Статья
Образная природа художественной литературы и критерии художественности
Художественный образ. Научное понятие. Воображение. Основные функции художественного произведения: эстетическая и духовнотворча. Дополнительные функции: идеологическая, познавательная, образовательная, воспитательная, мистическая. Критерии художественности.
Если наука познает бытие посредством понятий, то искусство - с помощью образов. Литературные образы создаются с помощью языка. Образ выступает тем звеном, что связывает текст и произведение в органическое целое. Он возникает на основе текстуального речи и формирует произведение (как интенциональный объект) в сознании (воображении) читателя. Художник (писатель) рисует картину, которая помогает человеку познать мир и себя.
Термин „образ" в широком понимании означает отражение внешнего мира в сознании человека или конкретно-чувственное представление о чем-то. Художественный образ является одной из форм создания художественной действительности с позиций определенного эстетического идеала в конкретной эмоционально наснаженій форме. От обычного познавательного образа художественный образ отличается не только наличием обобщения, но и присущей ему емоційноестетичною оценке художника, его эстетическим идеалом и вкусом.
Появление художественных образов основывается на воображении - „основной силе человеческой природы", по характеристике Гастона Башляра. Французский психолог подчеркивал, что воображение является не только способностью образовывать, но и менять образы.
Искусство апеллирует в первую очередь к чувственной сферы человека, тогда как наука - к умственной. Непосредственность и мощность воздействия художественного образа на психику человека испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гасет выразил таким образом: „Каждый образ является как бы моим состоянием действия, актуализацией моего „я". Выделяют такие виды литературных образов: образы-персонажи, образы-картины природы (пейзажи), образы-вещи, образы-эмоции (лирические мотивы), образы-коллективы, образы-символы, зрительные, слуховые, вкусовые образы, образы прикосновения или запаха и т.д.
Разные исследователи по-разному определяют функции художественного произведения, называют разное их количество. Мы склоняемся к мнению чешского структураліста Яна Мукаржовського, что литературная функция - это влияние на общество в направлении определенной ценности". К основным функциям относят: эстетическую и духовнотворчу.
Основной функцией художественного произведения является функция эстетическая (эстетика с греческого - то, что имеет отношение к чувственному восприятию). Она заключается в предоставлении читателю неповторимого эстетического наслаждения, наслаждения от общения с прекрасным. Но, как справедливо отмечает английский литературовед и поэт Томас Стернз Элиот, „если бы наслаждением все вичерпувалось, сама бы эта сладость была не высшего порядка". Поэтому наряду с эстетической в художественном произведении неизбежно присутствует другая основная функция - духовнотворча. Эта общекультурная функция заключается в том, что художественное произведение, чтобы отличаться от просто граних (эстетических) предметов, должен не просто удовлетворять эстетические переживания человека, но и при этом делать ее лучше, духовно богаче, развивать его внутренний мир.
Среди дополнительных функций художественного произведения выделяется функция идеологическая (иногда говорят в этой связи об общественной, общественно-политическую или социальную функцию). Идеология - в широком смысле - учение об идеях. Ее еще понимают как общественное сознание (мировоззрение), а также как систему политических, правовых, нравственных, художественных, философских, религиозных и пр. взглядов. Чаще всего под ідеологічністю произведения понимают его влияние на читателя с позиций той или иной идеологии национализма (Т. Шевченко, поздний И. Франко, Леся Украинка, Есть. Маланюк, В. Ольжич, О. Телига, Ю. Липа, Л. Костенко, В. Симоненко, В. Стус, П. Скунц т.д.), национал-коммунизма (Г. Волновой), коммунизма (Г. Бажан, А. Гончар, Ю. Смолич, Б. Олейник т.п.), социализма (П. Грабовский, М. Коцюбинский, В. Винниченко и т.п.), демолиберализма (И. Драч, Д. Павлычко, В. Коротич, Ю. Андрухович, А. Забужко и т.п.), а еще фашизма, национал-социализма, национал-демократизма, консерватизма, феминизма и др.
Не всегда осознают, что любое произведение (как и его автор или реципиент) является носителем той или иной идеологической системы. Тогда появляются утверждения о так называемое „чистое искусство", „аполитичных писателей" и т.д. Однако немало философов и ученых предостерегают от такой позиции как проявления скрытой идеологии. Немецко-американский психолог Эрих Фромм справедливо отмечает по этому поводу: „Все люди - „идеалисты", они стремятся к чему-то, что выходит за пределы физического удовольствия. Различаются люди именно за тем, в какие идеалы они верят"60. Другое дело, что не всегда легко определить образующую идеологию на основе одного или нескольких миниатюрных произведений, тем более лирических.
