Статья
Праздник письменности и украинского языка
Сценарий
Цель. Вызвать желание изучать украинский язык, любоваться ее красотой, развивать творческие способности учащихся, умение наблюдать. Воспитывать любовь к языку своего народа.
Оборудование: Празднично убран зал, стол украшен украинским полотенцем, на столе стоит чернильницу, старинные часы с приставкой для ручки, где находится гусиное перо, которым писали летописцы. На столе пергамент с древнерусским шрифтом, за столом сидит ученик в одежде Нестора-летописца, держит в руках перо, будто пишет летопись.
(Звучит песня "Это моя земля" (муз. А.Остапенко, сл. О.Ткача). На фоне песни дети читают слова).
1-й ученик.
О слово родное! Пращура молитва,
Громы Перуна, Велеса поля,
София Киевская - творение Ярослава -
Славяноязычная праведная земля.
2-й ученик.
Во мне, в тебе Бояна вещим пением
Оно живет, одолев тьму веков,
Оно Романа Мстиславича голос
И ратный клич Даниловых полков.
3-й ученик.
О слово родное! Украины слава!
Богдана мудрость и Тараса завещание.
И гул стоит, и настоящее гомон
В тебе слились, как духа монолит.
4-й ученик.
О слово родное! Мудрое и древнее,
Ты выросшее из могучего земле!
Тебя Валуевы жестоко распинали,
А ты возносилось и не корилась - нет!
5-й ученик
О слово родное! Подарок мамы!
И песня нежная, и утешение ним!
Я всем на свете поделюсь с вами,
И слова родного никому не отдам.
1-й чтец.
Украинцы мои
Я спрашиваю себя, спрашиваю у вас, у людей,
Я спрашиваю у книг, роззираюсь на каждой странице,
Где то год, где то мест, тот проклят неделю и день,
Когда мы перестали гордиться, что мы украинцы?
И что есть в нас душа, полная собственных добродетелей и щедрот,
И что есть у нас дума, которая еще от Байды нам вьется,
И что мы на Украине таки украинский народ,
А не просто толпа, что в отчетах населением зовется.
И что хмель наш в песне, а не в бочонках вина,
И щедрость в сердце, не в магазинных витринах,
И что есть у нас язык, и украинский,
Без которой наш край - территория, а не Украина.
Я себе говорю и к каждому из вас говорю,
Давайте все, хотя мы хорошо научились молчать.
Запитуймо в себя: сколы, с которой поры
Начали украинцы себя в себе забывать?
Украинцы мои! И вкраїнці мы с вами, или как?
Или в "могилах" и умереть суждено нам еще от Тараса?
Или в могиле суждено нам забрать наш испуг,
Что згнітив наше достоинство до уровня вторичной расы.
Украинцы мои, как горчат мне собственные слова,
Хорошо знаю, что и вам они тоже не сладкие гостинцы,
Но должен говорить, потому что сердце, как свеча сплива,
Когда вижу, как искренне себя презирают вкраїнці.
Украинцы мои, дай вам Бог и счастья, и сил!
Можно жить "хохлом" и не горкнет от того буханка,
Только кто же когда небо прильни к вашим могилам,
Как не преданная вами, униженная вами Вкраина?
В.Баранов.
Ведущий. В течение нескольких веков жестоко уничтожалась культура украинского народа. Особого надругательства понесла наша речь, поскольку именно она была, есть и будет корнем рода украинского. Ее запрещали, игнорировали, унижали, окрестив "холопською".
Зародившись где-то на рассвете общественного славянского жизнь, наша речь перенесла страшные бедствия, пытки, пережила гонения Польши, Москвы, но, перегорівши, дошла до нас свежей, мужественной, незапятнанной, действительно щирослов'янською языке.
А как же возникла наша речь, какова история возникновения письма? 9 ноября. День украинской письменности и языка. Этот праздник отмечается с ноября 1997 года, когда Президент Украины подписал Указ о его праздновании. Поэтому обратимся к истории нашей письменности.
1-й ученик. Каждая эпоха приносит свои изобретения и открытия. Величайшим изобретением человечества было письмо. Письменные знаки дали возможность людям сохранить истинное знание. Ведь именно благодаря написанному слову люди поняли мир и свое место в нем.
Появление письма в истории человечества не случайно: письменность возникла из необходимости зафиксировать мнению, чтобы передать ее на расстояние или грядущим поколениям.
