Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Язык - основа духовной жизни народа Украины

 


Язык - основа духовной жизни народа, потеря ее, как сказал великий украинский писатель Панас Мирный, "смерть для его души".

Как нам известно, нет ни одного общества, которое бы не знало языка, которое бы не обладало этим важнейшим средством человеческих отношений; ею постоянно пользуются люди в своей трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели; без языка не может существовать любое производство, не могут развиваться техника, культура, наука, искусство; с помощью языка люди выражают свои мысли и передают их другим людям; с помощью языка человечество хранит и передает новым поколениям накопленный опыт.

Без языка вообще не может существовать человеческое общество.

Интересным и нерешенным вопросом является установление времени возникновения украинского языка. В украинских учебниках, справочных и других изданиях можно прочитать информацию, что в четырнадцатом веке, после падения Киевской Руси сформировались три восточнославянские народности, а значит соответственно и три языка. А до четырнадцатого века эти народы якобы пользовались древнерусским языком. Но, рассматривая фольклор, мы говорим, что богатейшая обрядовая поэзия (щедровки, веснянки, купальские песни) возникла еще в дохрихристиянські "языческие" времена, еще до возникновения Киевской Руси. Прочитайте образцы обрядовой поэзии, и вы убедитесь, что она создана исключительно на украинском языке. А когда так, то и язык наших предков-язычников с тех давних времен была украинская, конечно, чем-то отличная от современной.

Поэтому, признавая разумность и справедливость классического утверждения о Киевской Руси как колыбели трех братских народов - русского, украинского и белорусского, следует иметь в виду тот неоспоримый факт, что ни одно из этих трех младенцев "никогда не качалося по всей люльке, а каждое мало в ней четко отведенное историей свое место", а следовательно, имело свой язык, отличную от двух других определенными диалектными особенностями.

Итак, украинский язык не создавалась ни в XIV, ни в XV, ни в XVI, ни в XVII веках, ибо она и ее диалекты уже были созданы в течение многих предыдущих веков. Она только в чем-то менялась, развивалась и совершенствовалась.

Решающим фактором сплочения украинских племен в украинскую народность было создание первого Украинского государства с центром в Киеве.

Важной потребностью в условиях большого государства стало возникновение письменного языка. Живом русском языке не суждено было сразу стать письменным. С принятием византийского христианства Украина получила готовую книжную язык, древнегреческий язык церковных книг. Однако в устах украинского духовенства эта речь набрала отдельного, украинского, окраска. Вспомним древнейшую сохранившуюся памятник украинской письменности "Слово о полку Игореве". Видно, что автор хорошо знал и книжный, и народный варианты языка, потому что сквозь канву старославянского явственно проступают элементы живой народной речи.

С другой стороны, язык церкви и духовенства влияла также на массы украинского народа, которые привыкали к церковнославянских слов и выражений, и употребляли их в повседневной речи.

Наша украинская речь мелодичная и неповторимая потому, что вобрала в себя гул полей, лесов и морей нашей земли. Она переткана калиной, барвинком и вишневым цветом. Наша языковая традиция достигает далеких до княжеских времен. А в Киевской Руси наше слово полновластно зазвучало на государственном уровне. Повсеместной потребностью стали школы, возникли типографии, и показались не только духовные произведения, но и учебные пособия, научные трактаты.

Сейчас украинский язык оживает в школах и детских садах, на телеэкранах, на высоком уровне государственного общения. Лелеяли, холили и лелеяли, помогали жить ей все эти сложные времена, когда наша речь была на грани исчезновения, охранники слова - украинские писатели-патриоты.

Максим Рыльский призывал в своих произведениях и научных трудах быть внимательными к родному языку. Блестящий знаток ее сокровищ, он обращался до современников и будущих поколений.

Как росток виноградной лозы,

Лелейте язык...

...Чище от слезы

Она пусть будет.

Кто-то из великих говорил: "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек". А когда это родной язык? Когда многим украинцам нужно заново учиться быть гражданами в своей стране, а, следовательно, и уважать государственный язык? М.П.Рильський писал еще в те далекие годы:

Мужай, прекрасная наша мово,

Среди прекрасных братских языков.

А как актуально они звучат до сих пор!

Обвинения в национализме в те страшные времена было равносильно смертному приговором. А мужественный певец "рабочей ране", В. Сосюра писал крамольные: "Расстрелянное Возрождение", "Юноше", "Мазепа"... Стихотворение "Юноше" адресован молодым. А значит и нам, грядущему поколению:

Листке подобный над землей,

Что ветер с дерева зрива,

Кто язык матери своей,

Как сын неблагодарный, забывает.

Эти пылкие слова словно написанные сейчас, так они актуальны.

Роль слова, родного языка в жизни народа посвящает В.Сосюра поэзию "Я знаю силу слова", которая вошла в сборник "Поэзия не спит".

В ней Сосюра создает образ слова, которое проникает до человеческих сердец скорее от лучей.

Мы счастливы и горды тем, что на белом свете есть настоящее чудо калинове - наша певучая украинская речь, является роскошный художественный мир, созданный умом и сердцем славных сыновей и дочерей.

Нам, украинцам, надо лелеять родной язык, беречь ее, учить своих детей, внуков, правнуков, - все делать для расцвета украинского слова, песни, изящной словесности.

Могут гибнуть села и города, дворцы и соборы, бывает - даже гибнут могучие государства, однако эти потери не всегда обрывают саморазвитие народов. Ибо они - лишь отдельные грани их жизни.

Украинское слово умирало с голода, и бедствовало, плакало за осужденным, но возрождался, и пока у народа оставалась язык - его сердце снова оживало и смеялось.

Главной задачей нашей языково-культурной политики должна стать широчайшая популяризация через средства массовой информации украинской культуры и государственное содействие развитию всех ее форм. И, конечно, показ телевизионной продукции других стран в украиноязычных переводах.

Только популяризация украинской культуры в разнообразных жанровых и стилевых формах вместе с русскоязычной адаптацией иностранной телепродукции способна поднять престиж украинского языка, способствовать пассивном ее усвоению и, таким образом, остановить процесс отмирания живых форм бытования языка.

Для человека любой нации высший смысл жизни - в том, чтобы не чураться своего рода-племени, не стесняться происхождения, никогда не забывать родной мови.Треба чтить предков, знать их историю, дорожить корнями ,от которого и пошло наше жизни. Разве мы можем это допустить ?

Язык - это дума народа. Это простая и вместе с тем правдивая истина. Если забывается язык, то народ, который пользовался этим языком, исчезает, но не физически, а морально. Украинский язык - один из самых красивых и милозвучніших языков мира. Много разных писателей со всего мира прославляют украинский язык. Вот некоторые высказывания по этому поводу: "Язык - это оружие", "Не бойтесь заглядывать в словарь, это пышный овраг, а не печальное пропасть". Художественную культуру человечества, его мораль и эстетичность украинский народ обогатил своими историческими песнями и думами. Мы не должны потерять такую хорошую язык, потому что мир потеряет одну из лучших жемчужин своего клада.

Для каждого человека родной дом - это место, где можно отдохнуть от забот, это защита от невзгод, это ощущение поддержки близких людей, их теплое, ласковое слово. Слово, речь - это то, что дает нам возможность выразить свои чувства, мысли. Наш язык - украинский, потому что земля наша - Украина.