Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Техника речи



 
ПЛАН

 

1. Речевой аппарат. Профессионально-гигиенические требования к нему.

2. Физиологическая основа речи - дыхание.

3. Основные свойства голоса. Их совершенствование.

4. Значение дикции в процессе выразительного чтения.

5. Орфоэпические нормы современного украинского языка.

 

 

Достичь высокого результата словесной действия (Станиславский) то есть эмоционального воздействия на слушателей во время чтения, речи является профессиональным долгом каждого учителя.

В связи с выразительным чтением постоянно употребляется термин „интонация".

Интонация - это сочетание 3-х компонентов живого языка 1) дикционная четкость и орфографическая грамотность; 2) логическая ясность; 3) эмоционально-образная выразительность.

Искусство выразительного чтения требует от исполнителя умения в совершенстве владеть речевым аппаратом (техникой речи). Для четкого воспроизведения содержания текстов надо выяснить логическую сторону интонации. А необходимость воспроизвести (в живом слове) чувства, переживания, настроения побуждает заниматься интонацией со стороны эмоционально-образной выразительности.

Техника речи, логика, чтение, эмоционально-образная выразительность - три неразрывно связанные взаимодействующие компоненты интонации. Техника речи - предмет сегодняшней лекции.

Буяльский вкладывает в термин „техника речи" такое значение - работа речевого аппарата, которая обеспечивает четкое произношение звуков.

Олейник Г.А.: Техника речи - владение речевым аппаратом, умение правильно пользоваться языком, речью.

Выделяет такие элементы техники речи: 1) дыхание; 2) голос; 3) дикция; 4) орфоэпия.

Строение речевого аппарата:

1) Органы дыхания - легкие, бронхи, трахея (дыхательное горло); нижний этаж речевого аппарата.

2) Вибраторы - голосовые связки (вибрируя под давлением воздушной струи, идущей из легких, они творят голос различной силы и высоты (гласные, звонкие, сонорные).

3) Резонаторы - гортань, ротовая и носовая полость ( верхний этаж), гортань - средний этаж.

4) Артикуляторы - язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо.

Активные - голосовые связки, задняя стенка глотки, язык, губы.

Пассивные неподвижные - твердое небо, зубы, носовая полость.

Органы дыхания непосредственного участия в звукотворенні не берут. У них (носовая полость) возникает воздушный поток, который создает колебания необходимы для создания звука. Струя воздуха из легких через трахею попадает в гортань (струя воздуха встречает преграду - голосовые связки). Голосовые связки под давлением воздуха вибрируют и играют решающую роль в образовании голоса. Из гортани струя воздуха вместе с голосом или шумом попадает на верхний этаж речевого аппарата - в надгортанні полости (глотка, носовая и ротовая полости, глотка (г, ґ).

Важнейший орган для образования звуков является ротовая полость.

2.Дихання.

В момент речи человек от обычного дыхания переходит на так называемое „языковое" : воздух выходит в надгортанні полости толчками. Их количество соотносится с количеством слогов.

Одной из причин быстрой переутомления голосотворчого аппарата является неумение владеть своим дыхательным аппаратом.

При обычном физиологическом дыхании соотношение вдоха и выдоха - 1 : 1, а при фонаційному (звукотворчому) - 1 : 10; 1 : 15; даже 1 : 30. То есть вдох должен быть активным и коротким, а выдох - продолжительным и ровным.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в работе дыхательного аппарата различают следующие типы дыхания : ключичне, грудное, діафрагматичне, комбинированное.

1.Ключичне - такое, при котором высоко поднимаются плечи, а за ними и ключицы, лопатки и верхние ребра. Оно неэффективно : заполняются воздухом только верхние участки легких. Встречается редко(аномалия) неприятное с эстетической стороны.

2. Грудное („женское" в театральной среде) в медицине - средне реберне. Имеет преимущества над первым, но не является идеальным. При нем расширяются средние ребра, втягивается живот, диафрагма не сокращается, нижний участок легких не включается.

3.Діафрагматичне (брюшное, абдоминальное) основывается на работе мышц диафрагмы. Сокращаясь, диафрагма оседает на брюшную полость, нижние ребра раздвигаются, живот подается вперед.

4.Комбіноване (грудно-брюшное) - используются все мышцы грудной клетки и мышц диафрагмы. В теории декламации его называют(правильное). Наиболее полно насыщает легкие воздухом, обеспечивает эластичную работу мышц диафрагмы при выдохе. Правильное дыхание. Его признаки : 1) глубокое ; 2)частое; 3)подчинено воле исполнителя; 4)незаметно.

Разделение схематический, условный, но учитель должен уметь определить тип дыхания ребенка, научить его управлять им. С одной стороны дыхание - акт рефлекторный, происходит вне нашего сознания (выполняет функцию газообмена, а с другой стороны - это процесс управляемый, поскольку связан с языком. Речи, чтения требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного, быстрого и незаметного пополнения.

Правильное дыхание, постановка его требует соблюдения таких требований.

1. Вдыхать глубоко носом и ртом.

2. Вдыхать незаметно (бесшумно).

3. Не переполнять запас воздуха, вдыхая его.

4. Незаметно пополнять его резерв при малейшей возможности.

5. Не задерживать дыхание в паузах.

6. Не тратить запаса воздуха до конца, чтобы не захлиснутись.

И учитель, и ученики должны помнить, что органы дыхания у них еще не сформированы окончательно (увеличится грудная клетка, четкость легких и дыхание станет глубже). Однако улучшать дыхание надо выработкой правильной осанки при сидении и ходьбе. (Есть три типа упражнений за Олейником. С.18-23). Капская тоже предлагает ряд упражнений).

