Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Элементы внутренней формы литературного произведения




Строение произведения. Архитектоника. Композиция, ее элементы. Сюжет, элементы сюжета, их функции. Лирический сюжет. Фабула. Интрига. Ретардація. Конфликт в произведении. Виды конфликтов. Образы персонажей, их группировка. Лирический герой. Система персонажей. Функциональность персонажей. Типичное и индивидуальное в образе персонажа. Принципы типизации. Герой и антигерой. Средства индивидуализации персонажа: портрет, поступки, речь, прямая и косвенная характеристики, его отношение к кого-то или чего-то подобное.

Вопросы внутренней формы художественного произведения прежде всего касается вопроса образной строения произведения. В этой связи различают два понятия: архитектонику и композицию. Под архитектоникой (с греческого - архитектура, искусство управлять) понимают строение художественного произведения как единого целого, интегральная взаимосвязь основных его составляющих. До архитектоники, как общего плана целого произведения, входят самые крупные элементы того или иного произведения, то есть мегаобрази. Кроме мегаобразів, элементами архитектоники есть главы, разделы, действия, части и т.д. Малоформатные произведения (в частности лирические), основываются на одном мегаобразові, архитектоники не имеют.

Композиция (с латинского - построение, составление, сочетание, создание) - построение произведения, целесообразное сочетание всех его компонентов (факторов внутренней формы) в художественно-эстетическую целостность, обусловленную логикой содержания. Композиция состоит из двух основных групп элементов: текстуальных и надтекстуальних. К последним относятся заголовок, эпиграф, пролог, эпилог, предисловие, послесловие, дедикація (посвящение) и т.п. Группа текстуальных элементов, в свою очередь, делится на две подгруппы: сюжетных и позасюжетних элементов. Позасюжетні элементы, в отличие от сюжетных, которые образуют событийный каркас эпического или драматического произведения, замедляющих развитие действия, это - лирические или авторские отступления, литературно-философские, публицистические размышления, исторические сцены, экскурсы в прошлое, статичные описания (развернутый пейзаж, интерьер, экстерьер, портрет, авторские характеристики), многообразий предыстории и міжісторії, воспоминания героев, вставные эпизоды (новеллы, сны, письма и т.д.), повторы однородных эпизодов с постепенным усилением.

Для понимания своеобразия композиции произведения важно выделить композиционную доминанту (композиционный фактор), которую составляет центральный персонаж, или главный конфликт, или место действия, от которых прямо или косвенно зависят все остальные компоненты.

Одним из наиболее продуктивных композиционных факторов является сюжет (с французского - тема, предмет). Этот важнейший элемент художественной системы определяют как событие или система событий, положенных в основу эпических, драматических или лиро-эпических произведений. Под сюжетом еще понимают способ эстетического освоения и осмысления, организации событий, движение характеров в неповторимом художественном мире, в художественном времени и пространстве.

Поскольку сюжет предстает как определенная последовательность чередования событий и ситуаций, то должна существовать сила, которая придает ему динамики, движения. Такой движущей силой является конфликт (с латинского - столкновение, стычка) (см. ниже).

В зависимости от динамики зарождения, созревания, развертывания, обострения и разрешения конфликта (то есть от этапов его развития) выделяют элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия (перипетии), кульминацию и развязку.

Экспозиция (с латинского - изложение, описание, объяснение) - исходная часть сюжета художественного произведения, в которой кратко представляется ситуация, что логично опережает завязку. Как правило, в ней читатель знакомится с главными участниками будущих событий, со средой, временем и местом действия. Различают такие виды экспозиции: 1) прямую (предшествует в тексте завязке), 2) задержанную (подается после завязки отдельными деталями протяжении всего текста) и 3) обратную (подается в конце произведения).

Начало конфликта, первое прямое столкновение сил, что дает толчок последующему развитию событий, фиксирует завязка - эпизод или несколько эпизодов, с которых начинается действие произведения. Именно завязка выявляет основные силы, конфликтуют, причины их столкновение, противоположность взглядов, интересов, устремлений. Каждая отдельно взятая макрочастина художественного произведения (глава, часть, действие и т.п.) может иметь свою завязку, подчиненную основной.

