Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Языкознание как наука

 


ПЛАН

1. Сцецифіка науки о языке. Языкознание и языковеды.

2. Объект и предмет лингвистики.

3. Возникновения языковедческой науки. Основные этапы лингвистических исследований.

4. Задача языкознания.

 

1. Понятие „языкознание" осмысляется на основе трех взаимодополняемых дефиниций.

Языкознание - наука о языке вообще и отдельные языки мира как ее индивидуальные представители.

Языкознание - наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях существования и развития, а также реализацию этих общих черт в конкретных языках.

Языкознание - это теоретическое знание языка.

Теоретическое знание языка - наука о том, как владеть языком, как чувствовать язык, как видеть и проводить в ней параллели, ассоциации, закономерности.

Языкознание предполагает языковедов. Известна мысль Фердинанда де Соссюра - напівсерйозна/полушутливая: „Языковед - это человек, который знает кое-что о все языки, но практически не знает ни одной (за исключением своей родной)".

Быть языковедом - уметь мыслить и видеть глобально, быть способным проводить ассоциации, параллели, закономерности как в системе одного языка, так и между различными языками.

Что дает занятия лингвистикой?

1. „Шарм интеллекта" - то, что внутренне модифицирует человека и, в конце концов, возвышает в собственных глазах.

2. Осознанием универсальных законов языка, что в одних конкретных языках имплицитные (скрытые), а в других - експліцитні (обнаружены).

3. Жизненный успех (концепция глубинных и поверхностных синтаксических структур американского лингвиста Ноама Хомского прислужилась к технике автоматического перевода и компьютерной обработки текстов; теория речевых актов английских лінгвофілософів Дж.Остіна и Г.Стросона, обозначенная обращением лингвистики к прагматики, знаменовала изучения проблемы языковых влияний и языкового манипулирования в различных сферах деятельности человека).

4. Чувства юмора.

1. Языкознание как наука предполагает свой объект и предмет исследования.

Слово „объект" подразумевает два значения: 1) внешний мир, существующий независимо от сознания субъекта, который этот мир познает; 2) предмет, явление, на который направлена деятельность.

Понятию „объект" в русском языке соответствуют два термина:

· объект;
предмет.

Объект - совокупность материала, явления, которые изучает определенная наука.

Предмет - совокупность исследуемых аспектов данного объекта.

Объект может быть общим для нескольких наук. Предмет у каждой науки свой.

Объект языкознания - язык. И в именно в этом - сложность языкознания как науки: природа и сущность языка остается в лингвистике дискуссионным вопросом.

Типично язык связывают с речевой деятельностью, что само по себе является сложной и многоаспектной. В ней, в частности. Можно проследить отдельные процессы:

· психическое (определенное понятие вызывает в сознании говорящего так называемый акустический образ, связанный с языковой единицей);
физиологический (мозг передает органам речи соответствующий образу импульс);
физический (звуковые волны распространяются из уст говорящего и достигают ушей слушателя: фонация и аудиція);
физиологический (передача акустического образа от органов слуха до мозга слушателя)
психическое (связь мовноїодиниці с соответствующим понятием в сознании слушателя).

При этом важно осознать, что млвний (словесный) образ не совпадает с самим звуком. Он по природе психическое, как связанное с ним понятие.

В многоаспектному процессе речевой деятельности выделяется речь - психическая абстракция, локализована в мозге, что осознается как система знаков, предназначенная выражать определенные понятия.

Будучи локализованной в сознании индивида, язык одновременно выступает общественным явлением: „Если бы мы были в состоянии охватить совокупность словесных образов,накопленных во всех индивидов, мы бы прикоснулись к тому общественной связи, который и образует язык. Язык - это клад, отложенный практикой речи у говорящих однієїспільноти, это грамматическая система, потенциально (виртуально) существующая в каждом мозгу. Точнее, в мозгах совокупности индивидов; ведь речь неполная в каждом из них. Она существует в полной мере лишь в коллективе" (Фердинанд де Соссюр, „Курс общей лингвистики". -К.: Основы, 1998. - С.25-26)

В этом аспекте можно согласиться с мнением, что вопрос о голосовой аппарат второстепенное в общей проблеме происхождения речевой деятельности. В какой-то мере этот выбор (голосовой характер) мог быть навязанный природой. Язык - это договоренность, и совершенно неважно, какая именно природа ее условно выбранного знака. Тем самым „естественной для человека является не речевая деятельность как говорение, а способность создавать язык, то есть систему дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям" (Фердинанд де Соссюр, „Курс общей лингвистики". -К.: Основы, 1998. - С.21).

