Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Художественный мир Николая Винграновского




Творчество Николая Винграновского - непраздный явление в украинской литературе. Первый среди равных " в плеяде шестидесятников, он создал художественный мир, законом которого является красота. Здесь красивое все: национальное достоинство, нежность и негодование, неистовство и нужда, отчаяние и отвращение. За всей жизненной конкретности этот мир, принципиально отличный от реального, является бунтом против красоты несовершенства и приземленности жизни.

Художественный мир Николая Винграновского *- весь в его лирике. Она по-своему кинематографическая: когда на первом плане лирическое постижение, интимное переживание, то на втором - глубинное философское постижение сущности, или наоборот. Винграновский - шестидесятник по сути этого понятия, за емкостью идей и образов в его творчестве. В этом убеждают нас его книги: «Сто стихотворений», «Поэзии», «На серебряном берегу»,« Киев», «теплыми Губами и глазом золотым», «Эту женщину я люблю», «С объятых тобой дней», ряда книг для детей и роман «Северин Наливайко»

Родился Николай Винграновский 7 ноября 1936 г. в селе Богополі на Николаевщине. Этот год дал украинской литературе целую плеяду выдающихся творцов, которых позже назвали поколением шестидесятников. На их детскую долю выпали тяжелые испытания военного лихолетья и послевоенного восстановления, и именно эти впечатления потом легли в основу многих их произведений. Большие исторические события, картины сдвиги мира, запавши в детское сознание, способствовали формированию такого душевного строя, в котором вызревали размах воображения, масштабность мышления, дух тревожной причастности к истории и чувство ответственности за судьбу своего народа.

В 1943 г. Винграновский пошел в нулевой класс начальной школы в Кумарах, а продолжал обучение в богопільській десятилетке, которую окончил в 1955 г. Тогда же поступил в Киевский институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого на актерский отдел, где уже через две недели одаренного юношу заметил Александр Довженко и «короновал» на судьбу артиста, кинорежиссера и поэта, по меткому выражению И. Дзюбы, «на мучительную и счастливую причастность к вечному созиданию духовности своего народа». Через год учителя не стало, но приобщение к его миру сказалось на всей творческой судьбы Винграновского. Довженкове понимание творчества как торжества свободы и красоты резонирует в каждом слове поэта.

Еще студентом Винграновский сыграл главную роль в «Повести пламенных лет», а специальности избрал своим кинорежиссуру (он создал 10 художественных фильмов, среди которых - «Берег надежды», «Климко» и др.).

С 1960 p., после окончания Вгика, Винграновский был режиссером Киевской киностудии художественных фильмов им. О. Довженко. С 1989 г. по 1993 г. был председателем Украинского отделения ПЕН-клуба, и эта почетная неоплачиваемая должность - единственная из руководящих, которую прежде занимал поэт.

Первые стихи увидели свет в 1957 г. в журнале «Днепр», четыре стихотворения были опубликованы в 1958 г. в «Октябре», но настоящий огласка принесла подборка стихов «Из книги первой, еще не изданной», которая появилась в «Литературной газете» 7 апреля 1961 г. В следующем году эта книга вышла в свет под названием «Атомные прелюды» и стала одним из главных побудників полемического водоворота вокруг новой поэтической генерации. Не часто случается, чтобы первые газетные публикации стихов вызвали такие горячие отзывы и полемику, как это произошло с Николаем Винграновским. Многие читатели приветствовали их появление, система же встретила новаторство негативно, обвиняя молодого поэта в абстракционизме и сюрреализме.

Сборник «Атомные прелюды» стала весомым актом поэтического самовыражения Николая Винграновского. Эта книга, по словам И. Дзюбы, «поразила и многих окрылила своей необычностью - масштабностью поэтической мысли и бентежною силой воображения; диапазоном голоса, который вмещал в себе и гражданскую патетику, и благородный сарказм, и щемящую нежность; самостоятельностью гражданской позиции, той достоинством и суверенностью, с которыми говорилось о боли народа, проблемы эпохи, противоречия истории. Космос, человечество, земля, народ, эпоха, Украина - вот какой масштаб взяла поэтический язык Винграновского, вот в каких измерениях жил его лирический герой».

Лирика «Атомных прелюдів» была соткана из красивых стремлений и благородных призывов, что ставило его в оппозицию к реальности жизни и искусства.