Остальные функции в большей или меньшей степени зависят от идеологической, являются производными от нее. Познавательная (гносеологическая) заключается в том, что литературное произведение (благодаря искусной интуиции, творческому гению) чрезвычайно расширяет границы человеческого познания, проникая в сферы, часто не доступные для науки. Показательным по этому поводу есть научные предвидения, осуществленные в произведениях Жюля Верна, Герберта Уэллса, других фантастов; историософские предсказания Т. Шевченко Есть. Маланюка; удивительно глубокие проникновения в сферу человеческой психики (В. Подмогильный, Бы. Антоненко-Давидович или Кнут Гамсун) и т.п. Художественное произведение „передает информацию о новый опыт или новое истолкование уже знакомого опыта, или выражение чего-то такого, что мы пережили, но для чего у нас нет слов; тем самым поэзия обогащает наш духовный мир и оттачивает нашу способность к восприятию окружающего" (Т. С. Элиот)61. По сравнению с произведением искусства, пишет Х. Ортега-и-Гасет, „все сведения, которые дает наука, кажутся лишь схемами, далекими аллюзиями, тенями и символами".
Образовательную функцию литературное произведение выполняет за распространение информации, что развивает научное сознание индивида. По этому поводу нидерландский мыслитель Йохан Хейзинга указывал на то, что уже древнейшие греческие поэты „выполняют ярко выраженную общественную функцию. Они обращаются к народу как его преподаватели, как советчики".
Ідентифікуючись с теми или иными текстуальными субъектами, абстрагируясь от негативных персонажей, читатель формирует собственную систему этических убеждений, поведенческих норм, так называемый этос. В этом заключается воспитательная (этическая) функция художественного произведения. В то же время эта функция имеет не только индивидуальный, но и общенациональный характер: искусство „постоянно работает на ниве воспитания духа времени, вызывая в воображении те формы, которых больше всего не хватает данной эпохе"
Еще одной из основных функций литературного произведения является мистическая (религиозная или трансцендентная, с латинского - та, что выходит за пределы). В основе мистического характера художественного произведения лежит чувство, которое Игорь Качуровский понимает (интерпретирует) как „чувство единства индивида с Абсолютом; оно, как и все явления в жизни человечества, подвластно закону волн или колебаний: в сутки покоя и благосостояния упадок, мельчает и мелеет, во времена катастроф распространяется и углубляется"65. Украинский исследователь указывает на существование христианской мистики (духовной) (до нее были близкими М. Зеров, М. Орест, М. Рыльский, П. Филипович, В. Симоненко, В. Бердник и др.) и мистики антихристианской (антирелигиозной, бездуховной, дьявольской - так называемый сатанизм). Ее сповідувачами, в частности, по мнению И. Качуровского, была группа российских дореволюционных поэтов „серебряного века": Клюев, Брюсов, Блок, Гумільов66. Апологетами антихристианской мистики выступали соцреалісти и выступает немало современных постмодерных писателей.
Две основные функции литературного (шире - любого художественного произведения) детерминируют (обусловливают) два аспекта идеи искусства - художественности: эстетичность и интенциональность (направленность). Соответственно им различают два уровня познания и оценки литературного произведения: 1) эстетический (с субрівнями внешней и внутренней формы) и 2) интенциональный (герменевтичний) (с субрівнями содержания и смысла произведения).
Внимательное изучение художественного произведения предполагает применение трех основных критериев художественности:
1. „Технэ", как называл его И. Франко,- „незглибиме творческое ремесло". Применяя этот критерий, оценивают языково-изобразительную и художественно-речевую мастерство (внешнюю форму художественного произведения).
2. Образность. Заключается в оценке эстетического качества, функциональной загруженности, новизны и информативности образов произведений, ейдологічної системы в целом (внутренней формы художественного произведения).
3. Духовнотворчість. Этот критерий прикладывают к изучению и оценке идейно-содержательной и смысловой сущности произведения, его інтенціональності - „идеологичности", телеологічності, „тенденциозности" (И. Франко), их сверки с идеей и функциями искусства, человеко - и націотворчим потенциалом произведения (содержание и смысл художественного произведения).
Только настоящий художественное произведение отвечает всем трем критериям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андросов С. М. Модус национальной идентичности: Львовский текст 30-х годов ХХ ст.- Тернополь-Львов, 2001.- 340 с.
2. Антология мировой литературно-критической мысли ХХ века. / За ред. М. Зубрицкой.- Львов, 1996.
3. Барт Р. Две критики // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М.: Прогресс, Универс, 1994.- С. 262-268.
4. Бахтин М. М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1986.- С. 355-380 с.
5. Башляр Г. Предисловие к книге „Воздух и сны" // Вопросы философии.- 1987.- No 5.- С. 109-112.
6. Башляр Г. Предисловие к книге „Поэтика пространства" // Вопросы философии.- 1987.- No 5.- С. 113-121.
7. Бгабга Г. Націєрозповідність (предисловие к книге „Нация и повествование") // Антология мировой литературно-критической мысли...- С. 559-561.
8. Бердяев Н. Национальность и человечество // Современность.- 1993.- No 1.- С. 154-157.
9. Введение в литературоведение / Под. ред. Г. Н. Поспелова.- М., 1983.
10. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. "Чернець " - монах.- М., 2000.
11. Галич А., Назарец В., Васильев Является. Теория литературы: Учебник.- К., 2001.
|
|