Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Фітоніми ива, калина, тополь как ключевые концепты украинской культуры




В течение нескольких последних десятилетий в языкознании росло интерес к изучению процессов мышления, восприятия и понимания речи, связей языка и мышления, языка и культуры народов. В 70-е годы ХХ в. произошло становление когнитивной лингвистики, что является одной из дисциплин, которые изучают человеческое сознание. В Украине и России теоретическими проблемами занимаются С.а.жаботинская, О.О.Селіванова, Ж.П.Соколовська, Е.с.кубрякова и др. Составными частями когнитивной лингвистики выступают семасіологія и ономасіологія; предметом исследования семасиологии есть концептуальные структуры значений, способы отражения ментальных единиц сознания в семантике единиц языка и речи; ономасіологія интересуется когнитивными структурами обозначения, называния, выясняет, какие элементы концептуальной модели ложатся в основу номинации [6, 6-7]. На Украине разработкой вопросов ономасиологии активно занимается О.О.Селіванова. Ведущим методом исследования когнитивной лингвистики считается концептуальный анализ, что, однако, представляет собой совокупность различных подходов, среди которых фреймова семантика, теория прототипов, пропозиційна семантика, когнитивизм, конекціонізм и др. С помощью различных методов проводятся исследования фрагментов языковой картины мира (МКС). Наша статья представляет собой попытку изучения такого участка МКС, как флористические концепты, занимающие важное место в украинской ментальности.

Фітоніми вошли в самое раннее сформированного слоя сознания людей. Растительный, животный мир, географическое расположение, климатические условия выступали главными факторами формирования ментальности народов на ранних этапах их развития (Монтескье). Будущие украинцы жили в мягком климате, на ласковой, плодородной земли, поэтому природа в их сознании приобрела черты доброй матери [9], к которой люди привыкли относиться с любовью и доверием, как к матери [13]. Растения, которые встречались на родной земле, вызывали приятные ассоциации, положительно символізувались. Богатая образность и высокая частотность употребления фітонімів в современном украинском языковом дискурсе также обусловлена позитивным отношением этноса до растений и их названий. Флористические концепты играют большую роль в сознании народа.

Концепты начали формироваться с появлением этноса и этот процесс продолжается до сих пор. Как отмечает В.В.Колесов, сначала возникает conceptum (лат. зародыш, зерно) смысла, потом денотат приобретает образов, которых может быть несколько, они удаляются от первоначального образа, образуя неустойчивую группу, что грозит распадом. На этом этапе появляется логическое понятие (conceptus - суждение, понятие, представление), содержащий минимум точно установленных сознанием признаков, это позволяет сохранить целостность. Но развитие на этом не останавливается, возникает символ, создает культурную среду с возвращением в национальные формы сознания, но он уже обогащенный рациональностью содержания. Завершается формирование возвращением к концепту, что на этом уровне содержит и образы, и понятия, и символы, становится концептом современной культуры. Концепт - это то, что не подлежит изменениям в семантике словесного знака, а, напротив, диктует говорящим определенного языка, определяет их выбор, направляет мысль, создавая потенциальные возможности языка-речи [7, с. 34-39]. А шире концепт - это ментально-психонетичний комплекс, ядром которого является диктум предложения (вербалізовані истинные, объективные знания о обозна-чаемое), что коррелирует с ассоциативно-терминальной частью (неістинними, в частности метафоричними знаниями), модусом (оценочным компонентом), а также психическими функциями: ощущениями, чувствами, образами, интуицией, архетипами коллективного бессознательного [11, 94].

В культуре каждого народа существуют концепты, которые могут дать представление о всю культуру, представить основные особенности этноса, их называют ключевыми концептами культуры [3, 35]. Некоторые фітоніми способны рассказать об Украине благодаря имеющимся в структуре концептов образным, понятийным и символическим значением. Пословица говорит: "Без вербы и калины нет Украины", - но не только эти концепты представляют Украину, важными являются также вишня, дуб, тополь, яблоня, береза, сосна, явор, роза, рожь, пшеница, мак, полынь. Они отличаются максимально высокой частотностью употребления в современном поэтическом
дискурсе [8, 6]. Из них ива, калина, тополь, яблоня имеют собственно украинскую символику, а береза, дуб, сосна, явор хоть и принадлежат к общеславянскому мировоззренческой традиции, в каждой национальной культуре приобретают особенностей [14, 231].

