Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Трагическое в співанці-хронике




Жанровый ракурс рассмотрения основных составляющих песни-хроники позволяет выделить влияние, непосредственно, ментальности на проявление поведения конкретных героев. Современные философы отмечают, что традиция - это конституирование реальности, обыденная символизация моделей социально культурного порядка и совокупность кодов, которые очерчивают его границы. М.Фуко в пределах своей методологической концепции исторического дискурса подчеркивает именно на важности ментальных культурных традиций, которые предоставляют возможность осмысления рассеивания истории в единой унифицированной форме, и выделение нового на основе неизменного, и объяснение новизны оригинальностью, гением или произвольным выбором индивидуальности [11, 17].

В основе песни-хроники особо важные события из жизни людей, их духовные запросы, индивидуальные черты личности, проявления поведения. Весь окружающий жизненный мир, по утверждению философов, это то, что принадлежит индивиду, хотя наряду с этим включает в себя и рядовые, и всеобщие характеристики бытия. Впрочем, собственно, человеческий образ конструирование жизненного мира всегда связан с переживанием. Человек обладает способностью конструирования жизненного мира. Наряду с этим переживания - это та плоскость, в которой действительность может сливаться в определенных чувственных состояниях человека с его бытием. Переживания наполняется тотальностью мировых связей и отношений бытия как такового. Но в конце концов, жизненный поток человека может в определенное время открыться личности как своеобразная стихия разнообразных случайностей. Исключительный случай часто лежит в основе сюжета песни - хроники. В этих произведениях показано, что личность не просто проживает отведенный ей промежуток времени, а она еще и уникальным образом впитывает в себя всю жизненную реальность в таком ракурсе, в котором она раскрывается именно для нее.

Через анализ феномена переживания философы выходят на понятие жизненного мира. Прежде всего, это идентифицируется с представлением горизонта, что замыкает поток переживаний личности в целостном единстве. Любое конкретное переживание, которое обладает определенным содержанием, всегда данное субъекту как объект его внимания. Сами же переживания, выступая обязательным компонентом любого інтенціонального переживания, сами не являются інтенціональними предметами, хотя внимание может быть направлено на них в любое время. Через понятие жизни высвечивается внутреннее сочетание субъективного и объективного.

В співанці-хронике значительной мере сущность жизни выражается сущности жизненных образов. Анализируя феномен жизни, Г.Гегель определяет его как напряженное противоречие между родовым всезагальністю и индивидуальной непосредственностью, которое решается в феномене духовного. Как конечна, смертное существо, живая единичность, которая освободилась от непосредственности и в себе существующая как род, непосредственно существует только как единичное: ,,Смерть лишь непосредственной единичной жизненностью есть рождение духа" [1, с. 408-409].

Смерть, ее сущность - в центре хронікальної песни, особый акцент которой направлен на изображение трагических случаев, которые являются результатом внезапного уничтожения гармонии в семье или коллективе. Все внимание автора-исполнителя сконцентрирована на описании самых напряженных моментов - накануне и в час смерти, во время похорон. Стоит заметить, что все же основной функцией произведений этого жанра является их информативность.

Самобытные за объемом и композицией, песни долгое время называли в профессиональной литературе ,,поэтическими рассказами". Так Шухевич назвал один из разделов издания ,,Гуцульщина". Румынские исследователи называют подобные произведения,jurnale orale" - устными газетами [4, 295]. Одной из специфических особенностей песен-хроник является их фактографічністть, поскольку эти произведения - это бессмертные документы, средство информации, агитации, своеобразные комментарии важных политических событий на Украине. Автор-исполнитель хронікальної песни достоверно, детально воспроизводя определенную конкретную, необычную, преимущественно трагическое событие, таким образом хочет оповестить общественность, и делает это таким образом, будто он сам был свидетелем или участником воспетых им событий. Своеобразие произведений этого жанра заключается прежде всего в том, что они являются авторскими произведениями людей, которые эмоционально, образно говорили к определенной аудитории слушателей их родном языке, мастерски использовав фольклорную традицию этноса, однако при этом сами авторы-исполнители часто не умели ни читать, ни писать.

Но и в ориентации традиций на поэтику выбор падает на наиболее „реалистичные" подходы воспроизведения событий, мыслей, настроений. Так, Ф. Колесса, анализируя хроникальные песни, пришел к соответствующему выводу, что их создатели пользовались издавна выработанным коломийковим поэтическим стилем ,слишком реалистичного" отражение определенного события ,,прозаической, непоетичною языке, небогатой на образное выражение" [5, 48]. Рассмотрев тексты песен-хроник, мы замечаем эту закономерность и убеждаемся, что все усилия авторов песен были направлены на самое подробное воспроизведение события, а эпические компоненты преобладают над лирическими, основная функция этого жанра не эстетическая, а информативная.

