Статья
Главные правила пунктуации
Пунктуация (от лат. punktuatio - punktum, что означает точка) - это раздел языкознания о использования и употребления на письме разделительных знаков.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
Разделительные знаки современного украинского языка составляют целую систему.
В эту систему входят:
разделительный знак
его графическое обозначение
примеры употребления
единичные знаки препинания
точка
.
Я хорошо поработал.
двоеточие
:
Девочка ответила: "А я знаю, как тебя зовут"
многоточие
...
А ты все та же...
кома
,
У Калины и Аграфены как не свадьба, то семьи
точка с запятой
;
1) звук; 2) буква; 3) слово
тире
--
Сила и ум - красота человека
знак вопроса
?
Кто они? А кто мы?
восклицательный знак
!
Привет тебе, море!
знак сноски
...
кн. Володимир1
парные знаки препинания
две запятые
,,
Михаил, сын Марии, был еще мальчишкой
два тире
-- --
Мать плачет - тяжкое бедствие - и целует сына
лапки
" "
"Какая же ты вереда"- сказала мать
скобки
( )
Розу надо рвать, пока она цветет (Л.Костенко)
Назначение знаков препинания - облегчить читателю восприятие смысла написанного.
СИСТЕМА РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ
Знаки пунктуаційної системы называют пунктограммами. Каждая из пунктограмм выполняет свою функцию.
Точка делит текст на предложения.
Двоеточие отделяет одну часть от второй, указывая на то, что в этой второй части содержится пояснение, раскрытие причины того, о чем говорилось в первой.
Три точки (много точек) указывает на то, что в предложении не все его компоненте имеющиеся, а предложение не закончено, оборванное.
Запятая разделяет грамматически равноправные части простого или сложного предложения.
Точка с запятой функционально подобна комы, но разделяет сложные (или осложненные) по строению грамматически равноправные части.
Тире разделяет главные части речння (если они выражены подобными лексически - грамматическими категориями), сравниваемые языковые единицы, части сложного бессоюзного предложения, которые находятся в условно - временных, противопоставленных и причинно-следственных связях.
Знак вопроса делит текст на предложения, но вместе с тем указывает на то, что предложение содержит в себе вопрос.
Восклицательный Знак делит текст на предложения и указывает на экспрессивность речи, междометие.
Знак сноски - видільний. Он указывает, что за словом, у которого этот значок поставлен, должна идти часть текста, которая подается в порядковій части страницы или в конце текста.
Парные знаки препинания - две запятые, два тире, скобки, кавычки выделяют какой-то отрезок текста (второстепенные члены речння), когда есть потребность его отделить, вставные и вставлены слова, словосочетания, обращения).
В текстах часто совпадают разные знаки препинания. Напр.: Привет тебе, зеленая Буковино, Твоим хорошим горам и рощам; Твоим одважним, дорогим сыновьям! (Самойленко).
ПРИНЦИПЫ УКРАИНСКОЙ ПУНКТУАЦИИ
Украинская пунктуация построена на структурном, смысловом и интонационном принципах.
В соответствии с этими принципами и происходит употребление разделительных знаков:
разделительные знаки
подержанные, потому что:
примеры
структурное
они основательно оговоренные в данном предложении
Проходят дни, проходит лето, наступила осень (Т.Шевченко)
смысловой
согласно последнему смысла данного предложения
У меня рука быстра,
У меня сабля острая -
Тебе помогу! (П.Усенко)
интонационный
согласно интонации
А вы, те неизвестные герои, где Вы?
Все три принципа пунктуации структурный, смысловой и интонационный - в русском языке действуют одновременно, один какой-то принцип выделить можно только условно.
ОБЩИЕ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
Общие пунктуационные правила - это правила системы употребления пунктограмм.
Общие пунктуационные правила рассказывают о том, как употребляются: точка; кома; точка с запятой; двоеточие; три точки; тире; скобки; кавычки; знак вопроса; восклицательный знак; знак сноски.
ВЫДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПИСЬМЕ
Предложение - это осмысленное сочетание слов или отдельное слово, грамматически и интонационно оформленная как относительно законченное целое.
В устной речи на начало и конец предложения указывает соответствующая интонация. На письме начало предложения указывает большая буква, на конец - точка, вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие.
В конце повествовательного и побудительного предложения обычно ставится точка (Ольга улыбнулась.).
Если же розповідне или побудительное предложение произносится с особой, возвышенной интонацией, то в конце такого предложения ставится восклицательный знак: Фантазіє! Ты - сила волшебная! (Л.украинка).
В конце вопросительного предложения ставится знак вопроса (Сегодня я такой счастливый!).
Если же вопросительное предложение произносится с особым чувством, то ставится еще и восклицательный знак (Насколько же тогда я был не прав?!).
