Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Сатира Осипа Маковея на страницах журнала «Зеркало»




Конец XIX - начало XX века в Галичине и на Буковине характеризуется подъемом культурной и политической жизни. Несмотря на сложную общественную ситуацию, Галичина будто переживала свое второе возрождение (после появления «Русалки Днестровской»). "Живой литературный движение, начался в юбилейном 1898, наблюдался также и в
в 1899 году. Это было не только внезапное возрождение, но и настоящий начало интенсивной духовной жизни всего украинского народа в Галичине и в Российской империи" [9, т.33, 10].

По сравнению с Приднепровской Украиной западноукраинские земли действительно дышали свободнее, о чем в частности свидетельствует состояние книгодруку и существования розгалуровідні деятели того времени хорошо осознавали необходимость полноценного функционирования печатных органов для становления нации, в частности, представитель Чехии в австрийском законодательном рейхстаге в Вене Ф.П.Рігер провозгласил в Конституционном комитете следующее: "Свобода прессы позволит наиболее полно развиться русском (украинском - А.З.) элементу. Его вдохновленное свободой литература растопит такой твердый когда лед российского абсолютизма..." [7, с. 419].

Следовательно, в то время Галичина являла собой образец и пример для подражания для прогрессивных деятелей всей Украины. Не всегда удавалось политическим и культурным деятелям добиться своего в деле национального развития, однако попытки не прекращались, они были настроены на активное преобразование действительности, благодаря чему Галичина становится центром безостановочной работы в деле возрождения и прогресса. И все же несмотря на сознательную направленность на преобразование действительности, надо было еще многое сделать и переделать прежде всего в собственном сознании этих деятелей, а уже потом приступатися к работе над обустройством в демократическом направлении жизненных реалий. Иван Франко так обосновывал причины негаразів тоочасного общества: « Отсутствие сильного национального чувства в массах народа и в рядах интеллигенции был причиной всех этих шатаний, раздвоений, «новых эр», «новых курсов» и разнородных косолідацій. Не имея опоры в экономически независимых, национально сознательных народных массах, интеллигенция должна шататься, как тростник на ветру: один ждали себе подмоги из Московии, вторые от международной социалистической революции, в конце начали искать помощи у поляков» [9,т.33, 508].

Вполне понятно, что несмотря на все права на издание и печать цензура все же существовала, поэтому издатели и корреспонденты начинают активно обращаться к средствам сатиры. Среди сатирических журналов исследуемого периода особого внимания заслуживает журнал «Зеркало». В «Энциклопедии украиноведения» в статье «Юмористическая пресса» находим только лаконичное упоминание о этот журнал: "Годы партийно-политической и сословной дифференциации 1880 - 1905 нашли отголосок в гг. «Зеркало» (1882-1883) и «Новое Зеркало» (1884-1885) К.Устияновича в Львове" [3, с. 462].

Интересно, что не все исследователи придавали значения этому изданию. В частности, в своей монографии «Украинская сатира периода революции 1905-1907 годов» (1966) М.Л.Гончарук выделяет только журнал «Шершень» среди сатирических журналов того периода, отмечая что, «сатирически-юмористический еженедельник «Зеркало»... на серьезную, тем более социально заостренную сатиру был чрезвычайно беден" [2, 12].

Все же учитывая политическую ангажированность, следует обратиться в вопросе значение журнала до авторитетного современника, а также и сотрудника «Зеркала» Ивана Франко, который отмечал, что упомянутый журнал имел не малое значение" среди других изданий подобного толка, поэтому писатель ставил его в один ряд с такими периодическими изданиями, как «Дело», «Родина» и «Заря» [9,т.41, 425 - 445].

Этот журнал с перерывами выходил с 1882 по 1883 год ( до конца года) под редакцией К.Устияновича, 1886 года под началом Е.олесницкий, с 1889 по 1892 г. - В.Невицького, а также номера 17/18 1892 по 1893 под редакцией І.Кириловського. Последний период функционирования «Зеркала» с 1906 по 1907 годы проходил под руководством О.Дембицького. В 1883-1885 годах журнал изменил свое название на «Новое Зеркало».

Однако, несмотря на всю непрочность функционирования журнал не только сумел оставить яркий след в истории, но и постоянно создавал широкий резонанс в обществе за времена своего существования.

Исследователь украинской прессы А.Животко писал: "Программа молодой украинской журналистики в время ее рождения, несмотря на хронікарський содержание, идет в двух направлениях. Один из них - научно-литературный (история, этнография, художественная литература и т.д.), второй - сатирически-литературный", причем оба направления так или иначе служили одной цели "пробуждению в украинском обществе национальной мысли и чувства" [4, 40].

Именно поэтому есть смысл остановиться на сатирическом журнале «Зеркало», к тому же не следует недооценивать роль журналистской продукции вообще как для галицкой и буковинской интеллигенции, так и для крестьянства. Одной из причин усиленного внимания к периодики было то, что из тридцати тысяч населения только пять тысяч, по словам Франко, пользовались украинскими книгами, поэтому печатать их было невыгодно, в то же время журналы и журналы могли себе позволить многие из них. Поэтому периодические издания приобретают решающее значение и становятся ежедневными, настоящими молохами, что пожирают большое количество всевозможных тем" [9, т.32, 10].