Однако, по нашему мнению, в співанках очень сильный и элемент лиричности. По всему очевидно, что духовные запросы народа затрагивают в равной степени как эпические по своему характеру темы, так и лирические, особенно в тех частях произведения, где говорится о брачные взаимоотношения и любовь:

А садись ты, девчоночка, вблизи круг меня,

И признайся мне верно, любишь ли ты меня?

Я о тебе все думаю от утра до утра,

О любви тебя спрашиваю, о верной любви.

Зозулечка заковала тамки за лозами,

О любви тебя спрашиваю, верна ли между нами?

А напомни, девчоночка, ужины миленькие,

Как то мы си полюбили вбоє молоденькие;

Ек я себе разгадаю, милый ты мой боже,

Ек то парень из дівчинов может заниматься любовью,

Здибаються, зобачуться, станут разговаривать,

Сподоба одно второго, пічнуться любить

[9, 341]

И в таких случаях песни-хроники приближаются по своим особенностям к балладных песен и дум. Сходство между думами и эпическими песнями отмечается в традиционных зачинах и концовках, в использовании глагольных форм, разного рода повторах, наличия речитативності и факта импровизации. По содержанию эпические песни в своей основе, безусловно, связаны с реалистическими тенденциями в изображении фактов жизни, а балладном жанра присуще нечто исключительное, даже фантастическое, здесь ослаблены реалистичные мотивы. Впрочем искусство трагического представлено в співанках - хрониках особым образом. Образное воспроизведение конкретного трагического события, часто случайной, чем неминуемой - это и есть основная цель песни-хроники.

Психологи утверждают, что чем несподіваніша, незбагненніша трагическое событие, тем больше эмоциональное потрясение переживает человек или группа людей. Сам факт страшной трагедии выводит из равновесия, нарушает душевную гармонию, рождает страх, иногда презрение, жажду мести, разочарования. Песни-хроники, непосредственно, имеют особый психологический грунт - это обостренная реакция на страдания других, увы за ними, отчаяние. ,,Силой общего правила психического... человек извне перенимает легче и переваривает то, к чему подготовлена воспитанием, общественным положением, степенью образования и др." [10, 61].

Самым многочисленным и самым ярким является цикл семейно-бытовых новостей - песен-хроник о трагических события и случаи обыденной жизни. В академическом издании,Песни - хроники. Новости." О.Дей выделяет их в отдельную группу - семейные драмы, здесь выделены основные мотивы:
1) убийство по наущению, за измену и т.п.; 2) ревность и месть; 3) отчаяние несчастливо влюбленных; 4) несчастные случаи, смертельная болезнь; 5) кровавая месть врагов. Главным лейтмотивом этих песен есть осуждение насильственной смерти, тоска по родным человеком, жизнеутверждающая народная мораль - жизнь бесценна, и никто не в праве его отнять.

Конечно, элементы трагического есть и в других жанрах фольклора. Прежде всего, трагическое со всей силой раскрывается в балладе. В сказках, например, элементы трагического вводятся для контрастного сопоставления борьбы добра и зла, что всегда завершается победой добра и торжеством героя, который смог преодолеть много препятствий. В балладе, обычно, побеждает зло, но персонажи, которые погибают в конце произведения, получают моральную победу. Искусство трагического в балладе оказывается в мастерстве их создателей увидеть трагическое в жизни и передать его в поэтической обобщенной форме с большим эмоциональным напряжением:

Среди села, среди села

Новость се стала:

Счарувала Парасина вдовиного сына.

И как эго счарувала,

Головка болела;

А как иметь то изріла,

Вітразу умліла.

- ,, Ци ты, сынок, с коня упал,

Ци ты, сынок, убил се?

Ци ты, сынок, в Парасини

Чар поживив се"

[ 7, 141].

Если в повседневной жизни считается естественной смерть пожилого человека, то поражает неестественная смерть человека, полная сил и энергии. Конечно, смерть близкого человека вызывает страдания. В упомянутой балладе погибает человек, который только начинает жизнь, тоска матери не имеет границ. Замечаем, что даже зачин баллады похож к песни-хроники, в центре произведения - отравление парня из-за ревности. Однако, в отличие от баллады, в хроникальной песни трагедия предстает как факт, автор-исполнитель во всех деталях, подробностях описывает это событие - указано географические названия, достоверные имена:

Ой летела зозулечка, зачала ковать:

Послушайте, люди добрые, что хочу говорить.

