеве под названием «Пропащая сила» - в 1903,1905 pp.

Летом 1872 г. П. Мирный пишет первую редакцию повести« Цепкая», некоторые замечания к которой сделал его брат, известный литературный критик и публицист Иван Билык. В первой редакции автор полностью сосредоточился на фигуре главного героя, осуществляя намерение показать, как социальные условия разрушают личность, превращают честных людей на «пропащую силу».

Получив рецензию в начале 1873 г., Афанасий Яковлевич просмотрел текст повести, исправил некоторые противоречия в образе главного героя, несколько детализировал, набросал штрихами новую сюжетную линию о Грише и т.д. И отложил работу на определенное время по своим творческим принципом: «Пусть вилежиться и поспеет, как и овощ на дереве». Когда же он снова вернулся к произведению, начал писать заново и разворачивать повесть в многоплановый социально-психологический роман.

Над четвертой и пятой редакциями Панас Мирный работал вместе с Иваном Билыком (четвертая редакция, написанная в 1874 г., имела название «Пропащая сила», состояла из четырех частей). В 1875 p.. роман был закончен под названием «Разве ревут волы, как ясли полные?».



ЭТО ИНТЕРЕСНО

По свидетельству современников Панаса Мирного, над произведением «Разве ревут волы, как ясли полные?» навис какой-то рок. Началось с того, что киевские типографии его почему-то не взяли. Возможно, они были перегружены. Когда наконец договорились о печати в Петербурге (этим вопросом занимался композитор М. В. Лысенко), то оказалось, что цензор по неизвестным причинам не поставил свою подпись на каждом листе рукописи как того требовали условия цензуры. Роман возвращается в Киев, но цензора пришлось разыскивать, потому что по неизвестным причинам его уволили со службы. Рукопись была подписана, и снова отправлен в Петербург. Печать романа начался только в конце мая 1876 г. и здесь по цензурных ведомствах прошел пресловутый циркуляр о запрете украинских изданий, датированный 5 июня 1876 года, который и приостановил печать романа.

Прогрессивные общественные деятели Украины не могли дать погибнуть самому выдающемуся произведению времени. Поэтому впервые роман был напечатан М. П. Драгомановым в Женеве в 1880 г., но сразу попал в список запрещенных изданий и доходил до читателей И тайно, как подпольная литература.



Особенности композиции. Тема. Сюжет

Роман Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные?»- многоплановый. В нем отражена жизнь украинского крестьянства на протяжении нескольких поколений: от заселения южных степей, закрепощение сел - до реформы 1861 г. и введение пореформених порядков.

Ведущей темой в творчестве мастера прозы было разоблачение бедствия древнего (крепостничества) и сегодняшнего (напівкапіталістичної и напівкріпацької действительности). Этот вопрос поднят и в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?».

Сложная композиция романа, которую академик Александр Белецкий назвал «домом со многими пристройками и надстройками», подчинена цели как можно шире показать социальные условия жизни крестьянства и мотивировать поведение героев, раскрыть, что же именно толкало крестьян на скользкую дорогу, калечило их души, нівечило мораль, то есть повлекло трагедию.

Своеобразие и сложность композиции обусловлена исключительно широкими хронологическими границами изображения жизни. Роман имеет несколько сюжетных линий: жизнь Корточках и его семьи; жизнь Максима Гудзя и его рода; Гриша и его жена; паны Польские; история села Песок.

Эти линии на фоне общественно-исторических событий развиваются, пересекаются и создают общий сюжет произведения.

И композиция романа «Разве ревут волы, как ясли полные?», и его сюжет подчинены главной задаче - раскрыть социально-психологические мотивы протеста крестьянства, показать причины того, почему умный, энергичный и способный человек становится на путь преступления.

Роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» имел еще и другой авторский заголовок - «Пропащая сила», который возник из цензурных соображений, но вполне выражал авторскую идею. Это название является своеобразным ключом к пониманию и художественного замысла, и центрального персонажа произведения. Это название содержит размышления автора о нереализованную силу человека, который рожден Для прекрасных дел, но не раскрыла своих потенциальных способностей и возможностей.

