10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕСЯ УКРАИНКА
Идея гармонии человека и природы (за драмой-феерией Леси Украинки «Лесная песня»)
Люди должны помнить, что природа - это не просто дом, в котором ты живешь, это то, что живет рядом с тобой, возможно, не похожим на человеческое, но полнокровной жизнью.
Гениальная поэтесса Леся Украинка поняла эту истину - и перед глазами живыми картинами предстали великолепные лунные ночи, лесные чащи, глубины прозрачной воды, луговые туманы. И вся эта лесная, водяная, полевая сила пришла к ней, чтобы писательница увековечила их, дала бессмертие.
Как вдова мережка, заткан звездами на серебряной основе появилась «Лесная песня» - сочинение, вызвал недоумение и удивления современников, что завораживает и волнует потомков.
Особенно ярко предстает в драме-феерии образ природы как спутника человеческой жизни. Появление человека вызывает тревогу среди обитателей леса и озера. Русалка, услышав, что «тута должны строить хижину», выражает свой гнев и пригрозил:
Ой, те люди
Из-под крыш соломенных! Я их не выношу!
Водяной не подтверждает Русалку, ведь речь идет о дяде льва, а он приятель лесным обитателям.
Так намечается линия: человек и природа, зависимость их взаимоотношений от духовного мира человека, его характера.
Русалка говорит о людях вообще, а Водяной - конкретно о дяде Льва. Так что люди есть разные. Впервые про волю и неволю упоминается в диалоге Русалки и Водяного, который приказывает своей непослушной дочери не зринати «три ночи месячные поверх воды», а в ответ слышит: «Я - свободна, как вода!» В этом споре уже звучит какая-то тревога, и она сразу же стихает. Звучит прекрасная и неповторимая, наполненная могучей творческой силы мелодия Лукашевої свирели. Настоящее высокое искусство, его волшебная сила, способны пробуждать все земные силы. После встречи с Лукашем Мавка воспринимается как реальный человек. Музыка преждевременно разбудила ее, глубоко поразили ее чувствительную душу. «Весна еще так никогда не пела»,. - говорит Мавка, чувствуя необыкновенную искренность и красоту мелодии. Действительно, это не весна - на свирели играла людная.
Леший спешит предостеречь свою дочь:
...проходи человеческие тропы, ребенком
потому что там ходит воля, - там жура
груз свой носит. Обминай их, доченька:
раз только ступишь - и пропала воля: -
Мавка искренне удивляется:
Ну, как же, чтобы воля - и пропала?
Второй раз звучит мотив про волю и неволю, теперь уже в жизни человека и о невозможности уничтожения свободы в свободном мире - в будущем, духовно богатом, прекрасном жизни, по принципам которого живет Нимфа. Природа имеет волшебные свойства:
Спит озеро, спит лес и камыш.
Ива рипіла все: «Усни, усни...»
И снились мне белые сны.
Такую прекрасную картину зимней сказки-сна создает поэтесса. Мавчині слова очаровали Лукаша. Заслушавшись, он с удивлением произносит: «Как ты говоришь...». А в ответ слышит восторженные: «Твоя свирель имеет лучшую язык. Сыграй мне, а я no-колишуся». И, слушая мелодии Лукашевої свирели, невольно отзывается тихонечко на тот же самый голос:
Как сладко играет,
Как глубоко терзает,
Рассекает белые грудь, сердечко вынимает!
Картина расцвета природы символическая: так расцветает сам человек, одухотворенная высокой красотой искусства. Именно здесь, среди вольной природы, непосредственно и непринужденно развиваются искренние взаимоотношения Лукаша и Мавки.
Природа оддячує своих добрых, искренних детей, которые берегут и приумножают ее щедроты.
Таким любящим природу как собственный дом в произведении одаренных буйной фантазией людей, которые могут поймать сказку ветра, земли, луны, воды, птицы, дерева, трав, а силой своего мудрого слова одухотворить добро, красоту или обезвредить зло; он из тех людей, которые в лесу могут «встретить» Лешего и Перелесника, Мавку и Русалку, Водяного, Потерчат и Куца.
Мудрость и сила человека - в единении с природой, которая воплощена в образе Нимфы. Лесная красавица ненавязчиво подсказывала, когда землю пахать, когда сеять, где и когда, какое дерево использовать для нужд хозяйства, поэтому «так, как сей год», когда жила в Лукаша Мавка, «разве когда родило». Она еще и дом украсила «умаїла цветами попідвіконню - любо посмотреть!». Итак, для Нимфы работать - это создавать «красивое и полезное», разумно вмешиваясь в природу. Потому что она - это частичка земли, ее духа животворящего. Именно такой она покидает человеческий мир, но не таит в себе зла:
Я обізвуся к ним
Шелестом тихим ивовой ветки,
Голосом нежным тонкой свирели,
Смутными росами из витив моих.
Символами родной земли, ее красоты предстают ива и свирель. Образ ивы проходит через все произведение: верба, брала Мавку на зиму в свое лоно: вербичка, которой Нимфа стала после проклятий Акулины, а потом вспыхнула огнем; вербица, что вырастет из легкого, рыхлого пепла сожженной вербочки. Сквозным является образ свирели. Она разбудили Мавку, позвала ее к жизни и любви, сладко играла, глубоко терзала душу. До будущих поколений бессмертная Нимфа обзовется тоже «голосом нежным тонкой свирели», мелодией, которую весной Лукаш «выигрывал, мечты собирая в роще», и которая его так поразила. Следовательно, других она тоже будить от сна. Искусство и красота - вечные, они всегда будут вызывать у людей добрые чувства.
|
|