11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН КОЧЕРГА
Образ Ярослава Мудрого (по пьесе «Ярослав Мудрый»)
II вариант
Когда началась Великая Отечественная война, Иван Кочерга, которому было 60 лет, уехал в Уфу. Здесь писатель очень много работал для общего дела победы над фашистами: редактировал газету «Литература и искусство», писал драматические произведения, посвященные борьбе с врагом, вел научную работу. Мыслями писатель донесся до Киева - столицы Украины, к своему народу. В 1944 году. Кочерга возвращается в освобожденный Киев и увлеченно работает над драмой «Ярослав Мудрый». Словно приветствуя после возвращения к родному дому дорогой ему Киев, драматург пишет: «Кто выпьет раз днепровской воды, поэтому никогда Киев не забыть, хоть бы в какую даль забрался».
Князь Ярослав изображен в пьесе как ярый патриот, который живет заботами о родной земле. Заботясь об интересах Отечества, он «потерпел тяжких трудов» в «боях кровавых ісполчився». Цель деятельности Ярослава - утверждение единства и могущества Русского государства, мира и покоя, он стремится к тому, чтобы жила веками «в трудах и битвах выкована Русь». Он не ведает других сокровищ, «чем мирный труд и счастье в мирнім доме».
Одним из важнейших конфликтов драмы, в котором раскрываются патриотические чувства Ярослава, является его борьба против засилья варягов. Он с сарказмом называет варягов, предков Ингигерды, наемниками, готовыми переметнуться к врагу, если тот давал «за меч дороже». Ярослав хорошо понимал: варяги намеревались при помощи интриг и распрей прибрать к рукам Русь. Он с болью и сожалением, обидой и гневом в душе слушает, как Ингигерда называет русские города по-варязьки пытается твердить о «превосходстве» варягов. Когда княгиня бросает Ярославу упрек, что у него кровь русской женщины-рабыни, он взволнованно отвечает ей:
Из всех небесных благ
Высшим благом кровь я эту считаю,
Потому что есть с народом верный мой связь,
Мне не надо пышных тех сказок,
Что предков нам ищут где-то за морем,
Народ мой здесь, на родных этих просторах,
От Киева до Ладоги живет.
И не заброд Исландии суровых, -
Меня своим предком назовет!
Так, Ярослав - мудрый, политический деятель. Для него «раньше закон, а потом благодать». Конечно, содержание этого князевого высказывания многозначен. Для Ярослава как обладателя государства это - мысль о необходимости безотказного подчинения народа князю и боярам, оправдание суровых мер, которые он применил в борьбе за укрепление своей власти. Для Ярослава как создателя первого на Руси сборника законов «Русская правда» это - отстаивание необходимости строгой законности. Для Ярослава же как патриота, борца за «мир и труд» это - мысль о верности Родине, о превосходстве государственных интересов над личными, о том, что мир и счастье можно обрести только в напряженной борьбе. В этом последнем значении выражение звучит как основной мотив драмы.
Забывая о себе, Ярослав беспокоится об интересах государства. Трогают нас его слова:
...Легко то мне
Эту больную ногу поднимать в стрем'я
И ездить на старом коне?
Преследуя «крамолу и лукавство», он решительно выступает даже против ближайших родственников и наказывает их. Ему жаль отдавать любимую дочь в далекий край, но и оставить ее здесь с Харальдом он не может, потому что это дало бы оружие в руки Ингигерде, варягам. Для него самой большой радостью является то, что русское государство вновь собрана, единственная и прочная. Ярослав строил города, палаты, заботился о переписывании книг, о развитии образования, культуры. Утверждая законность на Руси, создал первый сборник законов «Русская правда». Как полководец «железными полками всем врагам дороги заградив».
Характер главного героя драмы сложный и противоречивый. Ярослав - патриот, который добросовестно служил Отечеству и спасал ее в тяжелые времена, заботился о мир и спокойствие на Руси. Вместе с тем он, глава феодального государства, был выразителем и защитником интересов господствующего класса и не мог «утвердить в жизни правды».
Его любил и уважал народ. Вот в Киев тайно, опасаясь давнего гнева Ярослава, прибывает Журейко, чтобы забрать с собой Милушу и совместно искать лучшей доли. Случайно он слышит государственные размышления Ярослава и отмечает про себя:
...Как верный будет он народу,
То в конце концов найдет верный путь.
Ему близки и понятны такие мысли князя:
Одолел
Я врагов не для своей славы,
А чтобы соединить Русскую державу
И запровести покой на земле.
Хоть Ярослав и преследует Журейка, но тот полностью одобряет борьбу князя за единство государства, за «покой на земле» и поддерживает его.
В пьесе все время сталкиваются два направления деятельности Ярослава - боевой и мирнобудівничий. Князь стремится мирного труда и правды, но имеет всю жизнь воевать, защищая Отечество. Ярослав - создатель «Русской правды», но, несмотря на определенные политические обстоятельства, сам нарушает провозглашенные законы.
Драма «Ярослав Мудрый» согретая высокими патриотическими чувствами автора. Древний Киев словно перекликался с Киевом 1941-1943 годов, что оборонялся и освободился от фашистской неволи.
Злободневной для времен войны была и другая проблема, решенная в драме. Гитлеровцы, напав на нашу страну, кощунственно пытались обосновать свои «права» на славянские земли с помощью псевдонаучной «теории» о варяжское происхождение Киевской Руси: варяги, мол, положили начало Киевском государстве и принесли туда свои порядки, а фашисты, которые считали себя представителями нордической расы, идут путем своих предков. Автор в пьесе решительно опроверг измышления о варяжское происхождение Киевской Руси, убедительно показал, что варяги были лишь жадными до наживы наемниками, а настоящими творцами и хозяевами Киевского государства были русичи.