Статья
Распространение употребления ненормативной лексики среди молодежи
На современном этапе, когда происходит трансформация общественной жизни Украины, меняются приоритеты деятельности и развития личности, особое значение приобретает культура общения. Криминализация общества, появление в речи значительного количества сленга, жаргонов, используемых различными группами заставляет нас серьезно задуматься над проблемой чистоты языка. Эта проблема является ключевой с точки зрения национальной культуры, в том числе и языковой. Сегодня есть опасность ее искажений, в частности различных ненормативных включений. Именно поэтому проблема культуры языка была, есть и еще долгое время будет находиться в центре внимания общественности.
В.Жельвіс, В.Леві, И.кон, Д.Лихачов, Б.Успенський, Л.Широкорадюк рассматривают сквернословие как социокультурный феномен. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривается проблема употребления ненормативной лексики, позволяет нам утверждать, что именно эта проблема недостаточно разработана и освещена в трудах психологов.
Теоретический анализ научных источников, как отечественных, так и иностранных, позволил установить связь сквернословие и проявлений жестокости, агрессии в поведении. Этой проблеме посвящены работы Н.Алікіна, А.Реан. З.Карпенко, Р.Байярда, Р. Бэрона, Д. Річардсона, К.Лоренца, З.Фрейда, А.Бандури.
Недостаточное внимание к поставленной проблемы обусловлена рядом трудностей как научного, так и социального характера, с которыми сталкиваются исследователи, изучающие причины употребления ненормативной лексики; механизмы присвоения інтеріорізації ненормативных речевых конструктов; функции сквернословие в коммуникативном поведении личности.
Целью нашей статьи является изучение причин распространения ненормативной лексики и разработка рекомендаций, направленных на превенцію распространение этого явления среди молодежи.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие "культуры речи";
- определить основные причины употребления сквернословия;
- дать рекомендации по превенции распространения ненормативной лексики.
Анализируя исследуемую проблему, прежде всего следует обратить внимание на понятие "культура речи", что понимается как часть общей культуры человека. Это умение правильно говорить, писать, употреблять языковые средства в соответствии с цели и условий общения [5]. Одним из важнейших признаков литературного языка является владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения. Для соблюдения этого требования, необходимо иметь четкое представление о стилистическую градацию языковых единиц и их назначение. Итак, мы можем сделать вывод, что слова книжно-письменного языка уместны в жанрах научной статьи, доклада и мало употребляются в бытовых ситуациях общения и наоборот.
Понятие о культуре речи включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, то есть соблюдение литературных норм, воспринимаемых как «идеал» или общепринятый, традиционный обычай, и речевое мастерство, то есть не только соблюдение норм литературного языка, но и умение подобрать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный [3].
Центральным понятием теории культуры речи является норма языка. В „Лингвистическом энциклопедическом словаре" под редакцией В.Ярцевої языковая норма рассматривается как «совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отраженных и закрепленных в процессе общественной коммуникации» [3, с.331].
Наиболее подробно и широко нормы литературного языка рассматривались в русистике и советской лингвистической традиции - на материале русского и других языков (Л.Щерба, Г.Винокур, Е.Істріна, В.Виноградов, С.Ожегов, В.Костомаров, О.Леонтьєв).
В каждой определенной социальной группе существуют свои нормы литературного языка, способы выражения форм языковых средств, что является своеобразным эталоном общения. В определенной степени культура речи является проявлением социальной жизни людей и несет на себе печать национального своеобразия.
Анализируя публичную коммуникацию, мы можем заметить очевидное снижение (усреднение, масовізація, огрубение) языкового стандарта, что сопровождается активным введением элементов разговорной речи. Наблюдается усиление влияния разговорного типа речи на литературный язык. Поэтому необходимо выяснить причины, обусловливающие изменение речевого этикета в средствах публичной коммуникации. Для эволюции речевого стандарта публичной коммуникации второй половины ХХ века особое значение приобретают такие факторы:
- смена нормативной основы литературного языка, выразившаяся в потере языке художественной литературы своей нормотворческой значимости;
- использование в сфере публичной коммуникации устных каналов коммуникативной связи.
