Статья
Синхронія и диахрония
ПЛАН
Вступление
1. Понятие и свойства синхронии и диахронии
2. Особенности изучения языка с точки зрения концепций синхронии и диахронии
3. Языкознание синхронічне и диахроническое
Выводы Список использованной литературы
Вступление
Язык является явлением относительно стабильным. Для говорящих она в течение всей жизни кажется неизменной. Однако нельзя не заметить, что древнерусский язык эпохи Киевской Руси и современная украинская речь заметно различаются. Постепенные количественные изменения в языке на протяжении веков обусловили качественные изменения, причем такие, что современному вещателю трудно понять древние тексты. Итак, язык - это одновременно и живая деятельность, и продукт прошлого. Соответственно в языкознании различают состояние языка и развитие речи. Существует два подхода к изучению языка: изучение языка на определенном временном срезе и изучение языка в ее историческом развитии в течение длительного времени.
Для обозначения этих понятий (состояния языка, ее определенного временного среза, с одной стороны, и развития, изменения языка в течение длительного времени - с другой,) в языкознании используют термины синхронія и диахрония.
1. Понятие и свойства синхронии и диахронии
Синхронія (от гр. syn "вместе" и chronos "время", то есть "одновременность") - 1) состояние языка в определенный момент его развития, в определенную эпоху; 2) изучение языка в этом состоянии (в абстракции от временного фактора).
Диахрония (от гр. dia "через" и chronos "время", то есть "разновременность") - 1) историческое развитие языка; 2) исследование языка во времени, в ее историческом развитии.
Синхронія, таким образом, - это горизонтальный срез (ось одновременности), а диахрония - вертикальный срез (ось последовательности). Графически их можно обозначить так:
Для говорящих важна синхронія, то есть язык надо знать такой, какой она есть сейчас. Чтобы хорошо владеть современным языком, не обязательно знать историю языка, как менялись звуки, какие из них исчезли, а какие появились, сколько когда-то было форм грамматического числа (единственное число, двоїна, множество), временных форм глагола (настоящее, четыре формы прошедшего времени - аорист, перфект, імперфект и плюсквамперфект, три формы будущего времени - простая и две сложные, аналитические) и т.п.
Вряд ли эффективнее повлияло бы на практическое пользование современным языком знание говорящим того, что слово верблюд когда-то означало "слон", а слово подлый - "простонародный, неродовитий".
2. Особенности изучения языка
с точки зрения концепций синхронии и диахронии
Язык - это динамическая система, но для выполнения своей главной функции (функции общения) она должна стремиться к неизменности. Итак, в языке одновременно действуют два противоположных процесса - статика и динамика. Существование этих двух противодействующих процессов породило два разных подхода в изучении языка - синхронию и диахронию. Синхронія изучает язык в определенный отрезок времени, в течение которого, как предполагается, в ней не происходит никаких изменений. Диахрония же исследует язык на протяжении всего ее исторического развития. Долгое время эти два аспекта находились в протидії.Ф. де Соссюр даже предсказывал разделение со временем лингвистики на синхронічну и діахронічну. Но этого не произошло. Современное языкознание склоняется к мысли, что статика и динамика характерны для языка на любом этапе ее существования. Именно их борьба обуславливает постоянное развитие языка. Современная наука изучает эти две тенденции в их сочетании.
Язык постоянно развивается благодаря тому, что она не является завершенной, закрытой системой. Однако не все изменения, которые происходят в языке можно отнести к ее развитию. Проиллюстрировать это можно появлением в языке новых слов, которые вскоре становятся архаизмами. Только изменения, которые способствуют улучшению функционирования языка, звіцненню ее системы можно отнести к развитию речи. В разных подсистемах эти изменения отражаются по-разному. В звуковой подсистеме таким изменением является увеличение количества фонем на начальном этапе формирования языка. В словарной подсистеме - это отмирание старых слов и появление новых для обозначения новых реалий жизни. В грамматике - это возникновение лексико - грамматических и чисто грамматических категорий. В синтаксисе - переход от одночленного предложения к двочленного, с дальнейшим усложнением последнего. Развитие речи является общей закономерностью, но на разных этапах, в разных условиях он может приобретать различные формы. Функционируя язык накапливает количественные изменения, которые постепенно превращаются в качественные изменения структуры и нормы.