Таким образом, внутренняя масштабность романа, его проницательный психологизм, философичность дают основания утверждать о появлении в украинской прозе нового типа эпического полотна, отличающегося многими жанровыми качествами от образцов, созданных не только раньше, но и одновременно с ним.

Важную роль в описании психологического состояния героя играет пейзаж. Достаточно вспомнить радостный, акварельно-чистый описание весеннего поля в начале романа или же конечный пейзаж, грустный и тревожный через предпочтение кровавых красок. В романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» впервые в украинской прозе пейзаж выполняет не только описательную, но и психологическую функцию.



Характеристика образов

Писатель поставил персонажей романа в одинаковые жизненные условия, но одни из них творят зло, а другие - борются до последнего. Что же является той силой, которая поставила этих людей по обе стороны выбора?

Это ярко показано в образе Чипки - крестьянина-бунтаря, неутомимого искателя правды, который в итоге сошел на кривую тропу борьбы и стал «пропащей силой ». Панас Мирный подводит читателей к правильному выводу: кровавые преступления Корточках порожденные характером общественных отношений пореформених лет.

Но чрезвычайно важным является и то, что в романе писатель создает и коллективный образ крестьянства, постепенно освобождается от рабской зависимости, все настойчивее и решительнее заявляет о своем праве на человеческую жизнь. Глубокая, кровная заинтересованность Панаса Мирного в улучшении условий крестьянской жизни, решении злободневных социальных проблем с демократических позиций определяют значение произведения, его новаторство. Именно поэтому роман имеет такое название «Разве ревут волы, как ясли полные?», он заставляет читателей задуматься над этой важной проблемой, искать пути обретения свободы и правды.

Автор мастерски раскрывает трагедию личности не только в центральном образе романа, хотя эту трагедию наиболее полно воссоздана на примере судьбы Корточках, но и Григория, Максима, Мотри. Другие персонажи - Галя, Кристина, баба Оришка - способствуют рельєфнішому відтіненню главных характеров. Третьи - Бревно, Мотня, Крыса, Порох, Чижик, Евдокия, генеральша, Кряжов, господин Польский - хотя и являются эпизодическими, но дали возможность автору передать сущность тогдашних общественных тенденций и психологически подчеркнуть причины трагедии личности.



Мужские образы романа

Образ Чипки


С Цепкой читатель знакомится уже на первых страницах произведения. Это широкоплечий двадцатилетний парень, с острыми карими глазами, довгобразим лицом, одетый в белую вышитую рубашку и простую рубашку, наброшенную наопашки. На голове у него высокая шапка.

И авторы не довольствуются внешним признакам в обрисовке портрета. Они находят черты, раскрывающие социальное положение персонажа («Не богатого рода! - говорила простая свита»), и качества характера («Таких парней часто и густо можно встретить на наших хуторах и селах. Одно только у него большое - очень пылкий взгляд, быстрый, как молния. Ним светилась какая-то необычная смелость и духовная мощь, вместе с какой-то хищной тоской...»).

А дальше-подробно показано формирование характера героя, нарастание его протеста против порабощения человека. Сын попираемой крестьянки-беднячки, Цепкая рос в нищете, в атмосфере недоброжелательности и враждебности. Только бабушкины сказки расширяли кругозор мальчика, заставляли его задуматься и порой вызывали у него не детские вопросы. Умный от природы, сообразительный, трудолюбивый, гордый, он остро переживает социальную несправедливость. В жизни ему встречалось немного хороших людей: баба Оришка, дед Улас, Галя. Чаще всего малого Цепкую оскорбляли: отец бросил, мать ругала и била, срывая злость за свое неудачное замужество, тяжелый труд и нищета. Судьба не зглянулась и в последующие годы: землю отобрали, выгнали из земства. Жажда мести появилось у Чипки еще в детстве. Когда за упрямство его прогнал богатой Бородай, он «понес в сердце горькое чувство ненависти на судьбу, которая разделила людей на хозяина и рабочего...»

Ранимая душа и пытливый ум ускоряют рост Корточках. Его доброе, горячее сердце, разбуженное увиденным или услышанным, долго не могло успокоиться. Рассказы деда Власа о крепостную неволю, в частности о несчастной судьбе отца, тяжелым камнем ложились в детскую душу.