Сегодня речь средств массовой информации рассматривается как нормотворческий фактор, влияющий на формирование норм современного литературного языка, а также на уровень языковой культуры. Изучая публичную коммуникацию, мы не можем не отметить, что изменения довольно часто не совпадают с традиционными представлениями о норме речевого поведения. Мы не можем не отметить массовое введение сленговых манифестаций разговорной речи, результатом которого является снижение языковой культуры, и наоборот, рост экспрессивности, усиление «личностного» начала [6].
Еще одна причина, на наш взгляд, способствует распространению ненормативной лексики - демократизация языковой культуры. В данном случае мы имеем криминальную "вульгарную" лексику, которая распространяется в молодежной среде. Присутствие уголовного жаргона в речи молодежи, по мнению Г.Нещименко, свидетельствует о настоящем "социального нездоровья организма этноса, в частности о его криминализации" [6, с.107].
Снижению языковой нормы в сфере публичной коммуникации способствует уменьшению прослойки интеллигенции, что является потенциальным носителем и пользователем литературного языка. Это обстоятельство негативно отражается на уровне речевой культуры общества.
В наше время определенная часть интеллигенции как наименее обеспеченный слой населения идет к сфере «дикого» бизнеса, в том числе к «челночного». Происходит втягивание интеллигенции в других социальных слоев, и она встает перед необходимостью усвоения соответствующих корпоративных языковых навыков (в том числе и уголовного жаргона) для того, чтобы, с одной стороны, не казаться «белой вороной»; с другой - быть коммунікативно "подкованной".
Таким образом, в зависимости от специфики конкретной речевой ситуации, а также социальных условий жизни, активизируются различные манифестации разговорной речи: в русском языке - сленговые манифестации, то есть подтверждается избирательность использования разговорных идиом. Это означает, что в русском языке, кроме сленга, могут использоваться другие разговорные манифестации, например, просторечие и жаргони. Нельзя не отметить использование включений из сленга наркоманов, что свидетельствует о растущую социальную напряженность. Например: наркота, на игле, вмазатись, ширнуться, сесть на иглу.
Употребление элементов обиходно-разговорной речи или же социолектов дает основания говорить о смене сферы функционирования этих идиом. Так, социолекты теряют свою изначальную функциональную замкнутость, изначальное корпоративное предназначение - быть тайными или же специализированными лексическими единицами.
Употребление сленга чаще всего диктуется определенным коммуникативным намерением, то есть актуалізованим, функционально обусловленным, а, следовательно, контролируемым автоцензурою. Так, в речи отдельных публичных политиков отражается продуманная попуалістична языковая стратегия, для того, чтобы вписаться в языковой стандарт определенного социального слоя населения, быть в нем коммунікативно успешным и, как следствие этого, - привлечь его на свою сторону. Мы можем привести примеры таких сленговых включений: «кинуть», «замочить», «навалом», «полный привет», «таким макаром», «лажу», «жратва», «смекать», «закидон», «вешать лапшу на уши», «тянуться», «балдєть», «відтягатися», «на стреме».
Уголовный жаргон впоследствии растворяется в молодежном сленге и уходит на периферию языка, и только отдельные компоненты сохраняются, выполняя чисто экспрессивную функцию. Иногда лица с высоким уровнем языковой компетенции часто намеренно допускают речевые вольности, которые выполняют определенную смысловую или стилистическую функцию. Для создания атмосферы доверия, симпатии к собеседнику журналисты в последнее время все чаще используют эмоционально экспрессивную лексику. Телевидение и радио также способствуют распространению употребления ненормативной лексики.
Негативное влияние на состояние речевой культуры молодежи осуществляет прогрессирующее снижение качества печатной продукции. Тираж книжной продукции уменьшается, снижается качество редакторской и корректорской обработки текста. Нельзя не учитывать и ограничения возможностей осуществления централизованного контроля за соблюдением литературной нормы, роззосередженість центров влияния на массовое языковое сознание. Распалась единая издательская сеть, появилось огромное количество коммерческих издательств, которые не уделяют должного внимания уровню редакторской подготовки текста, заполняют книжный рынок литературой сомнительной художественной ценности [6].
