Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Нульсуфіксація как показатель ідіостилю




Современный этап развития лингвистики отмечен ростом интереса к того языкового материала, который выявляет авторскую индивидуальность в поэтическом тексте. Трансформированы в высокоорганизованную, художественно значимую смысловую данность словотвірні модели становятся показателем идиоматического, личностного, присущего только конкретному художнику. Они отличают творчество поэта среди других, придавая ей эстетической оригинальности. Поэтому исследование депривационных единиц как особого поэтического выразителя содержания на сегодня является актуальным и перспективным. Различные аспекты указанной проблемы нашли отражение в трудах І.К.Білодіда, Л.А.Булаховського, В.С.Ващенка, В.В.Виноградова, О.Т.Волоха, В.В.Герман, О.Б.Ґрещука, А.П.Коваль, В.П.Ковалів, М.В.Кравченко, І.Т.Принцевського, С.П.Самійленка
и др. Однако широчайшие возможности нульсуфіксації как средства словообразования, что объективирует поэтическую действительность, делает ее материально зримой, изучены фрагментарно. Предлагаемая работа является попыткой выявить семантико-функциональную значимость производных с нулевым суффиксом в процессе реализации художественной идеи художников, глубже познать особенности их ідіостилю.

Поиск поэтом самых совершенных форм для выражения своих мыслей, настроений, эмоций вызывает его погружение в истоки народно стихии, проникновение во внутреннюю, глубинную сущность слова. С активизацией генной памяти, которая живет у каждого настоящего мастера, интенсифицируется производительность народнопоэтических нульсуфіксальних структур. Они становятся важным компонентом образно-поэтической системы многих художников слова, в частности н. винграновского, С.Йовенко, Н.Забашти, д. павлычко, и. Драча, б. олейника, е. маланюке, Стуса, Т.Осьмачки, М.Драй-Облака, В.сосюры, Светличного, О.Ольжича, п. тычины, в. Симоненко и др. В творчестве этих художников нульсуфіксальні дериваты не просто орнаментують выражение, а составляют его образно-смысловую опору, напр.: И пространством растеряется земля... О, згубо горизонтов, о, хищный прыг бескрайнюю! (Рис. 326); А ты - и не жена, ни сестра - кладешь ладонь на мою грустинкой (Масле 310). Народно нульсуфіксальні образования см, чар, дар, чудо ассоциативные по самой своей природе, питают творческое воображение художников, и поэтому часто приобретают в контексте их произведений новой художественной интерпретации. Сравните: Как поехал казак оврагом, - перелита доріженька очаровании (Гр III 276), Глянь, как ласкающийся с горизонтом синь. Уже завеснилася очаровании любви (Ткач 132), И цвела, словно папоротник, любовь, И верховинский месяц сеял чары (Рис. 287), Которые ясны детства волшебство! К ним тополем хилюсь (Сос IV 291); Что же нам за дар везут? Серебро и золото (Гр И 357), Дано судьбою дар-веки тут стоять В своей тяжелой, смертельной правоте (Рис. 225), Он оживает, светит, как пожар, Тот сгусток солнца, тот драгоценный дар (Малыш 35). Осмысление народнопоетичного деривата чудо раскрыло возможности обновления его фольклорной основы, в частности, наполнение этой лексемы символическим содержанием в структуре сложного новообразования - юкстапозита, напр.: чудо-мед (Малыш), видений-см (Свет), см-атаманы, см-человек (Осип), чудо-крапелина (Ющ), см-гора (Забаш), чудо-балерина, мелодии-чуда, чудо-крылышки (Грыз), чудо-невесты (Сим), чудо-человек (Драч), чудо-сила (Юх). В ткани поэтического произведения эти неолексеми воспринимаются как необходимые, единственно возможные для выражения индивидуального мировосприятия, напр.: Билась радуга над водой И своей краской молодой. Оранжевыми чудо-медами, Сизо блакиттям в малой росині (Рис 112), Теперь его уста в кленовых ветвях Заговаривают мелодии-чудеса (Грыз 18).

