10 КЛАСС 
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  ЛЕСЯ УКРАИНКА 
Идея гармонии человека и природы (за драмой-феерией Леси Украинки «Лесная песня») 
 
Люди должны помнить, что природа - это не просто дом, в котором ты живешь, это то, что живет рядом с тобой, возможно, не похожим на человеческое, но полнокровной жизнью.  
 Гениальная поэтесса Леся Украинка поняла эту истину - и перед глазами живыми картинами предстали великолепные лунные ночи, лесные чащи, глубины прозрачной воды, луговые туманы. И вся эта лесная, водяная, полевая сила пришла к ней, чтобы писательница увековечила их, дала бессмертие.  
 Как вдова мережка, заткан звездами на серебряной основе появилась «Лесная песня» - сочинение, вызвал недоумение и удивления современников, что завораживает и волнует потомков.
  Особенно ярко предстает в драме-феерии образ природы как спутника человеческой жизни. Появление человека вызывает тревогу среди обитателей леса и озера. Русалка, услышав, что «тута должны строить хижину», выражает свой гнев и пригрозил:  
 Ой, те люди
  Из-под крыш соломенных! Я их не выношу!
  Водяной не подтверждает Русалку, ведь речь идет о дяде льва, а он приятель лесным обитателям.
  Так намечается линия: человек и природа, зависимость их взаимоотношений от духовного мира человека, его характера.  
 Русалка говорит о людях вообще, а Водяной - конкретно о дяде Льва. Так что люди есть разные. Впервые про волю и неволю упоминается в диалоге Русалки и Водяного, который приказывает своей непослушной дочери не зринати «три ночи месячные поверх воды», а в ответ слышит: «Я - свободна, как вода!» В этом споре уже звучит какая-то тревога, и она сразу же стихает. Звучит прекрасная и неповторимая, наполненная могучей творческой силы мелодия Лукашевої свирели. Настоящее высокое искусство, его волшебная сила, способны пробуждать все земные силы. После встречи с Лукашем Мавка воспринимается как реальный человек. Музыка преждевременно разбудила ее, глубоко поразили ее чувствительную душу. «Весна еще так никогда не пела»,. - говорит Мавка, чувствуя необыкновенную искренность и красоту мелодии. Действительно, это не весна - на свирели играла людная.  
 Леший спешит предостеречь свою дочь:
  ...проходи человеческие тропы, ребенком
  потому что там ходит воля, - там жура
  груз свой носит. Обминай их, доченька:
  раз только ступишь - и пропала воля: -
  
Мавка искренне удивляется:
  Ну, как же, чтобы воля - и пропала?
  Второй раз звучит мотив про волю и неволю, теперь уже в жизни человека и о невозможности уничтожения свободы в свободном мире - в будущем, духовно богатом, прекрасном жизни, по принципам которого живет Нимфа. Природа имеет волшебные свойства:  
 Спит озеро, спит лес и камыш.
  Ива рипіла все: «Усни, усни...»
  И снились мне белые сны.
  Такую прекрасную картину зимней сказки-сна создает поэтесса. Мавчині слова очаровали Лукаша. Заслушавшись, он с удивлением произносит: «Как ты говоришь...». А в ответ слышит восторженные: «Твоя свирель имеет лучшую язык. Сыграй мне, а я no-колишуся». И, слушая мелодии Лукашевої свирели, невольно отзывается тихонечко на тот же самый голос:  
 Как сладко играет,
  Как глубоко терзает,
  Рассекает белые грудь, сердечко вынимает!
   Картина расцвета природы символическая: так расцветает сам человек, одухотворенная высокой красотой искусства. Именно здесь, среди вольной природы, непосредственно и непринужденно развиваются искренние взаимоотношения Лукаша и Мавки.  
 Природа оддячує своих добрых, искренних детей, которые берегут и приумножают ее щедроты.
  Таким любящим природу как собственный дом в произведении одаренных буйной фантазией людей, которые могут поймать сказку ветра, земли, луны, воды, птицы, дерева, трав, а силой своего мудрого слова одухотворить добро, красоту или обезвредить зло; он из тех людей, которые в лесу могут «встретить» Лешего и Перелесника, Мавку и Русалку, Водяного, Потерчат и Куца.  
 Мудрость и сила человека - в единении с природой, которая воплощена в образе Нимфы. Лесная красавица ненавязчиво подсказывала, когда землю пахать, когда сеять, где и когда, какое дерево использовать для нужд хозяйства, поэтому «так, как сей год», когда жила в Лукаша Мавка, «разве когда родило». Она еще и дом украсила «умаїла цветами попідвіконню - любо посмотреть!». Итак, для Нимфы работать - это создавать «красивое и полезное», разумно вмешиваясь в природу. Потому что она - это частичка земли, ее духа животворящего. Именно такой она покидает человеческий мир, но не таит в себе зла:  
 Я обізвуся к ним
  Шелестом тихим ивовой ветки,
  Голосом нежным тонкой свирели,
  Смутными росами из витив моих.
  Символами родной земли, ее красоты предстают ива и свирель. Образ ивы проходит через все произведение: верба, брала Мавку на зиму в свое лоно: вербичка, которой Нимфа стала после проклятий Акулины, а потом вспыхнула огнем; вербица, что вырастет из легкого, рыхлого пепла сожженной вербочки. Сквозным является образ свирели. Она разбудили Мавку, позвала ее к жизни и любви, сладко играла, глубоко терзала душу. До будущих поколений бессмертная Нимфа обзовется тоже «голосом нежным тонкой свирели», мелодией, которую весной Лукаш «выигрывал, мечты собирая в роще», и которая его так поразила. Следовательно, других она тоже будить от сна. Искусство и красота - вечные, они всегда будут вызывать у людей добрые чувства.
 
  | 
 
 |