Концепт ива в сознании украинцев начал формироваться давно, но этот процесс не остановился и до настоящего времени. Концепт несколько переосмысливается в соответствии с реалиями современной жизни, возникают также некоторые различия в индивидуальном восприятии представителей этноса. Понятие ива, что является составляющей концепта, такое: "Дерево или кустарник с гибкими ветвями, цельными листьями и собранными в сережки однополыми цветками" [10]. Наиболее четко понятие выражается в текстах, лишенных символического значения, где ива указывает на дерево, что растет на Украине, подчеркивая таким образом национальную принадлежность пейзажа. "На оболонях ивы в болоньях, туман, туман - нейлоновые плащи"(Костенко); "Где же то место, ивы и тополя, Что плыли с утренней мглы?"(Палиенко); "Из ивы звиса львиная длинная грива, ручей в овраге сереет журавлем..."(Гуцало); "А потом я взлетаю и аисту, Что на иве гнездо как храм строит, Ветви торжественно подаю" (Павлычко); "Где-то под солнцем несло нас веселое весло, помню летающие ивы" (Базилевский). Одной из причин почитания вербы была ее вологолюбність. В древности люди с благоговейным трепетом относились к воде, а это дерево всегда росла только там, где была вода. Колодцы обычно копали возле ив, поскольку было замечено, что они очищают воду, придавая ей особый вкус [12, 35].

Изменения состояния растений могут указывать на смену времен года, но здесь уже может возникнуть символический компонент, это происходит, когда увядшее дерево не просто говорит о осень, а олицетворяет ее. "И ивы склонились долу, красные розы побледнели на виду, потому что уже погналось перекати-за летом - по горячему следу..."(Костенко); "Из огня ивы - и в пламени тополя, из огня тополя - в пламени ивы лечу, лечу я перекати-поле, а день, словно василек, голубой!" (Гуцало); "Натянет дождь свои осенние струны тронет те струны пальчиком ива. Печальная арфістко - рученьки ивовые! - по самые плечи укутанные в туман" (Костенко). Здесь появляется дополнительная сема 'сумм', что является характерным для лексемы ива. Но вместе с этим верба выступает также символом пробуждения природы, весны, поскольку это дерево расцветало первым, когда вокруг еще лежал снег: "Бегут ручьи, разбуженные весной, Уже и верба спросонья зацвела..." (Гнатюк). "Опять свистят зеленые смотри, погоняют ивовые весны" (Суховецкий), - ива выступает атрибутом весны. "Как две неродных сестры, Ивовая вита цветет И желтая свеча горит. Вербова вита цветет На весну, на юный шум, А зачем эта желтая свеча?" (Свидзинский).

Ива иногда олицетворяет печаль, сожаление, печаль, эта сема может быть вербально выраженной в тексте: "Там, где ивы сумливо склонились, При низенькой вечерней заре, На Чернечей горе, на могиле Споют тебе кобзари" (Палиенко), - но иногда она не называется прямо, а выступает имплицитно. Печаль, грусть является имманентным признаком ивы, на ней можно не указывать, поскольку представителям украинской культуры это известно, а пользоваться уже как данностью. "Не слышится увосени зозуля, - почему же увосени нет ее нигде? Вот бы услышать ее ивовые звуки, ее ивовый сожалению, ее купальский пение!.." (Гуцало); "Осенней октябрьской порой, когда леса загравами цветут, давай вдвоем над рекой постоим, как ивы, вдвоем пожуримось тут" (Гуцало); "И руки обратились в пломіння, И весь я был, как и осенняя ива" (Павлычко); "Плакучие ивы не могли сокрушаться, такие были в іволг голоса!" (Костенко). Один из видов ивы, что имеет длинные свисающие ветви, называют плакучей ивой, здесь сема 'грусть, печаль' (и как следствие - 'плач') выступила на первый план и стала ведущим критерием номинации. Символічнним олицетворением печали, грусти ива была еще на ранних этапах формирования концепта, уже в фольклорных текстах встречаются такие примеры: "Ой вижу, вижу крутую иву, На ней листья увядшие, Тоска на сердце, тоска по моим, - Милый меня покидает" (Нар. тв.); "Вышла, стала под ивой И смотрит в воду: Тяжело, мать, тяжело, мать, Зачем дала красоту?" (Род. тв.).

Ранее ива часто выступала символом молодой девушки, соответствующие примеры имеются в фольклоре: "Чья то ива, чья то вишня, Чья девушка в сад гулять вышла?"(Нар. тв.); "Ой у полі верба, Под вербой вода, Там девушка воду брала Сама молодая" (Нар. тв.). Но в процессе формирования концепта это символическое значение почти полностью исчезло, в наше время ива редко олицетворяет девушку, что связано с отдалением человека от природы. В индивидуальной МКС поэта может встречаться авторское переосмысление этого символа, где ива представляет человеческую душу: "Моя ива не зеленеет, Моей иве разорвали душу... А белый день белеет За вчерашнее должен; А еще ива молила БОГА, Чтобы судьба молоділа... А еще - упало при дороге, Упала и лишилась чувств" (Тереля).