В образной системе поэтических произведений нередко устоявшиеся нульсуфіксальні лексемы подвергаются сознательной трансформации в соответствии с особенностями таланта, мировоззрения, периода творческой деятельности писателя. Эти структуры не теряют своих лексических особенностей, а лишь приобретают новых, дополнительных и притом очень специфических признаков. Одна из них заключается в особом экспрессивном нагрузке нульсуфіксальних единиц с абстрактным значением, когда они не только отражают реальную действительность, но и передают эмоционально-оценочное отношение поэта к изображаемому. Активизация образов с негативно-оценочным содержанием довольно часто наблюдается в поэзии Стуса (хлань, плесень, товч, тлен, погар, гниль, рвань, муть), е. маланюке (гниль, грязь, езжай, муть, плесень), Д.павлычко (грязь, грузь, езжай, нудь, тлен, хлань, гадь, бридь, чад, гниль), реже - в. Сосюры (муть, чадь), Є.Плужника (муть, гниль), П.тычины (гниль, муть, гадь), Н.Забашти (тлен, погар), Светличного (грязь). Упомянутые лексемы выступают средством создания конкретных образов негативной окраски, напр.: Голодным волком воет ноябрь... В осеннюю муть, где голос уже замер твой (Рис 176); ... холодная слизь на шею нам легла (Рис 162); И випалиться с душ слабости гниль и езжай. Мир переплавиться в огненном чернилах (Павл II 31).

С целью актуализации содержания поэтического текста художники употребляют нульсуфіксальні деривативы на определение внезапной, скоротечной или долговременного звука, шума и т.д. Рассмотрены структуры своим фонетическим составом воспроизводят звуковые признаки явлений природы и в то же время выражают определенный понятийный смысл. В индивидуальных контекстах е. маланюке, Стуса, Т.Осьмачки, М.Драй-Облака, Светличного, О.Ольжича исчезают представления о конкретные природные явления, зато появляется символическое раскрытие человеческой трагедии, напр.: Чьи-то вздохи, шелест, шум, И тихий стон, тихий сумм (Ольж 251); Я слышу сквозь гул стихий над телами свист плетей (Осьм 29); Кто же надеялся, что рев метели Вдруг прорвется коварно-злой, Покарает покой и душу разрежет (Рис. 435). Процесс формирования собственного культурно-эстетического мира побуждает писателей к активному употреблению лексем с этим значением. В стихотворной речи XIX - ХХ вв. наблюдается производительность таких нульсуфіксальних единиц как гул, грохот, гул, гуд, гул, грохот, звон, крик, клекот, посвист, плесков, рев, скрип, рев, хохот, стон, всхлип, тик, тук, треск, хруст, хрип, шелест, шепот, шорох.

Заложена в материи поэтического звуковідображальної нульсуфіксальної структуры чувственность формирует образность индивидуально-поэтического мира. Эти единицы становятся не формой, а содержанием всего художественного высказывания, напр.: Замрите, души зневірливої всхлипы... В единении крест, корона и штык, и над всем - пушечные рики (Сос II 244);... на рев и хохот Индустрии твердой походкой иду (206). Образная звуковая картина возникает на основе расширения смыслового объема нульсуфіксальних конструкций, которые указывают на звуковой проявление природных явлений и живых лиц. В результате образного переосмысления эти слова приобретают персонифицированного значение и начинают олицетворять живое существо, имеет соответствующие психофизиологические характеристики, напр.: На поле гинеш. Слепнет тихий вскрик, Сухой виноградной лозой (Павл И 473); В церемонный строгий план, Когда и снежинок шорох дышит неуверенностью всех пошан (Драч 139); по Случ от Каспия уже на бой, на бой, Небо блиска саблями, полем ходит
гук (Малыш 42). Степень экспрессивной выразительности, семантика исследуемых единиц нередко определяются их связями с другими компонентами текста. Писатели расширяют и разнообразят спектр словесного окружения нульсуфіксальних существительных звукоподражательного характера с целью обогащения поэтической системы. В словоупотреблении украинских авторов присутствуют необычные отношения нульсуфіксальних слов с лексемами противоположного понятийного значения, что способствует выявлению в тексте дополнительных эмоциональных ассоциаций. При таком употреблении нульсуфіксальні дериваты приобретают новых смысловых оттенков, что будто приглушает их основное значение, напр.: ...раздался отголосок широковустий... И еще виднее со стали в сто крат дома (Осьм 235); Где шахты на горе ежедневно рисуют звезды, под вопли дымоходов так просто мы жили (Сос И 123); И просыпался я, как будто в сене, В сивім шелесте ее молений! (Павл II 149). В этом случае слово с нулевым суффиксом является ведущим, так как содержит в себе смысловое ядро, выражает мысль или идею, подчиненной авторскому замыслу, другие же лексические компоненты становятся средством расширения границ воспроизводимого поэтического мира. Значительно повышается экспрессивно-эмоциональная насыщенность контекста, когда в нем происходит накопление нульсуфіксальних дериватов, обозначающих звукоизвлечения, вследствие чего каждый из элементов объединения выполняет функцию взаимного или перекрестного уточнения, усиления, напр.: Больше галасів, стука, больше шума, звона, крика. Дайте людей сюда, дайте рева, стона, хохота, дайте врага! (Семен 102), Чьи-то вздохи, шелест, шум, И тихий стон, тихий сумм (Ольж 251). Часто у одного и того же поэта то же слово приобретает множества смысловых оттенков. Так, в. Стус объясняет содержание лексемы вопль с помощью таких семантических связей, напр.: горбатые вопли, скрем'янілі вопли, сумеречные стоны, мертвые стоны, белый вопль, яростный вопль. Все эти атрибутивные мотивации несут информацию о негативные эмоции.

