Статья
Украинский язык за два последних века и в наше время
План:
І.Роль языка в жизни народа.
ІІ.Розвиток украинского языка за два последних столетия.
1.Репресивні меры российского правительства относительно украинского языка в IXX:
а)Валуевский циркуляр;
б)Эмский указ;
в)иные запреты и притеснения.
2.Праця писателей на ниве родного языка.
3.Значення Шевченкового слова для развития родного языка.
4.Умови развития украинского языка в XX в.
а)положение родного языка за коммунистического режима;
б)современная языковая ситуация в Украине.
ІІІ.Віра в бессмертие "народной души".
-Уважаемые ровесники. Настало время, когда нам надо серьезно задуматься не только над жизнью, но и над судьбой народа, ведь каждый из нас - его частичка. Тема нашего реферата очень важна , потому что речь идет о «больше всего и дорогой добро народа - его язык.
Язык - основа духовной жизни народа, потеря ее, как сказал великий украинский писатель Панас Мирный,- «смерть для его души».
Именно поэтому его захватчики Украины, желая сломить свободолюбивый дух украинского народа, проводили политику преследования нашей мови.Особливо много испытаний она потерпела в ХІХ-ХХ веках...
Самое большое и дорогое добро у каждого народа - это его язык, та живой тайник человеческого духа, его богатая сокровищница, в которую народ складывает и свою давнюю жизнь, и свои надежда, ум, опыт, чувства.
Украинское слово не просто заявило о своем воскресении: оно доказало на полный голос, что не півладне ни русіфікації, ни полонизации, ни онемечиванию..,что оно - великое слово великого народа, что оно - неасиміляційне . . .
На его гордо поднятую голову посыпались процессы, циркуляры, указы...
1874рік.Судовий процесс над Кирилло - Мефодієвським братством...подвергал коллективном осуждения, коллективным репрессиям украинский язык как таковой.
А результат? «Кобзарь» - книга бытия народа и безсмерттия нации, «Черная рада» - первый исторический роман новой украинской литературы, и многотомные исторические труды, без которых не обходились...не обходятся и не обойдутся будущие специалисты исторической науки.
Главное направление удара по нашей речи шел через образование. Куратор П. Зилов от 1905г. до 1912г. закрыл 12 частных украинских гимназий, освободил 32 директоров и 927 учителей, а 822 учителей «перевел» до других школ. Когда 1905г. 1400 студентов Киевского университета подали петицию с требованием открыть в университете 4 кафедры украинистики с украинским языком преподавания, ректор ответил, что университет - это «общегосударственная институция» и в его стенах не может быть никакого языка, кроме русского.
1863р. от 18 июля - циркуляр Валуева.
«... никакого особенного малороссийскому языка не было, нет и быть не может...»
Произошло отмене барщины и полное закрепощение украинского слова.
Это закрепощение, собственно, его полное уничтожение усиливалось из года в год инструкциями ... высших сановников империи.
1876г.- Эмский каз.
Это был смертельный приговор украинскому языку: на виселицу с петлей на шее было поставлено даже фольклор - песенное творчество народу.Скасувалися и изгонялись из употребления слова : Украина, казак,Запорожская Сечь...
ХІХ ст. , обозначенное в развитии человечества, как век революций, гуманизма, весны человечества и народов, оказалось лютой зимой: украинский язык замерзала, как в леднике.
Как завелось между людьми писательство, то оно...помогло им развить свой язык, потому что между людьми оказались такие художники, которые всю свою жизнь приучили к сего дела. Одни составляли звонкие стихи, добавляя этим красоты и виращності произношения; вторые писали яркие рассказы, обогащая язык бессмертными образцами; третьи художники - выясняли великую тайну, что ее так много на свете! - и этим они распространяли человеческое знание.
Многие такие художники-писменники помогали каждому народу развить его речь и тем высоко возносили его ввысь среди других народов, ибо немало славится среди людей тот народ, у которого язык развитая и обогащенная произведениями всякого писательства.
Но мало найти язык, надо и самой языку еще найти щось.Треба суметь взорувати ее на чистом перводжерелі и надо так ее скресталізуватм, чтобы она лилась невсихаючим ручьем,- и вот Шевченко это сумел. Мало того , что он знал язык,- он знал что-то большее: знал дух языка...Что значит знать дух языка ,я покажу разве наприкладі.
