Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы


ТЕМА 1. ВСТУПЛЕНИЕ

Украинская литература в контексте развития общества второй половины ХІХ ст. Ее историческая миссия, особая роль в жизни порабощенной нации. Связь художественного мышления художника с ведущими тенденциями эпохи. Украинская литература в мировом контексте, ее своеобразие на общеевропейском фоне.

ТЛ: понятия национального и всечеловеческого.

ТЕМА 2. ЛИТЕРАТУРА 70-90-х годов XIX века.

Сложные историко-культурные условия развития литературы. Новый этап национально-освободительного движения, культурно-просветительская деятельность "Общины". Периодические издания ("Правда", "Зоря", "Жите и слово"). Развитие реализма, натурализма, поздний романтизм.

ТЕМА 3. Иван Нечуй-Левицкий. "Кайдашева семья"

Основные вехи жизни И. Нечуя-Левицкого. Творчество писателя - новый импульс развития украинской литературы. Общая характеристика творчества. "Колоссальное всеобіймаюче глаз" (И. Франко). "Кайдашева семья" - социально-бытовая повесть-хроника. Реализм произведения, современная (вечная) актуальность проблемы отцов и детей. Украинская ментальность, гуманистические традиции народного быта и морали. Утверждение ценностей национальной этики средствами комического.

ТЛ: социально-бытовая повесть, повесть-хроника, углубление понятия о реализме. Средства изображения комического.

ТЕМА 4. Панас Мирный (П. Рудченко). "Разве ревут волы, как ясли полные?" (сокращенно)

Жизненный и творческий путь. Общая характеристика творчества.
Первый в украинской литературе социально-психологический роман, свидетельство больших возможностей в художественном исследовании действительности. Соавторство с И. Билыком. Широта представление народной жизни. Эволюция Ничипора Варениченка: от поиска истины к разбою, до потери человеческого облика. Типичное и экстремальное в судьбе героя. Проблема жизненного выбора. Женские образы, утверждение народных взглядов на честное, духовно здоровую жизнь человека.

ТЛ: социально-психологический роман.

ТЕМА 5. Иван Карпенко-Карый (И. Тобилевич). "Мартын Боруля"

Жизненный и творческий путь. Многогранность деятельности.
Жанровое разнообразие произведений: трагикомедия ("Сто тысяч", "Мартын Боруля"), сатирическая комедия ("Хозяин"), социально-психологическая драма ("Бесталанная"), историческая трагедия ("Савва Чалый"). И. Карпенко-Карый и "театр корифеев".
Драматургическое новаторство.
Трагикомедия "Мартын Боруля" и ее более чем 100-летнюю жизнь на сцене. Дворянство как миф о лучшей жизни. Подмена личностных этических ценностей (честность, порядочность, трудолюбие) сословной принадлежностью. Психологическая убедительность и трагикомическое звучание образу Мартына Борули.
Значение творчества И. Карпенко-Карого.

ТЛ: углубление понятия о жанрах драматического произведения.

ТЕМА 6. Михаил Старицкий. "Оборона Буши"

Жизнь и творчество. Многогранность деятельности.
М . Старицкий и театр. Творческое сотрудничество с М. Лысенко. Оценка И. Франком деятельности М. Старицкого.
Приключенческий сюжет, драматизм историко-романтической повести "Оборона Буши". Ее антимилитаристское направление. Багатопроблемність произведения. Путь мести и крови как трагические страницы в жизни украинского и польского народов. Образы и символы произведения, особенности характеров, функция картин природы.

ТЕМА 7. Иван Франко. Писатель, ученый, общественный деятель.

Многогранность деятельности в украинской культуре, ее влияние на культурное и политическое развитие Украины. Основные книги и труды. Франко-переводчик. Значение творчества для развития украинской литературы, в пробуждении национального сознания. Творчество И. Франко в музыке. И. Франко и мировая литература.
Лирика сборники "С вершин и низин". Общее представление о содержании и композиции сборника. Франко концепция прогресса человечества, выражение несгибаемого оптимизма ("Гимн" ("Вместо пролога"). Творчество великих мастеров Возрождения; символ вечной женственности, материнства, красоты; споры о роли красоты и пользы ( "Сикстинская мадонна").

ТЛ: сонет.

ТЕМА 8. Иван Франко. Поэтический сборник "Увядшие листья": "Безграничное поле...", "Ой ты, девушка, из ореха зернышко", "Чего являешься мне...".

Место любовной темы в творчестве И. Франко. Жизненные импульсы появления произведений (автобиографичность). Широкая эмоциональная гамма чувств лирического героя, утверждение бессмертия человеческих чувств, идеала любви. Философская и гражданская поэзия. Содержательный связь "Легенды о вечной жизни" с поэзией "Увядшие листья". Драматизм человеческих отношений, размышления о бессмертии человека, взаимная любовь как критерий счастья, возможность или невозможность его достижения. "Декадент" - поэтическое кредо И. Франко. Выражение жизнеутверждающей позиции лирического героя-художника. Стихотворение-призыв "Развивайся ты, высокий дуб..." - вера в будущее своей нации.

