Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КОЧЕРГА

Идея несокрушимости народного духа, любви и преданности своему Отечеству в пьесе «Ярослав Мудрый»

И, пока жил, стоять я клянусь

За русскую правду и единую Русь!

И. Кочерга

И вариант

В истории нашей страны были такие времена, когда ей приходилось совсем нелегко. О таких временах и рассказывает Иван Кочерга в своей пьесе «Ярослав Мудрый». Драматург изображает суровую и героическую эпоху, когда наши предки боролись за единство Киевской Руси, за ее процветание и мирное развитие. Это была очень противоречивая эпоха, эпоха становления государственности и ее укрепление.

Киевская Русь во главе с Ярославом борется против внешних врагов - печенегов. В этой борьбе закаляется мощь государства, люди испытывают потребность объединиться против захватчиков. Параллельно происходит борьба Ярослава против коварных варягов, которая носит и военный, и политический характер. Вооруженные жены иностранцев пытались влиять на политическую и хозяйственную жизнь Киевской Руси. Конфликт еще более осложняется, потому что жена Ярослава, бывшая шведская принцесса, поддерживает интриги против князя.

Ярослав пытается выстоять в эти сложные времена, не поддаться врагам ни физически, ни морально. Ученый монах Сильвестр очень уважает своего князя, даже гордится им, говоря:

Ибо крепок князь и власть его крепка,

Потому что Ярослав железными полками

Всем врагам дороги заградив,

И божий мир, как солнце над полями,

над Киевом и Русью окрасился.

Автор образу Ярослава Мудрого провозглашает идею преданности своей Отчизне, несокрушимости духа настоящих патриотов. Князь пытается сделать все, чтобы крепла держава, чтобы люди чувствовали себя свободными, жили в мире и имели возможность учиться добру и правде из книг. Он хочет строить новые города, памятники, храмы. Для него важнее есть закон, который он услышал от попа: «Раньше закон, а потом благодать». Ярослав уверенно говорит:

И каждый, кто нарушит дело мира,

На правду кто на русскую посягнет, -

Того поразит безжалостная топор,

Потому мир и труд - это благо основное".

Князь очень любит свою Родину и делает все для того, чтобы она выросла и расцвела между всеми государствами.

Его поддерживает и Никита, сын Коснятина. Сначала он хочет расправиться с Ярославом по отцу обиды. Но со временем Никита удостоверился в том, что князь заботится о могуществе Руси, что он вовсе не враг Новгорода. Поэтому верно служит тому, кого недавно считал своим кровным врагом. Когда Никита погибает, Ярослав утверждает, что отныне этот парень не изгнанник, «ибо честно умер за Русь на поле брани».

Невозможно сломить дух того народа, который закалялся в многолетних битвах за родную землю. Примером этого может служить судьба строителя Журейка, который, недовольный приговором Ярослава, расправился с варягом Турвальдом и скрылся от преследования в степи. Но и там, далеко на юге, служит Родине, стоит ее от врагов. Ради Отечества Журейко забывает собственную обиду и, пренебрегая своей безопасностью, сообщает князя о заговоре, приводит новгородские войска на помощь Ярославу.

Такой же преданной родной стране есть и девушка Журейка Милуша. Она так любит родной край, что не согласна даже на зов своего любимого сразу податься на чужбину. «Покинут все... дом, отца, Киев, родные могилы...», - и в этом колебании столько любви к Родине!

Невозможно сломить народный дух, который складывался веками в кровавых битвах, в тисках рабства и издевательств. Поэтому, на мой взгляд, такими преданными своей Отчизне выступают в пьесе почти все герои, которые верят в счастливое будущее родной земли. Недаром гласит Ярослав Мудрый:

А мы, кому суждено еще жить,

Жизнь трудом должны заслужить

И силы все отчизне посвятит.