2-й ученик. Каждый народ шел своим путем к созданию письменности. И этапы развития письма у всех народов земного шара примерно одинаковые.
Ведущий. А сейчас мы вспомним историю летописания, которое началось в Украине очень давно, почти одновременно с приходом христианства на наши земли.
Старые летописи не дошли до нас в оригиналах, а сохранились в копиях или переделках. В 1113 году появилась знаменитая работа печерского Нестора "Повесть временных лет".
1-я ученица. (читает про Нестора-летописца). Он пришел в Киево-Печерскую лавру семнадцатилетним юношей и навсегда остался здесь, чтобы стать не только монахом-чорноризцем, но и отцом украинской истории. Еще застал он здесь славного Феодосия Печерского, ему повезло на разговор с Великим старцем, и затем он оставил для потомков образ этого мудрого и чистого человека, который заботился о благе родной земли и хотел счастья для каждого человека.
Нестора часто называют летописцем. Это так, он действительно вел летопись, но правильнее его называть писателем и историком. Не просто первым профессиональным историком Руси, а отцом всей нашей истории.
1-й ученик. Русский язык функционирует в нашей стране как национальный язык украинского народа. По данным переписи 1989 года, в составе населения Украины, которое составляло в то время 51,4 млн. человек, насчитывалось 374 млн. украинцев. Из этого количества родным украинский язык считали 32,8 млн. человек.
Вне государства украинский язык в устной форме распространена в России, Молдове, Беларуси, Казахстане, Кроме того, украинским языком пользуются украинцы в Польше, Чехии, Словакии, Румынии, Сербии, Хорватии, Венгрии, США, Канаде, странах Латинской Америки, Австралии.
Современный украинский литературный язык связывается с конкретной датой - изданием "Энеиды". И.П. Котляревского 1798 года. Знаменитая поэма стала первым печатным произведением, написанным живым народным языком.
2-й ученик. Еще одна дата - 1840 год, когда впервые издан Т.г.шевченко. - можно считать судьбоносным: с того времени украинский литературный язык стал на трудный, но плодотворный путь развития и нормативной стабилизации. На этом пути были и преграды, и запреты, и кровь и слезы лучших сыновей и дочерей Украины:
Ну что бы казалось, слова?
Слова и голос -
Более ничего.
А сердце бьется, панаса,
Как их услышит...
(Звучит мелодия песни "Ревет и стонет Днепр широкий". На сцене 12 учениц в украинском национальном наряде. Каждая из них зачитывает одну из дат в скорбном календаре украинского языка, после чего идет в глубину сцены).
- В 1720 году русский царь Петр i запретил печатать книги на украинском языке.
- В 1769 году издано распоряжение Русской церкви об изъятии у населения Украины украинских букварей и текстов церковных книг.
- В 1775 году разрушена Запорожская Сечь и закрыты украинские школы при полковых казацких канцеляриях.
- В 1862 году закрыты украинские воскресные школы, которые бесплатно организовали выдающиеся деятели украинской культуры.
- В 1863 году вышел указ российского министра Валуева о запрете издания книг на украинском языке.
- В 1876 году издан указ российского царя Александра ІІ о запрещении печатания нот украинских песен.
- В 1884 году закрыты все украинские театры.
- В 1908 году вся культурная и образовательная деятельность в Украине признана царским правительством России вредной, "могущей вызвать последствия, угрожающе спокойствию и безопасности Российской империи".
- В 1914 году русский царь Николай II ликвидирует украинскую прессу - газеты и журналы.
- В 1938 году сталинское правительство издает постановление об обязательном изучении русского языка, чем отсекает корни языку украинскому.
- В 1983 году издано постановление о так называемое усиленное изучение русского языка в школах и деление классов на 2 группы - российские и украинские, что привело к пренебрежению родного языка даже многими украинцами.
- В 1989 году издано постановление, которая закрепляла в Украине русский язык как официальный общегосударственную, этим украинский язык был отодвинут на третий план, что сказывается еще и сегодня.
(Из глубины сцены выходит ведущая с зажженной свечкой и читает "Молитву" (Ольги Яворской)
Молитва
Греховный мир бурлит неспроста,
Коварный Демон, который управляет нами,
И поднимается нетленно над веками
Величественная фигура вечного Христа.
О, Господи! Найди нас всех, найди,
Потому мы блукаєм зарослям еще и ныне,
Прости грехи и вины невинные,
И к спасению всех нас поведи!
