Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Синкретизм жанрово-стилевой структуры „Автобиографии" І.Турчиновського

 


В литературоведении жанром принято называть определенный вид содержательной формы, которая предопределяет целостность литературного произведения, что определяется единством темы, композиции и речевого стиля" [1,197]. Но разделение произведений древнего литературы на жанры достаточно условно, поскольку в литературе того периода не были разработаны жанровые категории и сегодня однозначно квалифицировать жанр того или иного произведения невозможно.

Так, например, термином „слово" в те времена называли и произведение торжественного красноречия („Слово о Законе и Благодати" Илариона), и воинскую повесть („Слово о полку Игореве").

Жанровое определение произведения древнего периода зависело, кроме формально-содержательных, и от утилитарного фактора: если агиографическое произведение предназначался для богослужения в день памяти святого, то писался в форме короткого рассказа-похвалы и назывался проложним (от названия рукописного сборника „Пролог", в который произведения такого типа объединялись), если же предназначался для чтения дома, то имел розлогішу форму и содержал подробный рассказ с риторическими отступлениями, молитвами, описаниями посмертных чудес.

На жанровую дифференциацию произведения влияло и то, в сборнике какого типа он был помещен. В частности, если рассказ о гибели Бориса и Глеба писалась для летописи, то и соответствовала законам летописной статьи. При определенной переработки в сборнике другого типа она могла превратиться в сказание, а поскольку это сказание содержит описание мученической смерти братьев по вере, то в сборнике житий оно приобретало признаков агіографічного канона. „Поучение" Владимира Мономаха появилось в „Повести временных лет" как летописная статья, позже начал переписываться отдельно и имеет признаки как собственно поучения (произведения ораторского жанра), так и послания, т.е. разновидности эпистолярного жанра.

Древняя литература знала и случаи объединения в одно произведение под общим названием элементов разных жанровых форм. Так „Слово о Законе и Благодати" Илариона объединяет как „слово" - разновидность ораторского прозы, торжественного красноречия, так и похвалу князю Владимиру и молитву, что является самостоятельными богослужбовими жанрам.

Известны и произведения, названия которых несут указание на несколько жанровых признаков („Житие и хождение Даниила..."). Автор в такой способ, чувствуя жанровый синкретизм произведения, выносит номинативной основу жанра в заголовок произведения, настраивая читателя на его соответствующее восприятие.

Жанровой особенностью этих произведений является их жанровый синкретизм - то есть нерозчленованість, слитность, неразвитость, которые свойственны начальному периоду развития литературы.

Вполне подходящими по этому поводу кажутся слова В.Яременка о жанровую природу „своеобразной хрестоматии литературы Киевской Руси - „Повести временных лет", характеризующие специфику жанровой системы всей древней литературы: „Здесь мы найдем элементы многочисленных жанров, ни один из которых еще не дифференцировался, но уже наметился" [6,45].

Активизация общественно-политической и культурной жизни в XVI в., изменение исторической и культурной ситуации XVII-XVIII вв. вызвали к жизни литературу нового сорта, которая постепенно освобождалась от предписаний литературного этикета, усиливала светское начало, которое проявлялось в содействие более выразительному обозначении авторской индивидуальности, белетризації стиля, расширении арсенала художественных средств, в проникновении в произведение ренессансных, барочных, просветительских тенденций. Эти изменения повлекли за собой и изменение жанровой системы древнего литературы, в частности литературы барокко.

В последние годы наследие барокко, направления, отвечал традиционной духовной сущности украинского писательства, но через посредство формы внес в него реальные, жизненные и актуальные моменты, все чаще становится объектом внимания литературоведов. Проблемам украинского барокко в связи с идейно-художественным развитием литературы XVII-XVIII веков, его особенностям в поэтических, прозаических, драматических произведениях, взаимосвязям с мировой литературой барокко и другими видами искусства посвящены исследования Автуховича Т., Іваньо И., Крекотня В., Макарова А., Софронової Л., Ушкалова Л., Шевчука В., Яременко В. и др. Но, несмотря на широту этого литературного массива, значительное количество его аспектов еще не получила должного освещения в научной литературе. Одним из обойденных вниманием произведений остается предложенная для изучения программами по древней украинской литературы для высшей школы „Автобиография" І.Турчиновського. На такое положение дел, кроме длительного отсутствия интереса к барокко, возражения через позалітературні факторы его существования в отечественной литературе, влияло и то, что найден и опубликован еще п. житецким, произведение долгое время воспринимался „одним из древнейших, писаных без „художеств" документов причудливого жизни недоучившихся студентов" [3, 254]. Уместным здесь представляется оговорка Д.Чижевського, что барочное искусство предназначалось прежде всего для человека барокко, а потому неуместно мерить „идеологическое содержание барочной литературы масштабам собственного времени" [5, 239].

