Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Жанры речи: рассказ, отзыв, заметка, письмо, особенности их построения (развитие связной речи)




Тема: (развитие связной речи) ЖАНРЫ РЕЧИ: РАССКАЗ, ОТЗЫВ, ЗАМЕТКА, ПИСЬМО, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПОСТРОЕНИЯ

Цель: сформировать у учащихся представление об основных жанрах речи, познакомить с особенностями построения рассказа, отзыва, заметки, письма; совершенствовать умение определять тему и основную мысль высказывания; развивать мовленнєво-коммуникативные умения осуществлять типологический анализ текстов, различных по жанрам (характеризовать их содержание, структуру, языковые особенности).

Тип урока: урок развития связной речи.
ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Развитие поисковой познавательной активности учащихся

Проведение беседы по вопросам

1. Какие стили речи вы знаете?

2. Какие виды высказываний характерны научном, официально-деловом и художественном стиле?

3. Назовите жанры устного народного творчества.

Выборочно-распределительная работа

> Представленные виды высказываний распределить по стилевой принадлежности. Заполнить таблицу.

Сказка, заявление, научная статья, рассказ, заметка в газету, расписка, доклад, повесть, автобиография, научное описание, фоторепортаж, отзыв, письмо, протокол.

 


Виды высказываний


художественного

стиля

научного

стиля

публицистического стиля

официально-делового стиля


 

 

 

 

 

III. Сообщение темы, цели и задач урока

IV. Выполнение практических заданий творческого характера
Творческое наблюдение с элементами сопоставления

> Прочитать тексты. Определить тип речи каждого из них. Выяснить, что выражают заголовки в них - тему или основную мысль. Что общего и отличного в построении этих высказываний? Указать на то, какой текст относится к рассказу, а какой - в заметки. Свой выбор обосновать.
Текст 1
ЛЮБИТЕ КНИГУ

Не очень любил книгу Василько. Вот однажды вечером он лег спать и взял книжку перед сном почитать. А знал, что как лежа книжку читаешь, портится зрение и портится книжка. Лежит Вася, читает и задремал.

И снится Василькове, что он сам книжечка. Вот берет его, книжку-Василька, Леночка. Читает и одновременно обедает. Борщ с ложечки капает на Василька-книжку. А потом схватили Василька-книгу Миша и Вова. Начали на нем разные глупости писать. Дальше еще хуже! Аленка начала Василька-книжку ножницами резать, вырезать рисунки. Уже Василько - книжка, а тряпье, в которое Она завернула завтрак.

Так горько и больно сделалось Василькове, что он проснулся. А проснувшись, лозунг о книге составил: «Береги книгу - это твой друг!» (За Остапом Вишней).
Текст 2
ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО КОБЗАРЯ

С 9 по 12 марта в нашей школе отмечалась годовщина со дня рождения Тараса Шевченко.

В течение Шевченковских праздников звучало великое слово поэта. Конкурсы на лучшего чтеца поэзии Кобзаря, литературно-музыкальные композиции, библиотечные уроки подготовили учащиеся 5-7 классов. Руками школьников и их родителей были оформлены стенгазеты, плакаты, открытки, ребусы, литературные шарады.

Закончилась неделя памяти Великого Кобзаря праздником музыки и поэзии. Своим талантом радовали заслуженные артисты Украины Н. Аист, X. Ширинский, І.Кісельникова и победители школьного конкурса на лучшего чтеца поэзии Т. Шевченко (Из газеты).

> Выделить в рассказе завязку, кульминацию и развязку. Составить план.

> Проанализировать структуру заметки. О каком событии идет речь в высказывании. Или заинтересовала она вас? Можно ли дать ответы на вопросы что? когда? где? происходило.

Творческое наблюдение с элементами анализа

> Прослушать текст. Назвать его жанр. Какому стилю речи он характерен?

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

У меня все нормально. Служба идет хорошо, хотя порой бывает нелегко.

Время, что провел на заставе, пролетел быстро. Уже думаю о возвращении домой, свою дальнейшую жизнь. Тем более, что твердо решил: учитимусь дальше. Хочу на агронома-лесовода. У нас в Буркутах и вокруг них еще столько песчаных сугробов... их надо засадить деревьями, красивыми зарослями.

Вот такие мои мысли, планы. Очень хотелось, чтобы они сбылись.

На этом заканчиваю. Обнимаю вас всех и крепко-накрепко целую. Юра (По Ю. Голобородько).

> Назвать адресата и адресанта речи. О чем рассказывает автор письма?

> Определить, чем начинается письмо, о чем говорится в основной части, чем заканчивается.

> Прочитать ученический отзыв о детскую книжку. Найти в тексте:

а) предложение, в котором дается оценка книги; б) часть, в которой дается частичный анализ рассказов. Содержит отклик вывод? Недавно на уроках внеклассного чтения с украинской литературы мы познакомились с книгой херсонского писателя Юрия Голобородько «лиманские ли былицы», которая содержит интересные и познавательные рассказы.

Героем рассказов является мальчик с прилиманського села, рыбацкий сын Костя. Он растет любознательным, сообразительным, трудолюбивым. У него есть свои детские увлечения и радости, которым он посвящает свободное время. Иногда попадает в сложные, даже трагические ситуации. Писатель о них рассказывает взволнованно, правдиво.

Произведения Юрия Голобородько помогли нам обогатиться знаниями об окружающем мире, узнать о рыбацкую труд, ее колорит.

- Удалось ли, по вашему мнению, автору отзыва обосновать свое мнение о книге?

- На основе анализа сделать вывод об особенностях строения отзывов.

V. Обобщение знаний на основе узагальнювальноїтаблиці

Рассмотреть материал таблицы. Прочитать и запомнить определения обработанных на уроке жанров вещания. Проанализировать особенности строения каждого из них.
Жанры речи


Рассказы

Небольшое прозаическое произведение, в котором рассказывается о что-то или кого-то

Завязка - кульминация - развязка


Отзыв

Это обмен впечатлениями о прочитанную книгу, просмотренный кинофильм, телепередачу и др., выражение своего отношения к событиям, героям, их поступкам и т.д

1.Загальне впечатление (понравилось или не понравилось произведение).

2.Частковий анализ произведения.

3.Обґрунтування высказанной оценки


Письмо

Это письменное высказывание, предназначенное для общения с кем-то на расстоянии

1. Начало (обращение к человеку, которому адресуется письмо)

2. Основная часть (рассказ о своей жизни, здоровье, семейные новости, о вещах, представляющих общий интерес)

3. Концовка (пожелания здоровья, счастья; поздравления родственникам и знакомым)


Заметка

Короткое сообщение о каком-то событии, что может заинтересовать читателей

Что произошло, где произошло - если произошло - с кем произошло

 

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

1. Составить отзыв о просмотренный фильм (передачу) или самостоятельно прочитанную книгу, придерживаясь структуры произведений этого жанра речи.

2. Написать заметку в школьную газету о каком-то событии из школьной жизни. Проанализировать, на все вопросы (что? где? когда? с кем?) можно найти ответы в вашей заметке.

3. Подобрать из художественной литературы-небольшое повествование. Охарактеризовать его строение (определить завязку, кульминацию и развязку).