На основе имманентной семи 'сумм' витворилось символическое значение "старая расстроенная мать": "Ген скорбная фигура матери-ивы...Ген берег - как руина неприветливая..." (Гуцало); "Ген под ивами седыми иметь чья-то... А то Победа так, как мать, на колени стала и целует торжественные шелка?.." (Гуцало); "Не вернутся казаки из похода, Не заиграют трубы на заре... Будут век стоять возле брода Поседевшие ивы - матери" (Симоненко); "Я только сейчас понял до слез, Что вы уже не вернетесь к дому... И слово тихое и унылое - Иметь Цветет во мне, как сивый ивняк" (Билаш). Очень часто верба употребляется с эпитетами "старая, седая", символизируя старую печальную женщину, мать, вдову, которая прошла нелегкий жизненный путь, полный боли и потерь, поседела с горя, имеет трагическую судьбу.

Благодаря своему долголетию верба издавна стала символом памяти: "Ой должности, милая, голубушка седая, И на воротах вербу, Как пойду и от другой, То и к тебе зайду" (Нар. тв.). В последнее время это значение расширилось, доповнилось, приобрело индивидуально-авторских оттенков. "Память" добавляется сема 'старина': "И только ив зеленым водопадом старая крепость память обніма" (Костенко); "И седеют над рекой ивы, словно воспоминания седые сошлись" (Гуцало). А это уже значение дополняется семой 'потеря', получается "память"+'старина'+'потеря': "Еще название есть, а реки уже нет. Усохли ивы, вижовкли рвы..." (Костенко); "И две вербочки стали на страже, чтобы ту могилу время не зарівняв" (Костенко); "Она не радуется, не привыкнет, что конь в степи не заржет, что уже нет той ивы, где мертвый хутор стережет могилу матери твоей..." (Костенко). Для индивидуальной МКС Лины Костенко характерен особый сожалению за прошлым, что является истинным, настоящим, нормальным, это прошлое теряется безвозвратно, на его место приходит современность со своими аномалиями цивилизации и разрушительным отношением к природе: "И не было на ивах телефона" (Костенко); "Вербуют ивы в монографии. Вичають био - и гео - графію. Охотятся в поле на три тополя..." (Костенко). Растения могут в картине мира Лины Костенко олицетворять вечность, незабываемое: "Не восточные цари, не волхвы, не підпаски; - георгины пришли поклониться ему. И ивы пришли. И пришло незабываемое" (Костенко). Старая ива иногда выступает цепью, соединяющей прошлое и новую жизнь: "И писанку-чичку Отнесу под старую иву И положу пределы корни - Пусть верба высиживает жизни" (Тереля). Во всех разновидностях символического значения "память" имплицитно присутствует сема 'печаль', внутренне присуща иве.

Ива выступает одним из основных символов Украины, Родины. Ее имманентная сема 'сумм' гармонично сочетается с меланхоличным, інтровертною, мечтательной натуре
украинца [4, 48 и 54], для которого Украина - опечаленная мать. "И если упадешь ты на чужом поле, Придут из Украины ивы и тополя, Станут над тобой, Листьями затріпочуть, Тоской прощания душу защекочут" (Симоненко); "Еще каждая ветвь на земле - свирель, свирелями цветет вся земля, и вырезанная из ивняка ветка, как Украина, с нами разговаривает" (Гуцало). Та же символика переносится иногда и на украинский язык, ивовую, унылое: "Порубленная, но не убита, Заилена, но живая, Моя ты мово унылая, Мягкая из ивового шитья" (Палиенко); "нашим языком является: ивовые прутья сорвано на песчаных островках где шклистий снег..." (Калинец).

Концепт ива имеет очень богатую символику, причем некоторые символические значения противоречат другим: наряду со значением дерева печали верба считалась растением, что способствует росту, силе, здоровью. Раньше для младенцев производили ивовые колыбели, чтобы они росли крепкими и здоровыми, такой обычай был еще во времена казачества: "А как лед закипал на Днепре, По степям разлетались больших. И везли, чтобы корінився род, Несгораемые ивовые колыбели" (Палиенко). Нынешняя цивилизация оттолкнула в прошлое ивовые колыбели, поэтому в семантической структуре современного концепта ива это малоизвестное значение находится на периферии и может исчезнуть.

В состав концепта ива входят два лексикалізовані словосочетание Шевченко (Тарасова) ива и Вербное воскресенье. Первое из них появилось после того, как Т.Г. Шевченко посадил в Кос-Арале ракитное деревце, которое было для него символом Родины: "Есть в сквере куст над Тихим океаном... Тот скромный куст - Тарасова верба" (Драч); "Ива Шевченко! Она в пустыне не сгинула..." (Павлычко). Факт известен не всем, но в сознании элиты он имеется, поэтому способствовал формированию концепта.

Второе словосочетание является другим названием религиозного праздника Вход Господень в
Иерусалим - последнее воскресенье перед Пасхой. Жители этого города встречали Иисуса Христа с пальмовыми ветвями, которыми выстилали дорогу. На Руси же пальмы не росли, и их было заменено на ветви ивы - дерева, что расцветает первых рано весной. Словосочетание Вербное воскресенье вошло в сознание народа и стало составным элементом при формировании концепта ива. "И воскресеньям теми вербними мы к себе уже не вернем. И теми четвергам чистыми не поднимем с пола истину" (Трифонов); "вербальный путь не обойдет ивы как не пройдет и вербного воскресенья влюблен в тору" (Соловей). Словосочетание воспроизводится в сознании целое со значением "религиозный праздник", внимание на иве не акцентируется, происходит авторское осмысление роли праздника в жизни людей, а не роли ивы в празднике - последнее воспринимается как данность.

