Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Средства логической выразительности чтения



 


ПЛАН

 

1. Средства логической выразительности речи (ударения, паузы, интонация).

2. Виды пауз, их характер и зависимость от содержания и формы произведения.

3. Логическое ударение. Закономерности выделения логически ударных слов. Логическая мелодия, логическая перспектива.

4. Принципы системы Станиславского.

 

 

 


В процессе обучения учеников выразительного чтения необходимо постоянно помнить и акцентировать на этом ученикам, что, читая, нужно воспроизводить не просто слова текста, а его мысли, логический смысл. Для этого необходимо овладеть средствами логико-эмоциональной выразительности чтения.

Средства логической выразительности чтения - это совокупность компонентов, без осмысления и учета которых невозможно передать логического и эмоционального (внутреннего, психологического) содержания речи.

Компоненты выразительности чтения:

1. Паузы, их функциональные разновидности и продолжительность.

2. Логические ударения (тактовые и главные).

3. Мелодика и ее основные ходы.

4. Темп.

5. Позы, мимика, жесты.

Любая мысль, собственная или чужая, может быть выражено и воспринято правильно, когда говорящий правильно использует все компоненты речи (фонетические, лексические) и интонация (Интонация - это и есть органическое единство пауз, логической и эмоциональной функции ударений, мелодики, темпа, ритма и голосового тембра.

Действительно, как бы досконально не было составлено, написано выступление, беседа, рассказ, который если они не будут переданы с соответствующей интонацией, то старания окажутся напрасными, напрасными.

Интонация само собой не существует, а взаимодействует с логико-эмоциональным содержанием и лексико-грамматическим строем предложения.

1.Перший компонент логической выразительности - пауза.

Пауза (лат.рауsa) - остановка между речевыми тактами, отдельными словами и слогами слов. Согласно содержания, чувств и цели высказывания, обстоятельств, места и времени, в которых осуществляется это высказывание принято разделять паузы на:

а) синтаксические;

б) логические;

в) психологические;

г) ритмические (стихотворные);

д) физиологические.

Синтаксическая - пауза, вызванная синтаксической структурой предложения, переданная с помощью пунктуации, зависит от характера разделительного знака.

. ! ? всегда соответствуют паузам, поскольку означают границу между высказываниями.

; - : тоже обязательная пауза.

С , бывают разные случаи, она требует внимания. Бывают случаи, когда по требованиям пунктуации запятая нужна, а пауза - нет (Запятая при обращении в середине и в конце предложения) - это традиция произношения) вставные слова, краткие сравнительные обороты, повторяющиеся слова.

Следовательно, синтаксический аспект выразительности - неполный, немощен, недостаточный.

Логическая пауза-это остановка, которая обусловлена конкретным содержанием.

Важную роль играют и логические паузы ( в собственной речи и при чтении наизусть произведения) они выражают личное отношение говорящего к висловлюваного.

(Хорошо, / закрой дверь Хорошо закрой дверь.).

Два случая обязательной паузы:

1) 1) Между распространенными группами подлежащего и сказуемого

Ревет и стонет / Дніпр широкий.

2) Перед союзами и (и), и.

Вот налетит ветер и начнет безжалостно срывать осеннюю красоту опечаленного клена.

3.Психологічна пауза - остановка в начале, в середине или в конце фразы, которая оправдывается психологически и сосредотачивает, задерживает внимание слушателей на важных моментах содержания текста и вызывает определенное настроение - переживания, аналогичные автору, его героям и самому чтецу.

Они могут совпадать с логическими паузами, ритмичными, но в таких случаях они только продолжают их продолжительность (минимум //).

Логическая пауза служит уму, психологическая чувству (Станиславский).

Задачи психологической паузы как средства воздействия на слушателя сводятся, во-первых, к тому, чтобы сосредоточить внимание слушателей на важности содержания слов, что будут после нее, вызвать определенные переживания, и, во-вторых сосредоточить внимание слушателей на важности содержания уже сказанных слов и дать возможность слушателям их воспринять, пережить.

Различают разновидности психологической паузы:

1.Пауза настороженности. Она сопровождается, стимулируется возгласами: „Ах!", „Тсс!", „Стой!" ..., которые передают удивление, удивления, сомнения, страх. ( Тсс! Кто-то крадется к нам).

2.Пауза эмоционального усиления. Делается между повторяющимися словами и служит своеобразным переключателем на усиление эмоционального заряда этих слов. Например: Едет, // едет! - хором подхватила детвора (радость). Прочь. Ш Сгинь - простонала Ульяна (гнев).

3.Пауза припоминания. Показателем паузы есть ... Слова после паузы характеризуют упомянутое.( И куда же она делась? ... Кажется, я отдал ее Володи).

Различают еще паузы умолчания, эмоционального порівнення, сожаления, размышлений, запугивания, принуждения, напряжение.

Итак, психологические паузы

а) является средством передачи психологического содержания текста и собственной речи;

б) концентрируют внимание чтеца в процессе подготовки и при чтении текста, а также внимание слушателей;

в) побуждают к осмыслению внутреннего содержания текста с позиций автора.

4.Віршова (ритмичная) пауза - остановка в конце віршового строки только при переносе из него мысли в следующую строку (нет знака препинания). В других случаях совпадает с синтаксической, логической. Она передает ритмически организованную язык стихотворения. (Стихи Т. Шевченко).

5.Фізіологічна пауза - остановка, обусловлена не переживанием, а физическим состоянием персонажа (усталость, одышка, природное заикание), что характеризуется переривчастістю языка. На письме эти паузы передаются тире, многоточием.

