Статья
Из опыта эстетического воспитания восточных славян в древности
Обращение к педагогическому опыту восточных славян обусловлено необходимостью исследовать историческую преемственность традиции эстетического воспитания в педагогическом опыте украинского народа.
Содержание и методы народной педагогики основаны на принципах мироощущение и миропонимание восточных слов' ян в древности. А в сознании в процессе ее становления и развития, по мере освобождения от непосредственной вплетеності в деятельность и общение людей, появляется свое собственное материальное "тело", в котором она опредметнюється, предоставляя ему общественных свойств - значения, смысла. Таким специфическим материальным "телом" сознания является язык. Без языка невозможно понять процессы духовного творчества этноса. Поэтому мы постоянно обращаемся к результатам историко-лингвистических исследований.
Украинский народ и его язык имеют давние исторические корни. Этнографические и диалектные черты украинцев формировались на протяжении многих веков прежде всего на самых східнослов' янских территориях - на Приднепровье, Полесье, в Галиции и Прикарпатье среди коренного слов ' славянского населения этого ареала, история которого отмечается преемственностью, преемственностью, отсутствием каких-либо глобальных природных или общественных катаклизмов, которые могли бы разрушить непрерывный исторический цепь етномовного и культурного развития наших предков. При этом наши далекие предки обогащались и достижениями соседних, неслов ' янских племен.
Историко-лингвистические исследования свидетельствуют, что праславянский язык как система формируется только на конец i тыс. до н.э. (1) Существование в конце i тыс. до н.э. - в начале н.э. двух крупных этнокультурных массивов - пшеворской и зарубинецкой культур с их многочисленными вариантами - повлекло значительное и принципиально новую дифференциацию праславянского языка. Первые признаки разграничения будущих западных и восточных славянских языков имели место в конце III в. до н.э. Они оказались сначала в едва заметных, а со временем все более отчетливые различия в произношении, грамматике, лексике, словотворі.(2) На конец i в. до н.э. все эти различия выросли настолько, что возникли две четко обозначенные зоны праславянской языковой территории - западная и восточная - с промежуточными переходными диалектами.
Следовательно, именно со времен зарубинецкой культуры начал формироваться восточнославянский диалектный, а вместе с ним и этнокультурный комплекс, который, сохраняя немало общеславянских черт, противопоставлялся соответствующем західнослов'янському комплекса. В пределах этих комплексов возникали и развивались также локальные этнографические, культурные и диалектные черты, часть которых дошла и до нашего времени и стала самобытными этнокультурными признаками отдельных наций. Установлено, что от племен зарубинецкой культуры на Приднепровье в ареале примерно от современного Киева до Канева прослеживаются местные этнографические черты, которые впоследствии стали характерными признаками украинской бытовой культуры (обычай белить жилья изнутри и снаружи известью или мелом, разрисовывать печь цветами и птицами, делать завалинку и украшать ее красной глиной и т.п.).
С началом формирования союзов племен восточнославянская диалектная общность постепенно распадается и на конец i тыс. н.э. фактически прекращает свое существование. В ходе общественно-экономического и политического развития восточнославянских земель продолжалось дальнейшее сближение отдельных регионов и консолидация их населения в большие этнокультурные массивы, завершилось образованием трех восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского.
Как мы отмечали выше, непрерывность многих этнографических признаков от зарубинецького периода и до нашего времени подтверждается преемственной связью всех, следующих после зарубинецкой археологических культур вплоть до древнерусской эпохи, по которой украинские черты в различных отраслях этнографии и культуры проступают довольно отчетливо.
В контексте нашего исследования особый интерес вызывают заговоры, которые представляют собой особый слой не только украинской, а шире - восточнославянской и общеславянской культуры.
На протяжении многих веков заговоры были сердцевинной частью языческого мировоззрения и жизненного уклада. Формируясь веками (а в самых глубинных символах и структурах - тысячелетиями), они, конечно, претерпели изменения. И все-таки в заговорах перед нами предстает если и не самый архаичный, то, по крайней мере, близок к такому слой языческо й сознания и культуры.
Важным доказательством архаичности заговоров является тот факт, что в большинстве текстов обращаются к мертвым, зверей, птиц, растений, в женских существ, а не их антиподов. Это полностью совпадает с результатами исследований первобытной культуры человечества. В самой дальней ретроспективе первоначальная сознание больше сосредотачивается на нелюдскому: речь идет о мире духов и тотемных животных, о знаках природных сил и стихий. Изображается наиболее значимое (то есть наиболее влиятельное и полновластное в восприятии древнего человека). Мертвый могущественнее живого : духи предков обеспечивают благосостояние родовые потомков. Зверь могущественнее человека: от него зависит существование человека. Женщина мощнее от мужа: она возрождает жизнь (роль мужа долгое время не осознавалась ). Уместно напомнить, что целый ряд соответствующих обрядов языческого происхождения вплоть до начала ХХ века существенно ограничивал или исключал присутствие мужчин.