Оригинального переосмысления в индивидуальной авторской МКС потерпел фразеологизм груши на вербе, начальная семантика которого - чушь. "Неунывающие, до умопомрачения говорящие, В уюте ждете себе, Что вот будут расти груши на вербе И молоком прольются белые тучи!" (Павлычко); "У вас там, в Яне, на ивах выращивают груши. А у нас тут, в Цене, и на грушах ни цвета, ни плода" (Базилевский). В обоих случаях речь идет о достатке, благаполуччя, но это лишь индивидуальная особенность трактовки определенными людьми, в состав же концепта национальной МКС этот фразеологизм входит со значением "чушь".

Итак, концепт ива занимает в сознании украинцев достаточно важное место, о чем говорит наличие, кроме понятия, большого количества символических значений, лексикалізованих словосочетаний и фразеологизмов. Все символы положительные, приятные для украинцев: Родина, мать, память, весеннее пробуждение природы и даже печаль (горе!) гармонирует с ментальными особенностями народа.

Еще одна важная для украинского этноса растение - это калина. Ее название происходит от псл. kalъ "мокрая земля, болото, топь" [5, 350], поскольку калина лучше растет в болотистой местности. Концепт калина содержит такое понятие: "Кустовое растение семейства жимолостных, что имеет белые цветы и красные горькие ягоды" [10]. Понятие почти без символического окраска представлено в текстах, где описывается национальный пейзаж: "...солнце в небе, и роща над рекой, и дерево в письме, соловей на калине, и в росах зеленая трава" (Гуцало); "Обнял насекомое в луге и зарю, что ягодой зрелая на калине..." (Гуцало). Калина растет на всей территории Украины, так за ее наличием можно определить географическую и национальную принадлежность пейзажа, калина воспринимается сознанием как "украинская" растение.

В народном восприятии изменения в растительном мире коррелируют с изменениями времен года, причем куст может своим видом указывать на определенное время, а может олицетворять ее, во втором случае появляется символический элемент. На весну и на лето указывает калина в таких контекстах: "Калина в узорчатой рубашке с соловьем встретилась с глазу на глаз" (Гуцало); "И ожерельем на груди калина в гречкам, едва скинув белую сорочку, тканая из тумана, выглядит на солнце, и зеленое ожерелье в разках уже светает грядущим, которое не сбылось еще, світанням..." (Гуцало). Про осень говорят красные спелые ягоды калины: "В калиновых разках стоит калина!" (Гуцало); "И калина в красном платке кровью сходит по степлілім лете" (Драч); "Гроздья калины горячей осень между листьев навишивала..." (Гуцало); "Дрожит береза голым телом, роняя последний лист, и на бинтах туманов белых звезды калины запеклись..." (Гуцало). Для осени характерна сема 'сумм', что может переноситься на калину, хотя она не является символом сумму, печали. "Сыграй мне осенний плач калины" (Костенко); "О Люди! Вслушайтесь в кромішню тишину - траур их кровь колышет, как ту калину в лугу... О, и кровавая осень..." (Сарма-Соколовский); "Здесь губы берез побелели. Здесь губы калин коралловым болью горят на лицах увядших" (Гуцало). Ягоды калины долго не опадают, они остаются на кустах даже в морозы, через эту особенность калина в сознании народа стала символом стойкости, нескоренності.

В структуре современного концепта калина ведущим символическим значением выступает Украина, Родина. Этот символ формируется издавна, с началом многочисленных отъездов украинцев до других государств, где калина была редкостью. На чужбине калина напоминала Родину: "Не высоко и не низко Листок на калине; Не далеко и не близко Милый на чужбине" (Нар. тв.); "Скажу себе посадить В головах калину. Будут птички прилетать Цвет калину есть, Будут мне с Буковины Приносить известия" (Нар. тв.). В сознании сучаних украинцев калина символизирует Украину, это превалирующее символическое значение отодвигает на второй план все другие: "Цветет калина в небе Родины - и еще не скоро упадет на дил" (Гуцало); "Ты же украинка, Украина, как твои аисты и журавли, в твоих глазах поет барвинок, и ветка калины во главе" (Гуцало); "На колимськім морозе калина зацветает рыжими слезами. Необъятная осонцена день, и собором звонким Украина написалась на стенах тюрьмы" (Стус); "И только калины нет у вас там, в Яне. И только барвинок держит у нас здесь, в Цене" (Базилевский); "Рубашка сохранилась от сестры, На ней огонь из родной калины. Пусть носит рубашку Украина, Потому что ей еще расти, расти, расти" (Палиенко).