ТЕМА 9. Иван Франко. Поэма "Моисей" - одна из вершин творчества И. Франко.

Проблематика произведения: исторический путь нации, выдающаяся личность как ее проводник, пробуждение национального сознания, исторической памяти. Пролог к поэме - завещание украинскому народу.

ТЛ: философская поэзия, стихотворные размеры (повторение), терцина.

ТЕМА 10. Проза И. Франко

Идеи, проблемы, затронутые в ней. Богатство жанров прозы Франко. Новаторские искания писателя. Франко и украинский модернизм. Новелла "Сойчине крыло" - женская судьба в новейшей интерпретации. Современные средства письма и национальная этическая традиция. Различные эмоциональные типы главных героев (их сопоставление). Ошибка выб ору героини и ее последствия. Образ героя-адресата - олицетворение борьбы между "эстетом" и "живым чело веком". Особенности композиции и содержания произведения: этапы страдницького пути героини - эволюция настроений и мировоззрения героя. Гуманизм новеллы. Обобщение изученного о И. Франко и его произведения.

ТЕМА 11. УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 10-х годов ХХ ст.

Доминирующие личностные факторы в мировоззрении человека на рубеже веков. Усиление связи с культурой Европы, активные націотворчі процессы. Основные черты украинского модернизма (А. Кобылянская, М. Коцюбинский, В. Стефаник, Леся В краинка, М. Вороной, В. Винниченко). Альманах "Из-за туч и долин", группировка "Молодая муза" - связь с мировой литературой, "новая школа" в прозе, "новая" драма на рубеже веков.




Дальше будет.....


Всего - 70 ч. В неделю - 2 ч.

Резервное время - 8 ч.

Текстуальное изучение произведений - 62 ч.

 

Кол-во час.

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню
общеобразовательной подготовки учащихся

Приложения:
Художественный контекст. Межпредметные связи

1

ВСТУПЛЕНИЕ
Украинская литература в контексте развития общества второй половины ХІХ ст. Ее историческая миссия, особая роль в жизни порабощенной нации. Связь художественного мышления художника с ведущими тенденциями эпохи. Украинская литература в мировом контексте, ее своеобразие на общеевропейском фоне.
ТЛ: понятия национального и всечеловеческого.

Уметь объяснить связь литературы как искусства слова с ведущими тенденциями своего времени. Уметь пользоваться справочными сведениями, словарями, выделять необходимую информацию.
Осознание общественного назначения национальной литературы.

 

(22)

ЛИТЕРАТУРА 70-90-х годов XIX века.
Сложные историко-культурные условия развития литературы. Новый этап национально-освободительного движения, культурно-просветительская деятельность "Общины". Периодические издания ("Правда", "Зоря", "Жите и слово"). Развитие реализма, натурализма, поздний романтизм.

Уметь охарактеризовать в общих чертах историко-культурные условия развития литературы этого периода.

Е. Золя, Л. Толстой, Ф. Достоевский, драматургия Г. Ибсена
(зарубежная литература).

4

Иван Нечуй-Левицкий. "Кайдашева семья"
Основные вехи жизни И. Нечуя-Левицкого. Творчество писателя - новый импульс развития украинской литературы. Общая характеристика творчества. "Колоссальное всеобіймаюче глаз" (И. Франко). "Кайдашева семья" - социально-бытовая повесть-хроника. Реализм произведения, современная (вечная) актуальность проблемы отцов и детей. Украинская ментальность, гуманистические традиции народного быта и морали. Утверждение ценностей национальной этики средствами комического.
ТЛ: социально-бытовая повесть, повесть-хроника, углубление понятия о реализме. Средства изображения комического.

Уметь рассказать о писателе, назвать его основные произведения.
Прокомментировать оценку И. Франком творческого наследия И. Нечуя-Левицкого. Уметь определить жанр произведения, прокомментировать основную проблему, охарактеризовать образы-персонажи, средства их изображения. Развитие умения сравнивать образы-персонажи, выяснить авторскую позицию. Уметь выделять средства комического в произведении, объяснять их роль. Развивать умение высказывать собственное мнение о украинскую ментальность, национальный характер, народную мораль и этику.
Осознание основных черт украинской ментальности, их значение для самопознания и успешной адаптации в современном обществи.

Ф. Резниченко, "Вид на гору Спаса в Стеблеве".
А. Куинджи "Украинская ночь" - любимая картина. Нечуя-Левицкого (изобразительное искусство).
Л. ван Бетховен, "Аппассионата" - любимая мелоди я писательа.

