Статья
Связная речь. Письменный подробный пересказ текста, содержащего описание предмета
Тема: Связная речь. Письменный подробный пересказ текста, содержащего описание предмета
Цель урока:
- научить учащихся пересказывать тексты, содержащие описание предмета;
- развивать умение учащихся распознавать описание среди всех других типов высказывания;
- вырабатывать навыки подчинять пересказанные текст теме и главной мысли;
- совершенствовать умение составлять простой план;
- воспитывать любовь к природе.
Тип урока. Применение знаний, умений и навыков.
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Опрос.
- Какие типы высказывания вам известны?
- Для чего человеку необходимо умение описывать?
- Что мы можем описать?
- Чем описание отличается от других типов высказывания - рассказы и размышления?
2. Слово учителя.
Описание - это высказывание, в котором речь идет о признаки, свойства предмета или явления.
Описывать можно весь предмет и его отдельные части.
3. Памятка ученику.
- Описывая предмет, ты должен дать точное представление о тот предмет или явление, которое привлекло твое внимание.
- К описанию всегда можно поставить вопрос какой?
4. Прослушайте тексты. Какой из них является описанием? Объясните, почему.
* * *
На рассвете недалеко от меня кто-то зашелестів листьями. Хрустнула сухая ветка, послышались тихие звуки.
Совсем рядом пробежал круглый ежик. На его иголках расположились какие-то зеленоватые шарики, еж пролез под густой куст и долго там хозяйничал. Немного погодя он вышел и направился в неизвестном направлении. Вскоре еж вернулся с добычей. Он принес разноцветные лесные груши. Минуту смотрел на меня молча, потом направился домой.
Все повторилось на следующий день. Но я уже получил от него гостинец - маленькое наливное яблочко (По Ю. Збанацкой).
* * *
Мальчик впервые в жизни видел этого немного страшноватого зверя. Маленькая головка торчала из-под горы острых игл, к которым прикоснуться вряд ли кто решится. Черные глазки сверкать каким-то хитроватым блеском, а острый носик что-то постоянно винюхував.
Это был ежик - обычный лесной житель, который приехал в До маленького мальчика.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа с учебником. Выполните упр. 480, 481.
III. Основная часть урока.
1. Прочитайте текст. Золотой цветок
Сошли, растаяли с полей снега. Душистым ветром подул над землей волшебник-апрель. И вот уже повсюду появились ярко-желтые, солнечно-лучистые соцветия. На днепровских склонах проснулась со сна весенний цветок - мать-и-мачеха.
Кое-где на холмах соцветий бывает так много, как будто кто-то щедро рассыпал здесь пригоршнями золотые монеты. Присмотришься поближе - на верхушках стеблей одиночно расположены соцветия-корзинки величиной с наручные часы. Формой и цветом цветы напоминают миниатюрные подсолнухи.
Чтобы не простудить нежную цветок, к вечеру мать-и-мачеха закрывает свой желтый корзину. В пасмурную погоду она совсем не раскрывается.
Интересно, что с листочками связана народное название этого растения. Сверху они темно-зеленые, глянцевитые, холодные на ощупь, а внизу густо покрыты мягкой белой ворсою, поэтому кажутся теплыми. С одной стороны веет холодом, как от мачехи, а с другой - теплом, словно от родной матери.
2. Беседа. Дайте ответы на вопросы.
- Как автор передает общее впечатление от того, что описывает?
- По каким признакам описано цветок?
- С кем сравнивается описание листья?
3. Определите тему и основную мысль текста.
4. Разделите текст на части, составьте план.
5. Выпишите слова, образные выражения, использованные в описании. Подберите слова, близкие по значению к словам душистый (пахучий, ароматный), подул (повеял, мелькнул), мамочка (мама, мамочка), пригори (горсть), миниатюрный (малый, мелкий, крошечный).
6. Какие слова в тексте вам не известны? Выясните их значение по словарю, запомните.
7. Перескажите текст.
IV. Обобщение изученного на уроке. Оценивания учащихся в соответствии с результатами усвоения учебного материала.
V. Домашнее задание. В учебнике «Зарубежная литература» найдите отрывок, в котором описывается предмет. Составьте план. Устно переведите этот отрывок.
|
|