11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
Поэма человечности и красоты (по киноповести «Зачарованная Десна»)
Вы знаете, что уже не увидеть тех наводнений на Десне, о которых упоминает Довженко? Русло реки изменили, вода его течет, желтая от глины, в новых берегах. Но в лугах и полях, там где раньше текла стремительная вода, до сих пор цветут растения, произрастающие только по берегам. Так и память человеческая - как не пытаются пустить ее по искусственному руслу, цветет на местах настоящих событий...
Оглядываясь назад, человек видит детство. Но не секрет, что только гению позволено не только помнить - перевоплощаться в ребенка. В «Зачарованной Десне» Довженко две фигуры бегут по лугам, копаются в овощах, слушают дедушкины рассказы - малый босоногий Саша и седой, больной, с орденами и в неволе постаревший мэтр киноиндустрии Александр Довженко. И старый немного завидует малом...
Удивительная красота Северной Украины, ее щедрая, плодородная земля были тем молоком, которым вигодовано художника. Он вспоминает пышный огород, цветы у дома, сад, полный плодов земных. Мать, волшебницу растительного царства, для которой нет большего счастья, чем видеть, как растет из земли каждая былина.
Сказочная фигура отца, которого уважал и любил сын, видел в нем воплощение отцовства. Поэтому и был он Отец, не задумывался над его именем Саша. Поэтому когда спросил его учитель, как зовут отца, Саша растерялся. Мы понимаем, что это также невозможно, как назвать имя Божье. А ребенок сам
не может выяснить, чего молчит... А учитель презрительно говорит: «Неразвитый». Довженко говорит, что с отца можно было писать рыцарей, Бога, такой вдохновенной красоты был полон этот человек. И в жизни он богатырь. В половодье спасает людей, и в это время «он был Васко да Гаммой, хотя вместо моря была в него только грязная лужа».
С грустью вспоминает Довженко своих братьев, поющих, как соловьи. Так пели они, что люди плакали. Народное воображение что-то увидела в этих детях, и когда болезнь унесла всех, люди говорили, что их забрано до Божьего хора ангелов. И только отец не мог смириться с этим. Картина конского бега, окровавленных лошадей, что просто ими отец выбил ворота, напоминающие четырех коней апокалипсиса. Вестники смерти упали на дворе, а отец рыдает и не может утешиться: «Сыновья мои, соловьи!..»
В пластических образах повести чувствуется киномастер. Довженко мастерски владел словом, но каждая сцена, каждый эпизод может быть снят на пленку - настолько он выразителен, зримый, так видим мы в красках и движении каждое «действующее лицо».
Не проходят воспоминания деда и бабу Сашу. Дед, что живет, растворившись в природе, что умеет разговаривать с людьми, рыбами, лошадьми, телятами, что любит больше всего солнце и умирает на солнце... и бабка, маленькая, прыткая, всевидюща, что имеет удивительный талант - сыпать проклятия. Смех и слезы, когда она проклинает всех, обращаясь к Божьей матери, всех святых, церковных праздников. Проклятия будто заступают место песни, которая льется из души.
Крестьян вспоминает Довженко с юмором, любовью и уважением. Без идеализации, но с большим доверием к народной души и ума обрисовано их-как они обращаются к небу, как стесняются беспокоить Бога по будничных делах, как спасаются от наводнения на крышах, прижимая к себе несвячені пояса... А на лодке разъезжает весь церковный причт и, подплывая к крыш, святит куличи...
Довженко помнил талан, пороки, тайны и красоту каждого из крестьян. Любовью к людям пропитан последнее произведение художника.
Зачарована Десна будет бежать старым руслом, и дома будут всплывать по весне, и четыре ребята будут петь на тине, пока живая украинская речь.