Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ

 

СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

ГАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН

 

Ганс Кристиан Андерсен - известный датский сказочник. Его произведения полны искренней, как в детстве, веры в чудо. Они убеждают: в обычной жизни всегда есть место чудесам и доброй улыбке судьбы.

Читая сказки Андерсена, мы неизменно чувствуем присутствие автора. Вместе с нами писатель радуется, удивляется, грустит. В своем волшебном мире он учит нас любить и сострадать, быть честными и мужественными, верными и справедливыми...

Во время чтения размышляю, представляю, присматриваюсь, прислушиваюсь

 

РОМАШКА

 

(Сокращенно)

Вот только послушай!

За городом, круг пути, стояла дача. Ты ее, наверное, когда-то сам видел! Перед ней - маленький квітничок, огорожен окрашенным забором. Возле самого забора, возле ручья, в прекрасной зеленой траве росла маленькая ромашка.

Солнце голубило ее так же тепло и нежно, как и крупные роскошные цветы в саду, и поэтому она росла просто не по дням, а ежеминутно. Однажды утром она совсем расцвела: ее маленькие блестяще-белые лепесточки лучами расходились от золотого солнышка, что было посередине.

Ромашка не думала о том, что ни один человек не увидит ее здесь, в траве, и что она простенькая, невзрачная цветок. Нет, она была очень довольна: вернулась с теплого солнца, смотрела на него и слушала жаворонка, что пел в вышине.

Маленькая ромашка была так счастлива, будто на праздник, хотя это был будний день. Все дети учились в школе.

 

В то время, когда они сидели за партами и учились, ромашка сидела на своей зеленой стебле и также училась - у теплого солнышка, у всего, что было вокруг нее. Ей казалось, что маленький жаворонок поет так прекрасно и звонко о том, что она сейчас чувствует. Ромашка с восхищением смотрела вверх на счастливую птичку, которая может летать и петь. Но она не грустила, что сама этого не могла сделать.

«Я ведь вижу и слышу, - думала она, - солнце светит мне, ветерок целует. О, мне дано столько хорошего!»

В саду за забором росло много высоких, гордых цветов. Чем меньше они благоухали, тем больше гордились. Пионы надувались, чтобы быть такими же большими, как розы, но ведь не в размере дело!

Тюльпаны выигрывали лучшими цветами; они это хорошо знали и держались ровно, чтобы их было лучше видно. Они не обращали никакого внимания на молоденькую ромашку за забором, но тем внимательнее она рассматривала их и думала: «Какие они пышные и прекрасные! Наверное, к ним взлетит эта замечательная птичка! Какая я рада, что расту так близко и могу видеть всю их красоту».

И только она это подумала, как послышалось: «Кви-кви», - и взлетел жаворонок, но не до пионов и тюльпанов, - нет, он взлетел низко в траву к простенькой ромашки. Ромашка от радости так испугалась, даже не знала, что и подумать.

Маленькая птичка кружила вокруг нее и пела:

- Ой, какая мягкая травка! Ой, какая милая маленькая цветочек с золотом в сердце и в серебряном наряде!

Действительно, желтая середина ромашки было видно золотом, а белые лепесточки вокруг блискотіли, как серебро. Какая счастливая была маленькая ромашка, - нет, этого никто и представить не может! Птичка целовала ее клювиком, пела для нее, а потом снова подымалась в голубую высь.

Наверное, прошло с четверть часа, пока ромашка опомнилась! Немного застенчиво, но искренне и радостно посмотрела она на другие цветы в саду.

Они же видели то счастье и ту честь, что ей пришлась, они же должны были понять, какая это была радость!

Но тюльпаны виструнчились еще больше, чем раньше, и такие колючие и красные стали сердцах их лица! Тупоголовые пиона понадимались. Это хорошо, что они не умели разговаривать, а то бы много наговорили ромашке! Бедная маленькая цветок увидела, что они совсем не в настроении, и ей стало очень обидно.

Второго утром, когда ромашка опять счастливо протянула свои белые лепестки, будто маленькие ручки, до света и воздуха, она узнала голос птички. Но голос звучал грустно, потому что птичку поймали и посадили в клетку круг открытого окна.

Она пела о свободные счастливые полеты, пела о молодом зелене жито на полях и замечательные путешествия на своих крыльях - высоко, в безграничные просторы. Грустно было бедному жайворонку, пленник сидел он в клетке.

Маленькая ромашка так желала помочь ему! Но что она могла сделать? Это трудно было придумать.

Цветок совсем забыла о том, как красиво вокруг, как тепло греет солнце и как роскошно белеют лепестки. Она думала только о пойманную птичку, которой ничем не могла помочь.

- Здесь мы можем вырезать замечательный дерен1 для жаворонка, - сказал один из мальчиков и начал обкапывать землю четырехугольником вокруг ромашки так, что она оказалась посередине.

Ромашка... попала в клетку к жаворонку. Несчастная птичка громко жаловалась про свою утраченную свободу и билась крылышками о железную решетку клетки. Маленькая ромашка не умела разговаривать, не могла сказать ни слова утешения, хоть и очень хотела. Так прошло утро.

- Здесь нет воды, - стонал пойманный жаворонок. - Они все ушли и забыли мне оставить хоть каплю воды. Мое горло пересохло, все горит! Огонь и лед внутри, воздух тяжелый. Ах, я должен умереть, расстаться с теплым солнечным лучом, со свежей зеленью, со всей красотой.