Символическое значение переносится и на украинцев, которые называют себя сыновьями калины, имеют калинову кровь: "Благословенна будь, се России! Я, сын калины, в снежной завии Тебе, как родной, небо прихилю" (Павлычко); "И знаю: меня качала калина В калиновом краю тонкими руками, И кровь калинова, как песня единственная, Горит в моем сердце горькими звездами" (Драч); "что оно такое есть а оно калина моя родина а я ее калинец" (Калинец). Калина выступает также символом непрерывности жизни, рода украинцев: "Растет калина на дворе, сыновья с калиной растут. Мы здесь жили, умирали здесь, потому что здесь калина на дворе" (Калинец).

Ранее калина олицетворяла красивую молодую девушку, происходило метафорическое перенос на основе общей семы 'внешняя красота'. Весной зеленый куст весь в белых цветах нравился украинцам, он стал символом молодости и красоты. "Ой ты, девушка, красная калина, Как мне на тебя смотреть мыло!" (Нар. тв.); "Девушка люба, милая, личико - как калина" (Нар. тв.). Сейчас этот символ отошел на периферию сознания, используется редко: "А девушки в тоске калинами в лугу или тополями в поле милых выглядели, ожидали" (Гордасевич). Иногда происходит авторское переосмысление символа в индивидуальной МКС: белые цветы олицетворяют не молодость, а седину: "Белые грозди, белые! Побелела калина... Седые виски, ой седые! Поседевшая девушка!" (Сеник). Одним из символических значений калины является материнство, мать: "Приехали к двору, А нет ни кола, Только стоит куст калины - То мать моя!" (Нар. тв.); "В моем селе на мамином гробу Растет калина. Знаю, то она - Душа моей матери сяйна Подводится в неувядающей подобию" (Павлычко). Сейчас в связи с переосмыслением с калиной может сравниваться любой человек (украинец), человеческая душа: "Озябший гроздь калины - Пульсар замученных Душ" (Лесив); "Калиной расцветшей о Рождестве ты вернулся, Василию, на Украину..." (Голобородько).

Раньше существовал обычай ломать калину, это делали девушки. Обычай приобрел такого символического значения: выходить замуж, любить [12, 109]. "Ой у лузі калина стояла, Ту калину девушка ломала" (Нар. тв.); "Лом'ю калину, кладу в кучку, Я тя люблю, ты, мой голубку" (Нар. тв.). В наше время состоялась десемантизація символа и потеря обычая, калину рвать может любой, и это ничего не символизирует: "пойдите дітоньки под калину пока солнце взойдет сорвите по калинке" (Калинец).

Издавна куст калины высаживали на могиле, но он никогда не был символом горя, тоски, он служил сохранению светлой памяти о покойном [15, 145; 12, 109-110]. "Нас не разлучит ни поп, ни община, Разве нас разлучит сосновая изба, Сосновая изба, высокая могила, Высокая могила, красная калина! Высокая могила на ручках, Красная калина в головоньках" (Нар. тв.); "Пока меня унесут с калиной туда... ну откуда... Тогда что же ..." (Костенко); "Вот и крест. Две калины красные. Под крестом цветет петров кнут" (Стельмах).

Выступая символом памяти, влечения к своим традициям, калина в конце ХХ века приобретает дополнительные оттенки значения, кое-где появляется сема 'потеря'. Концепт уже не имеет символического значения "гармония жизни и природы" [12, 109], взамен приходит дисгармония, оторванность человека от природы, тоска по прошлому, что исчезает навсегда. На эту дисгармонию, потерю истинного и указывает сейчас калина: "Миршавіє палитра, густеет даль, и в цвета впитывается калина. А город смущенно молчит..." (Соловей); "Жизнь висит на волоске но я ему не верю я верю калине" (Мельничук); "Зріжу калину голую, будто сорву афишу. В чорноті вокруг станет еще чернее" (Базилевский); "Калина меряет кораллы а ты летишь по магистрали Жизни - это сумасшедшее ралли Спрашиваю у судьбы а что дальше?" (Костенко).

Одной из особенностей украинской ментальности является стремление к сравнениям, с помощью которых можно, по мнению украинцев, более четко высказаться [2, 19]. Вот и красный цвет сравнивают с цветом калины, при этом переносе доминируют ягоды, хотя часто имплицитно, невербально. "Кто выделил им красного, словно калина, огня?.." (Гуцало); "Калина в роще - красные, рваные раны, словно грозди на сок раздавленных звезд" (Гуцало); "В візниці за спиной раненых гроздь лежало, калиновыми пожарами все они тоже гудели..." (Гуцало). Прилагательное калиновый может обозначать просто красный цвет, теряя связь с первичной семантикой "то, что принадлежит калине, что подобный калины".

