Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КОЧЕРГА

Образ Ярослава Мудрого (по пьесе «Ярослав Мудрый»)

II вариант

Когда началась Великая Отечественная война, Иван Кочерга, которому было 60 лет, уехал в Уфу. Здесь писатель очень много работал для общего дела победы над фашистами: редактировал газету «Литература и искусство», писал драматические произведения, посвященные борьбе с врагом, вел научную работу. Мыслями писатель донесся до Киева - столицы Украины, к своему народу. В 1944 году. Кочерга возвращается в освобожденный Киев и увлеченно работает над драмой «Ярослав Мудрый». Словно приветствуя после возвращения к родному дому дорогой ему Киев, драматург пишет: «Кто выпьет раз днепровской воды, поэтому никогда Киев не забыть, хоть бы в какую даль забрался».

Князь Ярослав изображен в пьесе как ярый патриот, который живет заботами о родной земле. Заботясь об интересах Отечества, он «потерпел тяжких трудов» в «боях кровавых ісполчився». Цель деятельности Ярослава - утверждение единства и могущества Русского государства, мира и покоя, он стремится к тому, чтобы жила веками «в трудах и битвах выкована Русь». Он не ведает других сокровищ, «чем мирный труд и счастье в мирнім доме».

Одним из важнейших конфликтов драмы, в котором раскрываются патриотические чувства Ярослава, является его борьба против засилья варягов. Он с сарказмом называет варягов, предков Ингигерды, наемниками, готовыми переметнуться к врагу, если тот давал «за меч дороже». Ярослав хорошо понимал: варяги намеревались при помощи интриг и распрей прибрать к рукам Русь. Он с болью и сожалением, обидой и гневом в душе слушает, как Ингигерда называет русские города по-варязьки пытается твердить о «превосходстве» варягов. Когда княгиня бросает Ярославу упрек, что у него кровь русской женщины-рабыни, он взволнованно отвечает ей:

Из всех небесных благ

Высшим благом кровь я эту считаю,

Потому что есть с народом верный мой связь,

Мне не надо пышных тех сказок,

Что предков нам ищут где-то за морем,

Народ мой здесь, на родных этих просторах,

От Киева до Ладоги живет.

И не заброд Исландии суровых, -

Меня своим предком назовет!

Так, Ярослав - мудрый, политический деятель. Для него «раньше закон, а потом благодать». Конечно, содержание этого князевого высказывания многозначен. Для Ярослава как обладателя государства это - мысль о необходимости безотказного подчинения народа князю и боярам, оправдание суровых мер, которые он применил в борьбе за укрепление своей власти. Для Ярослава как создателя первого на Руси сборника законов «Русская правда» это - отстаивание необходимости строгой законности. Для Ярослава же как патриота, борца за «мир и труд» это - мысль о верности Родине, о превосходстве государственных интересов над личными, о том, что мир и счастье можно обрести только в напряженной борьбе. В этом последнем значении выражение звучит как основной мотив драмы.

Забывая о себе, Ярослав беспокоится об интересах государства. Трогают нас его слова:

...Легко то мне

Эту больную ногу поднимать в стрем'я

И ездить на старом коне?

Преследуя «крамолу и лукавство», он решительно выступает даже против ближайших родственников и наказывает их. Ему жаль отдавать любимую дочь в далекий край, но и оставить ее здесь с Харальдом он не может, потому что это дало бы оружие в руки Ингигерде, варягам. Для него самой большой радостью является то, что русское государство вновь собрана, единственная и прочная. Ярослав строил города, палаты, заботился о переписывании книг, о развитии образования, культуры. Утверждая законность на Руси, создал первый сборник законов «Русская правда». Как полководец «железными полками всем врагам дороги заградив».

Характер главного героя драмы сложный и противоречивый. Ярослав - патриот, который добросовестно служил Отечеству и спасал ее в тяжелые времена, заботился о мир и спокойствие на Руси. Вместе с тем он, глава феодального государства, был выразителем и защитником интересов господствующего класса и не мог «утвердить в жизни правды».

Его любил и уважал народ. Вот в Киев тайно, опасаясь давнего гнева Ярослава, прибывает Журейко, чтобы забрать с собой Милушу и совместно искать лучшей доли. Случайно он слышит государственные размышления Ярослава и отмечает про себя:

...Как верный будет он народу,

То в конце концов найдет верный путь.

Ему близки и понятны такие мысли князя:

Одолел

Я врагов не для своей славы,

А чтобы соединить Русскую державу

И запровести покой на земле.

Хоть Ярослав и преследует Журейка, но тот полностью одобряет борьбу князя за единство государства, за «покой на земле» и поддерживает его.

В пьесе все время сталкиваются два направления деятельности Ярослава - боевой и мирнобудівничий. Князь стремится мирного труда и правды, но имеет всю жизнь воевать, защищая Отечество. Ярослав - создатель «Русской правды», но, несмотря на определенные политические обстоятельства, сам нарушает провозглашенные законы.

Драма «Ярослав Мудрый» согретая высокими патриотическими чувствами автора. Древний Киев словно перекликался с Киевом 1941-1943 годов, что оборонялся и освободился от фашистской неволи.

Злободневной для времен войны была и другая проблема, решенная в драме. Гитлеровцы, напав на нашу страну, кощунственно пытались обосновать свои «права» на славянские земли с помощью псевдонаучной «теории» о варяжское происхождение Киевской Руси: варяги, мол, положили начало Киевском государстве и принесли туда свои порядки, а фашисты, которые считали себя представителями нордической расы, идут путем своих предков. Автор в пьесе решительно опроверг измышления о варяжское происхождение Киевской Руси, убедительно показал, что варяги были лишь жадными до наживы наемниками, а настоящими творцами и хозяевами Киевского государства были русичи.