Однако помним, что физиологическая пауза передает физическое состояние персонажа в определенной ситуации, но не должна характеризовать физическое состояние самого чтеца.

Продолжительность пауз. Для правильного выражения определенной мысли имеет значение не только наличие пауз, их характер и продолжительность.

Продолжительность логической, ритмичной, психологической, физиологической пауз диктуется их содержанием, чувством, обстоятельствами.

Синтаксическая пауза имеет определенный грунт - разделительный знак.

Однако учитываются конкретные ситуации по продолжительности:

а) короткие / 1 сек.;

б) средние / 2 сек.;

в) длинные / 3 сек.

2.Логічні ударения. Паузы членят наше вещание на речевые такты. Логические ударения выдвигают на 1 план самые важные слова.

Логическое ударение - такой акцент, которым выделяются слова, которые несут наибольшую смысловую нагрузку фразы. ( В речевом такте - 1 логическое ударение). От места логического ударения меняется смысл предложения. Например, вопросительного. Мы пойдем в музей сегодня?

Олейник выделяет тактовый и главный логические ударения.

Законы логического акцентирования:

1.Правило о новое понятие. Логическое ударение падает на слово, что называет явление, личность, которые впервые встречаются в тексте.

2.Правило противопоставление. Отмечаются слова, которые противопоставляются. Первое - произносится с повышением тона, второе - со снижением. ( Солнце светит, и не греет).

3.Правило сравнения. Ударение падает на тот предмет, с которым сравнивается то, о чем идет речь.

Почему твои устонька - тихая молитва,

А твое сердечко острое как бритва.

4.Правило перечня - логическим ударением выделяются все слова, что перечисляются.

3.Темп речи.

Важным средством логической выразительности является изменение темпа.

Темп (tempus - время) - мы понимаем как скорость, определенное движение. В речи - это скорость, которая измеряется количеством произнесенных за секунду складов.

Темп замедляется или ускоряется за счет удлинения или ускорение произношения.

Темп обусловливается жанром произведения, его содержанием.

Например, эпические произведения, в частности народные думы читаются в медленном темпе. Драматические поэмы с их напряженностью действия читаются быстрее.

Конкретных правил выбора темпа нет, все зависит от характера фраз, текста.

Существуют только определенные общие рекомендации:

а) быстрее читаются высказывания, передающие радость, волнение, напряженность, быструю смену событий.

„Утро в лесу". Начало - темп медленный, дуга часть - ускоренный.

б) Вставные слова, предложения.

Там отец, плача с детьми

(а мы малые были и голые)

Не выдержал превратностей судьбы -

Умер на барщине.

Медленнее читается, все, что связано с грустью, печалью, журливістю, с медленной сменой событий во времени. (Проходят дни ...).

Обозначение на письме.

На полях страницы напротив строк, записываем: „быстрее", „медленнее", „умеренно". Сами фразы, подлежащих изменению темпа, выделяют значками ? начало фразы, конец фразы ?. Если изменения темпа касаются только отдельных слов, то используются подстрочные знаки: замедление, ускорение.

Принципы системы Станиславского.

Теоретической основой курса выразительного чтения является классическая система К.станиславского. Существуют различные взгляды относительно применения творческого наследия Станиславского в теории и практике выразительного чтения. Стоит отметить, что у самого режиссера срок система относительно его теорий вызвал возражения. „Никакой „моей" и „твоей" системы не существует. Есть одна система - органическая творческая природа. Другой системы нет".

(История освоения наследия выдающегося режиссера).

Отношение к наследию выдающегося режиссера было диаметрально противоположным. Ее то совершенно отрицали, то, наоборот, считали основой исполнительского мастерства.

Сроки Станиславского: словесное действие, подтекст, сквозная действие, творческая задача, сверхзадача.

Принципы системы Станиславского.

1.Принцип искренности переживаний. Чтец(ученик) должен искренне и непосредственно воспроизводить чувства, переживания автора, героя.

Для этого ученик должен проникнуться этими чувствами. Для этого учитель должен создать такую атмосферу, которая бы дала возможность ученикам почувствовать автора. То есть учитель должен:

а) сам хорошо выполнить текст;

б) убедительно и интересно рассказать о поэте и обстоятельства написания произведения;

в) вызвать учеников на резвый анализ, - обмен мнениями по поводу прочитанного. Все это должно разбудить детское воображение, которое и породит ответные чувства.

2.использование творческого воображения детей, так называемых манкив, с помощью которых можно вызвать („выманить") чувство, „что скрывается в тайниках души".

3.Вміння владеть собой. Часто публика (класс) вызывает испуг, конфуз, застенчивость. Необходимо создать на занятиях атмосферу непринужденности, доброжелательности, дружбы, искренности.

4.Відкидання шаблонов, возражения рецептуры, которая бы обеспечила успех. Вдохновение нельзя сфабриковать. „Система" этого не делает, она лишь готовит для него благоприятную почву.

5.Заперечення фальшивости, ужимки.

„Словесное действие". Действие, активность является главным в произведении и в искусстве актера. Обращаясь к коллег и учеников он требовал превращать слова в действие „Словесное действие" является неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности учителя.

„Подтекст" - это основа поисков правильной интонации согласно замыслам автора.


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Буяльский Б.А. Поэзия устного слова. - К., 1990.

2. Капская А.И. Выразительное чтение на уроках литературы. - К.,1980. - С.22-35.

3. Олейник Г.А. Выразительное чтение. - К., 1995.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

5. Симонов В.П. Метод Станиславского. - М., 1962.

6. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - К.,1953.