Свое целостное символическое значение имеет лексикалізоване словосочетание калиновый мост. Здесь "калина - символ расцвета городов - жизни, соединяющий два берега: молодость и старость (шире: рождение и смерть). Первый берег уже за спиной, впереди второй берег, и обратного пути нет. В философском подтексте образа является уважение к жизни в минуту расцвета и ностальгия за тем, что проходит" [1, 41]. "И я сажаю на белом листе калину, что в луге синим цветом процветает: пока первая строка дописываю - на второй строке калина уже вырастает на бумаге, на третьей строке калину на ту сторону замерзшей реки - белой льда бумаги - нахиляю, калиновый мостик - на возврат - творю" (Голобородько); "Бродит память, как нищий старик, что-то ищет среди пепелищ!.. Пропади все пропадом! Горы синими чубушниками кладбищ! Ибо тот далекий, калиновый мост, которому почти сорок лет, - вспыхнет на западе - и снова на рассвете - выбрасывает квит" (Жиленко).

Концепт калина содержит понятие и значительное количество символических значений. Калина стала глубоким народным символом, это обусловлено многими факторами: цветом цвета, плодов, их формой, лечебными свойствами, мировоззрением, традициями наших предков [12, 109]. В народном сознании символом выступает именно калина, которая, кроме этого, символизирует также светлую память, устойчивость и нескоренність народа, девичью красоту, материнство.

Третьим ключевым флористическим концептом украинской ментальности выступает тополь. Этот концепт включает понятие ("Дерево семейства ивовых с высоким прямым стволом, с глянцевитыми листьями различной формы и однополыми цветками в виде повислых
сережек" [10]) и большое количество образных и символических значений, что часто сочетаются и експлікуються в одном текстовом фрагменте. Тополя растут на всей территории Украины, и наличие их в описании говорит о национальную принадлежность пейзажа. В таких контекстах концепт тополь содержит максимальную часть поняттєвого значение и минимум символического окраску. "Медовые звезды в небе просыпаются, тополя белым листвой шелестят" (Костенко); "Скрип да скрип... Тополиный шелест, Благоухание лип" (В.полищук); "А мы остались в метели На поле как на ладони. Тополя там в небо выгулы. Где наши пропали кони..." (Драч); "И солнце - как будто зачерствелый хлеб. Полотняное полотенце - горизонт разлитый виднеется, тополями вышитый в хрещик..." (Гуцало); "Посреди ночи дождь пошел, Зашелестів, как зерна в поле. Мы вышли под его покров Из-под явора или из-под тополя" (Павлычко); "заря сиротой ходит под тополь белую" (Мельничук). Присуще тополя определение "белая" обусловлено цветом ствола и нижней стороны листьев.

Для языково-поэтической картины мира характерно использование растений для изображения времен года. Тополь не выступает символом осени, наоборот, она олицетворяет весну, возрождение жизни, но изредка этот концепт, как и другие флористические концепты, употребляется при описании осени. "Последний кисть летней мастерской - тополь уронит каплю багрецю" (Костенко); "Тополь золотые кафтаны До звона, до седых клекоту Насыпали в бокал души Электронных тревог аистов" (Драч); "осень Ставит на землю свою золотую жирандоль. И, глотая слезы, надев на плечи сукману, перематывает лето на черные катушки тополей, шьет голым полям бесконечную рубашку из тумана" (Костенко). Символическое значение "весна" для концепта тополь находится на периферии, в украинском поэтическом дискурсе второй половины ХХ в. употребляется редко. "Как поступила счастливая судьба, Разбудила весеннюю мощь Моя душа, словно тополь, Зазеленела на снегу" (Павлычко). С семантеми "весна" выделяется сема 'возрождение жизни', которая выступает на первое место, а иногда полностью отделяется и становится отдельным символом: "Каждым листочком тополь живет Живет! Празникує Зеленые Праздники На дворе тюрьмы..." (Кись).

В структуре концепта тополь, как и в структуре других флористических концептов, есть символическое значение "вечность". В сравнении с недавно созданными людьми искусственными предметами быта природа кажется вечной, но вместе с тем несовременной, старой. "Все привыкаем к боли, и все смахивает на игру, а снегом вечности тополь перегружено старую" (Шатилов); "Монашеская Гора стала на колени, Взяла гроб бессмертную в чистое лоно, И вечность тополиная стала рядом" (Драч). Тополь с обозначением "сухая" может олицетворять смерть: "И исчезла река. Вокруг Ни лодки, ни воли. Только лежали берега, как две сухие тополя" (Стельмах). Концепт тополь иногда используется для подчеркивания аномальности современной цивилизации, оторванной от природы, искусственной: "Зимний сад две ветром покривлені тополя вот и сад" (Калинец); "от содержательно пишнотних деревьев остались лишь их аббревиатуры. Здесь П пня - словно плаха любасці новой. Здесь уклоном - В двовідлогої сливы. Две сросшиеся тополя свелись на И с сорочьим гнездом между ними" (Нечерда); "застывшие тополя в стеклянных вазонах вагоны... вагоны... "ТРАМБУЙТЕСЯЗЛАЗЬТЕ!" асфальтовая мантра хозяек перрона" (Степаненко). В этих поэтических текстах концепт тополь приобретает имплицитной семы 'сожалению' через потерю настоящего, истинного, что заменилось новыми квазіцінностями. В противоположность этому, тополь может иметь и сэму 'радость' от общения с настоящим: "И еще хочется щекой к тополю как есть прислониться" (Драч); "Из известных радостей только - пора дождей и сверху немного в желтой вохрі сливки тополь" (Суховецкий).

