Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

"Я имею надежду послужить своему народу..." Осип Маковей




Конец ХІХ - нач. ХХ в. знаменитый появлением в литературе нового поколения переходной формации, с европейским литературным вкусом, новочасными общественными и политическими взглядами, с душой, которая рвется к социальной, гармоничной и искренней деятельности.

Сформированный под знаком гуманитарных ценностей, Осип Маковей своим творчеством отстаивал национальную независимость и идентичность украинцев как полноценной самодостаточной европейской нации. В этом контексте его творчество продолжила и обогатил лучшие традиции как украинского поэтического слова XIX века. (бурлеска Котляревского, юмора С.Руданського, гражданственности Франко, Леси Украинки, П.грабовского, М.старицкого, сатиры В.самийленко), так и мелодичность, глубину чувств украинской народной поэзии и западноевропейской литературы.

Маковей вошел в литературу в середине 80-х годов XIX века. - во время деструктивных изменений литературных канонов, обозначенный пассивностью политической жизни, противостоянием неонародничества и модернизма. Как неонародник, Маковей осознавал необходимости максимальной консолидации интеллектуальных сил, чтобы открыть свое истинное национальное лицо, ускорить процесс самоидентификации и ослабить противоречия, которые все больше нарастали между сферой духовной жизни общества и реальной действительностью. Этой цели подчинил жизнь, деятельность и творчество Маковей.

Литературное наследие Маковея большая и разнообразная. Главные прижизненные издания его произведений: " Поэзия" (1894), "Путешествие в Киев" (1897), повесть "Залесье" (1897), сборник рассказов "Наши знакомые" (1901), "Рассказы" (1904), историческая повесть "Ярошенко (1905), "Отшельник с Путевые" и другие рассказы" (1909), поэма "Ревун" (1911). Цикл стихов "Горные думы" (1899), сборник очерков "Кровавое поле" (1921), сатирических рассказов и очерков "Прижмуреним глазом" (1923); большое количество стихов, фельетонов, литературно-критических и педагогических трудов, колоссальный эпистолярий и поныне "покоится" в архивах, дожидаясь своего исследователя и издателя.

Написанию поэмы "Ревун" предшествовали следующие события. В конце 1909 г. Осипа Маковея приглашают во Львов на вакантную должность учителя женской семинарии. И за эти годы у него сложились "очень добрые" служебные отношения в Черновцах. "Красных не может себе и желать, - отвечает он К.Студинському. - Директор человечный, верит и уважает меня, не контролирует почти никогда: учу я, как хочу. "Гайдамаков" читаю, не выбрасывая "ниже той запятой" в школе, в кляси" [4, 125]. Чтобы променять свободу на неволю, надо "чего-то грандиозного".

Перспектива "ходить между дождь с ляхами" и "не быть определенным куска хлеба" - не привлекала. Службу не боюсь, - писал он жене 26 октября 1909 г., - но львовскую русскую общину ненавижу, и все! Скоро бы я в нее влез, я без войны с ней не усидел бы. Слишком много там лжи и притворства, чтобы я молчал". С другой стороны, рамки провинциального городка, удаленного от центров культурной жизни Галичины, были слишком узкими для полной реализации многогранного таланта и научного интереса Маковея. Львов - крупный культурно-интеллектуальный центр, где "есть с кем поговорить, есть у кого посоветоваться, есть книжки", чего так не хватало в Черновцах. Да и на малую родину - в Яворова - ближе. После длительных и тягостных раздумий осенью 1910 г. Маковей принял приглашение.

Поэма "Ревун" была завершена раньше (1909-1910), однако напечатать ее автор не решился, опасаясь,"сатира вероятно, не придется по вкусу всяким большим и малым ревунам" (3,Ф.59). Закончив поэму, Маковей сделал двадцать рукописных отпечатков и направил "хорошим знакомым в писаных", в частности и К.Студинському: "Ревун - это наш типичный политический Дон-Кихот, человек, что береся к уважительным дел без уважительного приготовленя; се дурисьсвіт с патриотическими фразами на устах, шлягер (пустомеля. - Н.О.) и очайдух, который знает, что у нас может много зискати, а ничего не потеряет. Кто лишь смотрит на нашу общественную жизнь в Галичине не ослепленными глазами, сей добачить не одного такого Ревуна и между представителями народа, и в самом народе» [4, 236].

Первый откликнулся Б.Лепкий: "Написанный "Ревун" гладко и легко и таким языком, что дай Бог, чтобы все писали, [4, 134] итак, чего Вам больше надо? Печатать - это уже Ваше дело. Ибо "ревуны" своего Вам не дарят. Можете быть уверены. Если есть желание побороться, то печатайте, а нет, то пусть люди в рукописи читают. Оно свое дело сделает.