Послушайте, люди добрые, что хочу говорить,

А я хочу Гуцинові песню петь.

Ой Марийка Филипчучка Гуцина любила,

С Плаюком ся опознала, Гуцина оставила.

Но Гуцин-Гуциночок магурського рода,

А намотал Филипчучці воринячко в воду

[9, с. 378].

В отличие от баллады, песня-хроника отмечается и своей хронікальністю, здесь события изображены в определенном порядке, часто названы и точную дату:

Вы слышали, люди добрые, в сорок первом году,

Как ковала зозуличка в зеленой толоке.

Вы слышали, или не слышали, как она ковала,

Как Германия с Росієв войну зачинала

[9, 241]

Однако не все трагическое, что взволновало нас в жизни, может стать объектом изображения баллады. Например, случайная гибель человека, что также описана в співанці-хронике, не может быть в центре сюжета баладної песни [6, 14]. Хронікальна песня изображает трагические случаи в быту, на производстве, при различных обстоятельствах:

Понес Ясю и в Космач ботинки шить,

А Василько с Курилом денег заработать.

А Курило на фірисі лошадьми бичевать,

А Василько с Вержилуші конки отбирать.

Цалий неделю отбирали, в субботу писали,

В субботу после полудня юкса отдавали.

А то и все ворохтяни садились на телеги,

А как они занимали, а Василий остался,

То он кричит и фівкає, а чтобы імився.

А ловчився Василочок на тоту машину,

Руков, ногов прошел, головов - на шину,

Личико иму розідерло, в'єзи укрутило

[9, с. 482].

Баллады и песни-хроники объединяет исключительность, необычность сюжета, некоторые композиционные элементы, однако содержание баллады типизированный, обобщенный. Хроника содержит описания подробностей увечья, болезни, осмотра больного врачом, смерти, сцены суда, похорон и т.д. Основная цель хроники - все же информационная, а в балладе на первый план выступает эмоционально-возбуждающая функция. О.Дей считает, ,песня-хроника переросла в балладу, она должна в процессе бытования освободиться от веса конкретного факта, что дал ей жизнь, приобрести более сильной эмоциональности, лиричности, создания настроения, превратиться из обычной поэтической фиксации жизненного события в размышление над ней, в своеобразное этическое обобщение ее" [9, 47].

Стоит отметить единство составных частей песни-хроники с причитаниями. Главным содержанием причитаний было выражение нежных чувств к погибшей человека, предсказание тяжелой судьбе семьи, которая осталась. В похоронных причитаниях оплакивали, прежде всего, потерю кормильца, которая могла привести к нищете: ,,Муженек мой! Куда же ты убираєшся, куда ты удаляешься? И как мне чужим людям угождать? И я же над чужим ділечком назневажалась, и я же по чужим людям наспотикалась. И я чужое сделаю не так, и я словечко скажу не влад. Мое ділечко переделают, мое словцо перемовлять... И я поздно ложусь и рано встаю, все чужое ділечко делаю" [8, 73].

Д. Успенский, соглашаясь с тем, что авторами причитаний были женщины, замечает, что именно похоронные причитания занимают центральную позицию между разговорным текстом и песней. Форма и содержание свидетельствуют об одаренности автора, его умение изложить свои мысли в образной форме. Песни-хроники большинством своих сюжетов является отражением трагических и драматических случаев, при воспроизведении которых использованы и элементы причитания. Большое количество хроник полна присущего плачем эмоционального восприятия трагического события. В частности, в этом можно заметить своеобразную родство между думами, причитаниями и спеванками-хрониками. Приведем для примера отрывок из песни ,,Про Юрину Маричку":

- Прости, папа, прости, мамка, прости, вся семья,

Ее была такая судьба и тяжелая минута.

Как Маричку молоденькую в село узіли,

То трембиты по дороге сумненько трубили.

Взяли тело ой на плечи, пошли пару шагов,

Она прожила на этом свете лишь семнадцать лет.

Семнадцать год вна прожила, только еще было жить,

Она пошла по этому свита в сырую землю гнить.