Столкновение противоположных сил углубляется в развитии действия - перипетиях. Это основная часть сюжета, описывающего обострение в отношениях конфликтующих лиц, которое охватывает не только главных, но и второстепенных действующих лиц. В развитии конфликта наиболее ярко проявляются черты характеров персонажей, их миропонимание и жизненная позиция. Двигателем перипетий чаще всего выступает интрига (с латинского - заплутую). Под интригой понимают сложное и запутанное развертывания событий в драматическом или розповідному произведении с целью отбить острую борьбу между персонажами, достичь особого напряжения действия и заинтересовать („заинтриговать") ею читателей. Различают политические интриги, приключенческие, любовные, детективные, психологические и т.п.

С целью замедлить или задержать развертывание действия используют композиционный прием ретардації (от латинского - задержка, замедление). Достигается ретардація позасюжетними элементами.

Драматическая точка произведения называется кульминацией (от латинского - вершина). Это момент наивысшего подъема, напряжения, развития конфликта, момент решающего столкновения характеров, момент перелома в сюжете, с которой начинается развязка. Кульминация становится наиболее сложным испытанием для персонажей, которое решает их будущее. В некоторых произведениях можно выделить несколько кульминаций.

Именно кульминация создает условия для быстрой или постепенной развязке. Развязка - это разрешение конфликта, показ последствий конфликта (конфликтов), окончательное решение судьбы персонажей. Как правило, развязка дается в конце произведения, хотя, согласно замыслу автора, может стоять и в начале (новелла В. Стефаника „Новость").

Каждый из элементов сюжета несет определенную смысловую нагрузку. Экспозиция дает возможность определить тему произведения, завязка - его проблематику, развитие действия формулирует идею и раскрывает авторское отношение к изображаемому, кульминация еще раз ставит проблему в обновленном, более обобщенном виде, а развязка подчиняется раскрытию концепта твору79.

Перестановка элементов сюжета или отсутствие одного из них имеет важное смысловую нагрузку и зависит от замысла автора, логики построения того или иного произведения.

Отдельным выражением сюжета, его схеме есть фабула (с латинского - басня, рассказ, пересказ). Иногда не различают этих терминов: сюжет и фабулу. Если сюжет - это авторское расположение изображаемых событий, то фабула - их хронологическая, естественная последовательность. Фабула воспринимается как последовательность событий, которые могли бы происходить на самом деле. Иногда автор произведения, исходя из определенных идейно-художественных задач, отходит от хронологического, то есть фабульного развертывания событий (как в романе „Разве ревут волы, как ясли полные?" Панаса Мирного и Ивана Билыка). Если сюжет пересказать невозможно (его можно только дословно повторить), то фабулу легко перевести, точнее, она предстает перед нами лишь в пересказе, когда мы своими словами рассказываем то, что прочитали.

Отдельно скажем о таких два надтекстуальні элементы композиции, которые ошибочно называют элементами сюжета, как пролог и эпилог (с греческого - передслово и послесловие). Пролог - это вступительная часть, в которой кратко излагаются развернутые дальше события или изображается одно событие, которое проливает свет на основную действие, раскрывает первопричины дальнейших коллизий (с латинского - столкновение; источник конфликта и формы его реализации в художественном произведении, это острая противоречие, столкновение противоположных сил, интересов, убеждений, мотивов). В отдельных произведениях (например, в поэме „Моисей" И. Франка) в прологе сообщается о идейно-тематический замысел автора, цель - авторский смысл - произведения.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой говорится о том, что случилось с персонажами после развязки, через некоторое, иногда довольно длительное время. Эпилог оттеняет доминанту в характерах, добавляет новую информацию, дает авторскую оценку изображаемого модели жизни и т.д. Пролог и эпилог - это как „элементы „другого" сюжета, который предшествует сюжета литературного произведения или продолжает его"80.