4

Панас Мирный (П. Рудченко). "Разве ревут волы, как ясли полные?" (сокращенно)
Жизненный и творческий путь. Общая характеристика творчества.
Первый в украинской литературе социально-психологический роман, свидетельство больших возможностей в художественном исследовании действительности. Соавторство с И. Билыком. Широта представление народной жизни. Эволюция Ничипора Варениченка: от поиска истины к разбою, до потери человеческого облика. Типичное и экстремальное в судьбе героя. Проблема жизненного выбора. Женские образы, утверждение народных взглядов на честное, духовно здоровую жизнь человека.
ТЛ: социально-психологический роман.

Знать о жизни писателя, основные его произведения, об истории написания романа. Знать и уметь комментировать сюжет.
Уметь охарактеризовать образы-персонажи, в частности образ Чипки, проследить эволюцию его поведения, уметь объяснять ее психологическими факторами. Характеризовать женские образы, раскрыть их роль в произведении. Уметь аргументировано высказывать собственное мнение о жизненный выбор Чипки комментировать собственно ро понимание понятий чести, справедливости, человечей достоинства и возможные способы их утверждения. Сравнивать роман с "Кайдашевой семьей" И. Нечуя-Левицкого, искать общее и отличное в художественной манере прозаиков.
Умение убедительно и толерантно высказывать собственные суждения. Осознание значения правильности жизненного выбора для становления и самореализации человека.

И. Нечуй-Левицкий, "Кайдашева семья", Панас Мирный, "Проститутка"; Л. Толстой, "Воскресіння".

3

Иван Карпенко-Карый (И. Тобилевич). "Мартын Боруля"
Жизненный и творческий путь. Многогранность деятельности.
Жанровое разнообразие произведений: трагикомедия ("Сто тысяч", "Мартын Боруля"), сатирическая комедия ("Хозяин"), социально-психологическая драма ("Бесталанная"), историческая трагедия ("Савва Чалый"). И. Карпенко-Карый и "театр корифеев".
Драматургическое новаторство.
Трагикомедия "Мартын Боруля" и ее более чем 100-летнюю жизнь на сцене. Дворянство как миф о лучшей жизни. Подмена личностных этических ценностей (честность, порядочность, трудолюбие) сословной принадлежностью. Психологическая убедительность и трагикомическое звучание образу Мартына Борули.
Значение творчества И. Карпенко-Карого.
ТЛ: углубление понятия о жанрах драматического произведения.

Знать основные вехи жизненного и творческого пути драматурга. Иметь представление о "театре корифеев". Понимать причины просветительских идейных приоритетов мировоззрения писателя.
Знать содержание трагикомедии "Мартын Боруля". Понимать причину личной драмы Мартина Борули - абсолютизации формальных признаков жизни дворянства. Уметь охарактеризовать (с привлечением текста произведения) главного героя, образы Марыси, Степана, Николая, Емелю, чиновника Трандалєва. Уметь раскрыть значение творчества И. Тобилевича для развития украинской драматургии.
Воспитание любви к театру. Осознание, что жизненная позиция каждого влияет на жизнь всего общества.
Осознание негативных последствий стремление человека воспарить над окружением, пренебрегая родовыми традициями, народной этикой и моралью.

"Мещанин-пух-тыч" Мольера и пьесы И. Карпенко-Карого.

3

Михаил Старицкий. "Оборона Буши"
Жизнь и творчество. Многогранность деятельности.
М . Старицкий и театр. Творческое сотрудничество с М. Лысенко. Оценка И. Франком деятельности М. Старицкого.
Приключенческий сюжет, драматизм историко-романтической повести "Оборона Буши". Ее антимилитаристское направление. Багатопроблемність произведения. Путь мести и крови как трагические страницы в жизни украинского и польского народов. Образы и символы произведения, особенности характеров, функция картин природы.

Мат и представление о значении творчества М. Старицького для развития украинской литературы и театра.
Знать содержание повести "Оборона Буши", уметь определить ее жанр, главную идею, характеризовать образы и символы. Уметь раскрыть романтизм характера Арины, высказать собственное мнение о ней, сравнивать с другими женскими образами в украинской прозе этого периода. Характеризовать другие образы произведения (сотник Завісний, Антось Корецкий). Объяснять образ-символ Иисуса Христа. Выяснять роль описаний природы в романтической повести.
Воспитание чувства гордости за украинскую интелігенцію, которая сыграла решающую роль в згуртуванні общества, культурном подъеме Украины.
Развитие чувства патриотизма, личной ответственности за судьбу родины.
Осознание красоты верности отечеству, родовые, любимому человеку.
Формирование убеждений о доброту, милосердие, любовь и уважение к ближнему как лучших моральных качеств, осуждение высокомерия, гордыни, кастового превосходства в общении.

