Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВАСИЛИЙ БАРКА

Художественное воспроизведение голодомора 33-го года, как страшной трагедии украинского народа

(по роману «Желтый князь»)

IV вариант

Голодомор... Жуткое слово. Страшное оно не только тем, что означает трагедию, смерть, гибель многих людей, а и тем, что эта гибель - часть чьего-то нечеловеческого замысла, что она устроена искусственно. Невозможно представить, чтобы кто-то мог спланировать страдания миллионов людей, спокойно смотреть на эти мучения и еще и говорить: «Жить стало лучше, жить стало веселее». А так же и было! Завершив свою ужасную расправу над украинским народом, палачи пытались стереть саму память об этом преступлении, закрыть рот писателям, заставить писать дифирамбы партии и «мудрым вождям». Но правда не может исчезнуть, ибо она бессмертна. И теперь эта правда говорит к нам со страниц многих книг, а самая большая из них (по моему мнению) - «Желтый князь» Василия Барки.

Каким холодом веет от небольших страниц тоненькой книжечки под странным названием «Желтый князь»! Читая ее, словно погружаешься в какую-то страшную сказку, жуткий сон, после которого просыпаешься в бреду.

Осень 1932 года. На селе тревога и мрачность, что переходит в отчаяние - у всех взято зерно, еды едва-едва хватит, чтобы прожить зиму, а по домам снова ходят бригады вооруженных щупами и постановлением ЦК - выискивают последние крохи. Мир сошел с ума: церковь закрывают, комиссии переворачивают дом вверх ногами, выбрасывают детей из люлек в поисках крупиц на кашу; извлекают из печи горшки и разбивают их, прерывают сады и огороды - не спрятано ли там зерно? В душах тьма и боль - за что? За что убивают всех физически, а детей сначала еще и духовно, уча ненависти к родителям, расшатывая устои морали, сложенные веками? За что?

Зима 1932-1933 pp. Село погибает. Люди мрут, как мухи, в поисках спасения пытаются уехать из родного села. И здесь их тоже ждет смерть в виде упитанных охранников у мельницы, что безжалостно расстреливают несчастных; дежурных на станциях, которые отбирают драгоценные крошки муки, что люди смогли выменять на ткань, ткани, рубашки. Что слезы, мольбы, когда перед тобой слуги вождя народов, партии, желтого князя! Не зли их, молча ложись и умирай, а не хочешь - будет тебе «геенна огненна». Кто мог придумать такое, кто мог додуматься сбрасывать в пропасть облитые смолой и подожженные сосновые стволы, а сверху - живых людей, да еще и покрыть все это новым слоем огромных факелов? Кто?!!

Ревут метели, а могил становится все больше. В братские могилы ложатся старые и малые, и те, кто еще вчера были сильными и здоровыми, кто хотел жить, верил в светлое будущее, готов был строить новую страну! И так было не только с Мироном Катранником, но и со всем народом, стоявший одной ногой в гробу, а сам склонялся в покорном поклоне перед наместником сатаны - «отцом народов».

Зазеленели деревья весной 1933 года, буйно выросла трава, сдобренная человеческими трупами, никем не погребенными. Кое-кто изменил свое ежедневное меню на крапиву, лебеду, кто уже был не в состоянии адекватно оценивать окружающую действительность, другие пережили весь ужас голода без безумия, пытаясь помочь ближнему (как Андрей, что угостил совсем незнакомую ему женщину сусликом - своей единственной надеждой на спасение). Выросла пшеница, но и ее нельзя съесть крестьянину, за горсть сорванных колосков - 10 лет лагерей. Жатва в разгаре, а жать нельзя, ведь «сколько снопов на поле, столько и трупов».

Но жизнь продолжается, хотя в душе, наверное, навсегда останется страх перед этим годом, что даже имел собственный календарь: сентябрь - розбоєнь, октябрь - худень, ноябрь - пухлень, декабрь - трупень, январь - могилень, февраль - людощень, апрель - чумень...

Вот она - трагедия украинского народа, показана Василием Баркой во всех ужасных подробностях на примере одного-единственного села Кленоточі. Вот она, перед нами, поэтому давайте помнить о ней, чтобы не допустить ее повторения. Помни о смерти, чтобы лучше была жизнь.