Статья
День украинской письменности и языка
Цель. Воспитывать чувство глубокой любви к языку, своего рода. Ознакомить учащихся с историей Украины, воспитывать любовь к родной земле, стремление своим трудом приумножать достижения украинского народа.
Форма проведения. Рассказ с элементами справок, сообщений, беседы.
Празднично украшенный зал,
На сцене плакаты с высказыванием о красоте родного языка.
Учитель. Сегодня мы в очередной раз будем отмечать праздник украинской письменности. Листая страницы сегодняшнего устного журнала, вы узнаете об истоках нашего языка, его место среди других славянских языков, услышите искренние слова любви и благодарности к ней.
Страница первая «Мы есть дети украинские»
1-й ученик
Мы есть дети украинские,
Парни и девушки.
Край родной наш - Украина,
Красная и богатая.
2-й ученик
Родное небо, ясное солнце,
Луна, звезды серебряные,
Родной народ - украинцы,
Все к нам подобные.
3-й ученик
Родная вера - Святая Троица
И Пречистая Мать.
Родной язык - ней учились
Бога прославлять.
4-й ученик
Присягаєм наш край родной
Над все любить,
Родной народ уважать
И для него жить.
5-й ученик
Присягаєм родную веру
Всегда признавать,
Говорит по-украински,
Молиться, петь.
6-й ученик
Что нам родное, то нам будет
И красное, и гоже -
Присягаєм, что так будет,
Помоги нам, Боже!
Учитель. Так! Счастливы мы, что родились и живем на такой прекрасной земле, богатой и живописной Украине. Украина! В одном только слове звучит музыка. Украина - это тихие воды, ясные зори, зеленые сады, поля золотой пшеницы. А самый большой ее сокровище - язык.
Страница вторая «Мова наша калинова, мова наша солов'їна» или «Наше сокровище - родной язык!»
1-й ученик
Ой, какая замечательная украинская речь!
Где берется все это, откуда и как?
Есть в ней лес, лесок, пуща, роща, дубрава,
Бор, перелесок, чорноліс. Есть ешо и байрак!
И такая роскошная и гибкая, как мечта!
2-й ученик. Речь! А что такое язык? Народ говорит, что «слово до слова - сложится язык». Т. Г. Шевченко вот как о ней говорит:
Ну что бы, казалось, слова ...
Слова и голос - больше ничего,
А сердце бьется, - панаса
Я к их услышит!
3-й ученик
Ты вот послушай, как прекрасно
Звучит украинский родной язык.
Какая певучая и мелодичная,
Как песня мамина спокойная!
Какая громкая и помпезная,
Как Украины в мире слава!
Какая до боли родная и милая!
О мово, ты меня взрастила
В Украине, в родном крае -
Где солнце, как краюха хлеба сияет,
Где золотом пшеница родит,
Где пьет из Днепра радуга воду,
Где на воспетых просторах
Мечтательные сады цветут.
4-й ученик
Мово рідна, слово рідне,
Кто вас забывает,
То в груди не сердце,
Только камень имеет.
5-й ученик
Как тот язык можно забыть,
Которому учила
Нас всех мама говорить,
Милая наша мама? Страница третья «Из истории возникновения славянской письменности»
Библиотекарь. Возникновение письма имеет чрезвычайно важное значение в истории любого народа. Проблема возникновения письменности у восточных славян очень сложная и до сих пор не решена. На протяжении веков ученых интересуют вопросы: когда и как родилась славянская письменность, славянская азбука и имели наши предки до этого какие-то другие письменные знаки?
1-й ученик. Долгое время бытовало мнение, что наша письменность появилась только после крещения Руси, когда из Византии и Болгарии привезли на Русь богослужебные книги. Однако во многих местах, где жили наши предки, археологи находили на каменных плитах, амфорах и т.д таинственные, непонятные знаки.
Библиотекарь. Первый историк древней славянской письменности, болгарский ученый монах Чорноризець Храбр рассказывает о двух этапах развития славянского письма. Первый, когда славяне были еще язычниками и пользовались «чертами и рєзами». Второй этап - после принятия христианства, когда они начали писать римскими и греческими письменами.
И так было до того времени, пока великими просветителями славян - братьями Кириллом и Мефодием - не был создан алфавит. 863р. Византийский император Михаил послал Кирилла и Мефодия в Моравию, где церковную службу должны были вести на славянском языке, и князь Ростислав просил прислать «навчателя, который бы объяснил языке нашей христианскую веру»
Ответ Кирилла находим в «Жизнях Кирилла и Мефодия»: «Немощен я телом и болен. Но с радостью пойду в Моравскую землю, если не имеют азбуку своего языка. Ибо просвещать народ без письмен его языка все равно, что пытаться писать на воде!».
2-й ученик. Нам известно о двух видах письменности: глаголица и кириллица. Кириллический алфавит с XI в. широко применялся в духовной и светской литературе. В середине XVI в. у восточных славян возникает книгопечатание и алфавит, созданный с отдельными изменениями на основе півуставного письма. От древнерусского периода его унаследовали все три славянские народы: украинский, русский, белорусский. В 1708г. за реформой, проведенной Петром i, старый печатный шрифт был заменен в светской литературе гражданским. С XVIII в. гражданский шрифт распространился в Украине. Кириллица лежит и сегодня в основе нашего алфавита.