Поэтика этого сборника питалась истинностью порывов и идей, а не форм. Но для творческого Прорыва в мир свободы, правды и красоты, на что были настроены Винграновский и все его поколение, этого было мало, поэтому у автора появилось чувство неудовлетворенности, неполноты, непритульності:

Кого мне, глибокомудра земле?

Или, может, поля? Вот мои поля...

Или рода-племени? Здесь род мой, и семья,

И мир, и согласие... Себе же не враг я!

Кого мне?..

Человек и весь человеческий мир - несовершенны, и преодолеть это несовершенство, по мнению поэта, можно только созиданием другой реальности, которой здесь выступает искусство. В этом плане художник, поэт - враг себе как человеке определенного времени со всеми присущими ей оманами. Уже в «Атомных прелюдах», в тех моментах, где заявляет о себе изобразительная сила Винграновского, его абсолютное художественное чутье, имеющийся печальный парадокс: приближение к истинному, неперехідного, действительного становится движением от этой самой действительности. Реальность этически и эстетически перевоплощается, в эстетике поэта правдой является красота, а не утилитарно тлумачена «правда жизни»:
Красные розы синей водой

В саду учителя я поливал...

 

На крыльях журавлей весна уже сушит весла,

Заговорили о жизни деды,

И тропинок пахучие свясла

Из снопов тополей течет зеленый дым.

Патетика суждений, свойственна «Атомным прелюдам», все решительно вытеснялась патетикой художественных форм и образных значений. С этой точки зрения красноречивым является стихотворение «Последняя исповедь Северина Наливайко» (1966 p.), который десятилетиями ходил в списках и лишь недавно был опубликован. Поэт творит пространство, очень подобный к обычной жизни, но гораздо лучший, более целостный, более красивой за него:

...В сплошных врагах прошли годы-рои,

Руина захлебывается развалиной.

Мы на Украине больные Украиной,

На Украине в поисках ее...

 

...Забудем все в эту священную минуту.

Забудем наши распри и дрязги.

Я вас веду, и воля нам горит.

Она горит нам вечно, как Стожары...

 

...Забіліли снега мои черные,

Засмеялась душа молодая:

Враг стоят видзігорні,

Враг стоят, как вода,

 
И соленая моя Солоница

На погибель мне еще грядет,

Еще в міднім быку задымится

Мое тело, как сон, молодое...

Можно только удивляться, с каким мастерством и упорством поэт вырывается из стихии простых, патриотических, высоких тезисов в дотикально-образное пространство.

В лирике 1960-х гг. произошел неожиданный взрыв метафорического мышления, связанный со стремительным развитием общественного сознания, науки и техники, освобождением личности от унитарных мировоззренческих схем. Кроме того, искусство слова возвращало себе собственную сущность, упосліджену тоталитарным сознанием. На то время уже состоялись не только идеологические погромы, жертвами которых стали поэты-шестидесятники и другие молодые художники, но и политические аресты национально активной молодежи. На смену хрущевской «оттепели» приходило то, что позже получило название брежневского «застоя», хотя фактически это было «реакцией». Общественная атмосфера стала крайне неблагоприятной для свободного творчества, для развития и реализации самобытного таланта поэта.

Николай Винграновский в этих условиях, конечно, менялся: новые обстоятельства, новый жизненный опыт, природный внутреннее развитие, - а соответственно, менялся и характер его поэзии. На место гражданской взрываемости начинают приходить рассудительность и роздумливість; патетические и героические интонации приобретают оттенков журливості, горечи, тихой радости; преобладает сосредоточенность, угадывается внутреннее движение от душевной «романтики» до душевного «реализма».

Эти особенности поэтики Винграновского и то в книге «Сто стихотворений» (1967 г.). Сборник свидетельствует о активные творческие поиски самовыражения. Винграновский испытывает вместимость форм, прибегая, например, к верлибру («Я сел не в тот самолет») и хоку. Но главные изменения в его поэтику внесло освоение фольклорной традиции и живой народномовної стихии. Это символика чисел и красок («Тринадцать роз под окнами цвела...»); художественный параллелизм («Прилетели кони - ударили в виски...»); сказочные приемы лирической композиции («Неверная ночь, неуверенная - тупую-тупую - безнебна ночь - татары где?! - пришла...»); безличность речи, что вводит в стихотворение многовековой нравственный опыт народа, а также особая засекреченная неконкретность, что оставляет место для чуда, сказки («На болоте»).

