Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Коммуникативная компетентность: сущность, структура, развитие

 


Понятие коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков , обеспечивающих эффективное общение (7). Она предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятным для партнера по общению. Коммуникативная компетентность формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. Этот опыт приобретается не только в процессе непосредственного взаимодействия, а также опосредованной, в том числе по литературе, театру, кино из которых человек получает информацию о характере коммуникативных ситуаций, особенности межличностного взаимодействия и способах их решений . В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.

Структура коммуникативной компетентности. Если опираться на принятую в социальной психологии структура общения, что включает перцептивный , коммуникативный и интерактивный аспекты (1), то коммуникативную компетентность можно рассматривать как составляющую общения. Тогда коммуникативный процесс понимается как "информационный процесс между людьми как активными субъектами, с учетом отношений между партнерами" [10]. То есть, возникает "узкое" понятие "коммуникация". Однако часто "коммуникацию" понимают как синоним общения, подчеркивая, что "коммуникативное влияние есть ... психологическим воздействием одного комуніканта на другого с целью изменения его поведения "[1]. Это означает, что происходит изменение самого типа отношений , который сложился между участниками коммуникаций. Есть и широкое понимание "коммуникации", которое применяется в связи с развитием системы массовых коммуникаций в обществе.

Выделяют следующие составляющие коммуникативной компетентности:

· ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и жизненном опыте индивида [9];

· способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний , межличностных отношений и условий социальной среды [9];

· адекватная ориентация человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации [4];

· готовность и умение строить контакт с людьми [4];

· внутренние средства регуляции коммуникативных действий [7];

· знания, умения и навыки конструктивного общения [11];

· внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [13].

Таким образом, коммуникативная компетентность предстает как структурный феномен, включающий как составные ценности, мотивы, установки , социально-психологические стереотипы, знания, умения , навыки .

В.Я. Ляудіс , А.М. Матюшкина , А.Я. Пономарева выделяют два типа деятельности и соответственно два типа заданий : творческие (продуктивные) и рутинные (репродуктивные), отражаются в анализе процесса общения [15]. Ситуация, которая требует выхода за пределы стереотипов, установок , ролей, что сложились, всегда предполагает продуктивное общение. Репродуктивное, или стандартизированное общение предполагает взаимодействие "по стандарту", "по сценарию". Можно говорить также о внешнем, поведенческом , оперативно-техническое и индивидуально-смысловое общение [15]. А.Б. Добрович в своих работах различает конвенциональное , примитивный, манипулятивный , стандартизированный, игровой, деловой и духовный общения [6].

В контексте проблемы эффективности общения целесообразно вспомнить о таком явлении в человеческом взаимодействии, как роль. Роль фиксацией определенного положения , которое занимает тот или иной индивид в системе межличностных отношений [1]. В психологии выделяют формальные, внутригрупповые , межличностные и индивидуальные роли [6]. Формальная роль - это поведение , которое строится в соответствии с усвоенными ожиданий со стороны окружения , связанных с выполнением той или иной социальной функции (продавец, покупатель, ученик, педагог, подчиненный , руководитель и т.д.). Внутрішньогрупова роль - это поведение , что требует учета ожиданий, предложенных участниками группы на основе сложившихся взаимоотношений. Межличностные роли - это поведение , которое предполагает учета ожиданий, предложенных другим человеком на основе сложившихся отношений.

Существуют и другие классификации ролей: активные роли, которые выполняются в данный момент и латентные роли, что не оказываются в данной ситуации; інституціалізовані , связанные с официальными требованиями организации, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями , но все это так или иначе пересекается с вышесказанным [10].

Человек всегда находится в контакте с другим - партнером реальным, воображаемым, выбранным , навязанным и т.п. Инвариантными составляющими общения являются такие компоненты, как партнеры-участники, ситуация, задача . Вариативность же связана с характеристиками самих составляющих - партнеров по общению, ситуаций, целей общения. Поэтому компетентность в общении предполагает развитие умений адекватной самооценки, ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче (15).

