Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

УЛАС САМЧУК

Значение атмосферы трудовой жизни для нравственного возрождения человека (по роману «Мария»)

И вариант

Нам известно из учебников биологии, что, согласно теории Ч. Дарвина, человек произошел от обезьяны. Это человекоподобное существо решила немного поработать, и с ней произошло чудо. Кажется, подобное чудо произошло и с Корнеем Перепутькою из романа Уласа Самчука «Мария». Этот человек превратился из лодырь и байдикуватого хлама на хозяйственную и трудолюбивом человеке. Плодовитая земля и щедрость человеческих душ помогли случиться этому дивові.

Простой кучер Корней Перепутька когда был матросом. Он считал, что его жизнь изменилась к лучшему, а его поступки должны всем нравиться. Корней пытался всем показать, каким он стал среди моряков. «Сильный, кровь с молоком, «что да как», нос в платочек сякає. Все соседи сбегались посмотреть, а он стоит - дубило среди имеющейся тифом скелетов - и тары-бары разводит». Корней будто лишился человечности, искренности, набрался непонятной крестьянам этажности. Не человек вернулась, не человек, способный нести на своих плечах бремя семейной жизни, заботиться о землю, а какой-то попрыгунчик, которого не привлекает крестьянская жизнь, не манит к себе своим плодородием земля. Корней плохо относится к Марии, всюду пытается ее унизить. Узнав о беременности женщины, разозлился, словно злой лев. Марии даже пришлось идти к какой-то бабы, чтобы избавиться от ребенка.

Корней жил бедно. Мария, расставшись со своим мужем, сошлась с бывшим матросом. Корней имел гармонию, матроські брюки и несколько рубашек с изложенными воротниками. Очень часто их надевал, словно возвращаясь к матросских будней. Но шло время, и Корней понял: надо работать. Иначе нелегко будет тебе выжить в селе. «Корней все больше и больше втягивался в работу». Его ленивая сестра не выдержала новых порядков и пошла в наймы. На весну обсіяли поле, принялись сооружать сарай. Наконец Корней решил сыграть свадьбу, потому что Мария ждала ребенка. Труд все больше притягивает к себе бывшего матроса: «Матроство забывается, и он становится человеком». Уже идо Марии относится иначе, заботится о ней.

Идет время, а Корней хочется почувствовать себя большим хозяином. Труд на поле, на своем хозяйстве сделала великое чудо: словно переродилась человек. О таких говорят: почувствовал вкус труда. И не только это. Корней понял: чем больше ты будешь работать, тем больше будут у тебя достаток. Поэтому и тянется изо всех сил. Вот уже есть две лошади, виз; построил он и каменный погреб. Когда вся семья собирается за столом, всем очень уютно, потому что есть и на столе, и в кладовке. А за столом упоминается тяжелая, но такая приятная работа, которая приносит желаемые результаты и дарит достаток. Поэтому не удивительно, что очень скоро начал Корней строить новый дом. Увеличивалась семья, работы стало больше, выросли доходы. И люди уважают, и пьют за хозяев в новом доме: «Корней здесь господин, Мария - госпожа».

Было время, когда забрали Корнея на японскую войну. Когда же вернулся, сразу пришелся хозяйства, прикупил десятину земли. И работал, работал, работал.

Год, два, пять. Увеличивается кусок земли, растут дети, которых уже четверо. Корнея теперь уже не узнать. Все даже и забыли, что он когда-то вел себя, как неразумное мальчик. Да и сам «он уже давно забыл те времена, когда-то на гармонии играл и тащил в Мартина поденщину». Меняется жизнь, меняются люди.

Прошло еще несколько лет, пролетела над селами и крестьянами огнем революция. А Корнея снова тянуло на поля, несмотря на досадные изменения. Ему безразлично бесконечных митингов, которых было так много во времена революции. Нужно работать, ведь «поле не ждет». Но этого почему-то не понимают більшовики. им бы только захапать побольше, ничего не делая. Забирают то коров, то лошадей. И никто не задумывается над тем, что люди кровью и потом зарабатывали себе это добро. Корней говорил: «Была война не сломила, то пришли банды оборванцев, которые доконают».

Пришло то время, когда Корней почувствовал себя ненужным, так как даже собственный сын Максим, который вернулся в село большевиком, называл его «гидрой контрреволюции» и «кулачнею», и все за то, что много лет работал и приобрел все собственными руками. Мужчина не хотел ничего отдавать: «...лучше возьму паклю пакля и зажгу все, что создали руки мои...».

А Москва требует все больше и больше хлеба от Украины. Забрали все, что имели крестьяне, которые теперь умирают от голода. Погибает и семья Корнея. Хуже всего, что его считают кулаком за то, что всю жизнь работал, не разгибая спины, за то, что приобрел добро. Не захотел Корней стать колхозником, не захотел топтать землю вместе со своим сыном Максимом-большевиком. Когда старик узнал, что от голода его дочь Надежда потеряла разум и съела своего ребенка, засек топором сына до смерти. Напоследок сказал Марии: «Жили мы, так долго жили вместе, делили горе и...» И больше не вернулся.

Пафос этого правдивого романа заключается в том, что труд способен превратить лентяя на неутомимого труженика, который полюбил землю, который понял, что для человека главное - это чувствовать единство со своей семьей, любить близких и заботиться о них.