Конечно, следует обратить внимание и на степень образованности населения. Чаще всего наличие высшего образования является лишь формальным показателем и не гарантирует владение нормой литературного языка. Подтверждением этого служит снижение численности реальных носителей литературной нормы по сравнению с ростом количества пользователей языкового феномена. Фактом является и то, что для активного владения устной литературной речью необходим достаточно высокий уровень языковой компетенции.
Еще одной причиной распространения ненормативной лексики среди молодежи является воспитание в неблагополучной семье. В процессе формирования личности семья играет ведущую роль. Здесь ребенок приобретает умения и навыки общения и человеческого взаимопонимания, здесь закладываются нравственные основы и происходит профессиональное самоопределение [1]. Ребенок копирует и отражает особенности жизни окружающих взрослых людей. Стоит подчеркнуть и то, что в усвоении ребенком социального опыта важную роль играют имитация и идентификация, то есть подражания поведения важных для нее людей, что приводит к принятию их ценностей, установок, норм поведения. Приводя примеры теоретического анализа разработанности проблемы, мы рассмотрели ряд теорий личности. Согласно с ними факторы наследственности и среда влияют на формирование личности. Таким образом, неблагоприятная среда, где отсутствует система жизненных ценностей, окружает ребенка и становится понятным, что она вбирает в себя все его недостатки.
Социальная позиция подростка определяется желанием быть похожим на своих родителей. Если с раннего детства ребенок является свидетелем споров, которые сопровождаются «нецензурной бранью», то, безусловно, она начинает относиться к этому как к естественной нормы общения. Этим обуславливается более лояльное отношение к употреблению ненормативных лексических единиц в языковой поведении подростков в общении сверстниками. Часто именно таким образом подростки пытаются привлечь к себе внимание, казаться взрослее, демонстрировать силу и превосходство над другими [8].
Еще одним источником распространения ненормативной лексики в определенной степени является школа, где влияют на развитие речи учащихся не только учителя, но и школьный коллектив. Многие ученики приносят из дома «бранные слова». Школьники, которые были не знакомы с такими высказываниями, начинают употреблять их и закреплять в своем сознании, речи [8].
Нами был разработан опросник из 25 вопросов, которые позволили определить соотносимость социального статуса и лояльности к интенсивности употребления молодежью ненормативной лексики.
Вопросы были разбиты на следующие группы:
- демографические характеристики;
- отношение к ненормативной лексики;
- интенсивность употребления ненормативной лексики;
- зоны употребления;
- причины употребления;
- употребление «сквернословие» родителями;
- степень влияния средств массовой информации на характер, интенсивность и вариативность употребления ненормативной лексики.
Опрос проводился среди студентов Бердянского государственного педагогического университета и учащихся Бердянского машиностроительного профессионального лицея. Данные свидетельствуют постоянно употребляют ненормативную лексику в повседневной жизни 21,7% студентов БГПУ и 39,1% учащихся БМПЛ; не употребляют ее вообще 10% студентов и 2,8% учащихся; редко употребляют ненормативную лексику 69,5% студентов и 57,9% учащихся. Как видим, употребление ненормативной лексики имеет место как среди респондентов БГПУ, так и среди респондентов БМПЛ, но респонденты БМПЛ чаще употребляют ненормативную лексику. И причинами этого является среда общения, ограниченность интересов, степень воспитанности и образованности, а так же уровень культуры.
4,3% студентов и 7,2% учеников употребляют ненормативную лексику для «сокрытия информации», 20% студентов БГПУ и 30,3% учащихся БМПЛ - для «забавы», 16,6% студентов БГПУ и 10% учащихся - для выразительности речи, 56,4% студентов БГПУ и 57,9% подали собственный вариант употребления ненормативной лексики (например: разозлить противника, ответ на физическое насилие, демонстрация превосходства).