Следующим доказательством архаичности заговоров есть время их действия (и действия внутри текстов, и время самих обрядов речи заговоров). Это время - ночь или утренняя заря, до восхода солнца. Мы вполне согласны с мнением Г. Новиковой относительно этого факта. В предисловии к сборнику "Украинские заговоры" (Киев, 1993 г.) она подчеркивает, что значение ночи как оппозиции в день в заговорах принципиально отличается от ее значения в "черно-белом", этически поляризованном словаре христианства. Ночь в заговорах не "плохая", а сильная сторона противопоставление.
Ночь мощнее и более первична от дня в мифологическом мышлении. Во всех міфосюжетах о сотворении мира первоначальное состояние бытия, хаос описывается как Мировой Мрак. Общеизвестно, что ночь - самое критическое время суток для организма человека. Причем, амбивалентно кризисное время найімовірнішої смерти или слома на лучшее. Древние травники говорили, что передранкова пора - время интенсивного накопления соков и целебных свойств в растениях.
Итак, ночь мощнее, "естественней", "космічніша" от дня, поэтому она и более соответствующая для важнейших священных текстов и событий язычества. Не удивительно, что мир заговоров - это мир ночной, подчеркнуто архаический и влиятельный в измерениях человеческой судьбы.
Бесспорным доказательством архаичности заговоров служит отсутствие в них композиционного изображения мира, причинно-следственной сюжета, временной последовательности событий. А все это является следствием отсутствия центровки мироздания.
Установив архаичность заговоров, имеем право рассматривать их как один из источников познания особенностей славянского мироощущения и миропонимания. В контексте нашего исследования важно найти истоки понятия "красота" на східнослов ' янском почве. Серьезную помощь в этом поиске может оказать дешифровки символов заговоров, особенно интересными для нас являются символы цветов. Ведь само слово "красный" изначально означало "цветной" и шире : "обозначен цветом", "украшенный".
На первый взгляд, кажется, что цвет - явление естественное и не зависит от человеческого мировоззрения. Но история человечества показывает обратное. Разные эпохи и культуры делят спектральную шкалу по-разному и оказывают ее участкам разного веса. Одни цвета выглядят обобщенно, нечетко, другие отличаются и активно символизируются.
В заговорах цвет автономный. Белый конь и рыжий конь - это не два варианта лошадей, а совсем разные по своим символико-магическими возможностями объекты (Белый конь - знак присутствия божества или обладателя стихии, рыжий конь - домашний скот). При этом в наиболее "действенных" магических ситуациях физическое значение цвета вообще начинает исчезать. Цвет становится символом нецветных отношений. Он уже не описывает предмет, а приписывает ему различные функции. Это касается не всех цветов, а только тех, которые были освоены человеком символико-магически раньше других. Для заговоров такими цветами являются красный, золотой, белый, черный. В мифах, ритуалах, заговорах, загадках, магических сказках отмечено, что самый первый цветной символ в человеческой культуре - красный цвет. Красная охра прослеживается от неолита. Вероятнее всего, что в первобытных ритуалах она заменила кровь.
В комментарии к уже упомянутой нами сборника украинских заговоров отмечается, что перенос значения "красный" на слово "красный" не было случайным. Красный цвет занимает верхнее место спектральной шкалы, за ним идут оранжевый и желтый. "Впереди" от красного может быть только белый как слияние всех цветов. Оранжево-желтая символика в слав ' янском язычестве была поглощена золотой символикой. "Потусторонний", всеобъемлющий белый цвет (собственно, уже не цвет, а свет) вобрал в себя соответствующую "потустороннюю" символику. Красный цвет, отдав царственність золотом, а цілокупність - белом, оставаясь неотделимым от телесной символики крови, взял на себя значение священности земной, явленной в тепле и красоте. Красный цвет сблизился с понятием красивого (вплоть до того, что значение цвета вытеснило в слове "красный" исходное значение красоты). Так же неслучайно эт ' связан он и с понятием "ласки", привязанности, любви к окружающему миру. "И "першоестетика", и "першоетика" архаического вселенной изначально вырастает именно из переживания строя как высшей гармонии мира: его форм (красота) и его отношений (добро). Паронімічні пары "Красный - ясный", "красный - прекрасный" раскрывают эту символику доброго, прекрасного, светлого, согласованного и благосклонного к человеку вселенной". ( 8 )
Стремление к гармонии между человеком и миром, прежде всего, реализовалось в принципе природосообразности, который стал одним из основных принципов воспитания детей в дохристианский период. Идея природосообразности четко прослеживается в украинской народной педагогике. Природосоответствие заключается в восприятии человека - объекта и субъекта воспитания - как части живой природы. Согласно этому принципу следует учитывать возраст питомца (лучшая пора для воспитания - детство и подростковый возраст, когда психика гибкая и податливая: "Гни дерево, пока молодое, учи дитя, пока малое", "Из молодого, как из воска, что хочешь, то и виліпиш"), его индивидуальные особенности ( "В лесу и двух деревьев нет одинаковых, не то что людей").
