11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВАСИЛИЙ БАРКА
Художественное воспроизведение голодомора 33-го года, как страшной трагедии украинского народа
(по роману «Желтый князь»)
И вариант
Есть в истории нашей страны страницы, которые почему-то и не хочется вспоминать, настолько они страшные, настолько ужасают всех своим натурализмом и, к сожалению, ганебністю. Это, в частности, голодомор 1933 года. Но о нем надо помнить, чтобы не допустить повторения, которое может навсегда прекратить написание новых страниц украинской истории.
Жили на украинской земле писатели, которые не захотели молчать о страшных событиях 1933 года, которые не захотели прославлять советскую власть, которая и была инициатором этого, и написали правдивые произведения. И Василий Барка, и Иван Багряный, и Улас Самчук хотели открыть людям глаза на страшные преступления против украинцев, на огромную несправедливость, когда одна нация пытается уничтожить другую. Только за что?
Читаешь страницы многих романов разных писателей о страшных годах голодомора, - и сердце обливается кровью. Вот что пишет Василий Барка: «В селе Кленоточі люди умирали, как и везде на Украине, - их хлеб и всякую пищу забрано, а самих брошена на верную гибіль; ибо государство, использовав силу против них, как смертельный противник, отняла, кроме продуктов, также возможность заработать на жизнь». Везде ждет смерть людей; выглядывает из-под каждого куста, вирячившись своими безумными глазами. Если не умер от голода, то заберут тебя - во время вылазок к мельнице, во время штурм поездов, во время облав в городе - и бросят сгорать или в пламени кровавых издевательств, в загравах настоящих пожаров, специально сделанных, чтобы избавиться как можно больше украинцев.
Украина обезумевшая, сошла с ума, не выдержав нашествии и поветрия. Люди умирают, как будто сдают план по мертвецах - всюду, везде. Падают, словно подкошенные, и в последний раз тяжело вздыхают. Когда весной 1933 года сходил с земли снег, то везде можно было увидеть умерших, которых никто пока не собирался закапывать.
Крестьяне искали спасения в городе. Пытались поменять на последние вещи хоть немножечко муки, хотя бы даже лузги. Но и здесь им не везло. В городе их ждали облавы, во время которых забирали все муку. Много людей от этого потеряли разум, ведь отнимали последнее, то, что должно было продержать хоть немного больных и голодных детей. И это еще не все. Когда кто-то из крестьян пытался ехать поездами, ища себе работу, их хватали и бросали к обрывов с горящими дровами - живьем жгли людей. Или даже забирали в «подпольных м'ясорубень», откуда никто не выходил. Украина превратилась в лагерь мертвецов, «раздавленная, раскромсанная, обезличена, в чесотке, в грязи... отчаянии!., голодная!., безвыходная!., бесперспективное!..»
Чтобы выжить, не умереть от страшного голода, крестьяне ловят и едят всякую живность. Не стало слышно лая собак, исчезли кошки, даже мыши прятались от голодных людей. Крестьяне 'ели все: сусликов, воробьев, даже шпаків. ели, чтобы однажды не встать с кровати, потому что этого было очень-очень мало. Особенно, когда рядом смотрят на тебя голодными глазами маленькие дети. Хотя и их было уже очень мало в селах. Они, как и старые люди, умирали первыми, как будто-перед делясь с более сильными взрослыми своими пайками. Так было и в семье Катранників из романа В. Барки «Желтый князь». Первой умерла старая бабушка, потянув за собой старшего сына Дарьи и Мирона - Николая. Мирон, который очень любил свою семью, пытался помочь ей выжить. Но тщетно. Скоро уже и его хоронили напуганные, голодные Дарья и Андрей. За ним была похоронена и дочь Елена. Да и сама Дарья не долго продержалась...
Невозможно остаться спокойным, читая эти страшные страницы, которые словно наполненные кровью невинно погибших людей. Или кто-то из них мог хотя бы предположить, что им, которые всю жизнь работали, не покладая рук, придется искать какое-то корни, чтобы сварить себе еду? Когда их будут называть кулаками или підкуркульниками зато, что они не хотят отдавать последний хлеб, который остался для малых детей или свеклы, спрятанных от прожорливого ока «желтого князя»? Невозможно себе даже представить, что такое происходило в нашей стране. Но этих кровавых страниц уже нельзя вырвать из нашей памяти - они срослись с нами, с нашими семьями. Они останутся с нами, как страшная предостережение: это не должно повториться!