В свое время представители пражского лингвистического кружка (одно из направлений структурализма, который возник в 1926 году и существовал до 1952 года. Среди представителей этого кружка надо назвать В.Матезіуса, Б.Трнка, Б.Гавранка, Я.Мукаржовський, В.Скаличку, Й.Вахека т.д. Характерная особенность - тесная связь с западноевропейскими и російсікими учеными: Якобсоном, Трубецким, Карцевським, Бюлером (Австрия), Блумфільдом (США), Мартине (Франция) и др.) отрицали соссюрівське противопоставление синхронии и диахронии. Вместе с тем празьки языковеды подчеркивали преимущество синхронічного анализа, поскольку изучение современного состояния языков кажется единственным критерием, который дает исчерпывающий материал и позволяет составить непосредственное представление о языке.
Признание тесной связи синхронии и диахронии привело пражских языковедов к целому ряду важных положений. Основатель пражского лингвистического кружка В.Матезіус предложил метод "аналитического сравнения" языков, согласно которым в синхронічному плане сравнивают лингвистические системы родственных и неродственных языков с выявлением тенденции их развития. Эти идеи позднее стали основой типологического изучения языков.
3. Языкознание синхронічне и диахроническое
Для исследователя языка важны оба аспекта - синхронический и диахронический. Для того чтобы хорошо понять современное состояние языка, необходимо исследовать ее историческое развитие. Согласно двух подходов к изучению языка различают языкознание синхронічне и диахроническое.
Результаты синхронічного языкознания используют для создания описательных грамматик различных языков, нормативных словарей, разработке алфавитов для безписемних языков, для теории и практики машинного перевода. Когда же языковед хочет исследовать историю языка, законы ее развития, он это может сделать только за диахронического подхода к изучению языка.
Синхронию и диахронию нельзя отождествлять и смешивать. На это еще в XIX в. указывал российский языковед П.Ф. Фортунатов: "Большая ошибка - смешивание фактов, которые существуют в настоящее время в языке, с теми, которые существовали в ней когда-то". Об этом всегда должен помнить учитель-словесник. Если, скажем, дается задание определить морфемний состав слова подушка, то с точки зрения современного состояния языка в нем можно выделить корень по-душ-, суффикс-к - и окончание-а. Когда-то это слово членувалося на морфемы по-другому: префикс под-, корень-уш-, суффикс-к - и окончание-а. Мотивация слова была такова: "то, что кладется под ушко". Сейчас эта мотивация забыта и слово подушка не связывается живыми словотвірними связями со словом ухо.
Одновременно синхронию и диахронию нельзя разрывать, поскольку современное состояние языка является продуктом прошлого ее развития. Глубинное познание языка возможно лишь при условии всестороннего ее изучения как в синхронии, так и в диахронии.
Следует помнить, что синхронию и диахронию нельзя отождествлять со статикой и динамикой. На любом синхронном срезе, то есть в любой момент, язык есть живая деятельность, она не является статичной, а постоянно меняется.
Выводы
Итак, синхронія (греч. одночасся) - требование брать для сравнения явления, которые относятся к одному временному срезу языка.
Диахрония (греч. різночасся) - понятие о развитии и изменении языка по времени. Диахронический аспект отслеживает, как и когда менялись определенные языковые структуры.
Применение концепции синхронии и диахронии: язык делится на синхронные срезы, каждый из которых рассматривается в целостности, а от одного среза к другому следует уже диахронический развитие. Список использованной литературы
1. Карпенко Ю.А. Введение в языкознание. - К. - Одесса, 1991. - С 15-52.
2. Русановский В.М. Речь в нашей жизни. - К., 1989.
3. Язык в социальном и культурном контексте. - К., 1977.
4. Язык и духовность нации. - К., 1992.
5. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. - М., 1980.
6. Кисленко Ю.И. Системная организация языка. - К., 1997. Ю.Радевич-Винницкий Я.К. Украина: От языка к нации. - Дрогобыч
|
|