Тополь издавна стала ключевым концептом украинской культуры, но она не символизирует Украину, а олицетворяет украинское, то, что принадлежит Украине, родное: "Ивы и тополя, дубравы и рощи, Тропа между нивами плодотворными, Гордо я вас называю - "мои", Искренне считаю вас родными" (Симоненко); "Родная моя тополек, Как ты пришла сюда, На голое гранитное поле, На иней слюды?" (Павлычко); "И не вечная слава героев - Под небом необъятно голубым Тополя украинские величавые Укоризненно качаются над ним" (Симоненко); "Я сам из этой пущи, где из пазух тополей омела высасывает соки" (Базилевский). С помощью перифразу указывается на Украину, поскольку тополь воспринимается как присущее Украине дерево. "Ушла тополенька на слезе в рост, - На валах стамбульских играет бандурист" (Палиенко). Здесь тополенька символизирует украинцев, обиженных в турецкой неволе. Для концепта тополь характерно отсутствие четких границ между символическими значениями, они иногда сочетаются и експлікуються вместе в одном віршовому фрагменте: "Здесь загніздилось слово на тополя На нашей, на Шевченко, на вечной..." (Кись). Одновременно использованы два символа "вечность" и "украинское", второй из которых проявляется через перифраз - відантропонімний прилагательное Шевченко. Символическое значение "украинское" может объединиться с семой 'древнее': "и тополя арфы гнут, как у Шеста, и помнишь Шест каждая из них" (Гуцало). Здесь к тому же и реминисценция из стихотворения п.г. тычины "Арфами, арфами...".

На раннем этапе формирования етноконцепту тополь появилось символическое значение "девушка", перенос состоялся на основе сходства во внешнем виде, общим основанием стала сема 'стройность'. "Ой там у полі дві тополі, - третья зелененькая; Не иди замуж, моя доченька, потому что еще молоденькая!" (Род. тв.). В современном языковом дискурсе часто тополь используется с эпитетом "стройная". Долго в структуре концепта хранилось сравнения "стройна, как тополь; девушка, как тополь", то есть высокая, ровная, стройная, но в конце ХХ в. оно постепенно теряется. "Тополя стоят, как стройные невесты" (Драч). Редко сейчас встречается и символическое значение "девушка": "И с ней тебе, Украина, Мы родим сокола сына И дочурку тополь" (Пасечник), здесь добавляется еще значение "украинское". Символ "девушка" может дополняться семой 'сумм', и тогда тополь олицетворяет грустную девушку: "А девушки в тоске калинами в лугу или тополями в поле милых выглядели, ожидали" (Гордасевич). Рубки тополя, как и калины, символизировало обручения и бракосочетания девушки [12, 219], но в наше время этот элемент значения потерялся.

Кроме девушки, тополь может уосолювати мать: "и тополь с голубем в письме - как будто мать с ребенком в огне..." (Гуцало); "Забрела в белые стихи тополь, в белых стихах, как мать, стоит" (Гуцало). Часто к символу "иметь" добавляется сема 'сумм': "И минует иметь край дороги, печальная и черная, - тоже, как и тополь" (Костенко). Символическое значение "иметь", обогащенное семой 'сумм', может трансформироваться в новый символ - "вдова": "Соленая моя, моя черная тополек, Покойного солнца жгучая вдовице" (Драч); "Она же, как в трауре тополь, Стояла вызовом для всех" (Драч). В приведенных примерах естественным будет использование определения "черная".

Для концепта тополь характерно наличие символов - абстрактных понятий, это дерево олицетворяет стройность и высоту, состоялась символизация рис внешнего вида: "Тут, где грустно опустили ветви Стройные тополя на твердый обліг, В пропахле дымом сорок третье лето Он за неправду в бою пал" (Симоненко); "Он едет, пропуская тополь, высокую и почерневшую на ветрах" (Костенко); "Бульвар становится на тополиный рост, И город дыха бунтом и Тарасом" (Драч); "Солнце тополь тянет к небу за уши зеленые..." (Драч); "Степными всадниками тополя на горизонте мечтают..." (Гуцало); "А сердце вырывается из ловушки - в дебри дум, под небо уединения. В мовчазливу готику тополя" (Костенко). В последнем примере сема 'высокая' выражается через посредничество сравнение с готическим стилем, для которого характерна устремленность ввысь. На основе сходства внешнего вида тополя со свечой происходит метонімічний перенос. "Ты не знаешь, где и непроглядная ночь; А она в душе твоей загустела, А и кровь из тополиных свич Прорывает в сердце твоем русла" (Павлычко); А где-то далеко кто-то зажжет свечу или тополь" (Соловей). Приобретать символическое значение может не только дерево в целом, но и его части, например, пух тополиный олицетворяет рассеянность, розвіяність по миру: "Приветствую вас, мои братья, Рассеянные, как пух тополя, По каменным безднах улиц" (Павлычко).