Библиотекарь. Существует два взгляда на зарождение и развитие украинского языка как отдельной славянской:
• она возникла после распада древнерусского языка в ХІУст.;
• непосредственным источником украинского, как и других славянских языков, считается праславянский язык, распад которой начался в VII в.
Ученые считают, что авторы трипольских надписей - пелазги - древнейшие племена, которые жили на территории Украины, имели свою звуко-буквенную азбуку, которую можно считать первой в мире. Со II тысячелетия до н.э., по мнению историков, пелазги начали эмиграцию на юг, к Италии и Малой Азии, куда занесли свою азбуку. В Италии потомками пелазийських племен были этруски, известные высоким уровнем развития культуры и письменности. Из этого следует, что украинская письменность происходит не из кириллицы, а ее истоки уходят периода II тысячелетия до н.э. Древнюю греческую азбуку, которую использовали Кирилл и Мефодий в создании кириллицы, эллины получили от пелазгов.
3-й ученик. Современный украинский литературный язык связывает свою историю с конкретной датой - изданием «Энеиды» Котляревского 1798 года. Знаменитая поэма стала первым печатным произведением, написанным живым народным языком.
4-й ученик. Калиновой, соловьиной называли украинский язык поэты. Это неповторимая речь Т. Шевченко и И. Франко, Леси Украинки и М. Коцюбинского, П. Тычины и В. Сосюры, М. Рыльского и других представителей изящной словесности.
И выпала нашем языке страдницька, как и самому народу, судьба, сплошь кровавая история, которая тянется из глубин веков - от тех времен, когда московские князья перехватили от золотоордынских ханов варварский принцип истребления людей, и вплоть до наших дней, когда «кремлевские мечтатели» отдали в жертву бесценное сокровище украинского народа - язык.
Страница четвертая «Скорбный путь украинского языка»
1-й ученик. Когда исчезает народный язык, народа нет более... Пока жив язык в устах народа, до тех пор жив и народ. И нет насилия нестерпнішого, как то, что хочет отнять у народа наследство, созданное многими поколениями его предков... (К. Ушинский).
На фоне мелодии песни «Ревет и стонет Днепр широкий» ученики зачитывают одну из дат в скорбном календаре украинского языка. Песня то повышается, то стихает, когда называется новая дата.
2-й ученик. 1654 год. После Переяславской Рады царь Алексей Михайлович проявил к Украине отношение как к завоеванной территории. Духовные книги, отпечатанные в Украине, подлежали уничтожению.
3-й ученик. 1660 год - на церковном соборе в Москве украино-ненавистников предан анафеме все украинские книги.
4-й ученик. 1685 год. Украинскую церковь ликвидирован как самостоятельное и отдано под диктат Московского патриарха.
5-й ученик. 1720 год. Российский царь Петр i запретил печатать книги на украинском языке.
6-й ученик. 1769 год. Издано распоряжение русской церкви об изъятии у населения Украины украинских букварей и церковных книг на украинском языке.
7-й ученик. 1775 год. Разрушена Запорожская Сечь и закрыты украинские школы при полковых казацких канцеляриях.
8-й ученик. 1863 год. Указ министра Валуева о запрете издания книг на украинском языке.
9-й ученик. 1876 год. Указ царя Александра 11 о запрещении печатания нот украинских песен.
10-й ученик. 1884 год. Закрыты все украинские театры.
11-й ученик. 1914 год. Царь Николай II ликвидирует украинскую прессу. Страница пятая «О, мово, ты меня вырастила!»
Библиотекарь. А теперь проведем викторину.
1. Что вы, пятиклассники, знаете о преподобного Нестора Летописца? Почему именно в день чествования его памяти отмечается праздник украинской письменности и языка?
2. С чем сравнил Кирилл «просвещение народа без письмен его языка»? Объясните такую ассоциацию, пользуясь примерами из школьной жизни.
3. Дополните ряды:
а) кириллица;
б) Кирилл;
в) период истории кириллического письма: устав,...
4. Когда была напечатана первая книга в Украине?
5. Попробуйте одной фразой сформулировать мысль о значении письменности в жизни народа.
6. Вспомните и назовите произведения поэтов и писателей о украинский язык.
Учитель подводит итоги и награждает победителей и активных участников мероприятия.
Учитель. Страница эта особая, дети! В ней пойдет речь о том, как влияет на наше развитие речь, как мы поддерживаем и развиваем ее, уважаем и ценим. Много учеников составили стихи. Послушаем их.
Ученики выразительно читают стихи.
Учитель. Вот и перевернули мы последнюю страницу журнала. Были бы очень рады, чтобы в вашем сердце навеки осталась любовь к родному языку.
1-й ученик
Наша мова калинова
И ласковая, и медовая,
И богатый, и бедный -
Вот что язык наш родной.
2-й ученик
Мово родная! Колыбельная!
Материнская родной язык!
Мово силы и красоты -
Эй, какая же ты прекрасная!
3-й ученик
Ты постаєш в ясной обнове,
Как песня линеш, родное слово,
Ты наше чудо калиновое,
Любимая, материнская речь!
4-й ученик
Любите Украину во сне и наяву,
Вишневую свою Украину,
Красоту ее, вечно живую и новую, И
язык ее соловьиный.
5-й ученик
Рідна мово материнская,
Ты - душа народа,
От рода и до рода,
Рідна мово материнская!
|
|