Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Роль языка в жизни человека




ПЛАН

Вступление

1. Понятие языка и речи

2. Функции языка, место в жизни человека

3. Язык и общество
Выводы

Литература

 

Вступление

Язык - общенародное явление. Народ - творец и носитель языка. Один человек бессилен что-либо изменить в языке, ибо язык развивается и изменяется по своим объективным законам.

Все то, что рядовые языковеды понимают под словом речь, на самом деле является собственно языком и речью. Разграничение языка и речи теоретически обосновано швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром - одним из самых известных теоретиков языкознания и основоположников современного этапа в языкознании.

Неоспоримым фактом является то, что существует единая украинская речь. Однако каждый из тех, для кого украинский язык является родным, пользуется ею по-своему. Говорящий берет с нее не все (всего он не сможет усвоить при жизни), а лишь то, что ему крайне необходимо и соответствует его языковым предпочтениям. Другими словами, каждого говорящего характеризует собственное вещание, которое является уникальным, неповторимым.

 

1. Понятие языка и речи

Язык - система единиц и правил их функционирования.

Другими словами, язык - это инвентарь (словарь и грамматика, которые существуют в потенции, в возможности.

Речь - конкретно применена язык, средства общения в их реализации.

К речи относятся говорение (речевой акт) и результаты говорение (текст). Правомерно говорить о речи отдельного человека, о речи молодежи, устное бытовое речи, художественное вещание и т.д. Все это - различное использование возможностей языка.

Для того чтобы лучше понять разницу между языком и речью, Ф. де Соссюр приводил аналогию с шахматами. Шахматная доска, шахматные фигуры и правила шахматной игры - язык; конкретное разыгрывания шахматной партии - вещания.

В общем языке и речи различают по следующим параметрам:

1. Язык - явление общее, абстрактное; речь - конкретное. Общее (язык) реализуется в конкретном (речи). Конкретность речи проявляется в том, что его можно слышать, записать на магнитную ленту, видеть и прочитать (если речь идет о тексте). Язык непосредственно наблюдать невозможно. Именно поэтому лингвист имеет дело с речью (изучает звучное речи или тексты). Задача лингвиста "добыть" из речи язык.

2. Язык - явление относительно стабильное, долговечное, общепринятое; вещание - динамическое (подвижное), случайное и уникальное. Так, например, современный украинский литературный язык охватывает период от И. Котляревского до наших дней, ее нормы (орфоэпические, орфографические, лексические и грамматические) являются относительно стабильными и общепринятыми. В языке нет ошибок, в ней все правильно. В речи люди могут допускать ошибки. Язык можно сравнить с написанной композитором симфонией. Во время исполнения симфонии (вещания) кто-то из музыкантов ошибочно может "взять" не ту ноту. В конце концов, и все произведение по-своему может быть "прочитан" и зінтерпретований дирижером.

Уникальность речи заключается в своеобразном использовании языковых средств, в употреблении оказіональних (случайных) слов, словоформ, словосочетаний и т.п. Например, в одной поэзии. Драча есть такая фраза: Беременная скрипка станет роженицу. Украинский язык словосочетание беременная скрипка не допускает, однако в оказіональному поэтическом вещании И. Драча оно оказалось высокохудожественным и эффективным (ярко передает ситуацию ожидание игры на скрипке, желание скрипача играть, а слушателя услышать ее мелодичные звуки). Или возьмем єсенінське Отговорила роща золотая березовым веселым языком. В российские языке нет словосочетаний отговорила роща, березовый язык, но в речи С. Есенина такие "нарушения" языковых норм становятся ярким художественным средством.

3. Язык - явление психическое, а речи - психофизическое. Язык существует в индивидуальных мозгах, в душах, в психике людей, которые составляют определенную языковую общность. Речи, кроме психического, имеет еще физический (физиологический) аспект, связанный с его порождением и восприятием. Особенно заметен этот аспект при звуковой (акустической и физиологической) характеристике речи. Речи можно характеризовать за темпом, тембром, длительностью, громкостью, артикуляционной четкостью, акцентом и т.д.

4. Вещание - линейное, язык - нелинейная. Речь разворачивается во времени. Для того чтобы произнести какую-то фразу, нужен определенный временной промежуток, потому что слова произносятся последовательно друг за другом. А в языке все звуки, слова, словоформы и т.д существуют одновременно. В отличие от речи, язык имеет иерархическое строение.