Осознание веры в справедливость Божьих заповедей жить в мире и любви.

Переводы произведений Г. К. Андерсена, В. Шекспира, Дж. Байрона, И. Крылова, сербских народных песен.

Инсценировка произведений М. Гоголя, Ю. Крашевського, Е. Ожешколы и др.

Историко-приключенческие романы В. Скотта.

8

Иван Франко
Писатель, ученый, общественный деятель. Многогранность деятельности в украинской культуре, ее влияние на культурное и политическое развитие Украины. Основные книги и труды. Франко-переводчик. Значение творчества для развития украинской литературы, в пробуждении национального сознания. Творчество И. Франко в музыке. И. Франко и мировая литература.

Знать этапы жизненного и творческого пути художника, уметь очертить основные сферы его многогранной деятельности. Называть основные произведения. Сформировать собственное отношение к таким личностям, как И. Франко.
На примере жизнедеятельности И. Франко формування ценностного убеждение: возможность силой высокого духа достигнуть от "крестьянской избы" до мировых вершин интеллекта.

Переводы И. Франком произведений Дж. Мильтона, Дж. Байрона, И. В. Гете, Г. Гейне, В. Гюго, А. Мицкевича и др.

 

Лирика сборники "С вершин и низин". Общее представление о содержании и композиции сборника. Франко концепция прогресса человечества, выражение несгибаемого в птимізму ("Гимн" ("Вместо пролога"). Тиог-

Уметь объяснить многозначность понятий "вершины" и "низины" (через доминантный пафос сборника) в названии сборника. Называть произведения (циклы) с нее, идеи которых представляются актуальными сегодняи.

Музыка М. Лысенко, С. Людкевича, Бы. Лятошинского,

 

творчество великих мастеров Возрождения; символ вечной женственности, материнства, красоты; споры о роли красоты и пользы ( "Сикстинская мадонна").
ТЛ: сонет.

Анализировать стихотворения, уметь определить и объяснить символику "Гимна", раскрыть значение понятия "вечный революционер".
Осознание облагороджуючого влияния искусства на человека. Формирование веры в человека (которая была присуща И. Франко). Формирование убеждения, что прогресс осуществляется не путем насилия, а развитием духовности человека.

А. Кос-Анатольского и др. к т воров И. Франка.

 

П оетична сборник "Увядшие листья": "Безграничное поле...", "Ой ты, девушка, из ореха зернышко", "Чего являешься мне...". Место любовной темы в творчестве И. Франко. Жизненные импульсы появления произведений (автобиографичность). Широкая эмоциональная гамма чувств лирического героя, утверждение бессмертия человеческих чувств, идеала любви.

Уметь анализировать стихотворения, определить литературные и фольклорные начала, объяснить образы-символы и т.д.
Выучить наизусть 2 стихотворения (на выбор).
Осознание того, что любовь - величайшее из человеческих чувств, которое необходимо беречь и ценить.

Циклы любовной лирики в Овидия, Катулла, Данте, Ф. Петрарки, А. Мицкевича (зарубежная литература).

 

Философская и гражданская поэзия. Содержательный связь "Легенды о вечной жизни" с поэзией "Увядшие листья". Драматизм человеческих отношений, размышления о бессмертии человека, взаимная любовь как критерий счастья, возможность или невозможность его достижения. "Декадент" - поэтическое кредо И. Франко. Выражение жизнеутверждающей позиции лирического героя-художника. Стихотворение-призыв "Развивайся ты, высокий дуб..." - вера в будущее своей нации.

Уметь объяснить использование библейских мотивов и образов, условность художественного мира легенд и притч. Сформулировать ведущую мысль "Легенды...". Проанализировать стихотворение "Декадент", выразить собственные размышления о цели и смысле художественного творчества человека. Уметь определить главную идею стихотворения "Развивайся...", раскрыть символический образ дуба, найти фольклорные элементы в произведении.
Осознание неуникного драматизма человеческой жизни. Осознание того, что украинцы - представители народа, что вверх идет", что исключает упадок в любой форме.

 

 

Поэма "Моисей" - одна из вершин творчества И. Франко. Проблематика произведения: исторический шлях нации, выдающаяся личность как ее проводник, пробуждение национального сознания, исторической памяти. Пролог к поэме - завещание украинскому народу.
ТЛ: философская поэзия, стихотворные размеры (повторение), терцина.

Уметь выяснить основную сюжетную линию произведения, определить самые напряженные фрагменты. Объяснить библейскую основу сюжета, его актуальность для эпохи национально-освободительных движений. Раскрыть аллегорический образ Моисея, передать содержание его сомнений, размышлений и сформулировать мысль-итог этих размышлений. Уметь высказывать собственные соображения о будущем своего народа, пути к нему, о проводников нации, ее лидеров. Дискутировать об этом.

