Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УЛАС САМЧУК
Улас Самчук - писатель эпической широты




Улас Самчук дебютировал как украинский литератор в межвоенные времена XX вв. Даже если не считать первым литературным шагом произведение кременецкого гимназиста в рукописном журнале «Юность» (16 февраля 1922 p.), то нелишним будет обратить внимание на название этой публицистической попытки: «Не любить не могу я свою страну...» Название очень красноречива и может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя, ибо то, что он написал потом, родилось из любви и большой потребности осмыслить судьбу своей земли.

Через скорби своего народа и своей родины Самчук еще юношей оказался за пределами родного края. Но, оторвавшись физически от родины, он находился с ней в неразрывной духовной связи. В центр своего мироздания писатель постоянно ставил родину {Дермань - Тилявку - Волынь) и Родину - Украину. Соответственно система его персонажей разрасталась по мере того, как сам автор отдалялся от родительского порога, родного села, волынского края, украинских территорий; снова возвращался к ним и в конце концов, повторно и навсегда покидал их как физические величины, неся образ в душе. В чужом мире он еще глубже, еще больнее чувствовал, видел и переживал судьбу родного народа и родного края: виповнювало доверху его духовное естество, укрепляло и утверждала в чужом мире его писательский талант. «Я ставил и сейчас ставлю себе достаточно, как на писателя, выразительное задание: хочу быть летописцем украинского пространства в эпоху, которую сам вижу, слышу, переживаю», - писал как-то Улас Самчук. «Хочу быть сознательным их бытия, чтобы их стопы не затерлись на этой земле, чтобы их дух не развеялся во времени и пространстве», - писал он в другом месте и по другому поводу. И он с честью выполнил свою задачу: стал летописцем своего времени и своего народа, войдя в историю украинской литературы писателем действительно эпической широты. Лучшее свидетельство тому - его многожанровая творческое наследие.

Как литератор с «Божьей искрой» (по определению Р. Гром'яка), Улас Самчук писал постоянно, при любых условиях. Невозможно выстроить стройную хронологию его произведений, поскольку писатель очень часто работал сразу над несколькими текстами. Так, роман «Кулак» и первая часть трилогии «Волынь» («Куда течет и река») датированы 1932 годом. 1936 г. во Львове вышла вторая часть «Волыни» - «Война и революция», а в следующем году третья часть - «Отец и сын». Тем временем в 1934 г. вышла «Мария» (мнения расходятся: повесть это или роман) - произведение, освещающее события страшного голодомора в Украине в 1932 - 1933 pp. Впоследствии в Германии выходит первая часть трилогии «Ост» («Восток») - «Морозов хутор» (1948 p.), а в Канаде-вторая часть «Темнота» (1957 г.) и третья - «Бегство от себя» (1982 p.). К этому времени уже увидели свет книги воспоминаний «Пять по двенадцать» (1954 г.), «На белом коне» (1956 г.), «На коне вороном» (1972 г.), «Чего не лечит огонь» (1959 г.), «На твердой земле» (1967 г.). А еще была публицистика, «Планета Ди-Пи» (1979 г.), вышел последний из начатых и вивершених за океаном романов Самчука «по Следам пионеров» <1980 p.), посвященный жизни заокеанской украинской эмиграций

Уже в первых рассказах Уласа Самчука отчетливо чувствуется вдумчивый автор, который хочет познать и воссоздать современный ему мир и место в нем русского человека. Характеры, переживания своих героев молодой писатель уже умел изображать на фоне социальных и бытовых конфликтов своей эпохи («Найденный рай», «По-справедливому», «Обида», «Собака в окошке»). Уже эти рассказы обозначены отчетливо глубокой влюбленностью в природу, склонностью к сдержанного лиризма, конфликтными психологическими ситуациями и идейными монологами. Следовательно, уже тогда появились основные идейные составляющие, художественные и стилевые характеристики будущего автора «Волыни» и «Ост». Эти первые рассказы были первыми творческими попытками, творческой лабораторией, закаливанием пера и мысли молодого автора перед написанием большой трехтомной эпопеи «Волынь».