В лирическом произведении сюжет в его эпическом или драматическом трактовке отсутствует. Невозможно пересказать сюжет лирического произведения. Читая такое произведение, мы прежде всего слышим голос лирического героя, знакомимся с его внутренним, духовным миром. Перед нами предстают „события" не внешние, а внутренние, субъективные. Составляющими лирического сюжета являются психические процессы: переживания, чувства, мысли лирического героя, который чутко реагирует на то, что происходит в окружающей действительности.

Одним из важнейших компонентов внутренней формы художественного произведения является образ персонажа (с французского - маска актера). Персонаж - это личность человека, изображенная писателем в художественном произведении, общее название любого действующего лица (то есть текстуального (вербального) субъекта) каждого литературного жанра. Персонаж преимущественно наделен ярким характером, очерченный взаимоотношениями с окружающей средой, связями с национальным, социальным, историческим контекстом. К персонажам также относят очеловечены, оживленные образы вещей, явлений природы, особей животного мира в сказках, байках, притчах, фантастических произведениях и т.п. В лирике персонажа называют лирическим героем или лирическим субъектом.

Относительно больших произведений говорят о системе персонажей, что возникает в результате их группировки. Группировка персонажей осуществляют на основе определенных взаимоотношений между действующими лицами. Образы-персонажи в сюжетном произведении (особенно большом) выступают не изолированно, а в различных и часто сложных связях. Группируют персонажи по разным признакам: политическими, национальными, социальными, родственными связями, соседством, психическими характеристиками и т.д. Типичным является разделение персонажей на положительных (воплощения определенных добродетелей) или героев, и отрицательных (воплощения определенных недостатков) или антигероев. Различают также главных и второстепенных персонажей.

Создавая образ персонажа, писатель органично сочетает в нем индивидуальные и типичные черты. В этой связи говорят о типизацию и индивидуализацию.

Под типизацией понимают создание определенных образов в искусстве, в которых одиночное становится выражением общего. Образ-тип концентрирует в себе черты характера, способ мышления, мировоззренческие ориентации определенной нации или другой группы людей, одновременно оставаясь ярко индивидуальным, неповторимым.

Под индивидуализацией понимают предоставление изображенным в художественном произведении образам своеобразных, неповторимых черт. Общим в образе персонажа является прежде всего общераспространенное, присущее группе подобных в каком-то аспекте (национальном, социальном, психическом, моральном и т.д.) лиц. Индивидуальное, напротив, идет от врожденных человеческих особенностей, приобретенных неповторимых качеств, переплетение врожденного, приобретенного и ситуативного. К основным средствам индивидуализации персонажа относят: портрет, его поступки, речь персонажа, прямая и косвенная характеристики этого персонажа, его отношение к кому-то или чему-то и др. Диалектика общего и индивидуального по-разному проявляется в различных литературных направлениях (классицизм, романтизм, реализм и т.д.).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андросов С. М. Модус национальной идентичности: Львовский текст 30-х годов ХХ ст.- Тернополь-Львов, 2001.- 340 с.

2. Антология мировой литературно-критической мысли ХХ века. / За ред. М. Зубрицкой.- Львов, 1996.

3. Барт Р. Две критики // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М.: Прогресс, Универс, 1994.- С. 262-268.

4. Бахтин М. М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1986.- С. 355-380 с.

5. Башляр Г. Предисловие к книге „Воздух и сны" // Вопросы философии.- 1987.- No 5.- С. 109-112.

6. Башляр Г. Предисловие к книге „Поэтика пространства" // Вопросы философии.- 1987.- No 5.- С. 113-121.

7. Бгабга Г. Націєрозповідність (предисловие к книге „Нация и повествование") // Антология мировой литературно-критической мысли...- С. 559-561.

8. Бердяев Н. Национальность и человечество // Современность.- 1993.- No 1.- С. 154-157.

9. Введение в литературоведение / Под. ред. Г. Н. Поспелова.- М., 1983.

10. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. "Чернець " - монах.- М., 2000.

11. Галич А., Назарец В., Васильев Является. Теория литературы: Учебник.- К., 2001.