Народная педагогика восточных славян стремилась гармонизировать отношения ребенка с природой. Это требование реализовалась в народной системе воспитания четко и последовательно. Прежде всего это касается воспитания бережного отношения к природе, в частности к земле. Земля-мать - образ-тотем. Языческие верования запрещали бить палкой по земле, особенно весной. Считалось, что в этот период земля рождает хлеб и дает жизнь всем растениям. С распространением христианства это языческое табу перешло в церковную книжність: на того, кто бил палкой по земле, накладывалось "15 дней покаяния" (церковного наказания поклонами). Уважительное отношение народа к земле свидетельствуют древние промовки: "Грех землю бить - она наша мать", "Земля дает все и забирает все", "Земля мать наша, всех кормит и ласкает", "Кто на земле сидит, тот не упадет". Землей клялись, землю прикладывали к ране, землю, как оберег, брали с собой в дорогу. При встрече с взрослыми детям полагалось поклоняться и касаться рукой земли, что означало пожелание благополучия.
Важную роль в воспитании бережного отношения детей к родной природе играла система устных запретов (запуки). Эти запреты регулировали отношения детей с животными, растениями, птицами, удерживая подростков от бездумной жестокости, помогали осмысливать право всего живого на жизнь.
Особое место в отношениях детей с природой отводилось птицам. Птицы - спутники человека с доисторической эпохи. Изображения птиц встречаются на стенах пещер периода неолита. Прекрасные рисунки пернатых выявлено среди орнаментальных росписей на керамике трипольской культуры. И этнографические материалы свидетельствуют, что радость всех детских праздников была связана с птицами. Во время земледельческих обрядов встречи весны дети носили в руках произведенных из дерева птичек от дома к дому и прославляли весну. По другим обычаям, дети подбрасывали в воздух птичек из хлеба и глины. Считалось: как высоко они зів'ються, так высоко поднимется на ниве хлебный колос. С помощью пения птиц детей учили определять часы дня и ночи. Народ издавна относился к пернатых друзей с исключительной теплотой. В сокровищнице народного творчества находим настоящие жемчужинки - поэтические обращения к журавлей, кукушки, соловья, ласточки, чайки, диких гусей. Особенно трогательные отношения сложились у человека с аистом. Для украинцев аист - птица-оберег. С первых лет жизни человек принимала участие в интересных обычаев, игр, примет, связанных с птицами.
Уместно заметить, что народная педагогика придавала большое значение усвоению детьми природных примет. Это развивало наблюдательность, поощряло к познанию окружающей действительности, помогало последовательно овладевать навыками земледелия, народными знаниями (ботаническими, метеорологическими, астрономическими). Это лишний раз доказывает единство воспитательного и образовательного элементов в процессе воспитания.
Тесная связь между явлениями природы, приметам и последствиями земледельческого труда отразили древнейшие пословицы и поговорки - своеобразные летописи народной педагогической мудрости. Ведь их образность способствовала более легкому усвоению наставлений, советов, правил поведения, выражающие народную мораль.
Познавать мир в его взаимосвязях помогали загадки - важное средство развития у детей умственных способностей, сообразительности, наблюдательности, ассоциативного мышления. Древнейшие загадки отражают языческое понимание природы и вселенной. К общей индоевропейской фольклорной традиции принадлежит текст-диалог, состоящий из вопросов (и ответов на них) о сотворении мира и человека, основные элементы космоса, небесные светила. Продолжение этой традиции прослеживается в восточнославянских циклах загадок, особенно в новогодних загадках - ответах.
Мудрой находкой педагогического таланта народа есть скороговорки - древнее начало народной логопедии.
Интересный и своеобразный мир представляют собой детские считалки. Некоторые из них просто удивительные по лексическому составу и ритмикой. Кроме своих прямых функций, считалки и скороговорки, благодаря своему неожиданному алогизма, воспитывали чувство юмора, были источником детского смеха и веселья. Следовательно, названные выше так называемые малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки) можно без преувеличения считать эстетичной формой передачи новым поколениям обобщенного опыта народа.
Духовно-практическому освоению действительности способствовали детские игрушки. Первые игрушки были преимущественно копиями предметов быта и труда земледельцев, они помогали понять мир взрослых и подражать ему. Игрушки развивали воображение детей, умственно-аналитические способности. Кроме того, именно игрушки имели значительное влияние на формирование эстетических вкусов детей. Ведь не случайно в разветвленном понятийном аппарате народных представлений о красоте и сегодня сохранились такие сравнения: "красивая, как кукла", "красивая (или аккуратненький), как игрушка".