Три точки в конце предложения ставятся тогда, когда хотят показать, что мысль еще не закончена или что надо сделать большую паузу ("Охо-хо..."- вздохнул старый).
ТОЧКА
Точка употребляется: в конце двусоставного повествовательного или односкладного предложения (Ночь. Жара.);
в конце побудительного предложения, если в нем отсутствует интонация восклицания или вопроса (Решит задачу. Сделайте коротенький анализ предложение.); в конце графически сокращенного слова (напр.; и т.д.); для выделения присоединительных конструкций: Будут казаки путники проезжать, твой голос зачувати, до могилы будут заворачивать. Бандура моя (М.Пригара);
после названий действующих лиц перед репликами в драматических произведениях:
? Василий. И долго ты будешь чесаться? Конюх. Извините, господин. Виноват.
КОМА
Расставляя в предложении запятой, следует прежде всего ориентироваться не на интонацию, а на строение предложения, потому что не всегда там, где пауза, ставится запятая, и не всегда там, где запятая, делается пауза.
Одиночные запятые ставятся между однородными членами предложения и между частями сложного предложения (Я встал, посмотрел ей в глаза).
Если употреблена одиночная запятая, всегда делается пауза.
Парные запятые выделяют с обеих сторон некоторые придаточные предложения, обособленные члены предложения и внесения (обращения, вставные и вставлены слова и предложения, слова-предложения).
Парные запятые потому и называются парными, что употребляются парами: одна ставится перед обособленной группой слов, вторая - после нее (Спи, моя детка, спи).
Но одна из ком не относится, если отделенная часть стоит в начале предложения или в его конце (Не работая, ничего в жизни не добьешься).
Выделенная запятыми с обеих частей часть предложения произносится немного другим тоном или чуть быстрее, чем все предложение.
Запятая употребляется: между однородными членами предложения, безсполучниково или с помощью потиставного союза (Он встал, потянулся, подошел к окну);
между частями сложного предложения (В кафе они встретились с друзьями, которых давно не видели); при выделении интонацией и по смыслу обращения, вставных и вставленных словосочетаний и предложений, обособленных второстепенных членов предложения, а также уточняющих слов, восклицаний, утверждающих частиц и сравнительных оборотов (Пиши же мне, дружище, если будешь иметь время).
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Точка с запятой, тире, двоеточие, скобки, многоточие и кавычки, в отличие от запятой, всегда связаны с интонацией.
Точка с запятой ставится там, где и единичная кома (т.е. между однородными членами предложения и между частями сложного предложения), если розділювані ней части сравнительно далекие по смыслу или имеют в себе знаки препинания.
На месте точки с запятой всегда слышится удлиненная пауза.
Точка с запятой употребляется: для выделения однотипных частей сложного предложения: Шелестят пожелтевшие листья по дубраве; гуляют облака; солнце спит; нигде не слышно человеческой речи (Т.Шевченко);
между распространенными членами предложения: Я люблю ехать на поле тогда, как нивы зеленеют и волнуются зелеными волнами; когда отяжелевшие колосья веслами об голову, в уши... (И.нечуй-Левицкий); в конце рубрик, напр., Звуки бывают: 1) гласные; 2) согласные) и др.
ДВОЕТОЧИЕ
Двоеточие употребляется: в безсполучникових сложных предложениях с разнотипными частями, если вторая часть раскрывает общий смысл первой или объясняет отдельную ее часть (Он учел все: и что он скажет, и то, как его воспримет аудитория, и даже мнение самого Николая Петровича);
после обобщающего слова перед однородными членами предложения (напр.: последовательность действий такая: 1) доказать, что предложение сложное; 2) выяснить вид сложного предложения и др.); при прямой речи в случае, когда слова автора ей предшествуют (Петр наконец произнес: "Я уверен, что это правда").
Перед двоеточием, как правило, тон повышается, после нее делается выжидательная пауза, и дальше слова произносятся обычным тоном.
МНОГОТОЧИЕ
Многоточие употребляются: когда мысль, что виказувалася в предложении, еще не закончена (И так было с ним всегда... Он работал, работал, а награду за его труд получали другие...)
для передачи взволнованного, эмоционального вещания с помощью оборванных, незаконченных предложений (Василий... Но ведь мы... Но ведь я... Что же нам делать?..) на месте разговорных пауз (Людей надо любить... прощать... Вот что главное...) когда тот, кто говорит, хочет скрыть свое мнение, не раскрывая ее полностью (Они встретились... Он и она...);
при использовании цитат, если цитата берется не с начала предложения, или если цитата разорвана на несколько частей ("...а во-вторых,- закончила Лариса - хочу выпустить новый альбом").