Автор „Автобиографии" был странствующим дьяком - принадлежал к своеобразного культурного слоя украинского общества, который кроме того, что стал органичной частью нашего образовательного движения, поскольку нес на село приспособленную к народному пониманию начальное образование, выступал и создателем разнообразных по жанрам и тематике литературных произведений.

О І.Турчиновського известно немного. Родился он 20 июля 1695 года в семье сотника города Березани на Полтавщине. Получив образование в местной школе, продолжил обучение в Киевской академии, но не закончил ее. С 1710 года путешествовал по Украине и Беларуси. 1718 года, после возвращения в родной городок, стал священником. Кроме этих данных, приведенных непосредственно в уцелевшем части произведения, известно также, со слов владельца рукописи, читал его полностью, что І.Турчиновський был освобожден из-под суда и восстановлен в должности священника. Умер он в преклонном возрасте.

Несмотря на эти скупые фактографические сведения, автобиографическое произведение І.Турчиновського способен, во-первых, скорректировать односторонние представления о представителях литературы путешествий как малообразованных типов, „пиворезов", которыми они становились постепенно вироджуючись после запрета Екатерины II путешествовать, и какими их показано в произведениях н. Гоголя, и. Карпенко-Карого, Квитки-Основьяненко, а во-вторых, акцентировать ведущие жанровые черты и признаки барочного стиля. Этим и обусловлен интерес к исследованию „Автобиографии" І.Турчиновського.

Одной из примечательных черт украинского барокко является его перенята от средневековья религиозная окрашенность, христоцентризм, желание осознать место и значение Бога в судьбе человека, пусть и по-ренессансному сильной. Эта особенность национального проявления барокко находит свое выражение и в тексте „Автобиографии".

Так, в начале своего „жития и страданія" автор по христианской традиции использует самознищувальний эпитет „многогрешный". А в дальнейшем неоднократно своеобразным рефреном звучит обращение и молитва героя „сердцем ко господу богу и матери божой" [4, с. 574], или благодарность за то, что „божия помощь и матер божия заступиста мя
(І.Турчиновського - Н.Г.)" [4, 577], „божією помощію и матери божьей и малійшей болізні не ощущал, ... божією силой и божьей матери был підкріплен" [4, с. 581]. Даже в качестве образа для создания ономазії автор, рассказывая о своих обидчиков, использует имя римского императора Диоклетиана, гонителя христианства. Себя же он сравнивает с агнцем - жертвенным животным, принятой христианами из ближневосточных религиозных обрядов как символ Христа и его жертвенной роли: „И біжа с немалым риданієм, молил матерь божию, да ізбавить меня вот тех яростных Діоклетіянтов, и громко кричал о спасении; то оніє убійці, біжа зав мной, аки звереет за агнцем, немалый путь" [4, с. 573].

Номінативне ядро жанра, что совпадает с предметом рассказа - „житием", дополняется мотивами „страданія" и путешествия. Если первый мотив программируется автором в подзаголовке произведения и подчиняется желанию повлиять на чувства читателя, разжалобить, растрогать его, то другой обнаруживает себя в композиции, придавая ей ощущение внутреннего динамизма и воплощая общую тенденцию барочной человека к движению, переменам, познание мира и осознание самого себя. Тот факт, что в произведении І.Турчиновського мотив путешествия выполняет композиционную и социальную роль, а путешествие героя подкрепляет морально-этические установки христианства, дает основания говорить о синкретизм жанрово-стилевой структуры произведения и выделять в нем жанровые признаки хождений. Герой „Автобиографии", как и герой произведения паломника, добровольно выбирает путь, географический и духовный путь которой укрепляет его веру, столкновение со злом, страданиями кристаллизуют его личность.

Произведение І.Турчиновського появился в то время, когда оба жанра - и агиографическое, и паломнический, оставаясь неизменными за главными своими содержательными признаками и утилитарным назначением, в читательском восприятии приобретали новых функций, заполняя читательскую потребность в беллетристической литературе. Вследствие этого происходит „олітературнення" канонических жанровых форм жития и хождения. Так, произведения начинают иллюстрировать большую эмоциональную раскрепощенность авторов, драматизации сюжета, психологизм повествования, обогащение ткани произведений светским материалом.