58% респондентов БГПУ и 33% респондентов БМПЛ считают, что «нецензурная брань», «сквернословие» пагубно влияют на родной язык и по возможности, відмовлються от употребления інвективної лексики. 42% респондентов БГПУ и 66,6% респондентов БМПЛ положительно относятся к употреблению ненормативной лексики.
85% студентов БГПУ и 59,3% учащихся считают, что СМИ способствуют распространению употребления ненормативной лексики.
Нами были получены новые результаты опроса по исследуемой проблеме, и на этом основании мы можем сделать вывод, что ненормативная лексика занимает определенное место в языковой поведении как студентов, так и учащихся. Причем значительная часть респондентов негативно относится к употреблению ненормативной лексики. Студенты предпочитают жаргонам, сленгам; ученики - інвективній лексике. Мы пришли к выводу, что ограничить употребление ненормативной лексики возможно, а искоренить ее употребление - нет.
Как показывают результаты экспериментального исследования, проведенного в БМПЛ и БГПУ, диапазон употребления ненормативной лексики в лицее гораздо шире. В лицее большее количество учащихся воспитывается в неблагополучных семьях, и, как было указано выше, это негативно отражается на коммуникативном поведении учащихся. Они более лояльны к употреблению ненормативной лексики и осуществляют слабый контроль над собственным речевым поведением.
На основании сказанного выше мы выделяем факторы, которые, по нашему мнению, способствуют распространению ненормативной лексики. Это: употребление ненормативной лексики средствами массовой информации; кризис современной языковой культуры; демократизация языковой культуры; снижение качества печатной продукции; воспитания детей в неблагополучной семье; школьная среда.
В результате проведенного экспериментального исследования очевидным для нас стало то, что ненормативная лексика широко и публично употребляется представителями всех слоев населения, в том числе и среди молодежи, и искоренение ее весьма проблематично. Однако мы считаем, что необходимо принимать меры, направленные на превенцію распространение ненормативной лексики в молодежной среде и хотим предложить некоторые рекомендации.
Прежде всего, следует отметить, что основная ответственность за воспитание культуры речи состоит прежде всего на образовательные учреждения, семью, общественные организации, учреждения культуры, литературу, а так же средства массовой информации.
В своей диссертации «Психолого-педагогические причины сквернословия и особенности его проявления в школьной среде» Л.Широкорадюк [10] осуществила научно-психологический анализ сквернословие, определила его психолого-педагогические причины, выявила особенности проявления сквернословия во взаимодействии взрослых (учителей, родителей) и школьников. Мы вполне разделяем точку зрения автора на целесообразность проведения коррекционно-профилактических мероприятий в следующих формах и направлениях: проведение тематических бесед и разъяснительной работы нацеленных на закрепление негативного отношения к сквернословию; активное участие преподавателей в общих мероприятиях, направленных на борьбу со сквернословием; проведение тренингов-семинаров, посвященных данной проблеме, деловых игр, позволяющих преподавателям регулировать свое эмоциональное состояние и настраиваться на позитивное взаимодействие с учеником; работа в группе должна преобладать над индивидуальной работой; работа с родителями [11].
Рассмотрев различные формы коррекционно-профилактических мероприятий, описанные Л.Широкорадюк, мы предлагаем разработать программы, которые бы способствовали очищению языка от ненормативных лексических единиц, культиваций речевого поведения молодежи.
В системе высшего образования, а также в системе ПТО необходимо внедрять курсы по формированию культуры речи. При этом стоит учитывать индивидуальные различия в деятельности нервной системы индивидов - учитывая силу процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности. В одних эти процессы взаимно уравновешиваются, в других наблюдается преобладание одного из них. У индивидов со слабыми процессами торможения часто наблюдается «неконтролируемость» поступков, именно эти люди часто нарушают дисциплину и сквернословят. Табуирование, то есть традиционные педагогические методы запрета, борьба против сквернословия со стороны преподавателей и родителей могут привести к обратному эффекта. если не будут учитываться индивидуальные особенности личности [11].