А когда должен быть искренен, то советовал бы Вам кое позатирати индивидуальных смет, ибо слишком видно адресатов. И еще можно бы при окончательной чтению опустить кое-что из того, что собственно к теме не относится (...) Так как теперь есть, то ревун напоминает героев Плявта, а потом подходил бы больше к Терентия. Тот последний, по моему мнению, больше надаєся для Вашего способа писания. У Вас есть субтельный смех, а не такой жировой, на всю губу" [2, с. 409-410].

Маковей не послушал советы Лепкого и оставил текст без изменений. В поэме подвергнуто резкой критике буржуазный парламентаризм, в частности избирательную систему в бывшей Австро-Венгрии. Политическое двурушничество, враждебность в отношении к народу, измена и предательство - именно этим прославили себя господа послы австрийского парламента. "Запев" и 20 глав поэмы прослеживают жизнь и движение политической карьеры "славнейшего" господина Мирка Ревуна.

После счастливого детства, незаконченного обучения в гимназии Мирко Ревун оказался в газете "Дело", в которой выступал с резкой критикой гимназии и профессоров, а потом уже взялся на поэтов. За год

Семь поэтов он лишил

Славы их за двадцать лет;

Пять повістярів прославил

Так, что стал горький их мир!

[5, т.1, 284].

И скоро он понял бесперспективность своей работы и послал

Всех поэтов черту в зубы!

Музыкантов - на мусор!

Маляры пусть топят печки!

Лишь посольство - это жизнь...

Будь то посол и скот,

И дурак с дураків,

Он - девственница лицо,

Он - учитель руснаков!

[5, т.1, 285]

Первый шаг к получению права быть послом Мирко Ревун рассчитал точно- "стажировка" у посла Скоропуди.

Посол этот был адвокатом,

аристо - и демократом,

буржуа, социалистом,

а в нужде и анархистом.

Как кому было нужно,

все он защищал измельче,

параграфом и крутарством,

человечностью и варварством.

[5, т.1, 289].

Пройдя "школу" в такого посла, Ревун и сам стал не меньшим "патриотом" и комбинатором. Он разворачивает широкую деятельность: организует крестьян, учит их, как господ прогнать из избы", все делает для того, чтобы завоевать доверие у избирателей и стать послом. Свою программу Мирко выражает в длинном выступлении на крестьянских собраниях. Он знает, чего хочет мужик, обремененный непосильными налогами, не защищен законом, сморенный дармовой подневольным трудом.

Все то вам надо добыть!

Надо же знать, надо слышать,

Где, у кого найти все,

что вам счастье принесет.

Я готов идти в бой!

не помогу головой,

то помогу кулаком,

повсюду с братом мужиком!

[5, т.1, 315].

Ревун клянется сладкими словами, что за холопа "даст и кровь, чтобы он только был здоров". Все эти обещания канули в Лету сразу же после избрания его послом. Свои ревунські способности не мог применить в Вене - "речь страх тяжелая и твердая!".

Он поэтому и не отзывался,

Слушал других и дремал;

До работы уже не рвался

И охоты уже не имел!

[5, т.1, 319].

Настоящей, полезной деятельности Ревун в парламенте не проявил. Только раз решился на "героический" поступок, приняв участие в парламентской потасовки, спровоцированной лживой речью министра.

А Ревун се как услышал, -

до министра, и до чуба!

Раз только его махнул -

и терпиле выбил зуб

[5, т.1, 321].

Выбитый зуб министра принес ему славу героя-патриота, страдальца за народ. Он стал весомым аргументом "патриотической деятельности" посла Ревуна в отчете перед избирателями. Ревун не имел, собственно, о чем и рассказывать. Здесь ему пригодился выбит министров зуб, которого он привез с собой как доказательство его "патриотической" деятельности в пользу крестьян. Ревун говорит о нем, как о "большой спасение ... в скорби мужика". Хвастаясь добытым "трофеем", он патриотически восклицает:

Грызли вас ворож зубы,

доводили до потеряй,

ваше мясо рвали лассо,

проливали вашу кровь -

и не должны вы никого,

чтобы выбил хоть одного!

Я наважив, рожу спражив -

гляньте: се министров зуб!

                               [5, т.1, 325].

Все сказанное Ревуном - чистая правда: и про эксплуатацию народа, и о мужицкую кровь, и про "вражеские зубы" угнетателей, от которых крестьян никто и никогда не защищал. Но эта иллюзия развеивается при чтении последней строфы, которая имеет остро сатирический характер. Ревун обещал своим крестьянам-избирателям много: отменить налоги, разделить помещичью землю между крестьянами и леса, защищать их интересы. И вместо всего этого - выбит министру зуб.