Более восприимчивым к таким переменам оказались паломнические произведения, которые со временем приобрели черты приключенческого жанра, что и обусловило их популярность: даже тогда, когда перестали создаваться новые образцы хождений, уже существующие произведения в течение длительного времени удовлетворяли читательские интересы.

Рассказ о путешествиях по местам христианских святынь - самая распространенная, но не единственная тематическая группа паломнических произведений. Хождение в далекие края могли преследовать также экономические, торговые, политические и другие цели. Разрушение жанрового канона вывело на первый план в таких произведениях захватывающий приключенческий сюжет.

Не остался неизменным и житийный жанр. Так, по средневековой житійною литературной традиции агіографічному произведению, авторами которого часто были близкие друзья святого, был присущ изложение материала от третьего лица, три обязательные композиционные части (вступление, основная часть - собственно житие, вывод). Герой агіографічного произведения изображался статически, без становления характера, лишенным индивидуального характера, всего человеческого, а в понимании агіографа - земного, преходящего, грешного. Святой как избранник Божий становился обобщенным воплощением добра, абстрактным единством, к которому сводилось все многообразие действительности.

Но уже в эпоху Средневековья стало возможным появление таких произведений, которые синтезировали черты агіографічного жанра и черты, которые находились за его пределами, могли писаться от первого лица за жизнь героя, который, следовательно, не был святым (канонизация происходила только по смерти человека). Одним из таких образцов можно считать „Житие протопопа Аввакума", которое приближается к автобиографии, поскольку автор наполняет произведение фактами собственной жизни. Первым известным воплощением автобиографизма в литературном произведении на древнеукраинском почве является уже упоминавшееся нами „Поучение" Владимира Мономаха.

Автобиографическая форма произведения І.Турчиновського, повествование от первого лица усиливает впечатление правдоподобности, свидетельствует о стремлении автора к объективному изложению материала. Его повествовательной манере свойственна тенденция к исчерпаемости, детализации во всем, усиление внимания к материальности изображаемого - он указывает маршрут своего путешествия с указанием населенных пунктов (Березань, Чернигов, Синявка, Стародуб, Попова Гора, Шклов и др.); называет имена путников, с которыми путешествует (Семен, Иван, Иоанн Мазурович, Михаил Кособуцкий); описывает внешность персонажей и нюансы их поведения („видя я себя вот потопленія и при мні будущих певчих, оскудних на одіваніє" [4, с. 578], сотник Дмитрашко „незносніє мни обеды и казакам стал приключать" [4, с. 580]); отмечает время, проведенное в дороге („в оном Седневе жил я чрез час" [4, с. 578], „в чорной работе три месяца в завідованії игумена Дорофея Лебедевича в немалой нужде страдал" [4, с. 581]); занятия, которыми зарабатывал на жизнь („там я чрез четыре года при том монастыре был реентом" [4, с. 577], „полина рубить, и месит квашню, и всякое послушание роботать" [4, с. 581]); отношение к себе разных людей (епископ могилевский „отпустил мя с немалым жалостію" [4, с. 572], „игумен Феодосий с братией приняли меня с охотой, с награжденієм при содержании певчих десять талярей битых" [4, 572-473], „оніє римляне ... наговаривали, чтобы мя умертвить" [4, с. 473]) и др. Желая оставить свое жизнеописание „в память детям своим, и внукам, и всему потомству" [4, с. 572], І.Турчиновський старается не упустить ни одной детали, которая влияла на дальнейшее его путешествие, жизнь, стала своеобразным испытанием.

Путешествие воспринимается не только как географическое, но и как духовная дорога, путь к совершенствованию, поскольку она вызвана внутренними побуждениями героя: он начал „сожаліть в науке своей, якую за хозяйством позабил и, оставля отца и матку, отийшол 1710 года из Березани по школам волочитись" [4, с. 572]. І.Турчиновського не привлекают должности или другие житейские выгоды, путешествует он исключительно „для повиданія болеет свита и ученія" [4, с. 573]. Такие желания героя вполне отвечали духу времени, когда на одно из первых мест в тогдашней жизни вышла потребность образования, книжной мудрости, культурного возрождения.

Хотя І.Турчиновський и не закончил обучение в Киевской академии, и имел достаточно знаний, чтобы, путешествуя, исполнять обязанности писца дьяка, певчего, регента, домашнего учителя. Об образовании героя, в частности его знакомство с литературой, свидетельствует и то, что он с двумя студентами поставил на Пасху „диалог с інтермедією", на который „многолюдствіє благочестивых собралось и римлян, и самих єзовитов, и доменікан, и жидов. И все так удивлялись, как там, в тех краях, то вещи не выдали" [4, с. 577].