Произведения двух указанных сборников, а также несколько новых стихотворений составили сборник «Стихи» (1971 г.). Среди новых привлекают внимание две небольшие поэмы - «На Псел, Ворсклу, на Сулу...», которая в более поздних изданиях названа «Голубые сестры людей», и «Гайавата». Эпический размах, что соединяет фрагменты мира в концептуально-гармоничную целостность, позволяет назвать эти произведения малыми поэмами:

Благословенна будь, оселе на земле,

На берегу, над юной водой.

Где с деда-прадеда неквапною рукой

Мы творим добро в душе и на столе.

Пусть будет вечно так, как оно есть...

(«Голубые сестры людей»)

Поэтические лики украинских малых рек в их земном характерном течении создают единый образ - реку народного бытия, отражают украинский исторический вселенную от времен Даждьбога по сегодня, каким его чувствует и мыслит поэт.

Поэма «Гайавата» сознательно ориентирована своей ритмико-интонационной строением на известное произведение Лонгфелло. Обычная земная жизнь со своими ежедневными заботами и тревогами, состоянием и нуждами подается здесь как высшее благо, в свете которого всякое выдуманное счастье является просто лишним.

Привлекают внимание также «детские» стихи «Стихов». В них - гармоничность, не-огорчение и особая убежденность в истинности собственных представлений, что с возрастом покидает человека. В этих стихах осветлилась природа таланта Николая Винграновского, который берет от действительности ровно столько, сколько нужно для свободы и красоты. И именно поэтому эта лирика одинаково много говорит и взрослому, и ребенку.

С годами художественный зрение поэта чрезвычайно обостряется. Он стремится зафиксировать, утривалити в слове тончайшие движения природы и души, им руководит требование полноценного, адекватного переложения художественного мироощущения в образ, который и является для Винграновского настоящей действительностью.

Выразительным свидетельством дальнейшего творческого развития писателя стал сборник «На серебряном берегу» (1978 p.). Произошло внутреннее обогащение его лирики, повысилась скрытая, сосредоточена в себе интенсивность душевной жизни. Например, в стихотворении «В кукурудзинні из-за лимана» подводится определенный итог пережитого, постигнуто сравнивается с «невиказаними» на пороге зрелости мыслями:

А множество уже стало состоянием

Позади меня в небесах...

И я заплакал над лиманом,

Где голубым смеялся птица!

И сама эта підсумковість, творческая незабываемость - драматические. Это - драматичность таланта, мука творца, который всегда остается большим за собственное произведение, хотя этого никто не видит».

В плане полнейшей самоотдачи разворачивается и интимная лирика Николая Винграновского, собранная в книге «Эту женщину я люблю» (1990 p.), но переживания его лирического персонажа гораздо шире, чем личные, они наполнены жаждой веры и надежды на то, что душа способна перейти в нечто вечное, сущее:

Я тебя обнимал, говорил, целовал,

Целовал, говорил, обнимал - обнимаю,

Говорю и целую - слезой уже стал

С той стороны снегов, этого нет...

в 1984 г. вышла просто изумительная небольшая книжечка «теплыми Губами и глазом золотым», в которой органично переплелись и картины природы, и воспоминания детства, и интимная лирика, и предметная реальность мира, и химерія, и сказка, и добрая затея, и юмор, и затамована жура: самые обыденные будни природы и человека предстают как мировая мистерия. Потом были еще поэтические сборники, была большая книга «Избранное» (1986 г.), в которой была представлена и проза. Поэзия Николая Винграновского вся напряженно сосредоточено на «проклятых вопросах» и вечных, и нашей эпохи. Но его поэзия переступает через декларативное и понятийное выяснения этих вопросов бытия личности, нации, человечества и оперирует глубинными эмоциональными планами, образами воображения, драматическими картинами душевных переживаний, с большой силой и пластичностью воспроизводит драматизм гражданского самоощущения, гражданской миссии украинского поэта второй половины XX ст.

Неповторимая индивидуальность Винграновского невловна и бегущая, как живое серебро. Его поэзия - это стихия, в которой полностью отсутствует какая-то преднамеренная направленность, предсказуемость, постоянное переливание настроений, состояний, вдохновенная игра воображения. Никогда не угадать, о чем он будет говорить за миг, что зрине удивительно из глубинных недр его души и настроение волной его и окутает волной придет, чтобы уступить место другому. Ядро, средоточие, вокруг которого развертывается все содержание душевной жизни и к которому все так или иначе снова и снова возвращается, все неудержимо тяготеет. Это - народ, нация, Украина во всей сложности ее исторической судьбы, в ее непостижимости и невизначальності. Она для него - во всей жизни. Одна из основ душевной структуры Винграновского - его глубокая, органическая народность и национальность.