Кое-кто из языковедов противопоставляет язык речи, как социальное индивидуальном. На самом деле и язык, и речь - явления социальные, так как основная функция языка - быть средством общения, и люди разговаривают (пользуются речью) не для того, чтобы демонстрировать свое умение говорить, а чтобы передать кому-то какую-то информацию. Правда, речь имеет и индивидуальный аспект. Оно является индивидуальным выполнением, всегда принадлежит конкретным людям. Индивидуальность речи проявляется в отборе языковых элементов, в любимых синтаксических конструкциях, в частотности употребления языковых средств, в невольных или умышленных нарушениях языковых норм и т.д.

С исторической точки зрения речи первичное, а речь вторична. Сначала возникали в речи отдельные слова, фразы и т.п., а впоследствии из фактов речи сложилась речь. С точки зрения современности, наоборот, речи творится из фактов языка: для выражения мнения говорящий отбирает из языка необходимые языковые единицы и оформляет их в фразу по имеющимся в языке грамматическими правилами.

Однако следует помнить, что язык и речь тесно связаны между собой: речь не только порождает вещания, сдерживает его неспинну стихию, но и питается им, изменяется, развивается под его влиянием. В речи появляется новое, оказіональне, которое со временем может проникнуть в язык, стать фактом языка.

Речевую деятельность, а именно психические закономерности порождения и восприятия речи, механизмы, которые управляют этими процессами и обеспечивают овладение языком, а также языковой способности человека в контексте его психических и интеллектуальных способностей изучает психолингвистика, которая выделилась как лингвистическая дисциплина в середине XX века.

 

2. Функции языка, место в жизни человека

О том, что язык является общественным явлением, свидетельствуют ее функции. Так, основными функциями языка являются коммуникативная и мислетворча, которые имеют отчетливый социальный характер.

Коммуникативная функция (от лат. communicatio "общение") - функция общения. Речь и создана для того, чтобы общаться, а общение возможно только в обществе. Правда, существуют и другие коммуникативные средства, например, жесты и мимика. В языкознании существует даже мнение, что сначала люди общались с помощью жестов и мимики и лишь впоследствии - звуковой языке. Как доказательство коммуникативной пригодности жестов и мимики можно привести пантомиму. В театре пантомимы и балетном спектакле, где пантомима играет значительную роль, зрителям вполне понятные диалоги действующих лиц и все коллизии событий. Однако в обычном человеческом общении жесты и мимика являются лишь вспомогательными сопроводительными относительно звуковой речи средствами. Вспомогательными средствами общения можно в какой-то мере назвать музыку и живопись, однако какими бы совершенными они не были, заменить языки не могут. У каждого человека музыка и живопись вызывают свои впечатления, чувства, мысли. А вот общаясь с помощью языка, все люди примерно одинаково понимают высказанное. Поэтому-то язык считают важнейшим средством человеческого общения. К тому же коммуникативную функцию выполняет не только звуковое вещание, но и написанные или напечатанные тексты.

Мислетворча функция языка - функция формирования и формулирования мысли.

Мышление (мысль) не только выражается словом, но и совершается в нем. Не случайно один из величайших языковедов XIX в. Гумбольдт назвал язык "органом, который творит мнению".

Природа, сущность, функции и строение языка Какая же из названных двух функций является более важным? Одни ученые считают, что самой главной функцией является коммуникативная, другие - функция мышления. Обе эти функции очень тесно связаны между собой: для того, чтобы общаться, нужно мыслить и уметь передавать свои мысли с помощью языковых средств.

Все другие функции языка, о которых говорится в языковедческой литературе, производные от главных, они являются как бы уточнением, более детальной видовой классификации их. Так, с коммуникативной функцией связаны следующие конкретные функции: фатична (от гр. phatos "рассказанное"), то есть контак-тоустановлювальна; репрезентативная (от фр. representation "представительство") - функция обозначения мира вещей; емотивна - функция выражения чувств, эмоций; экспрессивная (от лат. expressio "выражение") - функция самовыражения, создания образа говорящего, автора; волюн-тативна (от лат. voluntas воля) - функция волеизъявления; прагматическая (от гр. pragma "действие") - функция, которая указывает на отношение говорящего к высказанного; эстетическая (от гр. aisthetikos "такой, что касается чувственного восприятия") - функция выражения прекрасного, воспитание эстетического вкуса; метамовна (от гр. meta после, за, между"; в современной терминологии используется для обозначения таких систем, которые используют для исследования или описания других систем) - функция использования языка для описания другого языка, то есть специальной научной языка (метаязык физики, химии, кибернетики, логики и т.д.).