Как принесли тело в деревню, то люди плакали,

Комиссия выше церкви похороны спирали

[9; 447]

По свидетельству І.Свенцицького, устройство причитаний вполне соответствует речитатива в медленном темпе [8; 74]. Это одно из подтверждений того, что причитания относятся к песенно-поэтической части фольклора. Ритм причитаний связывает отдельные фразы в неравномерно-ритмическую строфу. Слияние постоянных эпитетов - сладкая, золотая, дорога - образует своеобразную поэтическую картину. Бывают случаи, когда причитания строятся на системной основе, с преобладанием эпического мотива, например, причитания за соседкой: ,,Моя и сусідо, моя и голубочко! То я с тобой ни билась, ни ругалась. Куда же ты вибираєшся, куда же ты виряджаєшся? И на кого ты своих детей бросаешь?" [8, 13]. Аналогию с подобными причитаниями можно заметить, рассмотрев тексты песен-хроник:

А ковала зозулечка между потоками,

Как заплачет Боднаручка со всеми дочками.

Заплакала Боднаручка и запричитала:

- Ой доченька Іриночко, что же ты провинилась?

Ой доченька Іриночко, что же ты провинилась,

Что ты свою головочку на порог склонила?

Что ты свою головочку на порог склонила,

Что ты своєв сыров кров'єв землю сповенила?

Ой доченька Іриночко, где бы е спрятать?

- На кладбище в хитарі, где бы родная мать?

- Ой доченька Іриночко, сколько бы звонить?

- В четыре колокола на Николи богу се молить.

В пасеке мне пчелы, за пасіков осы,

А уже тота Боднаручка плачет и причитает.

Ой не плачь-ка, Боднаручко, не плачь, не смуткуйсе,

Не придет доченька в гости, сама посуди се.

Озми ко ты , Боднаручко, желтого песочка

Обсыпь же ты и доченьке еще круг гробочку

[9, 348]

В причитаниях используется противопоставление похорон и свадьбы: ,,Мое дитятко, мое милеє! Я же думала, что діждуся свадьбы твоего, аж я прячу тебя. Я же думала, что буду на твоей свадьбе петь, мне пришлось по тебе тосковать" [8; 15 ]. Исходя из содержания, причитания определенной степени уподобляют образы: отец - хозяин, кормилец, мать - воспитательница, хранительница семьи, сын - надежда семьи на будущее, дочь - украшение семьи. Подобные аналогии можно найти и в співанках-хрониках:

Сидит мамка край окошка, уже белая денек:

- Ба, где мы ся забарила моя Василинка?

Но пришли сусідоньки, на крылечке стали

И сумную новиночку Бронтерці сказали.

Заломила мамка руки, на лавичку упала:

- Доне моя Василинко, уже-м я отдала!

Закуковала зозулечка на хате на латі,

И умерла Василинка в Боркановій доме

[9, 369]

Все же, видим, что и от причитаний спевку-хронику отличает фрагментарность, детализация событий, наличие точных географических названий, имен и фамилий людей. На грани вхождения текста в семиотический пространство текст песни-хроники словно получает дополнительный содержательный измерение. И дальнейшее погружение в это пространство непременно связано с дальнейшими трансформациями. Взаимодействие автор-аудитория в раскрытии понятия трагического предполагает не только понимание сути описываемого события, но еще и многообразие различных уровней иерархии системы кодов. Это создает для песни-хроники целую структуру возможных интерпретаций, которые открыты для слушателя как возможность новых толкований текста.

Искусство трагического заключается еще и в том, что если в жизни трагическое вызывает грустные чувства: отчаяние, грусть, тревогу, страх, безысходность, то в співанці-хронике это и сочувствия к погибшему, сопереживание с родными, стремление к духовному очищению, осознанию важных закономерностей и ценностей человеческой жизни. Уместно по этому поводу есть соображения российского исследователя Ю.Лотмана: ,,Современность" направлена в будущее. ,,Традиция" выступает всегда как система текстов, хранящихся в памяти данной культуры или субкультуры, или личности. Она всегда реализована на некоторый конкретный случай, рассматривается как прецедент, норма, правило. Поэтому,традиция" подвергается более широким интерпретациям, чем ,,современность" [7, 98].

Эмоционально-эстетическое воздействие трагического в співанці-хронике усиливает сочетание эпичности и драматизма. Важное значение в раскрытии трагического имеет искусство развития сюжетного действия. Так, как и в балладе, развертывание сюжета сконцентрировано на одной найвагомішій события, однако в хроникальной песни действие замедляется детализированными описаниями, что усиливает эмоциональное напряжение слушателя:

Вы слышали, люди добрые, такую новиночку,

Что изтьили Кулимнюки тоту Ириночку?

А йик они изтинали, она сии просила:

Не стинай мьи, Олексочку, малом с тобов жила!

Буду тебя бить, бить, бить и рубить,

Буду твои черные очи на чем выбирать.