Все мы знаем торжественный тон наших дум.Щось величественное, стали кованную, что-то божественное и піднімаюче слышится в них.І можно их подражать двояким способом. Можно написать характерные слова,выражения,комбинировать их более-менее удобно и слепить, в конце концов,нечто подобное дум.А можно совсем ее не подражать, не ставить ни одного взятого из дум слова - и все же приблизиться к первотвору ближе и вернее, чем при первом способі.І вот почитаем Шевченко:
В недельку в святую,
В досвітнюю час, В славном-преславному
Городе Чигирине
Зазвонили во все колокола,
С гаррмати стреляли.
Превелебную общину
Вместе созвали...
Какая сила,какая мощь залізокутих слов!И это человек писал не под непосредственным дыханием Украины, не на руинах Сечи где-нибудь, а в далеком Кос-Арале, среди пустынь киргизских, и это сильно подчеркивает, как глубоко было заложено в душу Шевченко основы украинского слова, когда он на чужбине приглянулся ткать из них такую замечательную ткань...
Украинскому слову со времен его возникновения... и на всех исторических путях приходилось нелегко.
В относительно либеральный (гинациду таки не было) хрущевско - брежневский период количество детей, которые учились в украинских школах, неуклонно уменьшалось. Этот процесс продолжался вплоть до самой кончины СССР. Если в 1985/86 учеб. Году на украинском языке обучалось 48, 2% детей республики, то в 1990/91 учебном году доля детей уменьшилась до 47, 9%. За пять лет «перестройки» прирост контингента русскоязычных учащихся превысил прирост русскоговорящего контингента в 2,7 раза.
Если учесть , что украинцы составляют почти 73% населения Украины,то каждый третий ребенок лишена возможности навчяатися родным мовою.Жодної школы нет в Крыму, где проживает по меньшей мере семьсот тысяч украинцев. В процентном отношении это больше, чем россиян в Украине в цілому.Однак по крымским « законом об образовании» обязательным предметом являются только русский язык, а русский будет изучаться по желанию.
Зато для русского языка создавались нешуточные привилегии. 1978г. ЦК КПСС и Совет Министров ведали постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию изучения и преподавания русского языка в союзных республиках», 1983г. вышло постановление «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию русского языка в общеобразовательных школах и других учебных заведениях союзных республик». В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1984) «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» писалось: «В национальных школах союзных республик выделяется дополнительно 2-3 часа в неделю в II-XI классах на изучение русского языка».
И тогда, когда срудовані идеологи монархии уже и не собирались справлять панихиду над украинским словом,потому гробокопатели хорошо потрудились до них,вдруг зазвучал живой смех Энея, мир потрясло «Ревет и стонет Днепр широкий...» и из-под мутных волн всплыла, чтобы уже никогда непотонути, волшебная « Русалка Днестровая».
От 1926 до 1989 г. русское население Украины увеличилось с 2 677 166 до 11 355 582 человек, то есть в 4,2 раза, а украинское - после всех возз'єднань! - с 23 218 860 до 37 419 053 ( в 1,6 раза).
Все беды нашего народа пошли , может, от того, что наши работники решили вопрос языка и стали пахать чужой переліг.А между тем народ, что жил тысячу лет и творил свою речь, и говорили им поколения, прилагая каждый свой кирпич, этот народ имел право надеяться, что к нему обратятся на его языке. И тот,кто это сделает, кто сумеет собрать сокровища той языка и воротить самому народу в облагороженій форме, - то тем самым примет для своих произведений такого цемента, который не даст им развалиться века.
Речь такая же живое существо, как и народ, который ее создал, и когда он бросит свой язык то уже будет смерть для его души, смерть ради всего того, чем он отличался от других людей. Он должен будет погибнуть - стать другим народом.
Список использованной литературы:
1. Панас Мирный «Родная речь»
2. Борис Харчук «Слово и народ»
3. « О языке»
4. Гнат Хоткевич «Этим Шевченко великий»
5. В. Иванишин, Я. Радевич-Винницкий «Язык и нация»
|
|