Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Связная речь. Письменный подробный пересказ текста, содержащего описание предмета




Тема: Связная речь. Письменный подробный пересказ текста, содержащего описание предмета

Цель урока:

- научить учащихся пересказывать тексты, содержащие описание предмета;

- развивать умение учащихся распознавать описание среди всех других типов высказывания;

- вырабатывать навыки подчинять пересказанные текст теме и главной мысли;

- совершенствовать умение составлять простой план;

- воспитывать любовь к природе.

Тип урока. Применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

1. Опрос.

- Какие типы высказывания вам известны?

- Для чего человеку необходимо умение описывать?

- Что мы можем описать?

- Чем описание отличается от других типов высказывания - рассказы и размышления?

2. Слово учителя.

Описание - это высказывание, в котором речь идет о признаки, свойства предмета или явления.

Описывать можно весь предмет и его отдельные части.

3. Памятка ученику.

- Описывая предмет, ты должен дать точное представление о тот предмет или явление, которое привлекло твое внимание.

- К описанию всегда можно поставить вопрос какой?

4. Прослушайте тексты. Какой из них является описанием? Объясните, почему.

* * *

На рассвете недалеко от меня кто-то зашелестів листьями. Хрустнула сухая ветка, послышались тихие звуки.

Совсем рядом пробежал круглый ежик. На его иголках расположились какие-то зеленоватые шарики, еж пролез под густой куст и долго там хозяйничал. Немного погодя он вышел и направился в неизвестном направлении. Вскоре еж вернулся с добычей. Он принес разноцветные лесные груши. Минуту смотрел на меня молча, потом направился домой.

Все повторилось на следующий день. Но я уже получил от него гостинец - маленькое наливное яблочко (По Ю. Збанацкой).

* * *

Мальчик впервые в жизни видел этого немного страшноватого зверя. Маленькая головка торчала из-под горы острых игл, к которым прикоснуться вряд ли кто решится. Черные глазки сверкать каким-то хитроватым блеском, а острый носик что-то постоянно винюхував.

Это был ежик - обычный лесной житель, который приехал в До маленького мальчика.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с учебником. Выполните упр. 480, 481.

III. Основная часть урока.

1. Прочитайте текст.
Золотой цветок

Сошли, растаяли с полей снега. Душистым ветром подул над землей волшебник-апрель. И вот уже повсюду появились ярко-желтые, солнечно-лучистые соцветия. На днепровских склонах проснулась со сна весенний цветок - мать-и-мачеха.

Кое-где на холмах соцветий бывает так много, как будто кто-то щедро рассыпал здесь пригоршнями золотые монеты. Присмотришься поближе - на верхушках стеблей одиночно расположены соцветия-корзинки величиной с наручные часы. Формой и цветом цветы напоминают миниатюрные подсолнухи.

Чтобы не простудить нежную цветок, к вечеру мать-и-мачеха закрывает свой желтый корзину. В пасмурную погоду она совсем не раскрывается.

Интересно, что с листочками связана народное название этого растения. Сверху они темно-зеленые, глянцевитые, холодные на ощупь, а внизу густо покрыты мягкой белой ворсою, поэтому кажутся теплыми. С одной стороны веет холодом, как от мачехи, а с другой - теплом, словно от родной матери.

2. Беседа. Дайте ответы на вопросы.

- Как автор передает общее впечатление от того, что описывает?

- По каким признакам описано цветок?

- С кем сравнивается описание листья?

3. Определите тему и основную мысль текста.

4. Разделите текст на части, составьте план.

5. Выпишите слова, образные выражения, использованные в описании. Подберите слова, близкие по значению к словам душистый (пахучий, ароматный), подул (повеял, мелькнул), мамочка (мама, мамочка), пригори (горсть), миниатюрный (малый, мелкий, крошечный).

6. Какие слова в тексте вам не известны? Выясните их значение по словарю, запомните.

7. Перескажите текст.

IV. Обобщение изученного на уроке. Оценивания учащихся в соответствии с результатами усвоения учебного материала.

V. Домашнее задание. В учебнике «Зарубежная литература» найдите отрывок, в котором описывается предмет. Составьте план. Устно переведите этот отрывок.