Важное место в системе поэтических средств занимает группа лексем на обозначения внутренних чувств и связанных с ними признаков и состояний человека. Своим основным содержанием эти слова с нулевым суффиксом передают конкретные чувственные переживания говорящего. Так, душевное страдание, глубокое несчастье представляют следующие структуры: боль, страдание, сожаление, грусть, зажура, безумие, ненависть, тоска, отчаяние (одчай), досада, обида, страх, осмута, ужас, гнев, щем; пессимистические настроения, чувство безнадежности - уныние, безнадежность, безрада, истома; состояние душевного недовольство, возмущение - гнев, ярость, злоба, отвращение, презрение; чувство удовлетворения, удовольствия - отрада, утешение, восторг, всплеск, утешение, полегша; стремление желаемого, ожидаемого - жада, вера, забаг, влечение, похоть, похоть. Активизаторами негативных эмоций выступают слова, которые передают читателю душевные импульсы автора: усталость, ненасить, надругательство, кара, мста, месть, возмездие, кара, угроза, пересит, скон, разлука, тлен. Эти структуры, отражая внутренний мир поэтов, раскрывающих общую тему тяжелого настроения, грусти, напр.: И вокруг отозвались бандуры Аккордом мести всеми струнами (Павл И 56); Ненасить судьбы впокорилась илом, и прорастает будущее в прошлом... (Драч 69); ...и заиграли даль степей, и человеческий сожалению, и печаль, и гнев, потому нелегкие бідацькі боли и весь груз человеческой судьбы (Гол 115).