Каждый этап жизни героя подано очень отчетливо через раскрытие его внутреннего мира. Так, большой силой эмоционального наснаженості, психологической убедительностью обозначены размышления Корточках в связи с несправедливым отъемом земли. Честную, беспокойная душа парня раскрывают резкие переходы от надежды жить счастливо до мучительных мыслей о несправедливости, что «основала целый мир», о беда, из сетей которого труженику не вырваться. Ярко раскрывает характер Корточках и лихорадочная разговор с самим собой в тяжелую бессонную ночь, когда зримо предстала неправда в мире сильных, ведь за право работать на своей земле чиновник с циничной откровенностью требует у крестьянина взятки.

Именно в этот момент Цепкая потерял не только ниву, но и веру в справедливость. В его сердце вновь закипела ненависть, но, к сожалению, не только к угнетателям и их прислужников, но и ко всем людям. Это тот психологический момент, который проливает свет на его дальнейшую судьбу, пробуждает слепое бунтарство попираемой, обворованной человека.

Свое горе, черную безнадежность Цепкая начинает топить в рюмке. Да и компания для этого быстро нашлась: Бревно, Крыса, Мотня. А от пьянки уже прямой шаг к грабежу.

В романе глубоко вмотивовуються преступные действия парня. Боли измученной души, вопиющая социальная несправедливость - вот что толкнуло вчерашнего земледельца, счастливого своим трудом, на путь грабежа. Цепкая считает эти поступки отъемом своего же блага, присвоенного богаче и сильнее.

Жажда мести еще больше углубляется в Чепцы после пытки его екзекуторами в день подавления крестьянского бунта. Гневные слова слетают с его уст, звучат в них и боль, и грозное предостережение угнетателям: «За те слезы, за ту кровь, что сегодня невинно пролито... они будут вечно мучиться, до суда мордуватися!..» Неудержимым чувством ненависти к помещикам Цепкая близок к шевченковских протестантов и мстителей.

Чепцы Варенику не хватило силы воли противостоять разрушению своей жизни. Он понял, что греховный путь легче. Отсюда - слепое, стихийное бунтарство попираемой, обворованной человека. Раздумывая над личной недолей, над всенародным бедствием, Цепкая все глубже осознает социальные корни господствующей несправедливости. Для него становится очевидным, что на труженика «налегли» и помещик, и поп, и трактирщик, и «свой брат-богатырь», «всем желается поездить» на шее бесправного крестьянина.

Под влиянием дурного «общества» Цепкая опустился на самое дно жизни. Однако добро в его натуре на какое-то время победило. Он стеснялся своего давнего бездорожья. А когда пошли разговоры о земство, о выборах гласных, Цепкая призывает общину защищать свои интересы. Последним толчком, что столкнул правдоискателя на тропу слепой мести стал приказ губернатора о выводе Чипки из управы «по неблагонадежности». Грабежи, убийства сводят на нет его протест. Кровь невинных людей страшным клеймом заплямовує Цепкую. С правдоискателя он превратился в уголовного преступника, когда возглавил банду, убил сторожа, вырезал мирную семью хуторян.



Образ Максима

Максим Гудзь - это еще один яркий тип трагической личности, «пропащей силы». В детстве и юности имел рыцарские задатки, стремился воли, свободы, и, если бы не была разрушена Запорожская Сечь, стал бы не первым в ней. Привлекательно, с симпатией писатель рисует Максима в молодости. Он был щедро одарен, отважный, сообразительный, умный. Свою свободолюбивую и крутой характер унаследовал от деда. Дед его, запорожский казак Мирон Гудзь, вложил в сердце внуку мысли о свободе и человеческую справедливость.

Душа Максима рвалась к энергичного дела, на широкий простор. В его крови кипела воля, привитая его славным казацким родом. Но вместо силы и отваги в его сердце поселилось зло: в драке Максим мог Покалечить товарища, пустил покритками нескольких девушек, а потом начал воровать и пьянствовать, пока не стал атаманом банды. Безусловно, негативный отпечаток наложило на его характер пребывания в солдатах.

