Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЕСЬ ГОНЧАР

Идея духовного богатства человека в романе «Собор»

II вариант

В истории каждой литературы есть книги, которые обозначают вехи восхождения культуры того или иного народа к духовным высотам человечества. В украинской литературе XX века такой книгой, бесспорно, является «Собор» Олеся Гончара. Это произведение - остро проблематичен, ибо касается он многих болезненных вопросов, таких как экология, историческая связь поколений, карьеризм, но с особой силой звучит тема сохранения духовных святынь, без которых человек просто вырождается, нікчемніє, становится безотцовщиной. Роман проникнут стремлением почувствовать и запечатлеть малейшие симптомы духовного оскудения, что начало угрожать обществу.

Название произведения достаточно символическая: собор-это и реальное архитектурное сооружение, украшение рабочего поселка Зачіплянка, и символ нравственной чистоты и красоты человека. Именно в отношении к собору раскрываются характеры главных героев, их внутренняя сущность. Вот, например, Николай Баглай - «чистый мыслями и непорочный действиями юноша». С его точки зрения, собор - это сама душа славных предков, что нашла свое увековечение в удивительном сооружении. Поэтому и воспринимается собор, эта «гордая поэма казацкого зодчества», как проявление генетической эстафеты поколений, пониманием которой обязан проникнуться каждый современник. Завещанное и построенное нашими отцами и дедами следует беречь , но как важно вместе с тем задумываться и над вопросом, который так волновал Николая Баглая: «А в чем же твоя душа ввічнить себя. Где они, твои поэмы?»

У каждого, кто живет в Зачеплянке, собор занимает значительное место в душе, конечно, если она не маленькая, «карманная», как писал О. Довженко, если она способна охватить все величие и красоту собора, несмотря на его потрепанные стены. Поэтому и вызывает такое возмущение предложение Володьки Лободы сделать из храма холодильник в Віруньки, жены Ивана Баглая, какая чистая в своем ожидании, в своей верности, в своем стремлении жить (хоть и нелегко), оберегать прекрасное в себе самой и в своих знакомых, радоваться и дарить другим радость. Такая же реакция на эту «прогрессивную» идею была и в Шпачихи, зачіплянської квартальной, которая, не смотря на тяжелый труд и суровая жизнь, все же сохранила человечность. Огонек прекрасного полыхает в ней даже в самые трудные минуты: «Извиняй меня, Владимир, но не в ту сторону ты думаешь»..

Что же после этого говорить о Єльку, которая предстает в романе символом чистоты, прекрасного, поэтического любви, человеком с большой, ранимой душой, которая однако способна бороться за свое счастье. У нее собор вызывает восхищение, это для девушки что-то очень родное, близкое сердцу. Ощущение Єльки, вызванные им, очень похожи на мысли Николая Баглая. Именно с отношения к собору начинается единение их душ.

Не можем мы не упомянуть и Ізота Лободу - этого деда Нечуйвітра, славного старого металлурга. Кажется, что образ металлурга тесно связан с собором, что именно дед-философ ближайшее понимает душу этого сооружения. Складывается даже впечатление, что Нечуйвитер пришел к нам именно с тех далеких времен, когда был заложен этот храм: «Раменястий, сильный, словно великан не наших времен. Седой ус при свете очага серебристо блестит улыбкой привета или насмешки. Запорожец жив! Из домика! Из снов, из видений Великого Луга...» Мудрый, отзывчивый дед Нечуйвитер, словно духовное продолжение образа собора, воплощенное в человеке. Поэтому такую боль причиняет ему, а у нас вызывает удивление то, что сын славного труженика вырос таким ничтожным. А может, в таких деталях и проглядывает исконная трагедия бытия?

Володька Лобода - образованный, умный, наблюдательный, находчивый, сообразительный и... такой жалкий, уродливый в своих стремлениях и мечтах, полон разрушительной силы. У него свой бог - карьера. Какой же это ужас, когда душу окутало безразличие, а взамен появилась темень. И это в человеке, которая родилась и выросла на родной земле! Но даже у такого подонка собор вызывает какое-то умиление: «Но ведь красавец, стервець». Понимая необычность произведения искусства, Володька относится к нему, как к личному врагу. Этот сторонник национальной нивелирования хочет только одного - разрушить собор, чтобы не становился на пути блестящей карьере «преобразователя» жизни.

Вместительный образ собора в романе является символом духовного начала, он также символизирует связь поколений, молчаливо судит нашу современность с позиции исторической памяти. Обозначает он и неповторимую, чародійну красоту искусства, силу совершенства и гармонии. Даже инопланетян поразили бы соборы своим «идеальным суголосом мысли и материала», «тайной своих пропорций», то почему такие преступно равнодушны к своей истории и культуры сами земляне? Почему завелись у нас людишки, подобные Володьки Лободы, по вине которых множатся потребители жизнь типа Таратут, Обручей и Ер, что устроили в храме дикую оргию? Почему такие неравные силы у юношей вроде Николая Баглая, который становится на защиту собора? А потому, что разрушители храма - все мы (за некоторым исключением), ибо «разрушаем тем, что в сторонке стоим... Разрушаем своим равнодушием». Слишком много мы совсем не замечаем в жизненной суете, не замечаем, что в постоянной борьбе за лучшее материальное положение, мы каждый раз теряем что-то человеческое, что-то такое, что уже никогда не позволит быть по-настоящему счастливыми. «Ну, а как станет по пуду сала на душу, как жиром ее зальем, то уже и счастья до краев?» - именно такой вопрос ставит Олесь Гончар своим читателям.

А ответ на этот вопрос дает учитель Фома Романович, который предостерегает: «Соборы душ своих берегите, друзья... Соборы душ!» Эти слова идут из самого сердца, поэтому они должны стать духовным завещанием для каждого из нас.

Призыв писателя беречь соборы душ своих сегодня не просто актуален - без этих соборов мы не сохраним, не построим своего государства, не зробимося независимым народом среди других народов.