«Волынь» - широкое эпическое полотно, что освещает путь сельского мальчишки, а потом юношу Володьки Довбенко сквозь войны, революции до максимально возможного себя самого - сознательного, не только в отношении наследственных народных своих качеств и добродетелей, но и места этих добродетелей в идейных вируваннях современности - вышла из печати в начале 1930-х pp. «Волынь» состоит из отдельных частей: «Куда течет и река» (1928-1933 гг.), «Война и революция» (1929-1938 гг.), «Отец и сын» (1935-1937 гг.), каждую из которых можно считать своеобразной ступенькой к окончательной и художественно доказательной убежденности автора в состоянии украинского крестьянина заложить своим трудом и духом фундамент родного государства. Если сопоставить эту трилогию с величайшими достижениями украинской литературы того времени, то эта трилогия будет занимать в ней ведущее место. Украинская литература того времени могла похвастаться лишь несколькими романами с более широким читательским и художественным эхом: «Людоловы» Зинаиды Тулуб, тема которого - историческая эпоха гетмана Сагайдачного, следовательно, давноминула эпоха украинской истории; «Четыре сабли» Юрия Яновского - эпоха революции 1917-1918 гг.; роман Андрея Головка «Мать» - предреволюционные времена украинской истории; «Роман межгорья» Ивана Ле - социально-психологическая тематика на фоне национального жизни Узбекистана; «Черное озеро» Владимира Гжицкого - национально-социальная проблематика на фоне Алтайского края. Романы эти были полны многими интересными, актуальными и волнующими проблемами национальных и социальных взаимоотношений, но без чисто украинских вопросов с ведущей ролью русского человека. Найдражливіші и самые жгучие вопросы русского человека того времени в названных романах были либо спрятаны в глубокий подтекст, или обойдены и «зашифрованные» в далекой от украинской действительности тематике. Поэтому на фоне тогдашней литературной действительности роман «Волынь», учитывая свою глубоко художественную форму и актуальную общеукраинскую проблематику, занял отдельное выдающееся место.

Уже с появлением первого тома этой трилогии Улас Самчук вошел в ряды украинских классиков, а дальнейшая его творчество - это только укрепление его уникальной позиции в украинской литературе. Как справедливо отметил Юрий Клиновой (Стефаник), Улас Самчук обладает одним из самых редких талантов в нашей литературе. Он - эпик широченного вздоха, автор широчайших полотен, редкий талант во всех литературах, не только в нашей. Правда, эпопеи хорошо удаются представителям тех поколений, которые вступают в жизнь на плечах событий, которые могут быть предметом эпопеи. XX в. дало достаточно такого материала, а Самчуку удалось мастерски показать свою сутки, почти целое столетие проклятой судьбы нашего народа, показать не оторванными кусками, но массивом, сплошь связанным с целой нашей историей, создать «высочайшего класса компьютер, на листьях-страницах которого записано все, что касается нашего прошлого, настоящего и грядущего, короткоповне психологическое лицо нашего народа...»

«Волынь» - это история жизни, роста сознания и начало общественно-культурной деятельности Володьки, это собирательный образ украинской молодого человека конца 1920-х и начале 1930-х pp. Образ оригинальный и новый в тогдашней украинской литературе вообще. Ничего, что создатель его даже не жил тогда в Украине: собственные юношеские переживания на Волыни, внимательное чтение всего того, что давала тогда литература и пресса соборной Украины, плюс творческое воображение художника создали живой, правдивый, синтетический образ тех бурных активно-романтических лет. Активный от природы, одаренный волей и умом пытливого мыслителя, искателя справедливого, доброго и нужного - этот образ Володьки выходит далеко за пределы родного ему села Телявка. Больше того, он выходит далеко за пределы его малой родины - Волыни - и утверждается в нашей литературе и сознании как общеукраинский тип.