Максим страдал от бессмысленной службы-мущтри. Когда ему попала в руки «граматка», самостоятельно освоил азбуку и научился по церковных книжках читать. Водка, к которой Максим привык, требовала денег, и он не стесняется грабить людей, обирать солдат. На примере жизни Максима Панас Мирный показал, как служба в царской армии калечит человеческие души.

Всякими неправдами Максим обогащается и возвращается в деревню через тридцать лет с деньгами и «заслугами», с женой и дочкой. В Песках он свил воровское гнездо, стал вожаком стаи преступников, в состав которой входил и Цепкая. Так волевой, порядочный человека превратилась в убийцу. Максимов хутор становится пристанищем грабителей. Морально испорчен солдатчиною, Максим живет единственной страстью - обогащением. О человеческий облик напоминала лишь любовь Максима к дочери.



Женские образы романа

Женские образы в романе П. Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?» полны трагизма. В романе изображены две эпохи: кріпаччину и пореформенную действительность. Обе они были враждебными простого человека. Крепостной Мокрина и Ульяна потерпели бедствие от Польских панов. Оришці и Мотри досталось уже после отмены крепостного права. Никто из женщин не в состоянии изменения

ты своей жизни. Общая несправедливость накладывает отпечаток на их судьбы.

Среди большого количества персонажей обращают на себя внимание образы трех женщин. Каждая из них будто представляет свое поколение: баба Оришка, дочь Матрена и Галя, Мотрина невестка. Судьба каждого из них тесно связана с судьбой Корточках Варениченка - главного героя романа. Баба Оришка - самый теплый Чіпчин воспоминание о детстве. Она была ребенку единственным советчиком, добрым ангелом и воспитателем. Пока мать батрачила, баба Оришка и ухаживала мальчика, и знакомила с окружающим миром, и веселила внука сказками. После смерти бабы Оришки ближайшей для парня осталась мать. Но вот на его пути появляется Галя. Каждая из женщин, как может, пытается спасти Цепкую, но все усилия оказываются тщетными.



Мотря

Матрена - одна из самых трагических фигур в украинской литературе. Обездоленность Мотри не может не поражать. Что должна чувствовать мать, которая видит медленную гибель своего ребенка! С психологической убедительностью мотивировано последний шаг женщины. Она была готова отдать ради сына все. И, не выдержав страшных испытаний, которые упали на ее седую голову, не снеся кровавому разбою Чипки иметь разоблачает его преступление.

Так образ матери-страдалицы, ее честные, справедливые решения и действия приобретают символическое звучание: это сама справедливость, сама человеческая совесть наказывали и преступление, и преступника, кем бы он не был. Такой поворот в развитии образа этой трагической личности показывает неизбежность победы добра над злом как одной из нравственных основ нашего народа.

Тяжелым было Мотрино материнство. Не знала она счастье в девках, не знала женщиной, не суждено испытать его и матерью. Муж ее оказался «двужоном», и, когда бросил ее беременной и вернулся к первой женщины, Мотрю подняло на смех все село. Она и сама не знала, кто она: замужем покрытка, невенчанная вдова.

Но прошло время, люди устали обсуждать Матрену, и она начала питать искреннюю надежду на сына. Вот выкормит его, воспитает - и будет иметь на старость и утешение, и оборону. Поэтому, когда Цепкая неусыпно заботился о хозяйстве, своим умом и золотыми трудолюбивыми руками множил его, Матрена несказанно радовалась.

Но материно счастье было призрачным и непрочным, Мотря многое претерпела от своего горячего и скорого на расправу сына. Когда же сына очередной раз в поисках «правды» заводило на злые пути, когда он топил свою тоску в водке или разбойничал, она проклинала его со всем шалом непостижимого материнского сердца. Панас Мирный тонко подметил, как терпела иметь одновременно и любя своего ребенка, и ненавидя ее. Доживая возраста у сына-разбойника, она просила себе смерти. После того как Цепкая вырезал целую семью хуторянина Хоменко, материнская любовь не выдержала такого испытания, и Матрена сама пошла в волость выдать властям сына-душегуба.