С мислетворчою функцией связанные когнитивная (от лат. cognitus "знание, познание"), или гносеологическая (от гр. gnosis знание, познание"), т.е. познавательная, аккумулятивная (от лат. accumulatio "накопления") функции. Мысля с помощью языка человек познает окружающий мир, накапливает (аккумулирует) знания о нем. Язык сохраняет все интеллектуальные достижения предыдущих поколений, фиксирует опыт предков. Так, в частности, в словаре отражены результаты умственной деятельности человечества, классифицирован и систематизирован весь окружающий мир. Речь даже часто подсказывает человеку, как поступать в том или ином случае, что, например, подтверждают устоявшиеся речевые обороты - фразеологизмы: Не зная броду, не суйся в воду; Семь раз отмерь, один отрежь и т.д. Усваивая язык, человек усваивает знания о мире, что значительно сокращает и упрощает путь познания, предохраняет человека от лишних ошибок.

Некоторые частичные функции, например, информативная, или референтная (от лат. referens "сообщает"), связанные с обоими главными. Информация сначала осмысливается (формируется и формулируется), а затем передается.

Все функции, как правило, реализуются не изолированно, а в различных сочетаниях, ибо каждое высказывание в основном является многофункциональным. В конечном итоге все функции работают на коммуникацию, и в этом смысле коммуникативную функцию в какой-то степени можно считать ведущей.

Функции языка нельзя сплутувати с функциями языковых единиц (фонем, морфем, лексем, предложений), о которых речь пойдет в соответствующих разделах.

 

3. Язык и общество

Поскольку язык является общественным явлением, то она находится в тесной связи с обществом. Эта связь является обоюдным. С одной стороны, язык создается и развивается обществом, с другой - без языка не было бы общества. Общество обслуживают, кроме языка, и другие явления - наука, техника, идеология, культура, религия и т.д., однако речь выделяется из всех других общественных явлений, ибо она обслуживает все без исключения стороны жизни и деятельности человека. Если, скажем, идеология обслуживает определенные общественные классы, религия - отдельные группы людей, то речь - все сферы социума как функционального организма. Даже трудовая деятельность не могла бы осуществляться без языка.

Развитие и функционирование языка в значительной степени обусловлены состоянием общества. Так, в частности, в языке отражается социальная дифференциация общества (классовая, профессиональная, половая). На состояние языка влияют демографические процессы (изменения в численности населения, в соотношении жителей города и села, миграционные процессы и т.д.), уровень общего образования народа, развитие науки, создание государственности и т.д. Общество также может сознательно влиять на развитие языка. Сознательное влияние общества на язык (целенаправленные правительственные меры) называют языковой политикой.

Природа, сущность, функции и строение языка ния языков негосударственных наций, нередко доводя их до полного вымирания, как это имело место в Германии, СССР, США. Так, в частности, вследствие немцам в первой половине XVIII в. исчезла полабська речь. По тем же причинам и примерно в тот же период вымерла прусская речь. Такая же судьба постигла лужицкую язык, которым сейчас только в двух округах Германии (Дрезденском и Котбуському) разговаривают 100 тыс. человек. В результате обрусения за годы господства тоталитарного коммунистического режима в СССР исчезло свыше 90 языков; некоторые и сейчас находятся на стадии вымирания. Так, скажем, водською языке финской группы в 1979 г. говорило лишь несколько десятков людей старшего поколения в деревнях Лужицы, Пески, Кракольє и Межники Ленинградской области. Іжорською языке финской группы в 1979 г. разговаривали 244 лица старшего поколения (Кингисеппський и Ломоносовский районы Ленинградской области), хотя эта речь имела письменность, ее преподавали в школах. Вепською языке сейчас разговаривают С тыс. человек (Карелия, Ленинградская и Вологодская области), письменности не имеет, функции ее ограничены бытовым общением, а следовательно, и перспективы ее неоптимистичные. В СЕЛА исчезло немало индейских языков.