Нульсуфіксальні лексемы на обозначения глубоких душевных переживаний пронизывают все творчество Евгения Маланюка, Василия Стуса, Олега Ольжича, Евгения Плужника, Ивана Светличного, Натальи Левицкой-Холодной. Особенно ярким в этом плане является поэзия Стуса, которая иллюстрирует, по словам Михайлины Коцюбинской, "барахтанье человека с чистой душой и прямым позвоночником в неправовом мире" [1, 14]. Личностные страдания, разочарование, уныние, вызванные конкретными историческими обстоятельствами, политической ситуацией, поэт воплощает с помощью нульсуфіксальних конструкций на обозначения негативно-эмоционального состояния. Наибольший индекс частотности употребления в его произведениях имеют структуры боль, гнев, сожаление, ужас, зажура, мука, отчаяние, епитимья, тоска, щемящая боль, ярость, печаль. Исследуемые деривативы создают традиционный эмоциональный ореол поэтического высказывания, напр.: Эта лужа, эта ржавчина и гниль, этот смрад боли, горя спроневіри (Стус III-2 141); В душе сожаления и упреки, и надрыва, где ветер страха гуляет (79); И вот она, потеря всех жалел: ни матери, ни отца, ни жены (III-1 202); Вот он смертный ужас. С судьбой ты до сих пор на ножах? (209). Сфера негативных художественных чувств отразилась на связях этих слов с ассоциативно далекими понятиями (часто ими выступают авторские эпитеты), которые подчеркивают, подчеркивают чувственный содержание нульсуфіксальних лексем, напр.: страшная, молчаливая тоска; безмерный, повнявий, голубой, тихий, бесполезный, мохнатый сожалению; черная, мохнатая ярость; возрастная, смертельная жада; кроваво-синий страх; згускла зажура; осиротелый, февраль, витвердлий, крылатый, смертный, откровенный боль. Душевное беспокойство, смятение настолько пленили поетову душу, овладели ею, что их выражение в поэтическом тексте становится одухотворенным, трансформируется в людиноцентричний измерение его восприятия, напр.: Натужная тоска навалилась к простопадних пропастей (Стус III-2 92); В груди ропавий бубнявіє щем за этих балагуров, дураков, ничтожеств (II 108); Ярость меня пробирает, душу сотрясает страх (III-2 58). Поэзия Стуса насыщена обращениями, выраженными чувственными лексемами с нулевым суффиксом. Эти формы употребляются преимущественно в метафоризованій языку и является важным показателем эмоционально приподнятого выражения, с определенным оттенком драматизма, напр.: Оповий меня, туго, лаской... (И-2 202); Здравствуй, бидо моя черная, Здравствуй, моя страстная путь (III-1 33); Бери же меня, журо, в свой плен (II 149); ...моя зажуро, не піддайсь беде! А жди меня. Хоть мертвый - я прилину (66). Индивидуальность поэта оказывается в своеобразной трактовке чувств боль, жада, зажура, ужас. Искусным сочетанием семемної структуры этих понятий с чувственными и абстрактными конструкциями (боль-жада, нагад-боль, смерть-загуба, трепет, ужас, боль-радость, слово-боль), с конкретными явлениями (малышка-боль, бережечок-боль) достигается большая степень проявления тяжелого настроения говорящего, его глубоких нравственных страданий. Нульсуфіксальні лексемы, указывающие на человеческие душевные переживания, способствуют образной характеристике обозначаемого, находясь как в постпозиції (напиток-боль, слов-зажур, болезнь-жура), так и в препозиции (боль-погреб), напр.: Не слышать их слов-зажур, прервалась дорога (II 27); Империя, мой жало-боль, моя зненависте, Россия! (III-2 228); Трасо! Глаз пунктир. Воспоминаний
нагад-боль (178).

Анализируемые нульсуфіксальні структуры становятся важным компонентом образно-поэтического мира Н.Лівицької-Холодной, М.Драй-Облака, е. маланюке, В.сосюры, б. олейника, д. павлычко, С.Йовенко. В мовотворчості упомянутых поэтов исследуемые конструкции приобретают новых эмоционально-смысловых нюансов. Так, проявление большой степени тяжелого настроения автора, глубоких душевных переживаний достигается оригинальным сочетанием языковых единиц, напр.: Воплями кровавого боли Тебя распинает мста (Рис 12); ...когда твои блакитнії дороги чужой крицы рвал кровавый гнев... (Сос IV 139); Весь мир то только черная пропасть скорби (Холод 138). В этой картине поэтического мироощущения нульсуфіксальні лексемы символизируют трагизм, драматизм человеческого бытия, передают тревогу, волнение и одновременно - необычный взгляд на упомянутые чувства, напр.: Когда поступят усталость и уныние, В его портрет всматриваюсь тогда (Плуж 118); На лоне трав - жгучие пятна, и каждое пятно - боль
до дна (Сос II 200); Богатейшие, как будто крези, Гневом времени, сожалением веков (Яр 103). Художественно ценными своей неожиданностью является сочетание нульсуфіксальних дериватов с глаголами на определение физического действия, которое способствует формированию ярких поэтических выражений, напр.: Возбудился сожалению в молодой душе За матерью, за солнцем, за детством (Павл II 459); Горем ее [язык] не оковано, В сердце не закралась ярость (Масле 103); Сожаления, языков квітоньки, растут (Тыч И 14); Красный ужас встает (Семен 68). В поэзии употребляются оксиморони - необычное стилистическое сопоставление нульсуфіксальних структур с логически несовместимыми противоположностями, которые дополнительно характеризуют, подчеркивают чувственную напряженную сферу человеческих переживаний, напр.: Впиваю запах Ваш и пью сладкий боль я. Вглядываюсь в профиль Ваш укохано-тонкий (Рис 94); Все брожу, брежу я. Сум мой кареглазый! (Сос И 153); Гнездо в колоссі, словно колыбель, Глаз твоих знадливий испуг (Павл II 285); Повернуться в солнечный щем, Что, как мед наливается в соты Человеческих душ (205); И я молился, чтобы милю уст моих пронес Отец небесный чару мук, той ночи (Холод 140-141). Подобное переплетение различных ассоциаций создает новую смысловую идею, которая, указывая на сложное, непривычное восприятие поэтом действительности, порождает в художественном контексте экспрессивно-эмоциональное мікрополе, напр.: И каждый боль кровоточит. И вот поглинює тебя голубой безумие Ностальгии. Лазурь других высот (Рис. 479).