В системе ПТУ на уровне факультативов необходимо создавать дискуссионные клубы по культуре речи. В процессе общения с учащимися машиностроительного лицея, мы пришли к выводу, что, несмотря на употребление ненормативной лексики, многие из них положительно относится к проведению мероприятий по борьбе со сквернословием.
Учащимся необходимую усвоить знания по риторике, является «венцом образованности». Это наука нравственности, воспитания, общения, ее теория и практика, основанные на общей культуре. Цель риторики определяется как поиск оптимальных алгоритмов наиболее эффективного общения в современном обществе [4]. Проблемы риторики рассматривали М.Ломоносов, Н.Кошанський, О.Лосєв, В.Виноградов, С.Аверінцев, Ю.Рождественський.
К сожалению, риторика долгое время не была включена в типовых учебных планов общеобразовательной школы, а также государственного стандарта подготовки педагогов в высших учебных заведениях. Это заметно влияло на общее речевое развитие как учеников, так и студентов. Стоит отметить, что в античном мире риторика составляла основу единого типа учебных заведений, которые давали высшее образование. С 2001 года до типовых планов общеобразовательных школ (11-12 классы) и высших учебных заведений (гуманитарные факультеты) включен курс риторики. Такое нововведение позволит улучшить результаты речевого развития школьников и студентов гуманитарных факультетов.
Сегодня вызывает беспокойство снижение речевой компетенции у студентов высших учебных заведений, в частности технических факультетов. По нашему мнению, следует ввести курс риторики и на таких факультетах с учетом их специфики.
Литературный язык нормативная, для нее характерна стабильность языковых границ, опирающейся на авторитет художественной литературы, науки. Можно сказать, что данное определение раскрывает пути борьбы за чистоту языка.
Культура речи регламентируется законом. В действующем законодательстве есть статья, предусматривающая уголовную и административную ответственность за употребление нецензурных выражений.
В результате исследования, мы пришли к выводу, что молодежное вещание последнего десятилетия отличается особой резкостью, грубостью. Эти проявления языковой свободы характерны для кризисных периодов развития общества. Употребление инвективы, жаргонов, сленга стало нормой. Психологи, лингвисты, культурологи говорят о «эмансипацию мата». Из ненормативной лексики почти окончательно снято табу, хотя в последнее время наблюдается обратная тенденция. Мы считаем целесообразным привлечь внимание общественного мнения к проблеме превенции распространения употребления ненормативной лексики среди молодежи и побудить к дискуссии по вопросу введения лингвистической цензуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессонова Т.П. Особенности развития ребенка в неблагополучной семье // Практическая психология и социальная работа. - 2002. - №1. - С.39-41.
2. Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. - Л.: Лениздат, 1988. - 271 с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н.Ярцева. - М.: Сов.энциклопедия, 1990. - 685 с.
4. Львов М.Р. Основы теории речи: Уч.пособие для студентов пед.уч.заведений. - М.: Издательский центр „Академия", 2002. - 248 с.
5. Нефедов В.И. Искусство воспитания в семье. - Минск: Народное образование, 1971. - 174 с.
6. Нещименко Г.П. Вопросы языкознания // Динамика речевого стандарта современной публичной вербальной коммуникациии: проблема тенденции развития. - 2001. - №1. - С.98-131.
7. Нещименко Т.П. Язык и культура в истории этноса // Язык - культура. Этнос. - М.: Академия, 1994. - 196 с.
8. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся: Пособие для учителя / Под ред. В.А.Татенко, Т.М.Титаренко. - К.: Рад.школа, 1989. - 128 с.
9. Русский язык / Под ред. Л.Ю.Максимова. - М.: Просвещение, 1989. - 287 с.
10. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М.: Просвещение, 1964. - 312 с.
11. Широкорадюк Л.А. Психолого-педагогические причины сквернословия и особенности его проявления в школьной среде: Дис. ... канд. псих. наук: - К., 2001. - 177 с.
|
|