Сужение функций и отмирание языков обуславливает использованием неродного языка в школах, высших учебных заведениях, массовым уничтожением населения на завоеванных территориях крупных империй, насильственным выселением коренных жителей с их предковічної территории и др.

Языковая политика касается и нормализации литературного языка - выработка и внедрение устных и письменных языковых норм (орфоэпических, орфографических, в сфере словоупотребления), установление терминологии и т.д.

Проблема взаимоотношения языка и общества охватывает и такие вопросы, как язык и народ, язык и лицо (индивид); язык и классы и другие социальные группы людей; речь, базис и надстройка.

Язык - общенародное явление. Народ - творец и носитель языка. Один человек бессилен что-либо изменить в языке, ибо язык развивается и изменяется по своим объективным законам. Так, например, Тарас Шевченко является основоположником современного украинского литературного языка. Однако он создал не больше десятка слов и то преимущественно сложных из уже имеющихся в языке простых слов (широкополая, хребетносилий, синємундирний т.д.). Даже гениальная личность не способна изменить язык, а может лишь выявить скрытые потенции языка, показать, как эффективно можно использовать то, что в языке существует.

Поскольку язык является общенародным явлением, она не может быть классовой (о классовости языка говорил академик М.Я. Марр). Если бы каждый класс в обществе пользовался своим языком, то такое общество перестало бы существовать, ибо невозможно было бы наладить механизм его функционирования. Именно поэтому в любом классовом обществе средством общения между различными классами есть единая общенародная речь. Отрицая классовый характер языка, нельзя отрицать классовый подход к использованию языка. Он проявляется, во-первых, в использовании чужой ("престижной") языка в повседневной жизни высших классов. Так, скажем, российская буржуазия XVIII - XIX вв. пользовалась французским языком (правильнее сказать "смесью французского с нижегородским", как остроумно заметил Грибоедов); украинская партийная номенклатура советского периода переходила на "барскую" русский язык, таким образом дистанцируясь от "колхозного языка", как и часть сполонізованої верхушки в годы польского господства на западноукраинских землях перешла на польский язык, презрев "мужицким языком".

Во-вторых, классовый подход к использованию языка заключается и в чрезмерном употреблении иноязычных слов, искусственно созданных языковых оборотов, в произношении слов на иностранный лад (вспомните языковые перевертыши двух дам из "Мертвых душ" М. Гоголя и Прони Прокоповны из "За двумя зайцами" М. Старицкого), то есть в выработке социального диалекта.

В-третьих, классовый подход к использованию языка состоит в выделении определенных слов и затмении других или их устранении по речи, порой даже в вкладывании в слово другой смысл, чем оно имеет в общенародной речи.

Дифференциацией общества обусловлена особая речь деклассированных элементов - нищих, воров, бомжей и т.д. Это своеобразные засекречены тайные языки, созданные с целью "зашифровывания" от посторонних передаваемого сообщения.

С общественным расслоением связана профессиональная дифференциация языка. Существуют различные профессиональные субмови (підмови), которые, как правило, отличаются от общенародной речи только специальными словами.

Относительно взаимоотношения между языком и такими социальными понятиями, как базис (совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества) и надстройки (совокупность политических, юридических, религиозных, философских и других взглядов, характеризующих определенный базис), следует отметить, что язык не меняется с изменением базиса, как то характерно для надстройки. Следовательно, язык не относится к надстроечных явлений. Она обслуживает различные базисы и различные надстройки, тогда как надбудовні явления (идеология, культура и т.д.) обслуживают только один определенный базис. Поэтому неправильным было распространено в марксистской философии положения о том, что язык есть форма национальной культуры. Культура, во-первых, принадлежит к надстроечных явлений, которые изменяются с изменением базиса (правда и здесь есть исключения: высокохудожественные произведения искусства и литературы, созданные еще в рабовладельческом обществе, и сейчас е действенным средством воспитания высоких моральных и духовных качеств человека), тогда как язык существует до тех пор, пока существует определенный этнос. Во-вторых, каждое общественное явление имеет свою форму и содержание. Имеют форму и содержание, и культура, и язык. Формой проявления культуры является живопись, опера, балет и т.д, содержанием культуры является та информация, которую она несет. Формой языка является звуковая оболочка слов, грамматические формы и т.п., а содержанием - семантика его единиц.