В разных образных контекстах часто сталкиваются, будто сравниваются по своим противоположным смыслом нульсуфіксальні конструкции: боль и взлет (Малыш); мусс и вера, гнев и пение (Рис); надежда и разочарование (Кор); нульсуфіксальні единицы с суфіксальними: гнев и любовь (Сос); радости и боли (Тич); любовь и муки, счастье и муки (Ольж); радость и ужас, любовь и гнев (Рис); радость и печаль (Йовен); смех и горести, и радости, и боли (Гол). Приведенные антонімічні структуры употребляются в художественном произведении в основном не для разграничения отдельных душевных состояний говорящего, а для создания эмоционально-целостного поэтического образа, напр.: И гордость - гордость узнают, слеза впізна слезу. Что сможет разъединить нас? Ни радость, ни печаль (Иов 372).

Отличительной чертой индивидуального стиля е. маланюке, М.Драй-Облака, В.сосюры, О.Олеся есть сознательное нанизывание, накопления упоминавшихся нульсуфіксальних структур, которые в контекстах этих авторов приобретают синонимичности, напр.: И недаром я спешу убежать от боли, от обид, от гнева и злобы - они меня выгонят на сошу (МДХ 126); Я сеял ужас и ненависть, и грусть, Почнись, епохо чистых небозводів (Вінгр 213); И утихнет страсть и досада, Обида и гнев, отчаяние и ярость (Свет 65). Используя такое построение высказывания, художники стремятся интенсифицировать передачу человеческих переживаний или расширить характеристику личностных чувств, чем усиливают влиятельную силу всего выражения, напр.: Вскипает память от позора и боли... И среди ночи, в синем тумане (Масле 86).

Определенной семантико-стилистической оригинальностью в поэтическом творчестве мастеров слова XIX - ХХ в. обозначена нульсуфіксальна лексема цвет. Кроме указания на конкретное природное явление - цвет как результат процесса цветения, напр.: маков цвет (Багр), цвет сиреневый (Иов), цвет на каштанах (Масле), акаций цвет (Сос) и т.д., это слово-образ предстает символом, который ассоциируется в речи мастеров слова с волей, світанням, мелодией, землей, небесами сумерками, желаниями, надеждой, отчаянием, юношеством весной, мечтами, напр.: свободы цвет,
день - как цвет, цвет рассвета (Сос); цвет мелодий, цвет весны, слова цвет, цвет желаний, цвет зари (Малыш); цвет земли, цвет неба (Вінгр); цвет замыслы (Тич); цвет зари (Света); цвет счастья, цвет молодости (Павл). Поэтическое сопоставление-превращение женщины, фантазий, рассвет и т.д. в цветок разворачивается в метафорическом контексте, напр.: Рассвета цвет залил стекла узором сливным и нас в тишине голубой (Сос II 332); Как внезапно в минуты блакитношовкові, - Еще движение! еще шаг! еще дыхание грозы! - Зацвели твои пальцы первым цветом любви. Зацвели твои глаза первым цветом слезы... (Вінгр 85). Художники слова глубоко и поэтично раскрывают семантическое богатство нульсуфіксального деривата цвет, синтезируя его в новое качество образного осмысления. Исследуемая структура в поэтическом вещании обозначает яркий пламенный блеск, напр.: Потому что ты единственная свободная на весь мир, в тебе свобода и солнце, ясный цвет (Тыч II 5), Стука кровью в виски, светит цвет-огне... Я в ее плену долгие годы и дни (Сос IV 219); передает душевный подъем, чувство любви, напр.: Летом здогнав я молодежи на звездном мосту. Словно лебеди в груди, душа моя в цвету (Сос II 146), Цвет в моем сердце, Ясный цвет-первоцвет. Ты тот цвет, друг мой, срібляний
первоцвет (Тыч И 17); символизирует юность, красоту молодости, напр.: Проходит время, уходят в вечность друзья И одцвітає молодости цвет (Холод 93), Впереди цвет-девушка, Цвет-девушка трепещет, Цвет-девушка, как пружина, Верховодит и звенит (Багр 52). Иногда эта номинация вживаєтья с целью отражения психологического мира автора, его тревог, переживаний, поэтому и наполняется в художественном контексте пониженной, отрицательной экспрессией, напр.: Сиди не плачь, моя слеза, Сиди, не плачь, как я сказал. А ты заплакала, и пошла, И черным цветом подошла (Вінгр 53), Седлай коня! - сказал поле, и дня могущественного число, Подняв в небо седое чело, кровавым цветом проросло (Малыш 88).