Изображением условий путешествия достигается драматизм повествования, что соответствует эстетике барокко, которое „не считает наивысшим задачей искусства спокойного пробуждения религиозного или эстетического чувства; для него важнее умиления, разброд, сильное впечатление"
[5, 240]. В связи с этим события произведения передаются через два пласта повествования - внешний и внутренний: первый движет действие произведения, а второй фиксирует эмоциональную реакцию героя на события. Пытаясь растрогать, поразить читателя, автор в рамках барочных противопоставлений неба и земли, верха и низа, света и тьмы подает крайние проявления добра и зла в его судьбе. Так, в самые критические моменты на помощь І.Турчиновському приходят компанейский атаман, купец Иоанн Рони, могилевский епископ, игумен Феодосий, генеральный обозный Яков Лизогуб, архиерей Шумлянский, которые спасают его от физических наказаний, дают приют, заработок. Но наряду с ними в мире живет большое количество „гонителей" - людей жестоких, жадных, нечестных, завистливых, из-за которых герой нередко „в немалом риданії слези іспущал" [4, с. 574], „за обліянієм слез не мог и гласа отвести" [4, с. 574]. Итак, бинарность в моделировании персонажей воплощается с помощью принципа контраста, который полностью определяет специфику авторского мировосприятия.

Прибегая к описанию опасностей, порой связанных с угрозой жизни, автор не избегает натуралистических деталей в описаниях своих страданий: „меня с чулану вытащив, безмилосердне били и саблями рубылы, где главу мою в двух вісцех до мозга прорубили"
[4, с. 577]. Смятение как типологическая черта персонажей барокко определяет душевное состояние и героя „Автобиографии".

За кажущейся бездействием, пассивностью І.Турчиновського, как иногда может казаться, стоит, подобно паломнического жанра, христианское смирение. Но смысл путешествия героя заключается не только и не столько в преодолении географического пространства (хотя одолеть дорогу может только человек сильный), как в самом принятии решения отправиться в дальнюю дорогу, отказаться от привычного и устоявшегося образа жизни, покинуть родных и близких людей, то есть в решении сделать свой жизненный выбор.

Со страниц „Автобиографии" предстает человек по-барочном неоднозначная: по-христиански смиренный и способна одновременно на поступок ради противостояния греховному миру. Так, уже лишен священства и наместничества, подвергнут штрафу и физическим пыткам, І.Турчиновський обнаруживает несхитність в отстаивании своей правоты. Поэтому когда иеромонах Мелетий и канцелярист Козловский заставляют его признать вину и вернуть прихожанам нечестно взятые у них деньги, І.Турчиновський, „видя оный в консистории неправедный приговор, німало не повинился" [4, с. 582], за что был вновь закованный в железо.

Обнаруживает автор и понимания историко-социальных процессов своего времени: в результате конфликта с католиками, что возник в местечке Шклове, І.Турчиновський, спасая свою жизнь, вынужден был тайно бежать. Комментируя это событие он говорит: „О такой моей тайне игумен и міщане ізвісні были и много обо мне пожалели, только что сила римськая, а на благочестіє гоненіє" [4, с. 578]. Это не единственный случай, когда герой пострадал за верность своим религиозным убеждениям. Так, ему было отказано в возможности учиться в латинской иезуитской школе за то, что он, мол, схизматик. Физической расправы испытывает герой за отказ перейти к доминиканского кляштора и снова спасается бегством: „ізвіщенно мне вот добрых приятелей, что хотят меня, ночью напав, ізв'язать и воскорі в Днепр вбросят", „я, видя и там гоненіє и что укрыться вот папіштаков невозможно, ... собрав всех певчих, дубом по реке Днепру пустился вниз" [4, с. 577-578]. В этих ситуациях герой предстает человеком немалого гражданского мужества, демонстрируя свой характер, мировоззрение, сформированное в атмосфере народно-этических ориентаций, отстаивая право на существование вере своих предков.

Казалось, со бедствиями жизнь странствующего героя будет покончено, когда он „ізволенієм божиим и за благословенієм родителей своих, в 1718 году женился, февраля остатние чисел, на дочери бывшего сотника березанского Михаила Пилипенко, Анастасии" [4, с. 578], а со временем „по умертвії наместника бережанского, Андрея Повиновения, тем же архиереем Шумлянским за заслуги півчеськії, в 1718 году в ноябрі 3-м числе, в городке Березани до храма Успения богоматери в священника рукоположен" [4, с. 578-579]. И эти события стали поводом для новых испытаний І.Турчиновського.