Скульптура Микеланджело "Моисей" как толчок к написанию поэмы.

 

 

Осмысление понятия нации как полноправного субъекта истории. Осознание ответственности миссии проводников нации, народа, руководителей государства.

 

 

Проза И. Франко
Идеи, проблемы, затронутые в ней. Богатство жанров прозы Франко. Новаторские искания писателя. Франко и украинский модернизм.
Новелла "Сойчине крыло" - женская судьба в новейшей интерпретации. Современные средства письма и национальная этическая традиция. Различные эмоциональные типы главных героев (их сопоставление). Ошибка выб ору героини и ее последствия. Образ героя-адресата - вособлення борьбы между "эстетом" и "живым чоло в возрасте". Особенности композиции и содержания творв: этапы страдницького пути героини - эволюция настроений и мировоззрения героя. Гуманизм новеллы.
Обобщение изученного о И. Франко и его произведения.

Иметь представление о прозе художника, охарактеризовать ее тематику. Рассмотреть и прокомментировать композицию и сюжет новеллы "Сойчине крыло". Раскрыть образ Марии, его неоднозначность. Охарактеризовать образ героя-адресата. Уметь определить основной морально-этический пафос новеллы и высказать собственную оценку произведения.
Осознание победы добра над злом, "великодушия над неблагодарностью".


Уважительное отношение к творчеству поэта как к великому достоянию украинского народа. Осознание вклада украинского писателя и мыслителя в мировую культуру.

 

(33)
2

В УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 10-х годов ХХ ст.
Доминирующие личностные факторы в мировоззрении человека на рубеже веков. Усиление связи с культурой Европы, активные націотворчі процессы. Основные черты украинского модернизма (А. Кобылянская, М. Коцюбинский, В. Стефаник, Леся В краинка, М. Вороной, В. Винниченко). Альманахх "Из-за туч и долин", группировка "Молодая муза" - связь с мировой литературой, "новая школа" в прозе, "новая" драма на рубеже веков.

Иметь общее представление о модернистские тенденции в украинской литературе 10-х годов ХХ ст.
Учиться находить необходимую информацию в справочных изданиях и пользоваться ею.

Зарубежная литература начала ХХ ст.

 

Борис Гринченко. "Каторжная"
Жизнь и разножанровое творчество. Многогранность деятельности. Составитель 4-томного Словаря украинского языка, организатор и председатель общества "Просвита".
Гринченко-переводчик. И. Франко о Бы. Гринченко - "рабочего без отдыха" на культурно-образовательной ниве. Мастер малой прозы. Рассказ "Каторжная" - утверждение стремление человека к любви, добру. Психологизм произведения.

Иметь представление о большую подвижническую деятельность Бы. Гринченко, уметь рассказать о ней. Рассмотреть содержание рассказа "Каторжная". В мифы определить его главную мысль, пояснити причины душевных страданий Докии. Раскрыть факторы формирования его характера. Объяснить причины неординарного поступка главной героини во время пожара.
Высказывать собственные соображения о деятельности Б. Гринченко.

Перевод Б. Гринченко т произведений Ф. Шиллера, Г. Гауптман, Г. Метерлинка, Г. Ибсена, И. В. Гете, Г. Гэйне, В. Гюго, Д. Дефо, В . Пушкина и ин.

 

 

Осознание важной роли настойчивости и трудолюбия как решающих факторов на пути к поставленной цели.
Осознание неприятие зла, жестокости, мести в отношениях людей и преимущества сочувствия, доброжелательности, внимания к ближнему как необходимых моментов гармоничного общения.

 

5

Михаил Коцюбинский. "Intermezzo" , "Тени забытых предков"
Жизнь и творчество, гуманизм мировоззрения. Жанр новеллы в творчестве М. Коцюбинского. Эволюция художественного сознания: от народничества и реализма до модернизма. Значение стилевого новаторства М. Коцюбинского для украинской литературы.
Психологическая новелла "Intermezzo" с жанровыми признаками "поэзии в прозе". Автобиографическая основа. Проблемы душевного равновесия, полноценной жизни, специфики творческого процесса. Психологически убедительное раскрытие внутреннего состояния человека. Символические образы, усложненная метафора. Поэтика импрессионизма.

Знать основные события жизненного и творческого пути писателя.
Вмифы распознавать и проанализировать новеллестичний произведение. Иметь представление об импрессионизме в литературе и изобразительном искусстве.

Определить проблематику "Intermezzo", объяснить глубокий психологизм новеллы, особенности ее композиции. Анализировать импрессионистскую поэтику: роль пейзажа, звуковых образов, светотени. Найти и объяснить символические образы, усложненные метафоры. Раскрыть изобразительные средства: внутренний монолог, прием контраста.