Меньшей интенсивностью употребления характеризуется семантически тождественна с лексемой цвет нульсуфіксальна единица квит. Она наиболее полно отвечает индивидуальном поэтическом мовомисленню Є.Плужника, Н.Забашти, М.Драй-Облака, С.Йовенко, б. олийныка. Художники свободно оперируют названной структурой в различных языковых ситуациях, чтобы наиболее ярко передать целостное впечатление от определенной картины природы, напр.: Из почек притихший квит оклемался, И вишня буйно зацвела (Свет 90); Не дари мне белые лилии, Не пой мне песню любви, Еще сад мой не взорвался цветом (Забаш 6). Несколько меняя основной семантический объем понятия квит, поэты предоставляют лексемі нового звучания, которое выходит далеко за пределы прямого употребления этого слова, напр.: ...И как волну, он толпу отверните, против меня встанет, как квит, и будто вдвоем мы только на земли (Иов 155); Он ластится трава, еще и квит-ласкавчик, меня же ничто в сердце не торка: ни лес, ни сад - зеленый мой кудрявчик, ни в чешую расплавленная река... (Тыч II 34); ...и вздохнули выпукло высокая грудь с дьявольским цветом обжигающих сосков (Масле 247), Ты думаешь, этот ветер тебя одну заметил, твоим лишь дыха квитом? А я - не молодая (Иов 110). Таким образом, образ цветения приобретает многогранного конкретно-чувственного содержания, что открывает возможности не только для его художественной выразительности, но и для эмоционально-экспрессивной насыщенности всего поэтического высказывания.

Нульсуфіксальні единицы квит, цвет, цвіть с семантикой "распускания, расцвет или буйство" являются составляющими композиционных народнопоэтических образований первоцвет, пустоцвет, медоцвіт, горицвет, однако они приобрели активного употребления и в речи украинских мастеров слова, напр.: Полное лето да перелито медоцвітами нахиля. Дождик бором и перебором, переструнюючи ветви (Тыч И 135); Века кровью сходили в погоне, Как волны разбивались о причал. А в Балке Яблочной цвел горицвет - Так безумно цвел словно
кричал! (Мозол 127); Счастье в нас, братцы - сердце в самоцвет (Тыч II 87). Однако наблюдения позволяют говорить об индивидуально-авторский характер некоторых композитов с анализируемым нульсуфіксальним компонентом. Лаконичные, точные сложные оказіоналізми помогают тончайшее отобразить цветовой процесс цветения - багряноцвіт (Драч), барвоцвіть (Синг), білоквіт (Вінгр); указать на объект, который находится в благоприятных условиях развития - расцвета - зорецвіть (Сос), весноцвіт, травоцвіт (Ющ), брунькоцвіт (Тыч), липоцвіт (Драч), серцецвіт (Корд); констатировать качество соответствующего явления - рясноцвіть (Сос), дивоквіт (Иов), легкоцвіт, ніжноцвіт (Юх), дивоцвит, повноцвіт (Ющ). Они, органично вплетаясь в ткань художественного произведения, опоетизовано воспроизводят явления реальной действительности, напр.: Весна, весна! Какая синева, кругом прозор! Садами ходит брунькоцвіт, а в небе - злотозор (Тыч И 77); Я расстроена, Потому что разведена С цветами-травами в Ирпене. Кто шуметь травоцвітами, Когда осень с дождями
идет? (Ющ 393).

