Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Праздник письменности и украинского языка


 
 
Сценарий

Цель. Вызвать желание изучать украинский язык, любоваться ее красотой, развивать творческие способности учащихся, умение наблюдать. Воспитывать любовь к языку своего народа.

Оборудование: Празднично убран зал, стол украшен украинским полотенцем, на столе стоит чернильницу, старинные часы с приставкой для ручки, где находится гусиное перо, которым писали летописцы. На столе пергамент с древнерусским шрифтом, за столом сидит ученик в одежде Нестора-летописца, держит в руках перо, будто пишет летопись.

(Звучит песня "Это моя земля" (муз. А.Остапенко, сл. О.Ткача). На фоне песни дети читают слова).

1-й ученик.

О слово родное! Пращура молитва,

Громы Перуна, Велеса поля,

София Киевская - творение Ярослава -

Славяноязычная праведная земля.

2-й ученик.

Во мне, в тебе Бояна вещим пением

Оно живет, одолев тьму веков,

Оно Романа Мстиславича голос

И ратный клич Даниловых полков.

3-й ученик.

О слово родное! Украины слава!

Богдана мудрость и Тараса завещание.

И гул стоит, и настоящее гомон

В тебе слились, как духа монолит.

4-й ученик.

О слово родное! Мудрое и древнее,

Ты выросшее из могучего земле!

Тебя Валуевы жестоко распинали,

А ты возносилось и не корилась - нет!

5-й ученик

О слово родное! Подарок мамы!

И песня нежная, и утешение ним!

Я всем на свете поделюсь с вами,

И слова родного никому не отдам.

1-й чтец.

Украинцы мои

Я спрашиваю себя, спрашиваю у вас, у людей,

Я спрашиваю у книг, роззираюсь на каждой странице,

Где то год, где то мест, тот проклят неделю и день,

Когда мы перестали гордиться, что мы украинцы?

И что есть в нас душа, полная собственных добродетелей и щедрот,

И что есть у нас дума, которая еще от Байды нам вьется,

И что мы на Украине таки украинский народ,

А не просто толпа, что в отчетах населением зовется.

И что хмель наш в песне, а не в бочонках вина,

И щедрость в сердце, не в магазинных витринах,

И что есть у нас язык, и украинский,

Без которой наш край - территория, а не Украина.

Я себе говорю и к каждому из вас говорю,

Давайте все, хотя мы хорошо научились молчать.

Запитуймо в себя: сколы, с которой поры

Начали украинцы себя в себе забывать?

Украинцы мои! И вкраїнці мы с вами, или как?

Или в "могилах" и умереть суждено нам еще от Тараса?

Или в могиле суждено нам забрать наш испуг,

Что згнітив наше достоинство до уровня вторичной расы.

Украинцы мои, как горчат мне собственные слова,

Хорошо знаю, что и вам они тоже не сладкие гостинцы,

Но должен говорить, потому что сердце, как свеча сплива,

Когда вижу, как искренне себя презирают вкраїнці.

Украинцы мои, дай вам Бог и счастья, и сил!

Можно жить "хохлом" и не горкнет от того буханка,

Только кто же когда небо прильни к вашим могилам,

Как не преданная вами, униженная вами Вкраина?

В.Баранов.

Ведущий. В течение нескольких веков жестоко уничтожалась культура украинского народа. Особого надругательства понесла наша речь, поскольку именно она была, есть и будет корнем рода украинского. Ее запрещали, игнорировали, унижали, окрестив "холопською".

Зародившись где-то на рассвете общественного славянского жизнь, наша речь перенесла страшные бедствия, пытки, пережила гонения Польши, Москвы, но, перегорівши, дошла до нас свежей, мужественной, незапятнанной, действительно щирослов'янською языке.

А как же возникла наша речь, какова история возникновения письма? 9 ноября. День украинской письменности и языка. Этот праздник отмечается с ноября 1997 года, когда Президент Украины подписал Указ о его праздновании. Поэтому обратимся к истории нашей письменности.

1-й ученик. Каждая эпоха приносит свои изобретения и открытия. Величайшим изобретением человечества было письмо. Письменные знаки дали возможность людям сохранить истинное знание. Ведь именно благодаря написанному слову люди поняли мир и свое место в нем.

Появление письма в истории человечества не случайно: письменность возникла из необходимости зафиксировать мнению, чтобы передать ее на расстояние или грядущим поколениям.