Главной качественной характеристикой всех этих "психологических инструментов" считается " общая направленность" на человека, что в свою очередь является основанием эффективного общения [3]. Ориентация личности прежде всего на положительные качества в другом человеке является важным в эффективном общении, потому что она способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. Подчеркивается роль познавательных процессов в структуре коммуникативной компетентности [3], прежде всего мышление - способность анализировать поступки, видеть мотивы, побуждающие к ним. Условием успешного общения человека с другими людьми считают социально-психологическая перцепция, которая включает идентификацию, эмпатию , социальную рефлексию (1).

Таким образом, можно сказать, что коммуникативная компетентность включает не только личностные свойства индивида, но и определенным образом организованы познавательные процессы и эмоциональную сферу.

Одной из составляющих коммуникативной компетентности является умение осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры. Такие барьеры могут возникать, например, при отсутствии понимания ситуации общения, что вызывается различиями между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными , которые порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, обусловливающих различное мироощущение, мировоззрение, мировосприятие ). Барьеры в коммуникации могут носить также психологический характер, отражая индивидуальные психологические особенности тех, кто общается, их сложившиеся отношения : от дружбы до неприязни по отношению друг к другу.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно этому можно выделить вербальный и невербальный уровень коммуникативной составляющей компетентности в общении. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь , естественный звуковой язык , т.е. систему фонетических звуков, включающую два принципа: лексический и синтаксический [1].

Совокупность определенных мер , направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название "убеждающей коммуникации", на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи . Другой вид коммуникации включает следующие знаковые системы: оптико-кинетическую - к ней относятся жесты, мимика, пантомимика; пара - и екстралінгвічну . Первая - это система вокализации , т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Вторая - включение в речь пауз, других вкраплений, темп речи ; организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт: частота обмена взглядами, длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Понятно, что коммуникативная компетентность предполагает также умение интерпретировать невербальные проявления других людей. Здесь возникает серьезная проблема: если в вербальной коммуникации за каждым словом стоит более-менее определенное содержание , то в невербальной системе коммуникаций не только трудно поставить содержание в соответствие знака, но и вообще выделить знак, то есть единицу анализа в этой системе коммуникации.

В социальной психологии было несколько попыток решить данную проблему.

К. Бердвістл предложил единицу тілорухів человека - кин , или кінему . "Отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении меняется вся структура" [1]. Ему принадлежит идея построения словаря тілорухів , то есть определенном тілоруху приписывалось определенное значение. Но сам Бердвістл пришел к выводу, что построить словарь тілорухів , который бы удовлетворил, пока не удается: само понятие кина оказалось достаточно неопределенным и спорным.

Б. Экманом (25) был предложен вариант анализа невербальной коммуникации, в котором фиксировались эмоции по внешн и х ("знаковых") проявлениях лица , что позволяло в определенной степени регистрировать тот или иной характер невербальной коммуникации.

Хоть и удается описать определенный "каталог" жестов в различных национальных культурах, проблема интерпретации невербальной коммуникации все - таки остается нерешенной.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если коммуникативный процесс существует на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить деятельность дальше, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен сделать в нее свой особый вклад, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия, где важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать общую деятельность. При таком планировании возможна регуляция действий одного индивида "планами, которые сформировались в голове другого ", которая и делает деятельность действительно совместной , когда ее носители будут выступать уже не как отдельный индивид, а как группа. Таким образом, можно сказать, что интерактивная сторона общения представляет собой определенное средство объединения индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности. Соответственно этому можно и проинтерпретировать интерактивный компонент коммуникативной компетентности как способность к организации совместных действий, позволяющих партнерам реализовать какую-либо общую для них деятельность.

Таким компонентом коммуникативной компетентности является перцептивная составляющая. Это та сторона компетентности, на основе которой строится совместная деятельность и коммуникативный процесс.