В поэме "Ревун" О.Маковей высмеял разных "обманщиков с патриотическими фразами на устах", разоблачил их лживость и фарисейство в отношении к народу и его интересам. Политический авантюризм и лживость, демагогия и маскировка под патриота-народолюбця, карьеризм и соглашательство - определяют суть Ревуна и "ревунства", порожденного и виплеканого временем и средой, исчерпывающую характеристику которому дал Л.Мартович в письме бывшего своего ученика Карбулицького: "Подумайте только: 1. Убийца - национальный герой; 2. Чужоложник - лучший сын; 3. Вор - защитник чужой чести; 4. Адвокат-дерун - лучший патриот;
5. Редактор - разбойник-проводник; 6. Посол - дурак-светило Руси и т.д. А мы все только на то, чтобы перед этими разными героями и светилами челом бить. Это действительно просто оплаченные монеты у нас о добре и зле - дикие инстинкты горой сверх всякой справедливость" [6, 10].

Из всего сказано писатель сделал решительный и бескомпромиссный вывод: "Наша общественная жизнь которое опирается в большой степени на безнравственных и вредных основах". Его сатирическая поэма - это своеобразная инъекция, что обезвредила и направляла те основы. Фамилия главного героя поэмы стало нарицательным для политических жуликов и демагогов с мандатом посла в парламент, адвокатов, судей, которые спекулировали народными интересами, наживаясь на их труде.

Идейно-политические оппоненты встретили Маковея клеветой и провокациями. "Си политики воевали со мной явной ложью", "ругали и бесчестили только для того, что это мужчина, сильный в пере, не шел наугад за ними и поважився иметь свое мнение. Не могу без чувства омерзения вспоминать сих времен..." Чрезмерное внимание к своей персоне больше всего удивляла Маковея расточительством "націоналдемократичної энергии" для "противостояния мужчину, который никогда не желал и не желает быть активным политиком, а лишь обычным гражданином".

Ответом всем недругам была сатирическая поэма "Ревун. Острая критика галицкой интеллигенции за ее мещанство, жадность, карьеризм, фальшивое народолюбство, эгоизм , подлое политиканство вызвали бурю протестов со стороны галицких "ревунов", которые узнали себя в сатирических образах поэмы. Позицию Маковея в общественных делах вполне одобряла Леся Украинка, считая, что "замалчивать ему то, в чем он не годится с проповедниками политики Буковинских русинов","было трудно, просто невозможно, потому что теперь такое время, - писала она в письме к о. кобылянской, - что не раз и сын против отца должен восстать, хоть и как то тяжело для обоих". В многочисленных схватках с различными противниками, в том числе и из правительственного лагеря, Маковей вынужден был искать компромисс в служебных делах (так было неоднократно в Черновцах и во Львове), но принципами демократического деятеля-правдолюба он не уступал ни перед кем.

Еще при жизни Маковей имел надежду послужить своему народу, чтобы он его вспоминал добрым словом. Сатира писателя приобрела характер не только социально-психологического, но и социально-политического, философского. Она стала образцом для следующего поколения украинских писателей, в творчестве которых росла сила сатирического разоблачения, расширялся и углублялся предмет сатиры, все более разнообразными и совершенными становились ее художественные формы и средства.

Осип Маковей беспощадно развенчивал, высмеивал, осуждал все, что становилось на пути людям быть людьми, что держало в плену его народ, мешало национальном прогресса. Сатира писателя не потеряла актуальности и сейчас. Откликаясь на злобу дня, он пытался задеть самые главные проблемы жизни человека. Его острый проницательный ум никогда не останавливался на поверхности жизни, а проникал в глубину явлений в ее сокровенную сущность.

 


Литература

1. Козоріс М. О.Маковей / /Маковей О. Избранные рассказы. - Харьков; Киев, 1929.

2. Лепкий Б. Письмо к Маковея 27 сентября 1910 г. // Журавли возвращаются: Из эпистолярного наследия Б.Лепкого. - Львов, 2001. - С.409-410.

3. Маковей О. Письмо Ольги Маковей от 26 октября 1909 г. // ВР ИЛ им. Т.шевченко НАН Украины. - Ф.59. - Арк. 319.

4. Маковей О. Письмо к к. студинского от августа 1910 г. // В полувековых соревнованиях: Выбр. письма до Кирилла Студинского. - К., 1993. - С.236.

5. Погребенник Ф. О.Маковей // Маковей О. Произведения: В 2 т. - К.,1990. - Т.1. Поэтические произведения. Повести.

6. Цит по кн. Засенко В. Осип Маковей (Жизнь и творчество). - К., 1968.