2-й ученик. Каждый народ шел своим путем к созданию письменности. И этапы развития письма у всех народов земного шара примерно одинаковые.

Ведущий. А сейчас мы вспомним историю летописания, которое началось в Украине очень давно, почти одновременно с приходом христианства на наши земли.

Старые летописи не дошли до нас в оригиналах, а сохранились в копиях или переделках. В 1113 году появилась знаменитая работа печерского Нестора "Повесть временных лет".

1-я ученица. (читает про Нестора-летописца).
Он пришел в Киево-Печерскую лавру семнадцатилетним юношей и навсегда остался здесь, чтобы стать не только монахом-чорноризцем, но и отцом украинской истории. Еще застал он здесь славного Феодосия Печерского, ему повезло на разговор с Великим старцем, и затем он оставил для потомков образ этого мудрого и чистого человека, который заботился о благе родной земли и хотел счастья для каждого человека.

Нестора часто называют летописцем. Это так, он действительно вел летопись, но правильнее его называть писателем и историком. Не просто первым профессиональным историком Руси, а отцом всей нашей истории.

1-й ученик. Русский язык функционирует в нашей стране как национальный язык украинского народа. По данным переписи 1989 года, в составе населения Украины, которое составляло в то время 51,4 млн. человек, насчитывалось 374 млн. украинцев. Из этого количества родным украинский язык считали 32,8 млн. человек.

Вне государства украинский язык в устной форме распространена в России, Молдове, Беларуси, Казахстане, Кроме того, украинским языком пользуются украинцы в Польше, Чехии, Словакии, Румынии, Сербии, Хорватии, Венгрии, США, Канаде, странах Латинской Америки, Австралии.

Современный украинский литературный язык связывается с конкретной датой - изданием "Энеиды". И.П. Котляревского 1798 года. Знаменитая поэма стала первым печатным произведением, написанным живым народным языком.

2-й ученик. Еще одна дата - 1840 год, когда впервые издан Т.г.шевченко. - можно считать судьбоносным: с того времени украинский литературный язык стал на трудный, но плодотворный путь развития и нормативной стабилизации. На этом пути были и преграды, и запреты, и кровь и слезы лучших сыновей и дочерей Украины:

Ну что бы казалось, слова?

Слова и голос -

Более ничего.

А сердце бьется, панаса,

Как их услышит...

(Звучит мелодия песни "Ревет и стонет Днепр широкий". На сцене 12 учениц в украинском национальном наряде. Каждая из них зачитывает одну из дат в скорбном календаре украинского языка, после чего идет в глубину сцены).

- В 1720 году русский царь Петр i запретил печатать книги на украинском языке.

- В 1769 году издано распоряжение Русской церкви об изъятии у населения Украины украинских букварей и текстов церковных книг.

- В 1775 году разрушена Запорожская Сечь и закрыты украинские школы при полковых казацких канцеляриях.

- В 1862 году закрыты украинские воскресные школы, которые бесплатно организовали выдающиеся деятели украинской культуры.

- В 1863 году вышел указ российского министра Валуева о запрете издания книг на украинском языке.

- В 1876 году издан указ российского царя Александра ІІ о запрещении печатания нот украинских песен.

- В 1884 году закрыты все украинские театры.

- В 1908 году вся культурная и образовательная деятельность в Украине признана царским правительством России вредной, "могущей вызвать последствия, угрожающе спокойствию и безопасности Российской империи".

- В 1914 году русский царь Николай II ликвидирует украинскую прессу - газеты и журналы.

- В 1938 году сталинское правительство издает постановление об обязательном изучении русского языка, чем отсекает корни языку украинскому.

- В 1983 году издано постановление о так называемое усиленное изучение русского языка в школах и деление классов на 2 группы - российские и украинские, что привело к пренебрежению родного языка даже многими украинцами.

- В 1989 году издано постановление, которая закрепляла в Украине русский язык как официальный общегосударственную, этим украинский язык был отодвинут на третий план, что сказывается еще и сегодня.

(Из глубины сцены выходит ведущая с зажженной свечкой и читает "Молитву" (Ольги Яворской)

Молитва

Греховный мир бурлит неспроста,

Коварный Демон, который управляет нами,

И поднимается нетленно над веками

Величественная фигура вечного Христа.

О, Господи! Найди нас всех, найди,

Потому мы блукаєм зарослям еще и ныне,

Прости грехи и вины невинные,

И к спасению всех нас поведи!