Условно перцептивну составляющую компетентности в общении можно назвать способностью адекватного восприятия одного человека другим , но это лишь условно: само слово "восприятие" не отражает всю сложность этого явления. Перцептивный компонент коммуникативной компетентности выступает в роли регулятора процесса общения [11]. Выбор человеком той или иной линии поведения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие и оценку партнеров, самого себя и ситуативного контекста в целом.

В процессе межличностного восприятия и познания возникает ряд "эффектов": первичности, новизны, ореола. Большую роль играют также явления стереотипизации и каузальной атрибуции.

Итак, обобщая выше изложенные точки зрения на явление коммуникативной компетентности, можно сделать вывод , что коммуникативная компетентность выступает как интегральное качество личности, выполняет функцию адаптации и адекватного функционирования личности в социуме, содержит в себе установки , стереотипы, позиции общения, роли, ценности и т.п. личности, "инструмент агрегату "творческий потенциал личности.

Вопрос о развитии коммуникативной компетентности можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, в процессе социализации и воспитания; во-вторых, средством специально организованного социально-психологического тренинга.

Относительно первого, то человек черпает из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и зрительных форм, как символических, так и образных, что дает ей возможность синтезировать, классифицировать различные эпизоды социального взаимодействия. Понятно, что в ходе стихийного овладения " языком " социально-перцептивной сферы могут образовываться неадекватные познавательные схемы, как причины неадекватных коммуникативных действий, что, в свою очередь, может привести к неэффективности в ситуации общения. Чаще всего это происходит при условии "однобокого" приобщение человека к специфической субкультуры , освоения ею лишь отдельных слоев культурного богатства, и только расширение сферы социальных контактов и включения в новые каналы коммуникации могут скорректировать существующие деформации. "Свою роль может сыграть знакомство с социально-психологической литературой: это обогащает словарь, упорядочит классификационные средства " [7].

По мнению Л.А. Петровской , аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реальной, так и представленной в художественной форме, дает не только возможность "тренировки" приобретенных познавательных средств , но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения . В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют свое взаимодействие. Ориентируясь на выход взаимодействия, наблюдатель может понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Это может послужить основой формирования собственной системы "правил эффективной коммуникации". Еще в большей мере аналитическое наблюдение влияет на операциональный состав коммуникативных действий. [15].

Согласно Л.А. Петровской , важным моментом процесса развития коммуникативных умений на определенном этапе становления личности является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий "в уме" является составной частью коммуникативного действия, протекает нормально. Такое планирование в воображении, как правило, непосредственно опережает реальное исполнение, но может происходить и заблаговременно, нередко далеко отставая от воплощения в поведении , а другим вместе мысленное проигрывание производится не до, а после завершения коммуникативного акта. И не всегда воображаемое воплощается в реальность, но создаваемые в нем " поведенческие заготовки" могут актуализироваться в других ситуациях. Это приводит , с одной стороны, впечатление непосредственности некоторых глубоко продуманных поступков, а с другой стороны - к действиям, что является достаточно рациональными и такими, которые нельзя объяснить . Способность человека действовать "в уме" может быть целенаправленно использована для совершенствования общения в ситуации социально-психологического тренинга. [15].

К определению стратегических ориентиров по совершенствованию общения в практической работе можно подходить с разных точек зрения. "Одна из них в качестве ориентира выделяет обогащения, полноту, поліформність " [4]. В этом случае основным в развитии компетентного общения является направленность на обретение богатой, многообразной палитры психологических позиций, средств , которые помогают полноте самовыражения партнеров, всем сторонам их адекватности - перцептивной , коммуникативной, интерактивной. В этом смысле развитие компетентности общения взрослых людей неизбежно предполагает двойной процесс: с одной стороны, это приобретение новых знаний, умений и опыта, а с другой стороны, это коррекция, изменение уже сложившихся форм и средств общения. Рассматривая коммуникативную компетентность, нецелесообразно ограничивать спектр возможных форм социально-психологического воздействия каким-то одним из названных выше типов, поскольку реальное общение является многоплановым .