Поколение, которое представляет Володьку, начинало формировать свое сознание из локальной проблемы «Куда течет и река?», а накопив опыт, пришло к большой проблемы путей государственного и культурно-национального развития Украины в целом. Выбрав свой боевой клич: «Вставай, село! Открой глаза и смотри... Познай себя и свою силу!», оно, поколение Володьки, быстро поняло, что этот клич - лишь один этап до высшего и сложного задания. Потому что, кроме украинского села, есть еще украинский город, ею чужой силой. Проблема борьбы за украинский город как доконечного сообщника с украинским селом в дальнейшем соревновании за свое место в мире становится выше ступенью сознания поколения Володьки. Вся его деятельность и окончательный шаг - выход в более широкий европейский мир - лучше всего это подтверждает. Поколения Володьки поставило перед собой цель выхода Украины на мировую арену, ее большего и более глубокого духовного и хозяйственного контакта с миром. Чем больше и органичный будет этот контакт, то более мощные и незламніші будут ее общественно-национальные крылья. Таким образом, проблема ориентации, определения места Украины во всемирной семьи народов как свободной среди свободных для поколения Володьки становится первоочередным лозунгом суток. В последней части трилогии Володьку отправляется на Запад с целью глубоко освоить западную цивилизацию, науку, культуру и искусство и, вернувшись, отдать приобретенные знания для добра украинского народа. Все это было логическим продолжением идей, что жили на восточных украинских землях во второй половине 1920-х гг. и нашли свое воплощение не только в произведении Самчука. К этой проблеме обращались в своем творчестве и М. Кулиш и Ю. Яновский, и М. Волновой и др. Вот почему главного героя «Волыни» можно считать собирательным типом общеукраинской человека конца 1920-х - начале 1930-х pp., а саму трилогию - одним из лучших произведений украинской литературы тех времен, трактовать ее и как глубоко психологическое произведение, и как энциклопедию украинской жизни.

«Волынь» - это ширь. Географическая, идеологическая, духовная. Вместе с тем именно через художественные подробности автор достигает предметности, правдоподобности изложения. В «Волыни» находим сведения и о крестьянском труде в течение календарного года, и об этических принципах сожительства, и о воспитании детей. Картины крестьянского быта, со всеми его неписанными законами, продиктованными существованием людей, которые живут трудом, уважают умелые руки, умное слово, заботливость и порядок во всем, детские впечатления автора от родного волынского края, от незабываемых Дерманя, Телявки, Кременца органично вплелись в художественную ткань Самчукового произведения, наполнили удивительным, привлекательным национальным колоритом - настоящим, искренним, не декоративным. Все это составляет гармоничную художественную единство, которое захватывает читателей разных слоев, разного возраста, что дополнительно подчеркивает исключительное значение этого произведения для нашей литературы.

Круг идей, очерченных в «Волыни», распространяется в романах Уласа Самчука «Мария», «Кулак», «Горы говорят» и «Юность Василия Шереметы». Углубляются испытаны художественные мотивы, и одновременно открываются новые стилевые и композиционные средства.

В этом аспекте на первое место выдвигается знаменитая «Мария» (1933 г.), что в свое время сделала имя Уласа Самчука известным во всем мире. Это своеобразный роман-эпопея и одновременно сконденсированная жгучей болью новелла о трагедии украинского села, о ужасный голодомор в Украине 1932-1933 pp. Кроме того, это первый в нашей литературе художественное произведение, где воспроизведен голодову трагедию украинского народа 1933 г. И написан он того же страшного года. Автор не был свидетелем того бесчеловечного безумия, что происходило в те годы в Украине, но его творческое воображение с невероятной правдивостью приблизила читателей к той беспрецедентной трагедии. Самчук написал произведение большой жизненной и художественной правды.

Этот роман, эпический по способу художественного изображения, разворачивается в двух планах: с одной стороны, в плане чисто человеческом, личном, психологическом, Самчук изобразил людей со всеми присущими им высокими и низкими инстинктами, сильными и слабыми чертами характера, хорошими и плохими поступками. С другой - в плане социальных, общественных отношений и событий, в кругу которых человек проводит свою личную жизнь. Подать в реальной художественной единстве эти два плана - очень сложная трудность для каждого автора. Улас Самчук, тогда еще совсем молодой автор, успешно справился с этим. По мнению Г. Костюка, способствовали этому три художественные компоненты: во-первых, глубокая сыновняя любовь и уважение автора к своему народу, знание его жизни, его души, его желания; во-вторых, неповторимо автору, страстно-животворные образы украинских людей, украинской природы; в-третьих, присущий только Самчукові творчески обнаружен стиль лирического монолога, что, как электрический ток, пронизывает весь сюжет повести и держит читателя в постоянном напряжении. Эти компоненты создают высокохудожественную целостность сюжета, где человек, природа и социальная жизнь выступают как органические составляющие процесса.