О, Господи! Исцели нас, исцели,

Всели в сердце неопалиму мечту,

Чтобы мы, познав веру и надежду,

Жестокий мир добром победили.

Моя прекрасная украинская речь,

Лучшая песня в стоголосси трав,

Любимое слово, наше родное слово,

Когда Шевченко полюбил.

Ты все снесла: насмешки и пренебрежения,

Бездушную игру вражеских лже-людей,

И полная любви и отваги

Из-за решетки летела птицей к людям.

Ты - наш огонь на темном поле битвы,

Невинная кровь, пролитая в борьбе.

Тебя вкладаєм тихо к молитве

И за спасение спасибо тебе.

Ведущая: Статус языка межнационального общения в государстве рассматривается как фактор полнокровного развития духовных сил украинского народа. Послушаем, как прекрасно звучит украинская речь.

3-й ученик.

Родная речь.

Слова я слышу этюды о,

И сердце немного замирает,

Так, будто солнце по ручью

Дарит счастье и тепло.

Которое в родном языке есть

Душа огненная и правдивая,

Что первоцветом выигрывает...

Моя ты постное калинова,

Моя т звездочка праздника!

Жил, цветы, украинская речь,

Зціляй и душу, и уста.

Своей паростю гинкой

Вростай в разноцветье языков,

Буди всесильной рукой

В сердцах и нежность, и любовь!

Ведущая: Я убеждена, что нет ни одного настоящего украинца, который бы не был очарован мелодичностью, душевностью украинской народной песни.

(Ученики поют украинскую народную песню "При долине куст калины")

Ведущий. А много лексика нашего украинского языка, ее неисчерпаемый словарный запас!

1-й ученик

Речь

Ой какая замечательная украинская речь!

Где берется все это, откуда и как?

Есть в ней лес, лесок, лесок, пуща, роща, дубрава,

Бор, перелесок, чорноліс,

Есть еще и байрак.

И такая роскошная, и гибкая, как мечта,

Можно "откуда" и "откуда",

Можно и "откуда".

Есть в ней метель, вьюга, завия,

Вьюга, метель, хуга, метель.

И не в том дело, что такая богатая

Помогало слово нам в борьбе,

Звало на битву против супостата,

И звучало смехом на полях плаката,

И за все это. Мово, спасибо тебе.

2-й ученик. Язык - е показатель культуры человека. Недаром говорят: "Заговори, чтобы я тебя увидел".

3-й ученик.

Речь

Как росток виноградной лозы

Лелейте язык.

Пристально и ненасытно

Політь сорняк.

Чище слезы.

Она пусть будет

Верно и послушно

Пусть она каждый раз служит вам,

Хоть и живет своей жизнь.

Прислушайся, как океан поет,

Народ говорит

И любовь, и гнев

В том гомоне морском.

Нет мудрее, чем народ, учителей!

У него каждое слово - это жемчужина,

Это труд, это вдохновение, это человек!

Не бойтесь заглядывать в словарь:

Это пышный овраг, а не печальное пропасть.

Собирайте, как умный садовник,

Спелый овощ в Гринченко и Даля.

Не имейте гнева к моим советам

И не ленитесь ухаживать свой сад.

1 - ученик

Я так люблю, я так люблю тебя,

Моя певучая украинская речь!

В тебе шумит Полесья голубое,

И сильные волны шумят Днепровские.

2-й ученик

В тебе живет Карпатская высь,

Что манит в неизведанное будущее,

И бескрайняя степная ширь,

И Кобзарева дума незабываемая!

3-й ученик

Ты, родная речь. Чистая, как роса,

Целебная и неисчерпаема, как колодец.

Святине наша гордость и краса,

Ты - ума народного казна!

4-й ученик

Как легко идти с тобой по земле

И подставят ветрам лицо открытое!

Для меня ты, как и насущный хлеб,

Без тебя как не смог бы в мире жить.

Ведущий. Итак, дети, мы вспомнили историю возникновения письменности, почувствовали красоту родного украинского языка, прослушав выступления своих товарищей. Давайте поблагодарим их за это.

А теперь прошу вас написать сочинение-миниатюру "Передадим потомкам наше сокровище - родной язык".

(Ученики работают над написанием сочинения-миниатюры).

Ведущий. А закончим наш праздник песней "Молитва за язык" (музыка и слова Тараса Петриненко).