Другой подход к определению принципиальных ориентиров для практики развития компетентного общения возможен со стороны психологических проблем, которые возникают. Подобные трудности можно определить как базовые трудности общения [4]. Их истоки берут свое начало , с одной стороны, из особенностей психологической природы человека и человеческих отношений , а с другой стороны - могут быть связаны со своеобразием социального контекста. В ряде случаев базовые трудности общения имеют характер дихотомий, мера гармоничного сочетания полюсов которых достигается тем с трудностями . Это, например: автономность - предпочтения , устойчивость - изменчивость , нормативность - импровизация, целостность - мозаичность, рефлексивность - спонтанность и др. [4].

Таким образом, коммуникативная компетентность имеет несколько источников развития в процессе становления личности человека: трансляция коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия с другими людьми, овладение культурным наследием, наблюдения за поведением других людей и анализ актов коммуникации, проигрывание в воображении коммуникативных ситуаций. Развитие коммуникативной компетентности в процессе социально-психологического тренинга возможен с точки зрения двух подходов: направленность на обретение богатой многообразной палитры общения и преодоления трудностей, которые могут возникать в процессе общения.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы по проблеме коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов эффективного взаимодействия: позиций общения, ролей, стереотипов, установок , знаний, умений , навыков . Эффективное общение всегда предполагает спонтанный и творческий процесс, поэтому эффективное общение - это общение, развивает. Кроме личностных особенностей к коммуникативной компетентности входят особенности познавательных процессов и эмоциональной сферы. В целом коммуникативная компетентность связана с адекватным использованием всей палитры возможностей. Анализ понятия коммуникативной компетентности позволяет выявить проблемы обоснования критериев эффективного общения и адекватного соответствия форм общения и ситуации общения.

В процессе становления личности развитие коммуникативной компетентности имеет несколько источников: идентификация со взрослым, усвоение культурного наследия, наблюдения за поведением других людей, проигрывание в воображении коммуникативных ситуаций. Современное состояние общественных процессов позволяет констатировать тот факт, что естественное формирование коммуникативной компетентности не соответствует требованиям социальной действительности. Эту проблему позволяет решить целенаправленное формирование коммуникативной компетентности в процессе социально - психологического тренинга. В отечественной социальной психологии существуют два основания для построения такого рода тренингов: направленность на обретение богатой и разнообразной палитры общения и тренинг психологического консультирования трудностей в общении.


Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология., М, изд. "Аспект прогресс", 2000; 2 . Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия, Санкт-Петербург, "Братство", 1994; 3. Бодалев А.А. Личность и общение, М, 1982; 4. Введение в практическую социальную психологию (под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой), М., "Смысл", 1996; 5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М, "Просвещение", 1990; 6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, М, "Просвещение", 1987; 7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении, М., 1990; 8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя, М., "Просвещение", 1987; 9. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий (под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова), Л., Лениздат, 1987; 10. Краткий психологический словарь (под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского), М., Политиздат, 1985 ; 11. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения, Л, 1990 ; 12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, М., "Педагогика", 1983 ; 13. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцеву. Изд: "Совершенство", М., 1997 ; 14. Петровская Л.А. "К вопросу о природе конфликтной компетентности". Вестник МГУ "Психология", №4, 1997 15. Петровская Л.А. Компетентність в общении, М., 1989 ; 16. Петровский В.А. Феномены субъективности в развитии личности, Самара, 1997 ; 17. Психологические исследования общения (под ред. Б.Ф. Ломова, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко, М, "Наука", 1985 ; 18. Психологический словарь (под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова) - 2-е издание, М., "Педагогика - пресс", 1996 ; 19. Психология воспитания (под ред. В.А. Петровского), М., "Аспект пресс", 1995 ; 20. Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара, Изд. дом "Бахрах", 1996 ; 21. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада (В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др.), М,"Просвещение", 1993 ; 22. Холл С., Линдсей Теории личности, М., "КСП+", 1997 ; 23. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности, Санкт-Петербург, "Питер", 1997 ; 24. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Языки творческого бессознательного, М., "КСП+", 1996; 25. Экман П. Психология лжи. - Спб, 1999