Так, значительная часть произведения посвящена подробному изложению волокиты с Забіловною Дмитращихою, которая, начавшись со времени рукоположения І.Турчиновського в священники, длилась долгих двадцать восемь лет (1846 год - последняя дата, приведенная автором произведения). С чувством собственного достоинства и верой в высшую справедливость воспринимает герой приговор церковно-судебного органа, который действовал на основании клеветы дмитращихиного сына-сотника, якобы он, І.Турчиновський, „усиловне вот прихожан за венчание и за сорокауста брал и за неданіє его матери причастія, и якоби многих бил, вот какого боя и смерть приключилась, и сам за волками, и за зайцами, и за медвідями ездит и бьет, и ловит" [4, с. 580]. Он открыто провозглашает свое отношение к беззаконию: „буди где консистория праведно не осудит, то небесная консистория праведно осудит" [4, с. 581], осознавая свое время как эпоху, полную непримиримых общественных противоречий.

Сомнения героя в социальной справедливости, церковного уклада, когда решения принимаются через подкупы, обман, клевета, побуждают его отказаться исполнять приговор консистории, а у читателя создают картину неблагополучного мира, в котором разрушаются главные ценности.

Но и в таких обстоятельствах он не теряет чувства юмора и прибегая к традициям народной комики, фривольности низового барокко, устами архиерея высмеивает Дмитращиху. „Объявления где панюй свой, - говорит тот ее слуге, - что она пусть знает мужика, а епископ попа; а когда не похощет его, Турчиновского, в руку ціловать, то пусть где нибудь поцілуєт" [4, с. 579].

Идейное фон произведения построено на конфликте между высокими намерениями героя и неблагоприятными условиями его путешествия, жизнь, что позволяет подчеркнуть барочное понимание человеческого мира и человеческой души как арены борьбы добра и зла. События произведения вводят читателя в трагически дисгармоничный мир барокко. Со страниц „Автобиографии" возникает довольно широкая картина социальной действительности, которая заставляет человека задуматься над своим положением в обществе.

Стиля „Автобиографии" не свойственна барочная изощренность, художественная излишество, потому что для нее как для прозаического произведения важнее смысловое наполнение, поэтому барокко присущи контрасты творятся на содержательном, а не на формальном уровне.

Каждый исследователь древней литературы (П.Білоус, Грушевский М., І.Єрьомін, Д.Лихачов, Чижевский Д. и др.) предлагал собственный метод вычленения жанровой системы. Известны дифференциации жанров по принципу разделения на „церковные - светские", „первичные - синкретические", „устные - письменные" и др., но все они являются лишь реконструкцией форм организации художественного материала и используются с учебной целью.

Этим и объясняется тот факт, что „Автобиографию" І.Турчиновського, как ни одно произведение давнего писательства, нельзя механически вписать в схему жанра. Исследование „Автобиографии" как одного из образцов наследия барокко, что почти два века оставалось стилевой доминантой и сказалось на творчестве большинства древнеукраинских писателей, позволяет „взглянуть на литературу XVII-XVIII вв. как на проникнутое единством идейно-художественных принципов искусство, возникшее в соответствии с идеологических и эстетических запросов своего времени" [2, 18].

 


Литература

1. Лексикон общего и сравнительного литературоведения. - Черновцы: Золотые литавры, 2001. - 752 с.

2. Іваньо И. О украинское литературное барокко // Украинское литературное барокко / Мишанич О. - К.: Наукова думка, 1987. - С.3-18.

3. Микитась В. Древнеукраинские студенты и профессора. - К.: Абрис, 1994. - 288 с.

4. Турчиновський И. Автобиография // Украинская литература XVIII века. / Крекотень В. - К.: Научная мысль,
1983. - С.572-582.

5. Чижевский Д. История украинской литературы. От истоков до эпохи реализма. - Тернополь: Фемина, 1994. - 480 с.

6. Яременко В. Златоусти, „златослови" и „златоструї" Украины-Руси эпохи Средневековья (IX-середина
ХV ст.) // Золотое слово. Хрестоматия литературы Украины-Руси эпохи Средневековья IX-XV веков:
В 2-х кн. - Кн. первая. - К.: Аконит, 2002. - С.11-48.