Сквозным мотивом проходит через творчество В. Сосюры образ юности. Одним из доминирующих средств его создания является нульсуфіксальний существительное юнь, который указывает на совокупность, неопределенное количество лиц юного возраста. "Оценка, со значением необчислювальності, образует смысловое ядро категории соборности, будто граматикалізує представление о степени индивидуальности объектов того или иного типа" [2, 166]. Эта особая семантическая структура описываемого деривата имеет индивидуальный характер в поэтическом вещании, она становится той положительно-оценочной коннотацией, которая символизирует молодую жизненную энергию, силу, напр.: Разливая потоки сияния, нам несут они юные розмай (IV 8), ...все так же, в юные цвету, я с песнями на страже стою (48), Учитель мой! Тебя я не забуду, моей юные радостная заря! (III 112), Ед весны из дали доносится привет... Опять сия молодежь моя (II 35). Нередко структура юнь в художественной системе в. Сосюры наполняется новым особым смыслом, приобретает звучание сумму, скорби по ушедшей молодости, напр.: Седеет волос мой, седеют... Нет юные возврата (IV 99). Итак, смысловое обогащение лексемы юнь вызвано образным контекстом, ядром которого она выступает, и соответственно мотивированное тематикой поэтического произведения, подтверждением чего стали такие стихи художника: "О нет, не лист осенний..."Я уже не юный, люні. За тем нет сожаления, Что дальше я ед юные, тем глубже я люблю (III 198), "Молодые" Наша молодежь - наша сила, наша молодежь - Отечеству цвет (II 55) и т.п. Меньшей производительностью обозначена нульсуфіксальна номинация молодежь в поэтической системе ХІХ-ХХ века. Многоплановость, емкость этого деривата оказывается в языково-поэтической стихии н. винграновского, п. тычины, а. малышко, В.Юхимовича, Я.Славутича. Она представлена как в ассоциативно-устоявшемся смысловом поле (напр.: Когда бы так мастера пера обучали молодежь профессии (Юх 344), В Роще звенит детский сад, В Светлом - юнь созывает школа (146), так и переосмисленому значении, которое основывается на выявлении признаков молодости, буйство, красоты, силы явлений реального мира. Этот факт приобретает в художественном высказывании высокого поэтического звучания, напр.: Бродили счастьем дни мои С тобой у меня нет, И на штыки соловьев Я бросил юнь твою (Вінгр 16), Ты скеровуєш юнь восставшую (Яр 279).

Нульсуфіксальні образования отражают специфическую природу ідіолекту. Они становятся показателем энергичной, динамичной системы письма, задавая жесткие четкие правила. Яркие образцы такой поэтической организации наблюдаем в Стуса, е. маланюке, д. павлычко, б. олейника, М.Драй-Облака, Светличного, н. зерова, Я.Славутича, Н.Лівицької-Холодной, И.драча, Т.Осьмачки, О.Ольжича, а. малышко и других. Эти структуры встречаются у многих художников, но показательны не у всех. Образования с нулевым суффиксом составляют специфику поэтического вещания, определяя стиль, индивидуальное своеобразие художественного мышления мастеров, поскольку являются теми информативно-коммуникативными, структурно вместительными единицами, которые предоставляют возможность объективировать действительность, сделать ее материально зримой. С точки зрения семантики нульсуфіксальні структуры характеризуются в ідіостилях широким диапазоном переосмысление - от незначительной до полной смены их установившегося значения в направлении формирования нового поэтического смысла. Оригинальная интерпретация, субъективный индивидуальный смысл устоявшихся нульсуфіксальних дериватов становится отражением личностного мироощущения поэта. Их важна в эстетическом плане информация способствует раскрытию как общей картины глубинного смысла произведения, так и всего историко-лингвального периода, который повлек за собой становление и развитие анализируемых средств. Таким образом, аксіологічно весомые нульсуфіксальні дериваты составляют концептуальное ядро мировоззрения мастеров слова и представляют эпоху, в которой им пришлось творить, поскольку творческое самовыражение осуществляется через поэтично маркированные структуры языка.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Коцюбинская М.Х. Поэт // Стус В. Сочинения: в 4 т., 6 кн. - Львов: Просвещение, 1994. - Т.1. - С.7-38.

2. Руденко Д.И. Имя в парадигмах философии языка. - Харьков: Основа, 1990. - 166 с.