ТИРЕ
Тире ставится там, где и единичная и парные запятые, а также там, где запятые ставить нельзя.
Одиночное тире указывает на противопоставление (можно подставить а, но), следствие, следующее объяснение или внезапную смену событий.
После единичного тире делается выжидательная пауза и дальше тон, как правило, повышается (Ведь все мы люди!).
Парные тире выделяют с обеих сторон части предложения.
Часть, выделенная парным тире, произносится повышенным тоном (И вдруг - заглушая всю суматоху и гвалт - по квартире распластались широкие и повнозвучні аккорды рояля (Ю.Смолич).
Тире употребляется: между сказуемым и подлежащим, если они выражены одинаковыми лексически - грамматическими категориями (Настоящая дружба - чистый источник); на месте пропущенного члена или нескольких членов предложения: Сегодня (есть)- твой день рождения;
при отделенной прикладці (Я так долго работал - благодаря твоей поддержке - для того, что бы доказать самому себе: могу); перед обобщающим словом после однородных членов предложения (На пустырях, в канавах и неглубоких балках - везде растет это неприхотливое растение);
при вставленных конструкциях: Есть вера - неужели этого мало,- что ты в этом городе живешь (Л.Первомайський); в безсполучникових предложениях с разнотипными частями, если между ними есть условно-временной или следственная связь: Взойдет солнце - утру слезы, никто не увидит (Т.Шевченко);
если вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение противопоставления: Еще солнечные лучи спят - предрассветные огни уже горят (Л.украинка); между двумя словами, которые указывают на пространственную, временную или количественную границу: за этот период мы планировали собрать 15-20 тонн яблок;
при прямой речи для выделения слов автора; тире ставится после другого разделительного знака; напр.: Он подумал, подумал, произнес: - Ну что, ребята? Сделаем?- и улыбнулся. перед каждой репликой в диалоге; напр.:
Учительница долго смотрела на Дмитрия, спросила: - И где это ты вычитал? - Как это вычитал?- возмутился Дмитрий - Это я все сам придумал!- гордо ответил он. Учительница помолчала, потом произнесла: - И что же это у тебя за голова такая?
СКОБКИ
Скобки употребляются: одна скобка - после цифры или буквы, которой обозначаются перечисляемые рубрики в тексте, напр., компьютер состоит из: а) системного блока; б) монитор; 3) клаве-атури);
две скобки - для дополнительной информации, различных уточнений, указаний и др.: Михаил Краснопудзенко родился 1985г. (в августе месяце) в г.киеве; при вставных и вставленных конструкциях, напр., Что? (она подошла к нему ближе) Неужели ты еще не понял, почему я такая?;
для выделения ремарок после названия действующего лица в драматических произведениях: Марьяна (к Алексею). Чего же ты ждешь, милый?).
Часть, охваченная с двух сторон скобками, произносится пониженным тоном.
ЛАПКИ
Кавычки употребляются: при использовании цитат, которые вводятся в авторском речи как самостоятельный текст (цитата начинается с большой буквы ): Аристотель не принимал учение Платона об идеях. "Платон мне друг, но истина - еще больший друг мой" - известный его афоризм;
при использовании цитат, которые вводятся в авторский текст как часть этого текста (цитата пишется с маленькой буквы): Борис Буряк пишет, что "в художественной структуре сценариев и фильмов Александра Довженко всегда присутствует сам автор"
для выделения имен собственных книг, литературных произведений, газет, журналов, телевизионных программ, предприятий, и др. (СП "Заря", журнал "Ровесник"); для выделения слов, употребленных в необычном или ироническом значении (такие слова произносятся с особой, подчеркнутой интонацией): О, мой "большой"...- с неприховуваною иронией прошептала Елена, притуляючись к Анатолию.
Кавычки не употребляются: если цитата является эпиграфом (правила написания цитат см. ниже).
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Восклицательный Знак употребляется: в конце побудительного предложения, если, кроме побуждения, в предложении выражается эмоциональное состояние того, кто говорит ("А ну, открывай!"- воскликнул кто-то за дверью);
после обращения при эмоциональном его выделении (- Ребята! - позвал Олег Васильевич - Быстро бежит ко мне!); в конце повествовательного предложения, в котором выражается эмоциональное состояние автора (Боже! Что же вы наделали!).
ЗНАК ВОПРОСА
Вопросительный Знак употребляется: в конце вопросительного предложения: Откуда же мы такие?; в диалогах:
Николай. Слушайте, и чего вы это все вопросами на вопрос отвечаете? Михаил. А вы как думаете?
ЗНАК СНОСКИ
Знак сноски употребляется в документах для оформления различных уточняющих сведений и ссылок.