О том, насколько важным является голос для учителя свидетельствует тот факт, что голос является главным его инструментом. Однако не всякий голос может удовлетворить требования выразительного чтения „Даже красивый голос без специальных тренировок не сможет преодолеть трудности, которые ставит выразительное чтение.

Станиславский: „Хорошие разговорные голоса встречаются редко. А если они и случаются, то бывают недостаточны своей силой и диапазоном. То есть над развитием голоса надо работать.

У детей, и у учителей встречаются определенные недостатки голосов: слабость, вялость, сиплость, хриплисть, гнусавость, верескливість. Такие голоса неприятно воспринимаются на слух, утомляют, а то и раздражают слушателей. Учитель как и чтец-профессионал должен разбираться в особенностях голоса, уметь над ним работать, чтобы усовершенствовать, развить его природные свойства, качества то есть уметь поставить его себе, а потом и в учеников.

Процесс создания голоса неразрывно связан, как было сказано выше, с голосом (голосовые связки под давлением воздуха творят голос).

Голос имеет такие свойства:

Природные: сила, высота, тембр, диапазон.

Приобретенные: темп, полет, звучность, гибкость.

Сила - определенный степень громкости звучания голоса зависит от напряжения воздушного потока, идущего из легких (не надо путать с крикливостью голосистістю). Сила голоса базируется на силе воли, характера, чувства. Регулируется произвольно.

Высота - тональные возможности. Зависит от частоты колебания голосовых связок.

Диапазон - звуковой объем, предел от самых низких до самых высоких тонов звучания. Диапазон разделяют на 3 регистры: а) нижний (трахея, бронхи); б)средний; в)верхний (гортань, носоглотка).

Тембр - естественное звуковое окраску. Он зависит от анатомического строения речевого аппарата, что создает индивидуальные тембры голосов, отличных друг от друга.

Свойства, которые можно выработать в процессе тренировок:

Звучность(звонкость) - это свойство голоса, который звучит громко и четко. Надо наладить работу резонаторов и органов дыхания.

Темп - скорость чтения и речи (каждому человеку присущ определенный терморитм вещания, который она переносит в чтение. (Выработке тембра способствует умение различать и делать паузы (разного рода).

Полет - способность обеспечивать хорошее восприятие в любом конце помещения.

Подвижность (гибкость) - способность легко владеть 6-а рычагами тона: вижче-ниже, громче-тише, быстрее-медленнее (Острог орский).

Чистота речи - отсутствие недостатков. Их надо ликвидировать, устранять.

Придих - часть выдыхаемого воздуха не используется для создания звука, и создает шум (устраняется гимнастикой).

Хрипота, сиплость - вызванные аномалиями голосовых связок, требуют ликвидации.

Гнусавость (носовой оттенок) - болезнь или вялость малого язычка, прикрывающий вход в носовой полости.

Следовательно, поставленный голос - свободный от пороков, благозвучный, определяется силой, широтой диапазона, громкостью, выносливостью.

Внутренняя акустика отличается от внешней.

Гигиена голоса:

1. Не допускать высоты за пределы возможного диапазона, чрезмерной громкости и продолжительности.

2. Не допускать простудных заболеваний (острых хронических катаров верхних дыхательных путей, нервных сдвигов. Это приводит к заболеваниям голосотворних органов (ларингит - воспаление слизистой оболочки гортани, узелки на голосовых связках).

3. Не превышать дневные нормы голосовой нагрузки ( 4-5 акад. часов подряд), делать перерывы.

4. Делать профилактику носоглотки (полоскание ромашкой, эвкалиптом).

4. Значение дикции в процессе выразительного чтения.

Дикция ( лат.dictio - произношение) - четкое правильное произношение каждого речевого звука, артикуляция гласных и согласных. При неправильной дикции даже хорошо поставленный голос и умелое использование средств выразительности не обеспечат успеха чтецу, наоборот - приведут к негативным последствиям, поскольку школьники среднего возраста склонны к подражанию. Недостатки бывают разного характера (врожденные и (неприроджені) - небрежного пользования речевым аппаратом, гнусавость, шепелявость, картавость, сюсюканье).

Недостатков можно избавиться выполнением упражнений, устранить с помощью медицинского вмешательства. В детском возрасте это не составляет трудностей.

Учитель как и артист должен владеть речевым аппаратом.

5.Орфоепія - (правильное вещание) orthos - правильный, epos - речь - система общепринятых правил, определяющих единую правильное, литературное произношение.

Дикция - это правильное четкое произношение звуков, то орфоэпия - правильное произношение звуков в фонетическом окружении.

ОТКЛОНЕНИЯ

1.М'яка произношение шипящих.

2.Підміна звука [и], [ы] [ы] - Закарпатье (сдвиг под влиянием говоров.

3.Мікрохвон, хвормула, хверма [ф].

4.була, ходила.

5.Пропедевтичний в.( воко).

6.Зара, тра, мона, бурак.

7.Наголоси.

Соблюдение норм литературного произношения имеет большое значение, составляет один из существенно важных показателей общей культуры личности, дает возможность эффективно пользоваться литературным вещанием в различных сферах общественной практики: быт, учреждения образования, культуры, науки, государственного управления.
ЛИТЕРАТУРА

 

1. Буяльский Б.А. Поэзия устного слова. - К.,1990. - С.20-30.

2. Олейник Г.А. Выразительное чтение. - К., 1995. - С.14-38.

3. Капская А.И. Выразительное чтение. - К., 1986. - С.15-22.

4. Современный украинский литературный язык / под ред. Гриценко. С.13-16.