Галя

Образом Гали, автор как бы убеждает читателя, что над злом можно подняться, если руководствуешься законами морали. Искренне любя Цепкую, она пытается бороться за него, призывает жить правдой. На некоторое время ей удается вернуть мужа честного крестьянского жизнь. И враждебные социальные условия оказались сильнее ее силы, сломали ее мягкую и добрую душу.

Писатель заставляет читателя задуматься над тем, какие силы могут противостоять социальному злу. В этом заключается большая роль образа Гали.

Ее образ не менее трагический. Описывая ее первую Встречу с Цепкой, автор не жалеет ярких и приятных красок для описания этой доброй, красивой девушки.

«Розбишацька дочь», став женой Чипки тоже сделала выбор между добром и злом. Единственный ребенок бывшего москаля Максима, она от самого рождения росла в изобилии. Но неизвестно где почерпнуто благородство заставило ее стыдиться этого изобилия и ненавидеть богатство, приобретенное грабежом.

Она осуждала родителей, не могла носить краденого одежды, жить в награбленном добре. Силой своей любви она пыталась вырвать мужа из воровского круга, но оказалась слишком слабой против сил зла. Душа ее осталась чистой и незапятнанной среди багульника, ненавидела достаток, приобретенный грабежом на чужих слезах. В этом образе воплощены народные стремление к честной трудовой жизни, к красоте и сердечности, нежности и верности. Панас Мирный симпатизирует Гали, подчеркивая внешнюю ее красоту («...белое, румяное личико, глаза бархатные, черные»), дополняя внутренней красотой, что гармонирует с языком героини, которая «щебечет, как ласточка». Вот такой предстает перед нами «полевая царевна» Галя.

Зрелище страшной расправы, которую устроил Цепкая над невинными людьми, мотивируя это борьбой за «человеческое равенство», окончательно сломило молодую женщину. Смерть стала ей спасением от неслави и одновременно протестом против совершенного Цепкой и его товарищами разбоя. Увидев маленькую Хоменкову дочь в окровавленной рубашке, Галя не смогла пережить такое мучительное прозрение и повесилась.



Христя

Дополнением к образу Гали есть образ Христе - жены Чіпчиного друга Гриши. Ежедневные заботы, тяжелые будни надрывают ее силы, но только не доброе сердце. После сиротского детства нашелся близкий человек, образовалась семья, чье благосостояние достигался собственным трудом. Но и Христинине жизни не является неунывающим, радостным. Женщина не видит гармонии в семье, не чувствует справедливости в мире. Поэтому и не покидают ее размышления о Чіпчину трагедию, поэтому и мучает Христе равнодушие Григория к чужому горю. Ведь, в отличие от Гриши, она отзывчива к чужому горю, проникается страданиями других людей.

Христе смущают слова Чипки о нищенскую судьбу, после которых она резко изменилась. Но мужниной поддержки Христя не почувствовала.

Сила образа Христе заключается в том, что она поддерживает читателя в его симпатиях (скрытых или явных) к Чипки. Эта видела в Чепцы не бродягу, который наносит всем бедствия, а доброго человека: «У Чипки и сердце добрее, и душа чище».

Евдокия

Евдокия - это дитя социального дна, воровка-богачка. (Еще напівдитиною привыкла она к воровству, а потом и до торговли собственным телом, стала армейской проституткой. Женившись разбойником Максимом, превратилась в сельскую богачку.) Евдокия живет за моралью социального дна. Она презирает честных тружеников. Нажива и прибыль были для нее главным в жизни. А каким путем добытое богатство, для нее не имело никакого значения.



Образы эксплуататоров

Выдающимся достижением реализма авторов романа есть правдивые художественные обобщения буржуазно-помещичьих порядков, подчеркивание угнетающей сути всего общественного строя царской России.

В романе напівсатирично выведены образы помещиков (генеральша, Василий Семенович), земских деятелей (Шавкун, Кряжов), чиновников, полицаев.

Размышляя и над личной недолей, и над всенародным бедствием, Цепкая все больше осознает социальные корни несправедливости. Для него становится очевидным, что на труженика «налегли» и барин, поп, шинкарь, и «свой брат-богатырь», что всем желается ездить на шее обездоленого крестьянина.