О, Господи! Исцели нас, исцели,
Всели в сердце неопалиму мечту,
Чтобы мы, познав веру и надежду,
Жестокий мир добром победили.
Моя прекрасная украинская речь,
Лучшая песня в стоголосси трав,
Любимое слово, наше родное слово,
Когда Шевченко полюбил.
Ты все снесла: насмешки и пренебрежения,
Бездушную игру вражеских лже-людей,
И полная любви и отваги
Из-за решетки летела птицей к людям.
Ты - наш огонь на темном поле битвы,
Невинная кровь, пролитая в борьбе.
Тебя вкладаєм тихо к молитве
И за спасение спасибо тебе.
Ведущая: Статус языка межнационального общения в государстве рассматривается как фактор полнокровного развития духовных сил украинского народа. Послушаем, как прекрасно звучит украинская речь.
3-й ученик.
Родная речь.
Слова я слышу этюды о,
И сердце немного замирает,
Так, будто солнце по ручью
Дарит счастье и тепло.
Которое в родном языке есть
Душа огненная и правдивая,
Что первоцветом выигрывает...
Моя ты постное калинова,
Моя т звездочка праздника!
Жил, цветы, украинская речь,
Зціляй и душу, и уста.
Своей паростю гинкой
Вростай в разноцветье языков,
Буди всесильной рукой
В сердцах и нежность, и любовь!
Ведущая: Я убеждена, что нет ни одного настоящего украинца, который бы не был очарован мелодичностью, душевностью украинской народной песни.
(Ученики поют украинскую народную песню "При долине куст калины")
Ведущий. А много лексика нашего украинского языка, ее неисчерпаемый словарный запас!
1-й ученик
Речь
Ой какая замечательная украинская речь!
Где берется все это, откуда и как?
Есть в ней лес, лесок, лесок, пуща, роща, дубрава,
Бор, перелесок, чорноліс,
Есть еще и байрак.
И такая роскошная, и гибкая, как мечта,
Можно "откуда" и "откуда",
Можно и "откуда".
Есть в ней метель, вьюга, завия,
Вьюга, метель, хуга, метель.
И не в том дело, что такая богатая
Помогало слово нам в борьбе,
Звало на битву против супостата,
И звучало смехом на полях плаката,
И за все это. Мово, спасибо тебе.
2-й ученик. Язык - е показатель культуры человека. Недаром говорят: "Заговори, чтобы я тебя увидел".
3-й ученик.
Речь
Как росток виноградной лозы
Лелейте язык.
Пристально и ненасытно
Політь сорняк.
Чище слезы.
Она пусть будет
Верно и послушно
Пусть она каждый раз служит вам,
Хоть и живет своей жизнь.
Прислушайся, как океан поет,
Народ говорит
И любовь, и гнев
В том гомоне морском.
Нет мудрее, чем народ, учителей!
У него каждое слово - это жемчужина,
Это труд, это вдохновение, это человек!
Не бойтесь заглядывать в словарь:
Это пышный овраг, а не печальное пропасть.
Собирайте, как умный садовник,
Спелый овощ в Гринченко и Даля.
Не имейте гнева к моим советам
И не ленитесь ухаживать свой сад.
1 - ученик
Я так люблю, я так люблю тебя,
Моя певучая украинская речь!
В тебе шумит Полесья голубое,
И сильные волны шумят Днепровские.
2-й ученик
В тебе живет Карпатская высь,
Что манит в неизведанное будущее,
И бескрайняя степная ширь,
И Кобзарева дума незабываемая!
3-й ученик
Ты, родная речь. Чистая, как роса,
Целебная и неисчерпаема, как колодец.
Святине наша гордость и краса,
Ты - ума народного казна!
4-й ученик
Как легко идти с тобой по земле
И подставят ветрам лицо открытое!
Для меня ты, как и насущный хлеб,
Без тебя как не смог бы в мире жить.
Ведущий. Итак, дети, мы вспомнили историю возникновения письменности, почувствовали красоту родного украинского языка, прослушав выступления своих товарищей. Давайте поблагодарим их за это.
А теперь прошу вас написать сочинение-миниатюру "Передадим потомкам наше сокровище - родной язык".
(Ученики работают над написанием сочинения-миниатюры).
Ведущий. А закончим наш праздник песней "Молитва за язык" (музыка и слова Тараса Петриненко).
|
|