«Мария» - повесть о поистине страшные метаморфозы человеческого бытия в условиях большевистского геноцида. Под мертвенный пресс голодомора подпадает на семидесятом году жизни и Мария, что, в конце концов, учитывая ее возраст, не выглядело бы трагедией такого большого масштаба, если бы мы с каждой страницей произведения не все четче осознавали, что в этой старой женщине олицетворяется сама Украина, несхитна в своих моральных убеждениях, но беззащитна перед злом. И сама Мария, и ее дочь, внуки, ее муж Корней, как и многие, много - миллионы! - их современников, в зловещий 1933 г. умирают с голода. Последние минуты жизни Марии - это и последние строки повести: «Ночь. Без начала и конца ночь. Ночь вечности... Стынут засохшие уста... Западают грудь... С напряжением рвется последний нерв... Сердце делает последний удар». Не в силах выразить чувства, которые вызывает эта книга, - это мог сделать только автор посредством живых образов. Логика человека здесь безликая. Но все же, думается, «ночь вечности» - это для тех, кто не выдержал и упал. Но для тех, кто выдержал, для тех, кто только родился, есть жизнь. Они будут жить и будут продолжать вечное бытие украинского народа. Итак, «Мария» - это произведение трагедийно-оптимистического жанра, произведение, закаляет сознание людей и утверждает бытие нашего народа.

Следующий роман - «Кулак» (1932 г.) вышел вслед за «Марией» и одновременно с «Волынью». В «Волыни», как уже говорилось, личное распространяется до общенационального и общечеловеческого. То же самое касается романа «Кулак», уже в названии которого личная судьба героя становится обобщением. Изображения исторической действительности в этом романе разворачивается в тех координатах, которые необходимы для воспроизведения и исследования его личного мира. Именно процесс духовной жизни персонажа выступает на первый план, а исторические события и сложность социальных и национальных процессов на землях Западной Украины вырисовываются сквозь призму восприятия главного героя. Самчук впервые подает цельный образ человека, «живет! Человека, что творит, вечно творит. Что действует, ищет и находит», как выразился сам автор, правда по другому поводу. «Идеи и характер образов этого романа», по словам Григория Костюка, «корнями лежат в «Волыни», а их отчетливое эхо ощущается в трилогии «Ост».

Роман «Горы говорят» (1936 г.) посвящено борьбе закарпатских украинцев за независимость. В этом произведении автор, с одной стороны, подчеркивает идею духовного и национального единства розшматованої украинской земли, а с другой - большую притягательную силу и молодую воодушевление национального возрождения Закарпатья.

Роман «Юность Василия Шереметы» (1943 г.) изображает идеи, психологию, характеры и быт украинской гимназической молодежи 1920-х pp. Это документ большой художественной силы. Самчук проявил себя настоящим мастером, воспроизводя с многими волнующими деталями своеобразную действительность оккупированной поляками Волыни. Перетканий задушевными мечтами любознательного украинской молодежи, ее страстным исканием истины в несправедливом мире, ее зажигательными дискуссиями на общественные и культурные темы, первыми юношескими вспышками искренней любви, волшебными пейзажами волынской земли, этот роман принадлежит к лучшим достижениям украинской романистики.

Первое послевоенное десятилетие Улас Самчук посвятил реализации своего великого замысла трилогии «Ост». Эта трилогия («Морозов хутор», 1948 г.; «Темнота», 1957 г.; «Бегство от себя», 1953-1982 гг.), в отличие от «Волыни», никогда не переиздавалась как единое произведение. И это действительно обидно, поскольку препятствует читателям воспринять и оценить ее должным образом, понять авторский замысел и авторскую стратегию. На этом отмечают литературоведы Степан Пинчук и Роман гром'як, признавая трилогию действительно стражей того, чтобы с ней познакомился не только украинский, но и мировой читатель.

«Ост» - это итоговое произведение с весьма симптоматичным названием. Восток - это мировой феномен, а не только географическое направление, ориентация в пространстве; восток глазами человека, познавшего и «Ost» (в этой системе координат выросла), и «West» (сюда тянулась за наукой и свободой жизненного выбора). С. Пинчук считает эту трилогию особенно значимой в творчестве Самчука и предлагает «заакцентировать не только на пространственном размахе, а на посутності самого идейно-творческого замысла: Украина как сложная этнополитическая реальность планеты Земля со своей чрезмерно трагической историей в жесточайшем за все существование человечества XX веке».