На Украине существовал обычай высаживать тополя взовж путей. В структуре концепта и до сих пор сохраняется эта национальная особенность, имеющаяся и в поэтическом языковом дискурсе второй половины ХХ ст.: "Даруй мне над путем тополиным тяжелого солнца древнюю булаву" (Костенко); "Куда идут краем пути тополя? Куда несут свои мысли и боли?" (Павлычко); "И гнутся тополя, и тропинка бежит в мир - люди чтобы развеять скорбь" (Боровой); "Куда мне в распахнутом поле, здесь, где кресты растрепанном дорог, где дегустируют вечером тополя хмельное вино вишневой зари?" (Гуцало). У украинского народа не было традиции сажать тополя на могилах, но в индивидуальной МКС Драча встречается результат авторского доосмислення концепта: "Перо - это наша общая судьба - Все обойти и все найти, пока в головах тополь Не прошумит по два креста" (Драч).

В фольклорных произведениях встречались изображения превращение девушки в тополь, причиной превращения выступала тяжелая судьба, Т.Г.Шевченко тоже использовал этот образ. Он вошел в состав концепта тополь, но в ХХ в. приобрел переосмысление, это не только путь бегства девушки от горя, но и просто желателен, хотя и неосуществимый выход из чрезвычайно тяжелого для человеческих сил ситуации. Этот образ используют, как правило, поэты-узники, а также непризнанные, запрещенные поэты, которых советская власть заставляла вести тяжкое существование: "А на рассвете не повиноваться дню И не возвращаться к жизни, А вращаться в тополевые листочки, камни, полное забвение" (Свидзинский); "Должен стать тополем, Хоть немного стать тополем, Чтобы почувствовать на каждом листочкові Прохладу капли небесной" (Кись).

Итак, концепт тополь играет значительную роль в украинской МКС. В структуре этого концепта является понятие, образные и символические значения, как например, дерево жизни, девушка, мать, стройность; тополь также выступает олицетворением украинского, родного, хотя и не является символом Украины. Особенностью концепта тополь является отсутствие границ дифференциации между символическими значениями: в одном віршовому фрагменте часто сочетаются несколько символов, дополняют друг друга и этим обогащают картину мира.

В когнитивной лингвистике сейчас актуальным является исследование ментальных особенностей народа, выясняется структура концептуальной и языковой картин мира, процессы их формирования. Наша статья, выполнена в семасіологічному направлению, содержит попытку изучения одного из многочисленных участков украинской МКС. Комплексное изучение всей МКС - дело будущих лет, сейчас же исследователи занимаются изучением фрагментов, удачное комбинирование которых позволит в будущем сконструировать целостную картину мира украинского народа.
 
ЛИТЕРАТУРА

1. Ажнюк Б.М. Языковые явления как этнокультурная целостность // О.О.Потебня и проблемы современной филологии. - К.: Наукова думка, 1991. - С.26-43.

2. Бардина Н.В. Когнитивный подход к определению понятия "родной язык" // Гражданский патриотизм и проблемы преподавания украинистики в вузах Одесской области. Материалы наук.-практ. конф. - Одесса: Астропринт, 2001. - С.15-20.

3. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.

4. Гнатенко П.И. Украинский национальный характер. - К.: ДОК-К, 1997. - 116 с.

5. Этимологический словарь украинского языка в 7 т. - К.: Наукова думка, 1985.

6. Жаботинская С.А. Когнитивная лингвистика: ракурсы анализа языковой картины мира // Актуальные проблемы менталингвистки: Научный сборник. - К.: Брама, 1999. - С.3-8.

7. Колесов В.В. Концепт культуры: образ - понятие - символ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.2. - 1992. - Вып.3 (№16). - С.30-40.

8. Коломиец И.И. Флоролексеми в украинской поэзии II пол. ХХ ст.: функционально-стилистический аспект. Автореф. дис....канд. филол. наук. - К., 2003. - 18 с.

9. Кульчицкий О. Мироощущение украинца // Украинская душа. - К.: Феникс, 1992. - С.48-65.

10. Новый толковый словарь украинского языка в 4 т. - К.: Аконит, 1999.

11. Селиванова Е.А. Когнитивная ономасиология. - К.: Изд-во Украинского фитосоциологического центра, 2000. - 248 с.

12. Словарь символов культуры Украины / За ред. В.П.Кочура и др. - К.: Миллениум, 2002. - 260 с.

13. Цимбалистый Бы. Семья и душа народа // Украинская душа. - К.: Феникс, 1992. - С.66-96.