Особенно ценны в романе картины, в которых раскрыты становой, дворянско-помещичий характер земства, механизм «выборов», когда крестьянскую массу и ее представителей запугивают и обманывают.

Когда пошли разговоры о земство, о выборах гласных, Цепкая, несмотря на то что сословный Дмитренко советовал выбирать господ, призывает общину защищать свои интересы, «а не даваться снова господам в руки». Среди других гласных от крестьян Цепкая выделялся гражданским мужеством, стремлением отстаивать права трудящихся. Поэтому крестьяне-гласные вопреки воле дворян и чиновников избирают его членом уездной земской управы. И господа все сделали, чтобы «очистить» свои ряды от «мужика», и Цепкую приказом губернатора было выведено из управы «по неблагонадежности ».

Крестьянин почувствовал на себе, что панская «правда» хуже воровства, разбоя. Не найдя справедливости, Цепкая стал мстить без разбора, бить направо и налево, бить вслепую. Грабежи, убийства сводят на нет его протест, кровь загубленных жертв, смерть невинных людей невитравним клеймом пятнают Цепкую. Собственно, он с правдоискателя превратился в обычного уголовного преступника.

Реформа XIX века отменила крепостное право. Законодательными актами закрепощенным крестьянам предоставлялись права купли-продажи недвижимого имущества, ведения торговли, свободного занятия ремеслом., права на свободный брак, решение всех семейных дел без разрешения помещика. Но эти права предоставлялись только после перехода на выкуп, после введения уставных грамот, которые составляли сами землевладельцы-помещики, а утверждали и вводили в действие мировые посредники, которые предназначались тоже из помещиков. Для составления уставных грамот предоставлялся двухлетний срок (он часто был и больше), во время которого крестьяне оставались теми же крепостными, только официально назывались временнообязанными. После введения уставных грамот помещичьи звена оставались в барский собственности, а земля, которой пользовались крепостные, продавалась им принудительно. Помещик имел полное право поменять землю крестьянам с лучшей на худшую. Господа захватывали такие жизненно необходимые для крестьян угодья, как луга, пастбища, леса, водопои, чтобы поставить юридически свободных крестьян в экономическую зависимость. Право на выкуп земли имели только те семьи крепостных, которые пользовались ею ранее.

Дворовые крепостные, которые прислуживали господам, пасли их скот, имение, такого права не имели и выходили из крепостной зависимости вовсе безземельными, в лучшем случае с приусадебным участком. Понятно, что такая царская «милость» возмущало крестьян, вызывала к частым волнениям. Все эти события и легли в основу романа Панаса Мирного.



Образ Гриши

Антиподом Корточках в романе выступает Грицко Чупруненко. По происхождению он, как и Цепкая, крестьянин, бедняк, он также потерпел нищеты. Грицко - ближайший приятель детских лет Чипки-выбирает другой жизненный путь. Хотя росли они в одинаковых условиях, и пути их разошлись. Жизненным идеалом Григория становится «тепла хата, женщина-любка и ребенок». Неудачи, невзгоды, нищета породили у хозяйственного парня эгоизм, безразличие к судьбе других, стяжательство. Даже дружба с Цепкой Гриша пытался использовать для собственного обогащения. Нескрываемое злорадство по Чипки оскорбление своего товарища - это так же своеобразная трагедия Григория.

Гриша, такой же сирота и бедняк, как Цепкая, сумел заработать денег, купить землю и честно хозяйничать на ней. Образ Григория помогает лучше понять фигуру Корточках, отчетливее увидеть классовое расслоение, которое произошло В деревне после реформы 1861 г.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Настоящую писательскую славу принесли Панасу Мирному два больших романа: «Разве ревут волы, как ясли полные?» и «Проститутка», хотя славы писатель никогда не искал.

Характерным является такой случай. В апреле 1892 г. состоялась премьера драмы Панаса Мирного «Лимеривна», В главной роли - Мария Заньковецкая. Спектакль закончился под бурные аплодисменты, много раз поднимали занавес. Очарован игрой гениальной актрисы, растроганный до слез, Афанасий Яковлевич в неистовых овациях забыл свой кодекс: не вскрывать, хранить тайну псевдонима и под крики публики «Автора! Автора!» поднялся на сцену.

