Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

УЛАС САМЧУК

Значение атмосферы трудовой жизни для нравственного возрождения человека (по роману «Мария»)

III вариант

Всю жизнь наши предки работали, потому что знали: без труда они погибнут от голода. Добывали себе трудом пищу еще в век каменный, работали и в средние века, и в восемнадцатом, девятнадцатом веках. Люди понимали, что без дела они превратятся в трутней, которые живут только воровством и обманом. Это понимание труда, безграничная любовь к семейному клочка земли передавалась, вероятно, каждому следующему поколению. И дети, потом внуки, а потом правнуки работали на собственных полях и благословляли эту щедрую землю, которая делится своими плодами со всеми, кто хочет ее обрабатывать.

Корней Перепутька, кучер Мартина Зарубы, кажется, потерял «дар» любить и понимать землю. У него на уме только танцевать и играть на гармони. Поэтому, наверное, радуется, что станет матросом и не придется ему потом обливаться возле земли. Ему хочется выделяться среди крестьян, хочется, чтобы его считали необычным. Закрутив свое время голову Марии, ни разу не прислал ей письмо с военной службы, зная, что девушка очень его ждала. Ему, кажется, безразлично к чувствам других людей, главное, чтобы самому было хорошо.

Пролетело семь лет, закончился срок службы, и Корней Перепутька вернулся домой. Многое изменилось за то время. Мария стала замужней женщиной, подросли дети, превратившись в юношей и девушек. Возвращение Корнея стало событием для крестьян, ведь не так часто происходит в деревне что-то выдающееся. Следует учесть, что Корней был не просто солдатом, а матросом, поэтому и собралась полная хата людей. А тот стоит среди «имеющейся тифом скелетов», «голова в свалок упирается», да и сам «сильный, кровь с молоком». Интересно было посмотреть крестьянам на матроса, который непонятно разговаривает, «нос в платочек сякає» и вовсе, кажется, не думает работать на земле. Как ушел без копейки, так и вернулся бедняком. Только забрал с собой сердце Марии.

Женщина просит развод и переходит жить к Корнея. У того же ничего нет, только гармония, матроські брюки и несколько рубашек с изложенными воротничками. Хвастается он перед всеми своим «добром», часто надевает на себя. Но несмотря на честный труд односельчан, на их состояние, понимает: труд - это основное для крестьянина. «Корней все больше и больше втягався в труде». Он сам не заметил, как притягивает к себе труд, как земля становится родной. «Отходят и забываются босяцько-пролетарские привычки. Земля втягивает в свое нутро и наполняет жилы, ум и целое естество твердыми привычками». Постепенно наполняется добром кладовка, строится новая хата, рождаются дети. И нет возврата назад, только мечты о хорошо хозяйство зовут все больше и больше работать. Даже русско-японская война, на которую забрали Корнея, не отбила у этого человека тяги к земле, к труду. Только вернулся, а уже успел купить новую десятину земли. «И дальше пошли дни ровной длинной очередью, вкладываясь в месяцы и годы... Каждый восход солнца приносил труд, запад - отдых».

Корней уже забыл, что когда-то пренебрежительно относился к труду земледельца. Теперь он хозяин, хозяин, уважаемый в общине человек.

Но жизнь не всегда поворачивается добрым боком к человеку. Так случилось и с семьей Перепутьків. Во время войны было убито старшего сына, впоследствии забрали в лагеря младшего. А средний превратился в страшное чудовище, которое сначала выгнала родителей из дома, потом совсем от них отреклись. Но и в те времена Корней мечтает только о поле, все остальное его не интересует. Когда шли разговоры о Центральную Раду, он только и говорил: «Когда хотят дать крестьянам землю - правильно... А дальше закройсь....» С приходом к власти большевиков и их требованиями отдать заработанное собственными руками имущество, жизнь Корнея очень изменилось. Он не хотел отдавать то, за что пролил столько пота, что доставалось неутомимым трудом: «...лучше возьму паклю пакля и зажгу все, что создали руки мои...» Корней остается «индусом», не хочет идти в колхоз. А голод подкрадывается к домам крестьян, поскольку Советская власть забрала весь хлеб и требует еще и еще. Крестьяне съели всю живность, поели даже собак. Только в Перепутьків еще остался старый Сирко, потому что не в состоянии зарубить его Корней. Болеет Мария, потеряла рассудок дочь, только Максиму, среднему сыну, живется хорошо. Не работая, он только раздает приказы. Обидно это видеть отцу, потому что он пытался приучить своих детей к труду, научить их любить близких и уважать односельчан. Так, как воспитала его земля и пример тружеников-крестьян. Поэтому, когда Генерал узнает, что его дочь съела своего ребенка, не дрогнет у него рука, и он убивает собственного сына за равнодушие, за безделье, за то, что он отрекся от самого святого - родителей, земли и труда.

На примере Корнея Перепутька можно увидеть, как работа меняет человека, как она перерождает его душу, делает ее честной, искренней, наполняет любовью ко всем людям. Меня очень впечатлил роман Уласа Самчука «Мария» своей откровенностью, даже натурализмом в описании страшных лет голода и равнодушия человека. Поэтому так успокаивают образы тружеников Корнея и Марии, которые всю свою жизнь посвятили честному труду на поле и воспитанию детей искренними и любящими. К сожалению, не все им удалось.