Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

День украинской письменности и языка




Цель. Воспитывать чувство глубокой любви к языку, своего рода. Ознакомить учащихся с историей Украины, воспитывать любовь к родной земле, стремление своим трудом приумножать достижения украинского народа.

Форма проведения. Рассказ с элементами справок, сообщений, беседы.

Празднично украшенный зал,

На сцене плакаты с высказыванием о красоте родного языка.

Учитель. Сегодня мы в очередной раз будем отмечать праздник украинской письменности. Листая страницы сегодняшнего устного журнала, вы узнаете об истоках нашего языка, его место среди других славянских языков, услышите искренние слова любви и благодарности к ней.
Страница первая «Мы есть дети украинские»

1-й ученик

Мы есть дети украинские,

Парни и девушки.

Край родной наш - Украина,

Красная и богатая.

2-й ученик

Родное небо, ясное солнце,

Луна, звезды серебряные,

Родной народ - украинцы,

Все к нам подобные.

3-й ученик

Родная вера - Святая Троица

И Пречистая Мать.

Родной язык - ней учились

Бога прославлять.

4-й ученик

Присягаєм наш край родной

Над все любить,

Родной народ уважать

И для него жить.

5-й ученик

Присягаєм родную веру

Всегда признавать,

Говорит по-украински,

Молиться, петь.

6-й ученик

Что нам родное, то нам будет

И красное, и гоже -

Присягаєм, что так будет,

Помоги нам, Боже!

Учитель. Так! Счастливы мы, что родились и живем на такой прекрасной земле, богатой и живописной Украине. Украина! В одном только слове звучит музыка. Украина - это тихие воды, ясные зори, зеленые сады, поля золотой пшеницы. А самый большой ее сокровище - язык.

Страница вторая «Мова наша калинова, мова наша солов'їна» или «Наше сокровище - родной язык!»

1-й ученик

Ой, какая замечательная украинская речь!

Где берется все это, откуда и как?

Есть в ней лес, лесок, пуща, роща, дубрава,

Бор, перелесок, чорноліс. Есть ешо и байрак!

И такая роскошная и гибкая, как мечта!

2-й ученик. Речь! А что такое язык? Народ говорит, что «слово до слова - сложится язык». Т. Г. Шевченко вот как о ней говорит:

Ну что бы, казалось, слова ...

Слова и голос - больше ничего,

А сердце бьется, - панаса

Я к их услышит!

3-й ученик

Ты вот послушай, как прекрасно

Звучит украинский родной язык.

Какая певучая и мелодичная,

Как песня мамина спокойная!

Какая громкая и помпезная,

Как Украины в мире слава!

Какая до боли родная и милая!

О мово, ты меня взрастила

В Украине, в родном крае -

Где солнце, как краюха хлеба сияет,

Где золотом пшеница родит,

Где пьет из Днепра радуга воду,

Где на воспетых просторах

Мечтательные сады цветут.

4-й ученик

Мово рідна, слово рідне,

Кто вас забывает,

То в груди не сердце,

Только камень имеет.

5-й ученик

Как тот язык можно забыть,

Которому учила

Нас всех мама говорить,

Милая наша мама?
Страница третья «Из истории возникновения славянской письменности»

Библиотекарь. Возникновение письма имеет чрезвычайно важное значение в истории любого народа. Проблема возникновения письменности у восточных славян очень сложная и до сих пор не решена. На протяжении веков ученых интересуют вопросы: когда и как родилась славянская письменность, славянская азбука и имели наши предки до этого какие-то другие письменные знаки?

1-й ученик. Долгое время бытовало мнение, что наша письменность появилась только после крещения Руси, когда из Византии и Болгарии привезли на Русь богослужебные книги. Однако во многих местах, где жили наши предки, археологи находили на каменных плитах, амфорах и т.д таинственные, непонятные знаки.

Библиотекарь. Первый историк древней славянской письменности, болгарский ученый монах Чорноризець Храбр рассказывает о двух этапах развития славянского письма. Первый, когда славяне были еще язычниками и пользовались «чертами и рєзами». Второй этап - после принятия христианства, когда они начали писать римскими и греческими письменами.

И так было до того времени, пока великими просветителями славян - братьями Кириллом и Мефодием - не был создан алфавит. 863р. Византийский император Михаил послал Кирилла и Мефодия в Моравию, где церковную службу должны были вести на славянском языке, и князь Ростислав просил прислать «навчателя, который бы объяснил языке нашей христианскую веру»

Ответ Кирилла находим в «Жизнях Кирилла и Мефодия»: «Немощен я телом и болен. Но с радостью пойду в Моравскую землю, если не имеют азбуку своего языка. Ибо просвещать народ без письмен его языка все равно, что пытаться писать на воде!».

2-й ученик. Нам известно о двух видах письменности: глаголица и кириллица. Кириллический алфавит с XI в. широко применялся в духовной и светской литературе. В середине XVI в. у восточных славян возникает книгопечатание и алфавит, созданный с отдельными изменениями на основе півуставного письма. От древнерусского периода его унаследовали все три славянские народы: украинский, русский, белорусский. В 1708г. за реформой, проведенной Петром i, старый печатный шрифт был заменен в светской литературе гражданским. С XVIII в. гражданский шрифт распространился в Украине. Кириллица лежит и сегодня в основе нашего алфавита.