Украинское слово предстает благородным и изысканным, легким и перевтільним, гибким, всей своей природой чувствительным к тончайшим нюансам мысли и чувства. И в то же время при всей легкоплинності, одухотворенности слова - оно у него бывает грозное, суровое, лапідарне, всегда ненапружено точное.

Поэтическая фраза Винграновского в высшей степени элегантная, упругая, не обременена и одновременно афористичная. Поражают не просто лексические, морфологические, синтаксические чуда украинского языка, а ее «послушание» и «покорность» голоса поэта, в каждом оттенке его мысли и чувства.

Почти одновременно с поэзией Николай Винграновский писал и прозу. Он создал несколько повестей и много рассказов, и они также стали важной страницей его творчества (особенно повести и рассказы 1980-х pp.). Писатель выработал оригинальный стиль, который, по сути, соответствует поэтическому письму. Сюжеты прозаических произведений имеют очень относительную событийную основу и двигаются благодаря чувствам, которыми автор щедро наделяет зверей, птиц, растения и воду, - они соединены в единый, самому себе понятный и достаточный свет. Странный, очень странный, проникнутое юмором, он излучает свет духовной свободы, не слишком обремененный исследованию вопросов бытия, но эти вопросы словно нарочно випрозорюються в нем. В Повести «Конь на вечерней заре» (1986 г.) показана стоїчна выносливость украинского народа, его жизнелюбивый дух; повесть «Первинка» (1971 г.) отражает нравственное становление личности; повесть «Волк» (1977 г.) - конфликт цивилизации и природы; «Лето на Десне» (1983 г.) - беспричинность настоящей доброты.

Из прозаических произведений Николая Винграновского лучшими считаются те, в которых воссоздан мир детства или сферу сосуществования человека и живой природы (собственно, Вся природа в Винграновского в высшей степени живая). В повестях и рассказах 1980-х гг. писатель поэтическими красками объединяет мир человека и всего живого и «неживого» Изображая персонажи из фауны, Винграновский выступает не только художником, но и оригинальным, наблюдательным натуралистом. Наблюдательность автора граничит с фантазией и временем в нее переходит. Уходя от народной сказки, художник вдохновенно одухотворяет зверей и птиц, психологізує и злагіднює все это юмором, и порой кажется, что, наверное, и вправду так могли подумать или сказать эти существа.

Вечная для литературы тема дружбы ребенка со зверем или птицей в Винграновского имеет свою особенность: единство живого мира, ощущение которой утрачено взрослыми, словно восстанавливается в детях. Дети для автора - это и особое отношение к жизни, которое внутренне близкий и ему самому. Поэтому он с большой радостью пишет стихи для детей и про детей, и в них, по мнению Ивана Дзюбы, больше всего является собой, ибо «...достигает той свободы самовыражения, которая есть только в детстве и которую впоследствии человек неизбежно теряет. Его «детские» стихи - принципиально новаторские тем, что соизмеримы с детским воображением, с поэтичностью детской души. И проливают новый свет на природу всей поэзии Винграновского как такой, в которой живет дарована людям в детстве непосредственность восприятия мира, парадоксальность фантазии и душевная чистота. В конце концов, его детские произведения - никакие не детские (по крайней мере не специально детские): они для всех и о всех. И здесь - еще одно направление творческих возможностей поэта, который и в будущем еще будет удивлять и удивлять нас...»

Все упомянутые черты поэтики Николая Винграновского в полной мере проявились в его новом и на сегодня в центральном прозаическом произведении - романе «Наливайко» (1991 p.). Это произведение можно признать явлением современной украинской литературы, в самом плотном образном письме которого раскрыта трагическая и героическая украинская история, а точнее - ее увековечен поэтом дорогой лик.

Николай Винграновский вошел в украинскую литературу в 1960-е pp. Вошел с гордой осанкой, сильным голосом и «стодумною думой» о народе, о периоде, о жизни. Многое изменилось с того времени. Сегодня творчество Винграновского всеми признана как одно из украшений нашей национальной литературы, один из ее самых ярких достижений, отмечена Государственной премией «Благовест» и премии Фонда Антоновичей (США).