Ой братчіку, Михайлочку, дай-ко в село знать,

А пусть выйдет старый попик меня исповедовать!

Ой как зийшов старый попик тай вышла ненечка:

Вращайте Ириночку напротив солнышка!

Вращайте Ириночку напротив солнышка,

И познавай, боднарючко, твоя доченька!

А я же вам, братя мои, только разок гльину,

Почему бы я не познала уже своего ребенка

[12, 218]

В приведенной хроникальной песни нарація направлена к подготовленной аудитории. Здесь речь идет о конкретный жизненный случай - убийство братьями-Кулимнюками девушки Ирины. Родственники убитого заявили о своем желании отомстить убийцам. Иметь Кулимнюків заплатила гайдукам деньгами, чтобы не причинили смерти ее сыновьям. Концовка песни непосредственно указывает на автора - Крамареву Анну. Записана песня от Ланке Рібенчучки из Криворивни. Есть возможность предполагать, что трагедия произошла в Углах, поскольку автор упоминает кутских господ:

Ой почуяли то кутскі господа, взьили подслушать:

Где Кулимнюків найдете, на мак порубить!

А услышала-то Кулимниха, и на волу стала,

Все паньскії гайдучки к себе созвало

[12, 218].

Каждый образ песни-хроники трагический по-своему. Образ матери убитой Ирины трагический тем, что навеки она потеряла единственную дочь, ее горе безгранично. Образ матери убийц Кулимнюків трагический тем, что она хватается за малейшую возможность уберечь своих сыновей от справедливой кары родственников Ирины. Характеры трагических героев раскрываются в активных действиях. Текст песни-хроники своеобразным образом пропускается через код традиции.

Но, поскольку художественный текст не может в принципе быть однозначно інтерпретованим, отмечает по этому поводу Ю.Лотман, то здесь некоторая множественность толкований пропускается сквозь другую множественность, что приводит к новому в прыжке интерпретаций и новом прирощенню змістовностей [7, 98].

Таким образом, песня-хроника, вобрав в себя элементы традиции, в новом ракурсе показывает особые идейные лейтмотивы эпических картин. А самая жизнеутверждающая народная мораль настолько сильная, что она со всей объективностью может с сочувственным сожалением изображать даже виновников убийства. Искусство трагического в співанці-хронике заключается еще и в создании глубоких эстетических аксиом: неестественная смерть недопустима, она страшная, жестокая, ее разрушительная сила. Весь комплекс художественных средств произведения подчинен определенной цели - показать разрушение жизненной гармонии через описания гибели близкого человека, иногда даже через натуралистические изображения каждой картины.

Феномен песни - хроники в фольклористике многозначительный и неординарный. Если рассмотреть эти произведения в контексте европейской культуры, то стоит отметить, что основным сегментом текстуального осмысления является вхождение в содержание и структуру субъекта, наделенного сознанием, активно действующего, как определяющего компонента исследуемой социальной реальности и мира человека. Исследуя спевку - хронику, мы имеем дело с особым типом человеческой реальности, которая предстает в совокупности значений.

 


Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Т.1. Наука логики. - М.: Мысль ,1974. - 452 c.

2. Донченко Е.А., Титаренко Е.М., Личность: конфликт, гармония. - К.: Политиздат Украины, 1989. - 173 с.

3. Urabie Jheorhie / Balada populara romana // Bucuresti: Editura Academiei, 1966.

4. Колесса Ф. Фольклориста труда. - К.: Наукова думка, 1970. - 416 с.

5. Кулагина А. Искусство трагического в народных балладах // Вестник Московского университета. - 1974. - №2. - С.14-26.

6. Лоначевській А. Сборникъ песен буковинского народа. (Изъ матерьала, доставленнаго Г.И.Купчанкомъ в Юго-Западній отделъ Императорскаго Русскаго Географического Общества). - К.: Типография Фрица, 1875. - 314 с.

7. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история - М.: Языки русской культуры, 1996. - 448 с.

8. Свенцицкий И. Похоронные причитания // Этнографический сборник. - Львов: Научное общество имени Шевченко, 1912. - 202 с.

9. Песни-хроніки.Новини. - К.:Наукова думка, 1972. - 558 с.

10. Франко И. Сочинения в двадцати томах. - Т.16.- К.: Держлітвидав, 1955. - 468 с.

11. Фуко М. Археология знания. - К. : Основы, 2003. - 326 с.

12. Шухевич В. Гуцульщина. - Ч.3. Материалы к украинской-русской этнологии. - Т.5 - Львов: Научное общество им. Шевченко, 1902. - 256 с.