Задача журнала «Зеркало» была обозначена уже в первом номере в стихотворении «Зов» и сразу же начало активно внедряться на его страницах: "Плевать на злобу, на нездарство, подлость вражьей грудь, на лукавство и коварство" (1882, ч.1).

Говоря о сотрудниках журнала «Зеркало», следует выделить яркую группу творческих индивидуальностей, как реально существующих лиц, так и постоянных и неизменных «корреспондентов» рубрік, что олицетворяли собой все те злободневные вопросы, которые поднимались в «Зеркале». Среди них доктор Вичоса (псевдоним Кирилла Устияновича), который часто руководил редакционной колонкой; Патріотник, который говорил исключительно по-польски; Шкаралупник - такая себе «человек в футляре». Работали в редакции журнала такие выдающиеся деятели как И. Грабович, В. Коцовський, И. Франко.

Кроме того постоянно печатались произведения О.Здерковського (псевдоним Мотыль, О.И.М.), А. маковея (криптонимы М., Ом., Мак., О.Мак.), В.Щурата (Конон В., Конин В., Борончинський), В.Масляка, П.Кирчіва (Вице-Вичоса, Кусіка, Колиоко, Перчик), С.Яричевського (Леонид С., Шальвір) и других.

Журнал выступал резонатором политических и культурных событий, на его страницах активно поднимался языковой вопрос, велась борьба за фонетическое правописание (сам журнал в конце концов перешел на него с 4 части 1892 года), печатались стихи и статьи, направленные против деятельности москвофилов. К тому же освещались такие негативные стороны галицкой действительности, как межпартийные споры и звагалі проблема многопартийности, когда «наразъ ся только партий зорвало!/ что день ся сыплять новы программы» (ч.20, 1890).

«Зеркало» смело сдирало машкару с лиц тогдашних политиков, открывая их эгоистические намерения, в частности показательными в этом плане являются сатирические заметки Осипа Маковея. Следует отметить, что его публикации в «Зеркале» стали будто трамплином в большой мир литературного творчества, хотя сам он и называл свои заметки в журнал «дурничками»[1,8].

Общее число напечатанных в журнале стихов было 17, все они были поданы молодым поэтом в период с 1889 по 1892 гг. Среди них можно выделить те произведения, которые непосредственно касаются проблемы истинного патриотизма, например в поэзии «Из жизни патриотов» (ч.6, 1892), где в лаконичных рифмованных строках автор изображает такого «патриота»:

И все же позорить мог он всех,

Потому что был большим патриотом.

Умел болтать, кричат

И обкидывать всех болотом

Он ясно видел искусственность их общественной работы, наконец эта тема станет ведущей в творчестве Маковея-сатирика. В «Зеркале» мы имеем возможность наблюдать зарождение внимания автора к вопросу псевдопатриотизма. Еще один из образцов стихотворение «Песня Аргонавтов» (ч.7,1890), в котором сатирик касается темы отношение к народу со стороны политиков. Теперь он негодует, наблюдая насквозь фальшивую «любовь» и «забота» народными делами «специалистов от желудочной политики [6,X]»:

Потому мы большое называемое имеем,

Издали любим народ,

Себя хвалить хорошо знаем,

И кождый из нас есть патриот (ч.7, 1890)

Первые стихотворные сатиры на злободневный тема постепенно будут заменены Маковеем на фельетоны и публицистические статьи, однако изменится форма, а отнюдь не содержательное наполнение. Его внутренние законы и убеждения, настрой на беспощадную критику как относительно самого себя, так и окружающих, будут управлять Маковеем на тернистом пути писателя, погруженного в политическое и культурное пространство Украины.

Таким образом, рассмотрев тематику журнала «Зеркало», можно прийти к выводу о том, что задачи, заявленное доктором Вичосою в первом номере «Зеркала» от 1889 года, полностью выполнялось :

Отсе и способъ на все то есть въ меня ,

Най Русь увидит глазами здорова,

где ты зерно, а где есть половая!"

А сам журнал стал трибуной прогрессивной мысли того времени, поскольку "...с его оперативностью, ярко выраженной украинской позицией привлек лучших представителей украинской интеллигенции возможностью в злободневной, политически обостренной форме выражать свое мнение по поводу общественно-политической жизни Галичины " [8, с. 418-419].

 


Литература

1. Автобиография и указатель произведений Осипа Маковея. - Институт литературы им. Т.г.шевченко, архив Маковея, 59/ 2726.

2. Гончарук Украинская сатира периода революций 1905 -1907 годов. - К ., 1966. - 155 с.

3. Энциклопедия украиноведения. - Т.2. - Львов, 1993. - 800 с.

4. Животко А. История украинской прессы - К.: Наша культура и наука, 1999. - 368 с.

5. Зеркало: Юмористически-сатирический двухнедельник (1907-1908). - Львов, 1882-1883, 1889-1893.

6. Козоріс М. Предисловие к: Маковей О. Избранные рассказы. - К., 1929. - С.ІХ-XXXII.

7. Лысяк-Рудницкий И. Украинцы в Галичине под австрийским господством // Лысяк-Рудницкий И. Исторические эссе: В 2 т. - К.: Основы, 1994. - Т.І .- 554 с.

8. Романюк М. Украинская пресса Северной Буковины как источник изучения общественно-политической жизни края (1870 - 1940 гг.). - Львов: Феникс, 2000. - 588 с.

9. Франко И. // Зібр.творів: В 50 т. - К., 1981-1986.