 
Выводы

Итак, язык - система единиц и правил их функционирования.

Другими словами, язык - это инвентарь (словарь и грамматика, которые существуют в потенции, в возможности.

Речь - конкретно применена язык, средства общения в их реализации.

К речи относятся говорение (речевой акт) и результаты говорение (текст). Правомерно говорить о речи отдельного человека, о речи молодежи, устное бытовое речи, художественное вещание и т.д. Все это - различное использование возможностей языка.

С исторической точки зрения речи первичное, а речь вторична. Сначала возникали в речи отдельные слова, фразы и т.п., а впоследствии из фактов речи сложилась речь. С точки зрения современности, наоборот, речи творится из фактов языка: для выражения мнения говорящий отбирает из языка необходимые языковые единицы и оформляет их в фразу по имеющимся в языке грамматическими правилами.

О том, что язык является общественным явлением, свидетельствуют ее функции. Так, основными функциями языка являются коммуникативная и мислетворча, которые имеют отчетливый социальный характер.

Язык и общество находятся в тесной взаимосвязи. Нет ни одной общественной сферы, куда бы не проникала речь. Влияние общества на язык и языка на общество изучает специальная лингвистическая дисциплина - социолингвистика.

 

 


Список использованной литературы

1. Гардинер А. Различия между речью и языком // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. - М., 1960. - Ч. 2.- С. 111-120.

2. Семчинський С. В. Общее языкознание - К., 1996. - С. 6-25.

3. Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка / Отв. ред. Б. А. Серебренников. - М., 1970. - С. 85-91.

4. Общее языкознание/ Под общ. ред. А. Е. Супруна. - Минск, 1983. - С. 11-15,140-145.

5. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. - М., 1977. - С. 48-58.


Большинство ученых интерпретируют язык как явление социальное. Такая трактовка языка начали уже Дени Дидро (1713-1784), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), Мишель Бреаль (1832-1915), а обосновали Поль Лафарг (1842 - 1911), Антуан Мейе (1866-1936), Жозеф Вандрієс (1875 - 1960), Фердинанд де Соссюр (1857-1913), Альбер Сеше (1870-1946), Ш. Балли (1865-1947), которых считают основоположниками социологического направления в языкознании.

Язык - явление общественное. Она возникла в обществе, обслуживает общество, является одним из важнейших признаков общества и вне общества существовать не может.

Признавая общественный характер языка, следует отметить, что в языке есть немало такого, что связывает ее с биологическими и психическими явлениями. Так, скажем, в отличие от других приматов только человек имеет языковой ген, то есть природную склонность и способность к овладению языком. В речи отдельных людей отражены их психические особенности, а в общенациональном языке - психический склад нации, ее менталитет.

Поскольку речь е общественным явлением, то она находится в тесной связи с обществом. Эта связь является обоюдным. С одной стороны, язык создается и развивается обществом, с другой - без языка не было бы общества. Общество обслуживают, кроме языка, и другие явления - наука, техника, идеология, культура, религия и т.д., однако речь выделяется из всех других общественных явлений, ибо она обслуживает все без исключения стороны жизни и деятельности человека. Если, скажем, идеология обслуживает определенные общественные классы, религия - отдельные группы людей, то речь - все сферы социума как функционального организма. Даже трудовая деятельность не могла бы осуществляться без языка.