И он вонзил свой клюв в прохладный дерн, чтобы немного освежиться. Тут он заметил ромашку. Жаворонок наклонился, поцеловал ее клювиком и сказал:

- И ты зів'янеш здесь, бедная маленькая квіточко! Тебя и маленький пучок зеленой травы мне дали вместо целого мира, что я имел на свободе! Каждая травинка будет мне зеленым деревом, каждая твоя белая лепесток - пахучим цветком. Ах! Вы только напоминаете мне, чего я лишился!

Наступил вечер, и никто не приносил воды птичке. Она вытянула свои красивые крылья и задрожала; ее песня была плачевная - «пик-пик», - маленькая головка склонилась к цветку, и сердце птички разорвалось от тоски и муки. И цветок не могла, как вчера, составить свои лепестки и заснуть; она склонилась долу, обессиленная и печальная.

Только на второе утро пришли мальчики и, увидев мертвую птичку, горько заплакали.

Пока она жила и пела, о ней забывали - оставили умирать в клетке от жажды, а теперь устроили ей пышные похороны и проливали над ее могилой горькие слезы.

А дерн вместе с ромашкой выбросили на запорошений1 путь. Никто и не подумал о цветке, которая больше всех любила бедную птичку и так хотела ее утешить.

Перевод Оксаны Иваненко

1Дерен - верхний слой почвы, покрытый травой, пронизан ее корнями.

 

• Названия персонажей сказки. Сколько дней из жизни ромашки описал сказочник?

• Раздели текст на три части в соответствии с дней из жизни ромашки. Найди в первой части описания этого цветка. Сравни их. Какое настроение было у ромашки? Кому она больше всего обрадовалась?

• Прочитай первое описание цветов, которые росли в саду. Какими их увидела ромашка?

• Прочитай второй описание цветов. Объясни, почему ромашке стало обидно?

• Прочитайте вторую часть текста. Почему ромашка забыла все, чему раньше радовалась? Как она попала в клетку? Что рассказал ей жаворонок?

• Почему погибла птичка? Случается ли подобное в жизни? Почему тогда произведение является сказкой?

• Прочитай третью часть текста. Какие чувства вызвали у тебя описаны события? С какой мыслью обращается автор сказки до читателей?

• Определите настроение сказки. Подумайте, почему автор так грустно ее закончил. Составьте собственную концовку произведения, используя волшебные превращения.

1 Пыльный - здесь: покрытый пылью.

• Прочитай стихотворение украинской писательницы Марии Познанской. Сравни образы ромашки в стихи и сказке Ганса Кристиана Андерсена.

РОМАШКА

На стройной высокой ножке

возле речки, на лужайке,

в косынке-белоснежке

встретил я квітоньку такую.

Ясным глазом желтоватым

улыбалась мне.

Я хотел ее сорвать,

а пчела сказала: «Нет!»

Взвился жаворонок высоко под чистое, как новое небо и запел о том, что мертвая земля ожила вновь, что солнце стало ласковым, теплым, ясным...

Михаил Коцюбинский

Знаешь ли ты?

Жаворонка если кто и не видел, то уже песню его слышал. Весной и в начале лета за городом, над полями воздух просто звенит от их голосов. Увидеть жаворонка непросто - он небольшой, серенький, на земле его не заметишь. В воздухе жаворонки тоже быстро исчезают с глаз: эти птицы поднимаются до ста - ста двадцати метров, а на таком расстоянии их уже не увидишь совсем. Но еще труднее изучить пение жаворонка. Не просто услышать, а именно изучить - ведь эта птица издает около ста тридцати звуков в секунду.

За Юрием Дмитриевым

Что рассказали о жаворонке Михаил Коцюбинский и Юрий Дмитриев? Определи общее и отличное в этих рассказах. Сравни их со сказкой Андерсена.

• Какие из прочитанных произведений ты вспомнишь, увидев птичку в клетке? Как ты думаешь, что чувствуют птицы в неволе? Попробуй описать их настроение.

Читая стихотворение украинской писательницы Ирины Жиленко, прислушайся к звучанию слов. Подумайте, какие из них помогают услышать чалапання и сопение уставших гномов.

ВЕЧЕР ГНОМОВ

Исподтишка, чаво-лапы,

в шляпах, как грибы,

гномы шныряют по ночам -

чаво-лапы - снег скрипит...

Идут они один за одним,

недовольно сопят,

ругают заре, снег, погоду,

и котов, и долгий путь.

Очень добрый то народик.

Просто у них такая мода:

хорошо воспитанный гном

должен быть ворчуном.

Конечно, им же не с медом.

Ночь. Коты. Еще и мерзнут уши

Краснеют между сугробов

причудливые шляпы.

В сумках гномы те

носят сонное конфеті1.

Лишь сипнуть в стекла оконные

детям снятся сказочные сны.

У них носы - смешные, красные,

и походка у них чудная.

Но ты не бойся, доченька,

как увидишь их из окна.

То для них - страшное оскорбление.

Пробурмочуть:

- Что за смешки!.. -

И, рассерженные, сразу

превратятся в шишки.

Исподтишка,

исподтишка...

 

1 Конфетти - разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах и маскарадах.