Революция 1917 года. Распад Российской империи. Возникновение и постепенное утверждение Украины как государства, как культурно-исторической целостности. Нарастание девятого вала революционной бури, формирование нового типа русского человека и ее роль в тех феноменальных обстоятельствах. Это тема первого тома трилогии. Про эту часть трикнижжя в дневниковых записях автора говорится: «О революции... О семье Морозов, их, над Днепром, хутор. В Украину с севера сближаются большевики, их здесь боятся, но нет сил их остановить. Украина к этому не готова... Моей задачей - искать в этом смысл и причину. Почему? Для кого? Зачем?» Три книги ответов на это вместили картины скитаний Ивана Мороза с семьей, которую не мучила ностальгия по родной земле, а горе: этой земли, углубленное разорением родительского гнезда, арестами, тюрьмами, которые из бывшего сознательного монархиста, что не мыслил себя вне вірнопідданством России, сделали патриота щонаймодернішого интеллектуально-духовной закалки.

Следствие всех событий и фактов, о которых говорится в первой части, - появление новой формы государственного сожительства на руинах Российской империи, которую начали определять аббревиатурой СССР. За этим наступила темная эпоха произвола и террора. Место и роль в этих обстоятельствах украинского человека - тема второго тома «Ост» - «Темнота». Таким образом, если первый том трилогии воссоздает в живых образах чрезвычайно сложную ситуацию (в психологическом, социальном и национальном аспектах) на всех просторах бывшей Российской империи, но еще в неозначеному состоянии, полном больших надежд на что-то доброе и справедливое, то второй том - это уже пройденный этап всех романтических, национальных чаяний эпоха зловещих экспериментов, безоглядной диктатуры, строгой регламентации жизни общественной и личной. Это грандиозная панорама человеческого существования в Украине и в целом Союзе трагических тридцатых годов. Содержание третьего тома - попытка разгадки и синтеза эпохи революции и террора и начертание идей и путей выхода из трагической эпохи «Темноты».

Поведение одного из главных героев трилогии, Ивана Мороза, натолкнула С. Пинчука на грустные размышления: «...украинцы не имеют глубоких национально-патриотических убеждений и гражданских инстинктов, поэтому и проигрывают. Они полны великой жизненной хватки, поэтому их не удастся уничтожить окончательно. Самчук имел в виду прежде всего восточных украинцев, которые представляют собой большую часть нации и от равнодушия которых, а то и зловорожості до спасительных национальных институтов и духовных ценностей идут едва ли не все наши невзгоды». Пусть простит Восточная Украина, но правда есть правдой даже тогда, когда она неприятна. Потому что если ее не принимать, то за роскошеством «Морозового хутора» нас ждет «Темнота», и этой закономерности не сможет изменить ничто, даже «Бегство от себя».

Тома трилогии - это произведения широкомасштабные, это произведения глубокого художественного и идейно-философского дыхания. Это сложная, многоплановая психологическая и социальная студия в художественных образах, для создания которой необходимо прежде всего епопейне мышления, а следовательно, художественная способность и спромога его воплотить.

Следовательно, правы те исследователи творчества Самчука, которые считают художественное мышление писателя епопейним. Например, Степан Пинчук, не колеблясь, называет Уласа Самчука украинским Гомером XX в. и отмечает, что оба художника являются уникальными в мировой литературе именно потому, что только они имеют в творческом наследии по два епопейні свершения («Илиада» и «Одиссея» Гомера и «Волынь» и «Ост» Самчука). По мнению исследователя, в эпических произведениях Уласа Самчука «как будто ничего такого не происходит, чем перекраюється географическая карта хоть этого узкого региона, писатель здесь ничуть не греша против правды жизни. Но еще важнее: в своей, казалось бы, сонной Волыни писатель увидел значительно большую, глибиннішу правду - пробуждение ее в большую социальную систему украинской нации». Именно в этом и выражается определенная общая закономерность литературы, согласно которой найзначущіші произведения предстают на материале отдельных узких регионов, а в их основу заложены факты биографии самих творцов хорошо известного ними ближайшее к ним окружение. Надо иметь в себе такую духовную моральную силу, чтобы предоставить своему собственному жизненному опыту общенациональной и даже уселюдської значимости, надо иметь такую биографию, которая была бы подходящей для такого высокого художественного воплощения. Такая сила и такая биография дала Шевченко право сказать: «История моей жизни является частью истории моего народа». У Самчука же хватило творческого вдохновения и внутренней величия для того, чтобы реализовать это право в своих больших эпических полотнах.