Весьма примечательную группу детских игрушек составляли писанки - птичьи яйца, расписанные с помощью растопленного воска, специального прибора (писарка) и красителей. Культ яйца как олицетворение тайны зарождения и продолжения жизни возник еще в начале истории человеческого общества. В представлении древних персов, византийцев, греков, римлян яйцо олицетворяло источник жизни и Вселенной. Есть основания считать, что писанки не были только предметом забавы детей, а выполняли функцию нравственно-эстетического воспитания. В Карпатах существовало поверье: пока люди расписывают писанки, они будут жить в мире и согласии. С давних времен здесь сохранился обычай решать детские конфликты путем обмена писанками.
Мы не случайно упомянули о детские народные игры. Педагогическая мудрость народа изобрела детскую игру как своеобразное искусство общения, школу дружеских отношений, источник бодрости и радости жизни. "Как ребенок бегает и играется, так ей улыбается здоровья" - гласит народная пословица. В Украине до наших дней сохранились старинные народные детские игры: домашние ("Золото", "Ко мне", "Игра в калача") и игры на воздухе ("Заколдованный клад", "Калита", "Жмурки", "Пятнашки", "Гуси", "Паучки"). Отождествляя себя с взрослыми, моделируя их отношения, дети в играх (особенно ролевых) и игрушках усваивали смысл трудовой деятельности, воспроизводили отдельные ее операции. Интересным примером в этом плане является цикл игровых песен - хороводов "А мы просо сеяли", "Лен", "Мак".
Здесь уместно вспомнить философскую истину, что сознание, отражая практику, является деятельным отражением окружающего мира и к тому же - творческим его отображением (не просто "повторяет" то, что существует или существовало, но показывает то, чего не было и нет, но могло ли может быть).
Развивается один из самых распространенных жанров устного народно-повествовательной творчества - сказки.
В сказках желаемое изображается как действительное, и поэтому мир сказки оказывается миром чудесной справедливости и добра. Динамизм сюжета, художественный вымысел и развлекательность делают сказку привлекательной, а учитывая это - могучей воспитательной силой, важной составной частью народной педагогической культуры. Через сказку представления о добре и зле, моральные ценности, правила поведения входят в сознание ребенка незаметно и становятся внутренним достоянием. В этой особенности сказок К.д.ушинский видел проявление педагогического гения народа. Ценным источником педагогического опыта восточного славянства является фольклор, в частности детский. Детский фольклор - многожанровая система, состоящая из прозаических, речитативных, песенных и игровых произведений. К детскому фольклору относятся как творчество самих детей, так и произведения, исполняемые для детей взрослыми. Причина такого разделения в том, что игровые и ритмико-интонационные возможности детей зависят от возраста. В раннем возрасте эмоциональное, моторное и умственное развитие ребенка лежит всецело на обязанности взрослых. Взрослые выполняют для детей раннего возраста колыбельные песни и разные потешки (утішки). Подавляющее их большинство - женский репертуар.
Как видим, первоначальные смысловые значения народной педагогики в деле эстетического воспитания имеют историческую преемственность. Сегодня они воспроизводятся в семье, дошкольных учреждениях, начальной школе. Испытанными средствами эстетического воспитания является природа, труд, красота быта, выработка у ребенка способности понимать и чувствовать искусство, приобщение ее к активному художественному творчеству.
Список использованной литературы
1. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. - М.,Л., 1962; Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков: Историко-диалектологический очерк.-Л., 1972; Филин Ф.П. Древнерусские диалектные зоны и происхождение восточнославянских языков // Вопр. языкознания. - 1970. - № 5 ;
2. Жовтобрюх М.А., Русановский В.М., Скляренко В.Г. История украинского языка: Фонетика. - К., 1979; Нимчук В.В. Происхождение и развитие языка украинской народности // Украинская народность: очерки социально - экономической и этно-политической истории. - К., 1990; Булаховський Л. а. Избранные труды: В 5 т. - К., 1977 - т.2, Украинский язык. - С.9 - 16; Шахматов А., Крымский Аг. Очерки по истории украинского языка и хрестоматия по памятникам письменської староукраїнщини XI - XVIII вв. - К., 1924;
3 . Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. - М., 1985;
4. Олекса Воропай. Обычаи нашего народа. - К.,1993; 5. Иваницкий А. Украинская народное музыкальное творчество. - К., 1990;
6. Иваницкий А.И. Украинская музыкальная фольклористика. - К.,1997;
7. Пивторак Г. Украинцы, откуда мы и наш язык. - К., 1993;
8. Украинские заговоры. - К., 1993. - С. 268;
9. Украинское народоведение. - Львов 1997.
|
|