Развитие и функционирование языка в значительной степени обусловлены состоянием общества. Так, в частности, в языке отражается социальная дифференциация общества (классовая, профессиональная, половая). На состояние языка влияют демографические процессы (изменения в численности населения, в соотношении жителей города и села, миграционные процессы и т.д.), уровень общего образования народа, развитие науки, создание государственности и т.д. Общество также может сознательно влиять на развитие языка. Сознательное влияние общества на язык (целенаправленные правительственные меры) называют языковой политикой. От этой политики зависит языковая ситуация в многоязычном обществе: правительство может стимулировать развитие многоязычия в государстве, сдерживать и сужать функционирования языков негосударственных наций, нередко доводя их до полного вымирания, как это имело место в Германии, СССР, США. Так, в частности, вследствие немцам в первой половине XVIII в. исчезла полабська речь. По тем же причинам и примерно в тот же период вымерла прусская речь. Такая же судьба постигла лужицкую язык, которым сейчас только в двух округах Германии (Дрезденском и Котбуському) разговаривают 100 тыс. человек. В результате обрусения за годы господства тоталитарного коммунистического режима в СССР исчезло свыше 90 языков; некоторые и сейчас находятся на стадии вымирания. Так, скажем, водською языке финской группы в 1979 г. говорило лишь несколько десятков людей старшего поколения в деревнях Лужицы, Пески, Кракольє и Межники Ленинградской области. Іжорською языке финской группы в 1979 г. разговаривали 244 лица старшего поколения (Кингисеппський и Ломоносовский районы Ленинградской области), хотя эта речь имела письменность, ее преподавали в школах. Вепською языке сейчас разговаривают С тыс. человек (Карелия, Ленинградская и Вологодская области), письменности не имеет, функции ее ограничены бытовым общением, а следовательно, и перспективы ее неоптимистичные. В США исчезло немало индейских языков.

Сужение функций и отмирание языков обуславливает использованием неродного языка в школах, высших учебных заведениях, массовым уничтожением населения на завоеванных территориях крупных империй, насильственным выселением коренных жителей с их предковічної территории и др.

Языковая политика касается и нормализации литературного языка - выработка и внедрение устных и письменных языковых норм (орфоэпических, орфографических, в сфере словоупотребления), установление терминологии и т.д.

Проблема взаимоотношения языка и общества охватывает и такие вопросы, как язык и народ, язык и лицо (индивид); язык и классы и другие социальные группы людей; речь, базис и надстройка.

Язык - общенародное явление. Народ - творец и носитель языка. Один человек бессилен что-либо изменить в языке, ибо язык развивается и изменяется по своим объективным законам. Так, например, Тарас Шевченко является основоположником современного украинского литературного языка. Однако он создал не больше десятка слов и то преимущественно сложных из уже имеющихся в языке простых слов (широкополая, хребетносилий, синємундирний т.д.). Даже гениальная личность не способна изменить язык, а может лишь выявить скрытые потенции языка, показать, как эффективно можно использовать то, что в языке существует.

Поскольку речь е общенародным явлением, она не может быть классовой (о классовости языка говорил академик М.Я. Марр). Если бы каждый класс в обществе пользовался своим языком, то такое общество перестало бы существовать, ибо невозможно было бы наладить механизм его функционирования. Именно поэтому в любом классовом обществе средством общения между различными классами есть единая общенародная речь. Отрицая классовый характер языка, нельзя отрицать классовый подход к использованию языка. Он проявляется, во-первых, в использовании чужой ("престижной") языка в повседневной жизни высших классов. Так, скажем, российская буржуазия XVIII - XIX вв. пользовалась французским языком (правильнее сказать "смесью французского с нижегородским", как остроумно заметил Грибоедов); украинская партийная номенклатура советского периода переходила на "барскую" русский язык, таким образом дистанцируясь от "колхозного языка", как и часть сполонізованої верхушки в годы польского господства на западноукраинских землях перешла на польский язык, презрев "мужицким языком".

Во-вторых, классовый подход к использованию языка заключается и в чрезмерном употреблении иноязычных слов, искусственно созданных языковых оборотов, в произношении слов на иностранный лад (вспомните языковые перевертыши двух дам из "Мертвых душ" М. Гоголя и Прони Прокоповны из "За двумя зайцами" М. Старицкого), то есть в выработке социального диалекта.

В-третьих, классовый подход к использованию языка состоит в выделении определенных слов и затмении других или их устранении по речи, порой даже в вкладывании в слово другой смысл, чем оно имеет в общенародной речи.

Дифференциацией общества обусловлена особая речь деклассированных элементов - нищих, воров, бомжей и т.д. Это своеобразные засекречены тайные языки, созданные с целью "зашифровывания" от посторонних передаваемого сообщения.