Европейский лет ературний імпресіонізм (К. Гамсун, А. Чехов).
Живопись художников-импрессіоністів Сезанна, К. Моне, К. Пісс арро, В. Ренуара.
Украинский импрессионизм (Г. Бурачек, "Овини" и др.).

 

Повесть "Тени забытых предков"
Трагическая судьба Ивана и Марички как следствие противоречия между мечтой и действительностью. Духовный мир человека в связи с миром природы. Фольклорное фон произведения. Образы и символы в нем. Образы Ивана и Марички как воплощение романтической идеи вечности любви.
ТЛ: новелла, импрессионизм.

Знать содержание повести "Тени забытых предков". Уметь объяснить образы и символы произведения, проанализировать образы Маши и Ивана, раскрыть пантеизм мировоззрения героев, выраженный через быт, обычаи, обряды, чувства, мораль. Уметь показать противопоставление реалий жизни внутреннему миру душевно богатых натур. Объяснить роль описаний природы в произведении. Охарактеризовать языковой колорит повести.
Осознание гуманизма как основы мировоззренческих убеждений личности, оптимизма и жизнеутверждения как важных духовных ценностей бытия человека. Осознание красоты природы, ее благотворного влияния на человека. Привитие рис сочувствие, сопереживание как важных признаков гуманизма человека. Осознание красоты глубокого чувства любви и деспотизма антигуманных обычаев .

"Ромео и Джульетта" В. Шекспира.

6

Ольга Кобылянская. "Земля"
Жизнь и творчество. Формирование мировоззрения писательницы (европейская культура, украинское феминистическое движение). Ее проза - самая яркая модель раннего украинского модернизма. Жанровые особенности, основные темы и идеи прозы. Идеи красоты свободной души, аристократизма духа.
"Земля" - психологическая трактовка вечных проблем (человека и земли, преступления и наказания) на украинском материале. Модерністична проблема сакрально-мистической связи человека с землей. Раскрытие изначального стремления крестьянина быть хозяином на земле. Трагическая история семьи Федорчуков - новейшая интерпретация христианского мотива братоубийства. Михаил и Савва - противоположные психологические типы. Марийка и Ивоника - олицетворение ценностей народной морали. Савва и Рахира - воплощение духовной деградации. Трагедия благородной, чувствительной души в жестоких обстоятельствах тогдашней деревенской жизни (образ Анны). Глубокий психологизм и символизм произведения как новаторство А. Кобылянской.
ТЛ: понятие о модернизме.

С наты основные вехи жизненного и творческого путив. Кобылянской. Знать сюжет повести "Земля". Развивать умение определять основные проблемы произведения, характеризовать образы-персонажи в их сравнении (Михаил, Савва, Марийка, Ивоника, Анна, Рахира, Петр и др.). Уметь анализировать социальные и биологические факторы характеров, выделять элементы детективного сюжета, объяснить символику произведения (образ земли). Уметь объяснить композиционно-характеротворчий принцип контраста.
Осознание глубинной связанности украинского человека и земли. Развитие уважительного отношения к земле, уважения к труду крестьянина.
Осознание того, что преступление - ложный путь к счастью. Осуждение преступления как противоправного, враждебной для человека действия, как духовной деградации личности.

Тв оры Ф. Ніцше, Ф. Шиллера,
И. В. Гете, Г. Ибсена, Г. Гейне, К. Гамсуна, И. Тургенева, Ф. Достоевского, М. Метерлинка.

3

Василий Стефаник. "Каменный крест"
Жизнь и творчество. Творческое содружество В. Стефаника с Л. Мартовичем и Марком Черемухой ("Покутская троица").
Новаторство писателя. "Каменный крест" - психологическое раскрытие темы эмиграции. Историческая основа произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Трагическое событие - композиционный центр новелл Стефаника. Драматизм конфликта, эмоциональная заостренность изображаемого. Многозначность символических образов. Идея неразрывного единства Ивана Дидуха с полем, родной землей. Последний танец Ивана Дидуха перед отъездом из села как символ трагизма и отчаяния прощания с родным краем.
ТЛ: экспрессионизм.

Знать основные вехи жизненного и творческого пути писателя.
Уметь прокомментировать содержание новеллы "Каменный крест" как модерністичного произведения, объяснить особенности сюжета, композиции, эмоционально напряженный драматизм ситуации. Охарактеризовать образ главного героя Ивана Дидуха. Уметь раскрыть историческую основу новеллы, объяснить многозначность символов каменного креста, холма, фамилия главного героя.
Воспитание сочувствия, сопереживания к драматических, напряженных жизненных ситуаций. Осознание того, что готовность помочь является проявлением гуманной и гражданской позиции человека.

Европейский экспрессионизм
(Ф. Кафка, М. Шагал, Э. Мунк, Г. Кайзер).

Эмиграция украинцев за границу в конце ХІХ - начале ХХ вв. (история Украины).