Сноска состоит из двух связанных частей: знака сноски и текста сноски:
Один документ может содержать в себе как обычные, так и концевые сноски: обычные сноски используются для разъяснения сроков и располагаются, как правило, внизу каждой страницы документа; концевые сноски чаще всего используются для ссылок на первоисточники; располагаются, как правило, в конце документа.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Прямая речь берется с обеих сторон в кавычки, причем в кавычки берется также и знак вопроса, восклицательный знак или многоточие, если они в ней употребляются.
Точка и запятая выносятся за скобки (но если уже есть знак вопроса, восклицательный знак или многоточие, ни запятая, ни точка уже не употребляются): "Позор!" - неожиданно закричал кто-то на площади.
Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставятся двоеточие с тире; прямая речь начинается с большой буквы: Тогда он нам и говорит: - Что же мне с вами делать?
Если слова автора стоят внутри прямой речи, разрывая ее, то перед словами автора, а также после них ставится тире: -Ну вот и все.- подумал я.- Началось...
В случае, когда предложение первой части прямой речи еще не закончено, следующий ее фрагмент пишется с маленькой буквы: -Гляньте, - неожиданно воскликнул Степан - вот там, впереди!
Если слова автора стоят после прямой речи, то после прямой речи ставится тире:
-Ребята, все будет хорошо.- сказала мне Наташа.
Если прямая речь передается в форме диалога, каждая реплика начинается с новой строки, перед ней ставят тире и не используют кавычек. Другие знаки препинания употребляются так же, как и обычно при прямой речи:
- Простите, это вы Василий Романович? - Я. А ты кто будешь? - А я Таня. Дочь лесника. Мы здесь недалеко живем (І.Цюпа)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ КОСВЕННОЙ РЕЧИ
При передаче прямой речи косвенной слова автора превращаются в главного члена предложения. Сама же косвенная речь становится подрядным предложением, причем лицо местоимений и глаголов в ней меняется в зависимости от того лица, от имени которого теперь передается чужая речь. Поэтому при косвенной речи употребление разделительных знаков такое же, как и обычно на письме: Он имел в виду ее слова о том, что она хорошо поет.
После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
Сравните:
Прямая речь
Учитель вдруг спросил: - Где Марьяна?
Косвенная речь
Учитель вдруг спросил, где Марьяна.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ЦИТАТАХ
В цитате нельзя ничего менять.
Если цитата приводится не полностью, то пробелы в ней обозначаются тремя точками: Шевченково ""...треба миром, Громадою обух закалять..." всегда звучит как лозунг...
Цитаты могут употребляться как: прямая речь (знаки препинания употребляются так же, как и при прямой речи): Михаил Коцюбинский... в новелле "Intermezzo" писал: "Солнце! Я благодарен тебе. Ты сеешь в моей душе золотой запев - кто знает, что выйдет из того семена. Может, огни?" (Н.Калениченко)
дополнения авторского предложения, выступая как его составная часть (цитата берется в кавычки и начинается с малой буквы): Иногда литературу конца римской республики и начала империи (i вв. до н.э.- Иист н.э.) объединяют под названием "римская классическая литература" или "римская классическая литература" ;
грустная стихотворная цитата, записанная в виде строфы (в кавычки не берется): Ну что бы, казалось, слова... Слова и голос - больше ничего. А сердце бьется - панаса, Как их услышит!... (Т.Шевченко); указание на источник, которое стоит непосредственно после цитаты (берется в скобки; после второй скобки ставится точка): Наивысшая красота - красота верности (О.Гончар).;
эпиграф (в кавычки не берется; указание на источник пишется под эпиграфом дело без скобок; точка после нее не ставится):
Список использованной литературы
1. Волкотруб Г.И. Практическая стилистика современного украинского языка: Учеб. Пособие. - К.: ООО "ЛДЛ", 1998. - 176 с.
2. Глущик С.В. и др. Современные деловые бумаги: Учеб. Пособие для высш. и сред. учеб. заведений / С.В.Глущик, О.В.Дияк, С.В.Шевчук. - К.: А.С.К., 1998. - 174 с.
3. Коваль А.П. Деловое общение: Учеб. пособие. - К.: Лыбидь, 1992. - 280 с.
4. Культура речи на каждый день / С.Я.Єрмоленко, Н.С.Дужик, К.В.Ленець и др. Под ред. докт. филол. наук С.Я.Єрмоленко. - К., 1997. - Выпуск 1. - 138 с. Пазяк А.Н., Кисель Г.Г. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. - К.: Высшая шк., 1995. - 239 с.
Пономарь Л.М., Кацавець Г.М. Язык деловых бумаг: Практ. пособие. - К.: 1995. - 208 с.
|
|