Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВАЛЕРЬЯН ПИДМОГИЛЬНЫЙ

Впечатляющие документы эпохи (по рассказам В. Пидмогильного)

Тематическая группа рассказов о голоде на юге Украины была написана Валерьяном Пидмогильным в двадцатые годы XX века. Это рассказ «Проблема хлеба», «Собака», «Сын». Писатель изображает реальные события, и ему удается отыскать наиболее выразительные детали и штрихи. Воспроизводя трагизм ситуации, писатель напоминает художника, который кладет скупые, точные мазки: «их была целая компания круг сборне. Жены их умерли, дети тоже умерли, дом продан за два пуда ячменя... И идут они с теми пудами к сборне; здесь будут жить эти большие усатые сироты, пока станет их пудов, а как не станет - ничего не поделаешь, надо пухнуть». Автор скрывает боль, отчаяние, ужас, пытаясь рассказывать спокойно: «здесь Не было жалоб, ропота, проклятий. Смерть принимали без жалости, не удивлялись нее». Действительно, тяжелый жизненный и писательский опыт надо было получить, чтобы без лишней болтовни и так называемой «літературщини» описывать эти страшные сцены. Писатель акцентирует читательское внимание на том, что в одной и той же ситуации разные люди по-разному раскрывают свой внутренний потенциал. Особенно это заметно тогда, когда человек находится на грани жизни и смерти, когда чисто физическое испытание голодом становится испытанием крепости духа.

Главным героем рассказа «Проблема хлеба» является студент. Подмогильный удачно выбирает здесь повествование от первого лица, что дает возможность правдиво передать мысли и воспроизвести поступки героя. Голодный студент пытается спекулировать, но терпит фиаско, потому что ничего не смыслит в торговле. Потом главный герой убивает старого сторожа, и этот эпизод якобы проходит мимо его ощущения, не вызывая упреков совести. Не колеблясь, студент прибивается к некрасивой женщины Марты, потому что его соблазнили ароматные и вкусные пирожки. Его можно понять: этот союз дает студенту возможность вести нормальную сытую жизнь и продолжать обучение. Но герой, теперь уже иждивенец Марты, тешит себя напрасно: он предал самого себя, отрекся от своих желаний, своего достоинства. Вот так завершаются взволнованы патетические рассуждения о судьбе женщины.

Рассказ «Собака» более ироничное. Главный герой рассказа также студент, изучает вершинные достижения философии, пытается осмыслить смысл человеческой жизни. В то же время студент, как оказывается, не может жить без борща и колбасы. Испытание голодом заставляет главного героя выработать собственную, так сказать, для домашнего употребления «философию». Студент очень сомневается, надолго ли ему хватит доброго юмора и самоиронии, ведь в столовой можно пообедать всего пять раз. Как счастливую закономерность главный герой воспринимает встречу с рыжей собакой. Животное, по мнению студента, должны разыскивать, вот он и вернет его за вознаграждение. Не колеблясь, главный герой тратит последние деньги на содержание собаки. У студента появляется надежда, которая возвращает ему радость общения с книгой, жажду знаний, бодрость, энергичность. Валерьян Пидмогильный оставляет финал рассказа открытым: неизвестно, вообще нашелся хозяин рыжего собаки, студент остался без вожделенной вознаграждения. Рассказ «Собака» полна веры в человека.

Главный герой рассказа «Сын» - сельский парень Гриша. Ему приходится ухаживать за больной матерью, отдавать ей последний кусок хлеба. Такая жертвенность сына в отношении матери вполне естественная, хотя и довольно необычная в условиях голода. Именно под действием тяжелых обстоятельств Грицко подвергается моральной катастрофы. После смерти матери парень бросает ее тело в погреб, чтобы поживиться благотворительными обедами, предназначенными для больной женщины, уже покойной. Григория мучает совесть. Парень очень тяжело переживает свой грех.

Валерьян Пидмогильный не дает оценку действиям героев, он лишь констатирует факты, объективно рисуя картину тогдашней жизни. В этом случае роль морального судьи достанется читателю. И лишь делом читателя есть осуждение или оправдание главных героев этих рассказов - впечатляющих документов эпохи.