6

Леся Украинка. "Contra spem spero!" , "И все-таки к тебе мысль несется...", "И ты когда-то боролась, как Израиль...", "Волна", "Стояла я и слух ала весну...", "Все-все покинут тебя полын уть...", "Уста говорят: "Он навеки сгинул!.."", "Лесная песня"
Жизненный и творческий путь. Роль семьи, культурн ого окружения и самообразования в формировании світобачення писательницы. Неоромантизм как основа эстетической позиции Леси Украинки. Символичность, романтические образы, изобразительный прием контраста, мировоззренческая декларация сильной волевой личности в стихотворении "Contra spem spero!". Граж украинская лирика ("И все-таки к тебе мысль несется...", "И ты когда боролась, как Израиль..."). Утверджения духовной ценности чувства любви в стихах и нтимної лирики ("Все-все покинут тебя полинуть...", "Уста говорят: "Он навеки сгинул!.."").
Драма-феерия "Лесная песня". Фольклорно-мифологическая основа сюжета. Символичность образов Нимфы и дяди Льва - олицетворение духовности и красоты. Мать Лукаша и Акулина - антипода главной героини Мавке. Симбиоз высокой духовности и обыденной прагматизма в образе Лукаша.
Природа и человек в произведении. Неоромантические утверждение духовно-эстетической сущности человека, его творческих возможностей. Конфликт между обыденной жизнью и высокими порывами души личности, действительностью и мечтой. Чувство любви Мавки и Лукаша как расцвет творческих сил человека. Художественные особенности драмы-феерии.
ТЛ: неоромантизм, драма-феерия.

Знать основные вехи жизненного и творческого пути писательницы.
Уметь раскрыть основные темы и мотивы стихотворений, охарактеризовать композиционные и ритмомелодійні особенности, образы-символы, аллегорические образы.
Уметь определить основные проблемы, затронутые в "Лесной песне", раскрыть фольклорную основу сюжета, охарактеризовать образы. Сравнивать образы Мавки и Акулины.
Вдами показать на примерах из текстав духовную бедность Акулины и матери Лукаша, их меркантильность, равнодушие к красоте, природе, искусству. Раскрыть красоту глубокого чувства, антигуманность меркантильности и стяжательства. Высказать собственные соображения о жизни и творчестве Леси Украинки.
Выучить наизусть: "Contra spem spero!"; отрывок из "Лесной песни" (на выбор).
Воспитание уважения к жизни-подвига славной украинки.
Осознание духовной ценности неоромантической мировоззрения.
Понимание того, что любить "слово в стихе" - мощное средство влияния на духовность, интеллект человека. Развитие эстетического вкуса. Осознание любви как жизнеутверждающего чувства, творческой силы, что стимулирует духовное развитие, обогащение, расцвет человека.
Уметь видеть преимущества высокой духовности над обыденностью.

Поэзия Г. Гейне.
Типологическая общность "Лесной песни" с западноевропейской драме (М. Метерлинк, Г. Гауптман).

"Лесная песня" Леси Украинки и "Тени забытых предков" М. Коцюбинского.

Музыка П. Чайковского, Ф. Шопена, Р. Шумана, Л. ван Бетховена - любимых композиторов Леси Украинки.

Живопись И. Айвазовского, А. Муравей, который любила Леся Украинка.

2

Николай Вороной. "Ивану Франко", "Блакитна Панна", "Инфанта"
Жизнь и творчество, многогранная деятельность.
М. Вороной - "идеолог" модернизации украинской литературы. Его творчество - первая декларация идей и форм символизма.
Содержание и художественные особенности поэзии М. Вороного. Мотив необходимости для поэта быть "целым человеком" ("Ивану Франко"). Единство красоты природы и искусства ("Голубая Панна"). Обобщенно-идеализированный женский образ как сюжетный центр стихотворения. Упоминание о революции как дань эстетике эпохи социальных преобразований ("Инфанта").
ТЛ: символизм.

Знать основные вехи жизненного и творческого пути М. Вороного.
Уметь распознавать символическое произведение среди других.
Уметь характеризовать тематику и проблематику стихотворений М. Вороного, определять их жанровые и ритмомелодійні особенности. Уметь указать на художественные признаки символизма в произведении.

Раскрыть неоромантические восхваления красоты природы в стихотворении "Голубая Панна". Передать собственные эмоциональные ощущения от стихотворения, анализировать поэтику символизма в стихотворении "Инфанта".
Выучить наизусть: "Блакитна Панна".
Понимание национального сознания как важного фактора гражданской позиции каждого. Почитание красоты поэтического слова, его способности объединять людей размышлениями над вечными проблемами жизни.

В плыл французького (Ш. Бодлер, А. Рембо, П. Верлен) и российского (К. Бальмонт, А. Блок,
В. Брюсов) символизма на творчество М. Вороного.