С общественным расслоением связана профессиональная дифференциация языка. Существуют различные профессиональные субмови (підмови), которые, как правило, отличаются от общенародной речи только специальными словами. Так, в языке гончаров употребляются такие слова, как " пук "средняя выпуклая часть изделия", крысы "верхние края изделия", в языке печатников - кегль, капитель, курсив, петит (названия видов шрифта), в языке литейщиков - горн, блюминг, мартен, шихта, шлак и др. К профессиональным підмов относятся и підмови различных наук (підмова радиоэлектроники, биохимии, кибернетики и т.д.). Отдельно выделяют профессиональный жаргон (в речи шоферов баранка "рулевое колесо автомашины", дворники "подвижная стрелка для механической очистки ветрового стекла").

Общественный характер имеет и территориальная дифференциация языка. Как правило, территориальные особенности каждого языка заключаются в произношении звуков, в словоупотреблении, в грамматических формах и синтаксических конструкциях. Так, скажем, в западных областях Украины употребляют такие специфические слова, как стрый "дядя по отцу", вуйна "тетя по матери", хороший "добрый", "хороший", грамматические конструкции типа Я ся боя, Ходил ем к нему и т.д. Средства общения на ограниченной территории называют диалектом. Чем общество слабее экономически и политическое, тем в нем больше местных говоров. Так, на несколько тысяч аборигенов Австралии приходится 200 диалектов. Нередко языковые диалекты настолько различаются, что это затрудняет взаимопонимание между членами одноязычного общества. Например, немцу, что разговаривает нижньонімецьким диалектом, трудно понять немца, который разговаривает верхньонімецьким. Между диалектами китайского языка разница больше, чем, скажем, между чешской и словацкой или украинском и белорусском языках. Диалекты и незначительные территориальные различия в языке - наречия - изучает лингвистическая наука диалектология.

Диалекты противопоставляются литературному языку. Литературный язык - это язык, обработанный мастерами слова, писателями. От диалектной речи она отличается тем, что имеет определенные кодифицированные (зафиксированные в словарях и учебниках) нормы произношения, словоупотребления, грамматических форм, которых должны придерживаться говорящие. Это своеобразный образец, эталон правильного пользования языком.

Литературный язык выступает в устной и письменной формах и характеризуется стилистической дифференциацией. Стили отличаются устойчивыми особенностями в использовании языковых средств. Существуют разговорно-бытовой, газетно-публицистический, профессионально-технический, официально-деловой и научный стили. Некоторые ученые как отдельный стиль рассматривают еще язык художественной литературы, хотя в ней могут обнаруживаться признаки всех стилей. Каждый стиль имеет лексические и грамматические особенности. Так, в частности, яркой

признаком научного стиля является специальная терминология, официального - языковые штампы, газетно-публицистического - публицистические слова и выражения. Функциональные стили языка еще раз подтверждают, что речь зависит от потребностей общества.

Относительно взаимоотношения между языком и такими социальными понятиями, как базис (совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества) и надстройки (совокупность политических, юридических, религиозных, философских и других взглядов, характеризующих определенный базис), следует отметить, что язык не меняется с изменением базиса, как то характерно для надстройки. Следовательно, язык не относится к надстроечных явлений. Она обслуживает различные базисы и различные надстройки, тогда как надбудовні явления (идеология, культура и т.д.) обслуживают только один определенный базис. Поэтому неправильным было распространено в марксистской философии положения о том, что язык есть форма национальной культуры. Культура, во-первых, принадлежит к надстроечных явлений, которые изменяются с изменением базиса (правда и здесь есть исключения: высокохудожественные произведения искусства и литературы, созданные еще в рабовладельческом обществе, и ныне является действенным средством воспитания высоких моральных и духовных качеств человека), тогда как язык существует до тех пор, пока существует определенный этнос. Во-вторых, каждое общественное явление имеет свою форму и содержание. Имеют форму и содержание, и культура, и язык. Формой проявления культуры является живопись, опера, балет и т.д, содержанием культуры является та информация, которую она несет. Формой языка является звуковая оболочка слов, грамматические формы и т.п., а содержанием - семантика его единиц,

Следовательно, язык и общество находятся в тесной взаимосвязи. Нет ни одной общественной сферы, куда бы не проникала речь. Влияние общества на язык и языка на общество изучает специальная лингвистическая дисциплина - социолингвистика.