Как следствие, объект языкознания - язык как система знаков, социальная по своей природе. Предмет языкознания - свойства языка как явления, что „существует само в себе и для себя" (Фердинанд де Соссюр) и проявления языка в разных аспектах деятельности человека.

1. Возникновение языкознания как самостоятельной науки приходится на начало 19 века.

Этому предшествовало знакомство европейцев с санскритом - языком священных текстов(вед) Древней Индии, и проследить сходства между санскритом и европейскими языками.

В 1786 году в Индии (на то время колонии Англии) основано королевское Азиатское общество. Его основатель Вильям Джонз при открытии произнес доповідб. В которой говорилось о том, что санскрит обнаруживает немало сходства в лексике и грамматике из всеми европейскими языками; такое сходство наводит на мысль об их родстве и общего предка, который, возможно, уже и не существует; как следствие, языки можно изучать не изолированно, а в родственных группах. К сожалению, свои выводы Джонз не подкреплял анализом фактов.

В 1808 году немецкий филолог Фридрих Шлегель издает книгу „О мудрости и язык индейцев" (к вопросу об основах науки о древнем мире) с приложением стихотворных переводов индийских поєтичних текстов. Рассуждая о санскрит и его связи с европейскими языками. Шлегель пишет: „Оценка, которая поможет все здесь объяснить, - это внутреннее строение языков или сравнительная грамматика, что даст нам новые выводы о родстве языков так же, как сравнительная анатомия освещает глубины истории природы". Тем самым считается, что языковед, который ориентируется в сравнительном языкознании, за некоторыми элементами языка (образцами спряжения и дієвідмінювання) может определить связь этого языка с другими языками, их родство.

Немцы первые начали акцентировать на том, что идея сравнения языков должна підкріплюватись научными обоснованиями, и сделали это в ногу со временем, смоделировав такую науку, которая была на то время актуальной.

Основы языковедческой науки были заложены в работе немецкого ученого Франца Боппа (1791-1867) „О системе индийского спряжения по сравнению с системами дієвідмінювання греческого, латинского,персидского и германских языков". С его именем связано открытие первого метода исследования языка, известный как сравнительно-исторический метод исследования и который заключается в изучении языка в процессе его исторического развития и сравнения с другими языками.

Выделить языкознания как самостоятельной дисциплины и формированию основных принципов сравнительно-исторического метода исследования языка послужила и деятельность датского филолога Расмуса Кристиана Раска (1787-1832).

Почти полвека языкознание было известно под названием сравнительная грамматика.

В 1861 году в Лондоне были опубликованы лекции англо-немецкого языковеда Макса Мюллера под названием „Лекции по науке о языке". Немецкое Sprachwissenschaft калькується как „знание языка", то есть языкознание.

Параллельно во французском языкознании начинает использоваться заимствованный из латыни дублетний срок лингвистика.

2. Основные задачи языкознания:

1. Решение проблемы происхождения языка.

2. Выяснение проблемы природы и сущности языка.

3. Осмысление проблемы соотношения языка и мышления.

4. Анализ причин разнообразия языков и отражение в языке „картины мира".

5. Осознание механизма действия языка.

6. Выявление механизма влияния языка на мышление и поведение человека.

7. Изучение внутренней структуры языка и особенностей языковых единиц.

 

Литература

1. Кочерган М.П. Общее языкознание. - К.: Академия, 1999.

2. Семчинський С.В. Общее мовознавсьво. - К.,1996.