4

Александр Олесь (О. Кандыба). "С печалью радость обнялась...", "Чары ночи", "О слово родное! Орел закован!..", "По дороге в Сказку"
Жизнь и творчество, мировоззренческие убеждения. Неоромантические, символистские тенденции в творчестве. Стремление к гармонии человека и природы. Музыкальность, звуковая выразительность стихов. Мастерство в воспроизведении настроения и чувства. Экспрессивное высказывание патриотических чувств ("О слово родное! Орел закован!..").
Символизм драматического этюда "По дороге в Сказку". Дорога в сказку - символ духовных порывов человека к лучшей жизни. Проблема вождя и массы. Лидер - духовно сильная личность. Трагическое противоречие между духовностью, мечтой и жестокостью.
ТЛ: драматический этюд.

Знать основные события жизненного и творческого пути писателя.
Вмифы определить ведущие мотивы поэзии, появилсясныти ритмомелодійні особенности, художнет средства (контраст, антитеза, символика тощо). Уметь определить поэтические жанры, проанализировать образы. Высказывать собственные соображения по поводу художественных особенностей поэзии пошлин ця.
Знать содержание этюда "По дороге в Сказку". Уметь определить его тему, проблемы, раскрыть собственное понимание образов-символов, включая символ дороги в Сказку. Сформулировать ответ на вопрос: "Сказка жизни человечества - вымысел или реальность?". Сравнить драматический этюд "По дороге в Сказку" и поэму "Моисей" И. Франко.
Уметь высказать собственные соображения по поводу поднятых в произведении проблем (лидерства, путей успешного достижения цели.
Выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор).
Понимание, что свобода и независимость личности является обязательным условием творчества художника. Осознание того, что любовь к родным ого края - источник творческого вдохновения, мрия - это естественное стремление человека жить лучше, побуждение к активной деятельности. Осмысление благородства поступков, которые совершаются ради счастья людей.

Шевченковские мотивы, библейско-христианская символика в поэзии Е. Олеся.
Перегуки с тиорчістю Дж. Байрона, П. Б. Шелли.
П ерегуки с тиорчістю М. Метерлинка, Г. Гауптмана, Г. Ибсена.
Идеи философии Ф. Ницше.

5

Владимир Винниченко. "Момент"
Жизнь и творчество, общественная и политическая деятельность.
Прозаические и драматические произведения. Малая проза: идейно-стилевые особенности сборника "Красота и сила". Первый украинский научно-фантастический роман "Солнечная машина". Популярность Винниченко-драматурга на мировой сцене.
Сочетание в новелле "Момент" реалистичного змалювання действительности и философского підтексту (текучесть жизни, счастье человека, миг - частичка вечности и т.д.). Образ Барышни - воплощение идеи вечной женственности, красоты. Импрессионизм новеллы.
 Значение художественного наследия В. Винниченко.
ТЛ: неореализм.

Знать основные моменты жизненного и творческого пути писателя. Иметь представление о его общественную и политическую деятельность, творческое наследие, сборник "Красота и сила".
Знать содержание, тематику и проблемные вопросы новеллы "Момент".
Вмидти раскрыть его философский подтекст. Схарактеризувати образ Барышни, роль героя-рассказчика. Развивать умение аргументировано передавать собственные размышления о мгновенном и вечном, смысл жизни, счастье человека. Уметь раскрыть стилевые особенности произведения.
Обозначить место В. Винниченко в украинской и мировой литературах. Работать с вспомогательными литературно-критическими статьями, пользоваться справочниками и словарями.
Осознание художественного слова как увековеченного для поколений опыта жизни человека, его мыслей, переживаний.

Научно-фантастический роман в мировой литературе (А. Толстой, Г. Уэллс, Г. Брэдбери, С. Лем) и "Солнечная машина" В. Винниченко.

Западноевропейский и российский модернізми (Г. Ибсен, Г. Метерлинк, Г. Гауптман, А. Чехов).

3

НОВИНКИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
Ознакомление с произведениями современных писателей.

Уметь анализировать их идейно-художественные особенности, объяснять собственные предпочтения, художественные интересы. Готовить сообщения о современных писателей и их произведения.
Формирование эстетического вкуса и гуманистических предпочтений.

 

2

ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ
Ознакомление с художественными произведениями художников родного края (согласно возрастных интересов десятиклассников).

Уметь самостоятельно характеризовать произведения писателей-земляков, высказывать собственные суждения о них. Самостоятельно готовить рефераты об их творчестве, произносить доклада.

 

1

УРОК-ИТОГ
Беседа о изученные произведения украинской литературы.

Уметь характеризовать изученный период украинской литературы с точки зрения идейно-художественных особенностей наиболее показательных произведений, высказывать собственные суждения о них. Уметь объяснять их актуальность для нашего времени.