Библиотекарь. Существует два взгляда на зарождение и развитие украинского языка как отдельной славянской:

• она возникла после распада древнерусского языка в ХІУст.;

• непосредственным источником украинского, как и других славянских языков, считается праславянский язык, распад которой начался в VII в.

Ученые считают, что авторы трипольских надписей - пелазги - древнейшие племена, которые жили на территории Украины, имели свою звуко-буквенную азбуку, которую можно считать первой в мире. Со II тысячелетия до н.э., по мнению историков, пелазги начали эмиграцию на юг, к Италии и Малой Азии, куда занесли свою азбуку. В Италии потомками пелазийських племен были этруски, известные высоким уровнем развития культуры и письменности. Из этого следует, что украинская письменность происходит не из кириллицы, а ее истоки уходят периода II тысячелетия до н.э. Древнюю греческую азбуку, которую использовали Кирилл и Мефодий в создании кириллицы, эллины получили от пелазгов.

3-й ученик. Современный украинский литературный язык связывает свою историю с конкретной датой - изданием «Энеиды» Котляревского 1798 года. Знаменитая поэма стала первым печатным произведением, написанным живым народным языком.

4-й ученик. Калиновой, соловьиной называли украинский язык поэты. Это неповторимая речь Т. Шевченко и И. Франко, Леси Украинки и М. Коцюбинского, П. Тычины и В. Сосюры, М. Рыльского и других представителей изящной словесности.

И выпала нашем языке страдницька, как и самому народу, судьба, сплошь кровавая история, которая тянется из глубин веков - от тех времен, когда московские князья перехватили от золотоордынских ханов варварский принцип истребления людей, и вплоть до наших дней, когда «кремлевские мечтатели» отдали в жертву бесценное сокровище украинского народа - язык.
Страница четвертая «Скорбный путь украинского языка»

1-й ученик. Когда исчезает народный язык, народа нет более... Пока жив язык в устах народа, до тех пор жив и народ. И нет насилия нестерпнішого, как то, что хочет отнять у народа наследство, созданное многими поколениями его предков... (К. Ушинский).

На фоне мелодии песни «Ревет и стонет Днепр широкий» ученики зачитывают одну из дат в скорбном календаре украинского языка. Песня то повышается, то стихает, когда называется новая дата.

2-й ученик. 1654 год. После Переяславской Рады царь Алексей Михайлович проявил к Украине отношение как к завоеванной территории. Духовные книги, отпечатанные в Украине, подлежали уничтожению.

3-й ученик. 1660 год - на церковном соборе в Москве украино-ненавистников предан анафеме все украинские книги.

4-й ученик. 1685 год. Украинскую церковь ликвидирован как самостоятельное и отдано под диктат Московского патриарха.

5-й ученик. 1720 год. Российский царь Петр i запретил печатать книги на украинском языке.

6-й ученик. 1769 год. Издано распоряжение русской церкви об изъятии у населения Украины украинских букварей и церковных книг на украинском языке.

7-й ученик. 1775 год. Разрушена Запорожская Сечь и закрыты украинские школы при полковых казацких канцеляриях.

8-й ученик. 1863 год. Указ министра Валуева о запрете издания книг на украинском языке.

9-й ученик. 1876 год. Указ царя Александра 11 о запрещении печатания нот украинских песен.

10-й ученик. 1884 год. Закрыты все украинские театры.

11-й ученик. 1914 год. Царь Николай II ликвидирует украинскую прессу.
Страница пятая «О, мово, ты меня вырастила!»

Библиотекарь. А теперь проведем викторину.

1. Что вы, пятиклассники, знаете о преподобного Нестора Летописца? Почему именно в день чествования его памяти отмечается праздник украинской письменности и языка?

2. С чем сравнил Кирилл «просвещение народа без письмен его языка»? Объясните такую ассоциацию, пользуясь примерами из школьной жизни.

3. Дополните ряды:

а) кириллица;

б) Кирилл;

в) период истории кириллического письма: устав,...

4. Когда была напечатана первая книга в Украине?

5. Попробуйте одной фразой сформулировать мысль о значении письменности в жизни народа.

6. Вспомните и назовите произведения поэтов и писателей о украинский язык.

Учитель подводит итоги и награждает победителей и активных участников мероприятия.

Учитель. Страница эта особая, дети! В ней пойдет речь о том, как влияет на наше развитие речь, как мы поддерживаем и развиваем ее, уважаем и ценим. Много учеников составили стихи. Послушаем их.

Ученики выразительно читают стихи.

Учитель. Вот и перевернули мы последнюю страницу журнала. Были бы очень рады, чтобы в вашем сердце навеки осталась любовь к родному языку.

1-й ученик

Наша мова калинова

И ласковая, и медовая,

И богатый, и бедный -

Вот что язык наш родной.

2-й ученик

Мово родная! Колыбельная!

Материнская родной язык!

Мово силы и красоты -

Эй, какая же ты прекрасная!

3-й ученик

Ты постаєш в ясной обнове,

Как песня линеш, родное слово,

Ты наше чудо калиновое,

Любимая, материнская речь!

4-й ученик

Любите Украину во сне и наяву,

Вишневую свою Украину,

Красоту ее, вечно живую и новую, И

язык ее соловьиный.

5-й ученик

Рідна мово материнская,

Ты - душа народа,

От рода и до рода,

Рідна мово материнская!