Перед удивленными глазами подавляющего большинства зрителей стоял знакомый многим немного смущенный и растроганный коллежский советник П. Я. Рудченко.

Или такой случай: в 1915 г., на66б-м году жизни, П. Я. Рудченко получил много поздравлений. Его чествовали как талантливого и добросовестного, высокого по рангу чиновника. А в это же время полтавская жандармерия разослала циркуляр о розыске неблагонадежных лиц, среди которых значился и писатель Панас Мирный.



Теория литературы



Понятие о романе


Реализм XIX века, в отличие от эпохи Ренессанса и Просвещения, по определению А. М. Горького, является прежде всего реализмом критическим. Главная его тема - разоблачение буржуазного строя и его морали, пороков современного писателю общества. Ч. Диккенс, В. Теккерей, Ф. Стендаль, О. Бальзак раскрыли социальное значение зла, увидели его причину в материальной зависимости человека от человека.

Важнейшая черта реализма - психологизм, погружение через социальный анализ во внутренний мир человека. Примером здесь может служить «карьера» Жюльена Сореля из романа Стендаля «Красное и черное», который переживал трагический конфликт честолюбия и чести; психологическая драма Анны Карениной из одноименного романа Л. М. Толстого, которая разрывалась между чувством и моралью сословного общества. Человеческий характер раскрывается представителями критического реализма в органической связи со средой, с социальными обстоятельствами и жизненными коллизиями.

Главным жанром реалистической литературы XIX века становится социально-психологический роман, который наиболее полно соответствует задаче объективного художественного воспроизведения действительности.

Вершиной критического реализма стало творчество выдающегося французского романиста Оноре де Бальзака, автора цикла романов под общим названием «Человеческая комедия». Создав 98 из задуманных им 150 романов о жизни современной ему Франции, Бальзак совершил творческий подвиг, отразив характеры и обычаи своего времени. Он не только дал широкую и глубоко правдивую панораму жизни его эпохи, но и открыл этические истины, которые имеют общечеловеческое значение.

Трагедию личности Панас Мирный отбил уже в названии - при издании 1903 г., в Украине произведение был назван «Пропащая сила». В романе, по определению И. Франка, «нарисован почти столетнюю историю украинского села», раскрыто тогдашнюю действительность во всех ее сложностях и противоречиях.

Социально-психологический роман -- это роман, в котором суспільнозначущі события и общественные процессы передаются путем раскрытия психологии героев, их мыслей, стремлений и переживаний. Украинская литература, в частности проза, со времен Шевченко претерпела значительного развития. И особое место в богатом литературном наследии украинских прозаиков занимает творчество Панаса Мирного и Ивана Билыка, в частности их роман «Разве ревут волы, как ясли полные?». Это первый в украинской литературе социально-психологический роман. Он поражает масштабностью изображения действительности и во времени, и в пространстве, изображением широкой галерее персонажей, которые представляют различные классы и сословия украинского общества и феодальной эпохи и первых пореформених лет. Новаторство произведения оказалось не только в социальном вмотивуванні поведения героев, но и в тонком психологическом анализе самых сокровенных движений человеческой души.



Значение произведения

«Если бы я мог, - писал еще в юношеские годы писатель, - показать безталанну судьбу жизни человеческой, его высокую душу, какая она есть в мире, - то бы моя слава была и моя надежда оправдалась.» Сейчас мы с полным правом можем сказать, что мечта Панаса Мирного осуществилась. Выдающиеся его произведения зажили настоящей мировой славы, стали большим достижением не только украинской, но и мировой литературы.

Панас Мирный - писатель-новатор, активный продолжатель идейно-творческих традиций Великого Шевченко. Следовательно, можно говорить, что роман Панаса Мирного и Ивана Билыка впервые открыл украинской литературе новые горизонты, это был роман новаторский не только в воспроизводстве социально-политических движений, но и в точном отражены пороков человеческой души.